Урок "Внешняя политика России при Николае I. Крымская война
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Фомина Алла Витальевна

Причины поражения феодально-крепостнической России в Крымской войне показываются не только как результат выступле­ния против нее коалиции держав, но и, в первую очередь, как ре­зультат столкновения двух систем: с одной стороны - отсталой феодально-крепостнической (Россия), а с другой - прогрессивной (капиталистической) (Англия и Франция).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_10_klass.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки 24-25. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПРИ НИКОЛАЕ I. КРЫМСКАЯ ВОЙНА

Класс: 10

Цели урока: продолжить формирование понятия о кризисе феодально-крепостнического строя в России; дать понятие о том, что кризис крепостнического строя определял внутреннюю и' внешнюю реакционную политику Николая I, что внешняя политика является продолжением внутренней политики; уяснить причины Крымской войны, ее характер; уяснить, что причины поражения царской России в Крымской войне обусловлены в первую очередь экономической отсталостью феодально-крепостнической России; сделать вывод о том, что поражение царской России в Крымской войне явилось тем катализатором, который ускорил созревание всестороннего кризиса крепостнической России и, безусловно, способствовал росту революционного движения в стране; что необходимость отмены крепостного права стала еще более очевидной для общества, а также для многих представителей правящего класса; что внешнеполитическое влияние царизма было подорвано и он уже был не в состоянии играть роль жандарма в Европе; развивать умение составлять таблицы, хронологические таблицы.

Тема героизма, мужества и стойкости русских солдат, матросов, офицеров, генералов и адмиралов в Крымской войне на данном уроке должна служить военно-патриотическому воспитанию учащихся.

• Основные понятия: Восточный вопрос, мюридизм, имам, конвенция, интервенция.

Наглядные учебные материалы: диафильм «Крымская война»; карта 12. «Крымская война»; картина художника В. Ф. Подковыркина «Адмирал Нахимов на Малаховом кургане».

Ход урока

I. Изучение нового материала. Методические рекомендации по проведению урока

Этот урок весьма велик по содержанию и по объему, поэтому целесообразно начать его с объяснения нового материала, особое внимание при этом уделить центральному вопросу – Крымской войне.

Крымская война должна изучаться во взаимосвязи двух ее сторон - внешнеполитической и внутриполитической.

Причины поражения феодально-крепостнической России в Крымской войне показываются не только как результат выступления против нее коалиции держав, но и, в первую очередь, как результат столкновения двух систем: с одной стороны - отсталой феодально-крепостнической (Россия), а с другой - прогрессивной (капиталистической) (Англия и Франция).

К концу урока необходимо подвести учащихся к выводу:

- поражение России в Крымской войне, обнажив до предела гнилость феодально-крепостнического режима и показав экономическую отсталость России, способствовало росту революционного движения в стране;

-  необходимость отмены крепостного права в России стала очевидной для всех;

-  внешнеполитическое влияние российского царизма было подорвано, и он уже был не в состоянии играть роль жандарма в

Европе.

Объяснение-рассказ учителя о сражениях Крымской войны, и особенно о героической обороне Севастополя, должен быть образным и эмоциональным.

Для этой цели можно использовать и порекомендовать учащимся для чтения замечательную художественную литературу, например: Л. Н.Толстой «Севастопольские рассказы», С. Сергеев-Ценский «Севастопольская страда» и другие.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Охрана абсолютистских порядков.

2. Восточный вопрос.

3. В преддверии Крымской войны.

4. Крымская война 1853-1856 гг.

Объяснение учителя.

1.  Охрана абсолютистских порядков. Как мы уже выяснили, внешняя политика, как правило, есть отражение внутренней политики. Для периода правления Николая I это правило особенно характерно.

При Николае I внешняя политика имела два основных направления:

1)  охрана Европы от революционной опасности (Россия -| жандарм в Европе);

2) решение так называемого Восточного вопроса.

Решение первой задачи Николаю I во многом удалось (например, подавление Венгерской революции). Польское освободительное движение 1830-1831 гг. также подавлено царскими войсками.

Николай I отменил польскую конституцию и объявил Польшу «неотъемлемой частью Российской империи».

В 1848-1849 гг. по Европе прошла волна революций. В их подавлении Николай I также принял активное участие. Совместно с султаном он подавил восстание в дунайских княжествах.

2. Восточный вопрос. В конце XVIII века явно обозначилось начало распада Османской империи. Входившие в ее состав славянские и другие нетурецкие народы все более активно вели борьбу за свою независимость.

Таким образом, возникновение так называемого Восточного вопроса связано с ослаблением Турции и возникшим в связи с этим соперничеством европейских держав за преобладание на Ближнем Востоке и на Балканском полуострове.

К этому времени резко усилилось английское влияние на Балканах. Не желая этого, Николай I активизировал политику в Восточном вопросе. Он, например, оказал помощь православным грекам в их борьбе против Турции. (Более подробно - читать на с. 174-175 учебника.)

3.  В преддверии Крымской войны. Николай I решил, что настала пора поделить наследство Турции.  Он считал, что ни Франция, еще не оправившаяся от революции, ни Австрия, якобы благодарная и обязанная России за спасение от революционных венгров, в борьбу не вмешаются.

С Англией Николай I рассчитывал договориться о разделе сфер влияния.

Однако Николай I жестоко ошибся.

Во Франции Луи Бонапарт стремился упрочить свое положение за счет победоносной войны, поэтому он охотно пошел на антирусский союз с Англией. Англия имела колонизаторские планы на Ближнем Востоке и соперничала здесь с Россией. «Благодарная» же Австрия также препятствовала России. Турция, подталкиваемая Англией и Францией, стремилась к войне с Россией, чтобы сохранить свои позиции на Балканском полуострове и вернуть себе Закавказье.

Таким образом, война была неминуема и закономерна. Россия же оказалась перед этой войной в полной международной изоляции.

4. Крымская война 1853-1856 гг. Еще раз подчеркнем, что главной причиной Крымской войны явилось обострение Восточного вопроса: стремление России, Англии и Франции, используя слабость Турции, поделить ее владения.

Поводом к войне стал вопрос о «святых местах» в Палестине, принадлежавшей тогда Турции.

В 1850 году в Палестине возник конфликт между православным и католическим духовенством. Речь шла о том, кто будет блюстителем особо чтимых храмов в Иерусалиме и Вифлееме. Под давлением Франции турецкий султан решил этот вопрос в пользу католиков.

Россия потребовала от султана признать русского царя покровителем всех православных в Турции. После отказа Россия объявила о разрыве дипломатических отношений с Турцией (октябрь 1853 года) и ввела свои войска в дунайские княжества Молдавию и Валахию. В ответ английская и французская эскадры вошли в Мраморное море. Ободренный этим, турецкий султан в октябре 1853 года объявил войну России.

Так начался первый этап Крымской войны. (Объяснение военных действий требует работы с картой. Кратко учитель рассказывает о двух фронтах - на Дунае и в Закавказье, и подробно, с использованием картосхемы, о разгроме турецкого флота у Синопа. При этом уместно остановиться на характеристике замечательного русского флотоводца - адмирала П. С. Нахимова.)

Вступление в войну Англии и Франции, обеспокоенных успехом России в войне с Турцией, является началом второго этапа Крымской войны. Этот этап характеризуется также мощным наступлением турецких войск в Закавказье. Наступление поддерживалось с севера войсками чеченского лидера имама Шамиля.

Русским войскам удалось остановить турок и одержать ряд побед, взять непреступную крепость Каре.

Далее следует остановиться на австрийской угрозе.

На Дунае русские войска осадили крепость Силистрию. Однако Австрия, поддерживаемая Пруссией, потребовала от России вывода войск с территории Дунайских княжеств. Россия вынуждена была подчиниться ультиматуму.

Главные события разворачивалась в Крыму - в борьбе России против Англии и Франции.

После сражения при реке Альме англо-французские (шестидесятитысячная союзная армия, отлично оснащенная и вооруженная) войска подступили к Севастополю. Началась его героическая оборона, продолжавшаяся 349 дней и ночей, с 13 (25) сентября 1854 года по 28 августа (9 сентября) 1855 года.

Расчет неприятеля был на взятие Севастополя комбинированным ударом с моря и суши.

Однако, затопив свои корабли у входа в бухту, защитники Севастополя не позволили врагам использовать для штурма города вражеский флот.

Оборону Севастополя возглавляли один за другим великие сыны Отечества: адмирал В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин.

В защите города участвовали все его жители.

(Ученики должны знать имена и подвиги защитников Севастополя - это матрос Кошка, первая сестра милосердия в русской армии Дарья Севастопольская, великий хирург Н. И. Пирогов и многие другие.)

И все же в конце августа 1855 года ценой огромных потерь после ожесточеннейшего штурма неприятель захватил ключевую позицию Севастополя - Малахов курган.

Таким образом, падение Севастополя предрешило исход войны. Силы обеих сторон были истощены, и ни у кого уже не было сил продолжать военные действия.

II. Обобщение, закрепление изученного.

В заключение урока разбираются причины поражения царской России в Крымской войне.

С помощью учителя ученики могут, в основном, сформулировать эти причины сами. Эта работа может быть организована и как обобщение, и как закрепление материала урока.

Глубокий разбор причин поражения России в Крымской войне крайне важен с точки зрения дальнейшей работы над понятием о кризисе феодально-крепостнического строя для подведения учащихся к пониманию необходимости отмены крепостного права.

Затем рассматриваются условия Парижского мирного договора (март 1856 года), итоги войны, последствия поражения России в Крымской войне.

Условия Парижского мира оказались весьма тяжелыми для России. Она лишилась южной Бессарабии, потеряла право иметь крепости и военный флот на Черном море.

Поражение России было обусловлено, прежде всего, экономической и военно-технической отсталостью страны.

=> В чем же заключалась эта военно-техническая отсталость? (Вопрос обращен к учащимся и звучит проблемно, и далее с помощью учеников формулируется ответ.)

Российская армия была вооружена кремневым оружием (ее противники - Англия и Франция - нарезным).

Устарела и артиллерия в российской армии. Хроническую нехватку боеприпасов не могла восполнить военная промышленность с ее крепостными рабочими и отсталой техникой и технологией.

Из-за отсутствия железных дорог опаздывала доставка войск, снаряжения, техники, боеприпасов и т. д. Парусный флот России явно уступал паровому флоту Англии и Франции.

Снабжение армии было крайне неудовлетворительным из-за неорганизованности начальников, коррумпированности чиновников, казнокрадства и откровенного воровства.

К тому же русская армия, будучи еще рекрутской, не могла на равных соперничать с армиями, комплектуемыми на основе всеобщей воинской обязанности.

Что касается последствий войны, то надо отметить, что был подорван международный престиж России. Поражение России наглядно показало необходимость проведения буржуазных преобразований, особенно в промышленности, на транспорте и в военном деле.

Еще одно важное последствие Крымской войны - новый подъем освободительной войны на Балканах.

В качестве закрепления изученного материала - составление опорных конспектов.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I (примерный опорный конспект)

Охрана абсолютистских порядков

- подавление восстания в Польше в 1830-1831 гг. (отмена польской конституции 1815 года)

- подавление революции в Венгрии в 1849 г.

- подавление освободительных движений в Дунайских княжествах

Восточный вопрос

Русско-английское соперничество

Русско-турецкая война 1828- 1829 гг.

Ункиар-искелесийский договор 1833 г.

- Балканы

- Кавказ

- Средняя Азия

- устье Дуная

- Греция, Сербия, Валахия, Молдавия

- свободный проход русских судов через черноморские проливы

В преддверии Крымской войны

- активность России после подавления революций в Европе

- внешняя политика Николая I, приведшая Россию накануне Крымской войны к политической изоляции

КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг. (примерный опорный конспект)

Причины войны

Повод

I этап

ВОЙНЫ

II этап

ВОЙНЫ

Крымская война 1853-1856

- обострение Восточного вопроса из-за борьбы за турецкие владения

- русский царь - покровитель православия в Турции

- октябрь 1853 г. - оккупация Валахии и Молдавии

- военные действия - Балканы и Закавказье

- ноябрь 1853 г. - Синоп - Нахимов

- март 1854 г. - вступление в войну Англии и Франции

- наступление и поражение турок в Закавказье, взятие Карса

- осада Силистрии, ультиматум Австрии и выход русских войск с Балкан

- сентябрь 1854 г., высадка у Евпатории - 60 тысяч

- затопление русского флота в Севастополе

- оборона Севастополя - 349 дней

- август 1855 г. - падение Севастополя

Итоги Крымской войны

Парижский договор 1856г.

Причины поражения

- Россия потеряла Южную Бессарабию, крепости и военный флот на Черном море; право покровительства балканским народам

- экономическая и военно-техническая отсталость

- отсутствие ж/д транспорта

- парусный флот

- коррупция, воровство чиновников

- рекрутская система

Значение Крымской войны

- подорван международный престиж России

- показала необходимость проведения буржуазных реформ

- освободительная война на Балканах и образование Румынии Работа над основными понятиями, составление таблицы.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ

Восточный вопрос

клубок международных противоречий, связанных с ослаблением и началом распада Османской империи и соперничеством европейских держав за преобладание на Ближнем Востоке и Балканах

Мюридизм

реакционное религиозно-политическое движение у мусульман, основанное на фанатической ненависти ко всем инаковерующим и защищающее классовые интересы духовных и светских феодалов

Имам

титул верховного правителя у мусульман

Интервенция

насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства с целью захвата территории, подавления революции, установления своего господства и т. д.

Конвенция

международный договор по какому-либо специальному вопросу

Задание на дом: § 63; ознакомиться с документом; ответить на вопросы учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Крымская война 1853-56гг: поражение России или самодержавия?" Урок в 8 классе. История России XIX века.

Проблемный урок  с использованием ИКТ и ТРКМ.Учатся решать проблемные задания; переносить полученные знания в новые ситуации; анализировать полученную информацию; сравнивать; делать выводы; аргум...

Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствие для страны

Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствие для страныПолитика России во второй четверти XIX века отличалась стремлением к продолжению гегемонии России в Европе. Россия ак...

УМР урока "Внешняя политика Николая I. Крымская война"

Занятие рассчитано на один урок и предполагает усвоение учащимися программного материала по данной теме. К уроку прилагается презентация сайта «Крымская война» (творческой работы, выполнен...

Презентация. Внешняя политика России при Николае 1.

Презентация представляет собой методическую разработку урока о внешней политике России в период правления Николая 1....

Тест. Внешняя политика России при Николае 1.

Данная презентация позволяет проверить знания учащихся по теме "внешняя политика России при Николае 1"...

Внешняя политика Николая I. Крымская война.

Презентация по теме "Внешняя политика Николая I. Крымская война" для 9 класса...

Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствия для страны.

Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствия для страны....