Конспект урока по теме "Коллективизация"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Абдуллина Ряшидя Хамзиевна

Урок посвящен истории создания колхозов, использован местный материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Абдуллина Ряшидя Хамзиевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с. Индерка Сосновоборского района Пензенской области

План урока истории:

Коллективизация. Как это было?

9 класс (учебник А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю.Брандт «История России, 20-начало 21века)

Обоснование темы и методики урока

Почему именно эта тема?! Потому что она интересна мне и моим ученикам. Коллективизация - это часть истории нашего села, часть истории каждой семьи. Коллективизация - своеобразное «белое пятно» в нашей отечественной истории.

Тип урока:

-урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний учащихся.

Форма урока:

-комбинированный.

Цели и задачи:

-раскрыть цели, средства и результаты коллективизации, показать насильственный характер её проведения;

-развивать умение работать с различными источниками исторических знаний: воспоминаниями, художественной, общественно-политической литературой, периодической печатью, ресурсами Интернета; сопоставлять и критически анализировать информацию разных источников, обосновывать своё отношение к изложенным в них оценкам; развитие интереса к прошлому своего края;

-дать правовую и нравственную оценку сталинской политике форсированной коллективизации и методов её проведения.

Формы организации учебной деятельности:

-групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы и технологии урока:

-словесный,

-проблемно-поисковый,

-исследовательский,

-использование ИКТ.

Предварительная работа:

План урока и рекомендуемая литература даются ученикам за 3-4 недели. Класс делится на группы. Первая группа получает задание найти газетные, журнальные статьи, сайты в Интернете о коллективизации и подготовить по ним сообщение. Со второй группой организуется внеклассное чтение романа М. Шолохова «Поднятая целина». Третья группа получает задание на тему «Как коллективизация повлияла на мою семью».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка с дополнительной литературой о коллективизации, электронный учебник «История России.20 век», материалы школьного музея: воспоминания очевидцев, стенды о репрессированных индерцах.

План урока:

  1. Вводное слово учителя. Классу сообщается цель урока. Проблемное задание: «Чем была коллективизация – достижением советского общества или трагедией крестьянства?»
  2. Основная часть урока.

1.Положение крестьянства в конце 20-х гг. 20века. Беседа с классом.

2.Идея кооперации. Сообщение ученика о российских ученых А.В. Чаянове, М.И. Туган-Барановском.

3.Кризис хлебозаготовок. Использование электронного учебника «История России. 20 век» параграф 25 «Великий перелом», «Становление экономической модели социализма». Вопрос к классу: «Как вы думаете, чья точка зрения победила и почему?» ( И.Сталина или Н.Бухарина)

4. Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание. Голод 1932-1933гг. Выступления учащихся.

1)Тема коллективизации на страницах СМИ.

2) Отражение вопросов коллективизации в художественной литературе (М.Шолохов «Поднятая целина»)

3) История создания колхоза «Искра»

5.Результаты коллективизации. Попробуем раскрыть положительные и отрицательные результаты. Как вы думаете: «Чем была коллективизация – достижением или трагедией?»

Домашнее задание: написать эссе на темы: «Коллективизация – достижение советского общества», «Коллективизация – трагедия крестьянства», социальный проект «Что нужно сделать, чтобы наше сельское хозяйство стало передовым?»

Использованная литература:

1.А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю.Брандт «История России, 20-начало 21века». М. «Просвещение».2005г.

2.Электронный учебник «История России.20 век»

3.История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М.1991.

4.Как это было. Новые документы по истории деревни накануне и в ходе коллективизации. Сельская жизнь. 13 августа 1989г.

5. Операция Голод. Комсомольская правда. 3 февраля 1990г.

6. Коллективизация, её пути и уроки. Сельская жизнь. 8, 10, 12 марта1989г.

7. М.Шолохов.Поднятая целина. М.Просвещение.1977г.

8. Воспоминания индерцев. Материалы школьного музея.

9. Ресурсы Интернета.

Коллективизация в с.Индерка

В 1929 году в стране разразился хлебный кризис. Выход  из этого кризиса, Сталин видел в производственном кооперировании деревни, т.е. в коллективизации. Так в 1929-1930гг. началась коллективизация.

С каждым годом очевидцев тех событий остаётся всё меньше и меньше. Поэтому трудно восстановить полную картину тех лет. В школьном музее хранятся воспоминания некоторых индерцев о тех грозных годах.

До коллективизации в селе крестьяне не были равны. Они делились на бедняков, середняков и кулаков. У кулаков имелись лошади, которыми они обрабатывали свою землю. А у кого лошадей не было, они рубили лес  и отправляли по реке Суре в Пензу.

Из воспоминаний Еникеева Тагира Хусяиновича: «У нашей семьи земля была в пяти местах. Вся площадь составляла 40 сажень. Кто не мог обрабатывать свою землю, те ходили по селу и собирали милостыню. В селе был организован рынок. Сюда привозили хлеб и товары из Лопатинского, Неверкинского и Камешкирского районов – это были хлеборобные районы. Вступление в члены колхоза было организовано под руководством представителя партийной ячейки Валеева А.В.»

На основе решения 15 съезда партии о дальнейшем кооперировании крестьянства в селе Индерка был организован ТОЗ (товарищество по обработке земли), руководителем его был крестьянин Вагапов Абдулла Сабирович. После недолгого существования ТОЗ распустили.

В 1931г. под руководством партийной ячейки началась коллективизация крестьянских хозяйств. В промколхоз вступили 150 хозяйств. Председателем выбрали Ернеева Исхака Абдулловича (1903-1984гг.). Нам известна его дальнейшая судьба. В 30-е годы жил и работал в Куйбышевской области в Камышле, был секретарем райкома, потом председателем райисполкома. С 1943 по 1947гг. работал в Кузнецке директором медучилища, затем спиртзавода. В 1948г. был направлен в Сосновоборский район директором Альмяшевской школы. С 1949 по 1964гг. работал директором Индерской средней школы. В пенсионном возрасте проживал в г.Казань.

Из воспоминаний Мельзетдиновой Тагири Хусяиновны: «Из Кузнецка приехали рабочие и стали ходить по дворам, агитировать, чтобы крестьяне вступали в колхоз. Мой отец – Еникеев Хусяин Юсупович был середняком. Он сначала долго обдумывал, потом решил вступить. Все орудия труда, лошади сдал в колхоз. В первый год был очень хороший урожай. Пошли в колхоз и середняки. Кулаков начали раскулачивать. У Баишева Хусяина конфисковали дранку, а самого сослали. У Баишева Исхака отобрали мельницу. В тяжелом положении оказались и священнослужители. Мечети закрывали, минареты разрушали. У муллы, Сайганова Сяита, имущество отняли, а самого выслали из села.

Некоторые кулаки сбежали в другие города и сёла. Многие уехали в Среднюю Азию, в г. Харьков. Некоторые крестьяне не верили, что такое происходит по всей стране. В селе появилось радио, где тоже говорили о колхозах. Хакимов Али начал говорить односельчанам, что, мол, не верьте радио. Это не из Москвы говорят, а Валеев А.В. (парторг) залез в шкаф и болтает. За это его арестовали».

Хакимов Али Абжаттарович получил хорошее религиозное образование, читал и переводил Коран. Часто к нему «на огонек», чтобы послушать Коран и поговорить, заходили односельчане. В период коллективизации его как муллу и человека, агитирующего против колхозов, арестовали и увезли. Он был расстрелян в овраге около г.Кузнецк.

Есть ещё одно интересное воспоминание Сайгановой Тагири Арифулловны (Ибрагимовой в девичестве): «Нас было восемь сестер. Некоторое время жили в Ахунах. Отец работал лесником. Но когда на нас начали заглядываться русские парни, отец решил увезти нас в родное татарское село, чтобы замуж вышли там. Вернулись как раз перед коллективизацией. Когда начали колхоз создавать, отец решил не вступать: неизвестно, что будет в колхозе. Первыми вступали хитрые крестьяне, у них все запасы сохранились, у тех, кто не вступал – всё отбирали. У нас отобрали корову, лошадь (за лошадь дали ничтожную компенсацию) и 7 овец, 8-ю не заметили, отец решил её зарезать, чтобы как-то прокормить семью. Мясо спрятали. На другой день пришли искать овцу (видимо кто-то донес). Обшарили весь двор, всюду втыкали палки. Наткнулись на что-то, стали рыть. Вырыли камень. Так и ушли ни с чем. Отец так и умер единоличником».

Люди, которые не были довольны коллективизацией, уходили на Башмак-гору. Они нападали на колхоз, грабили, сжигали. Кто не хотел вступать в колхоз, единоличников, раскулачивали или заставляли платить большие налоги, которые они не в силах были платить. Люди были вынуждены идти в колхоз.

Колхоз был создан за три года, назывался «Искра». Колхозниками было посеяно 300 гектаров земли, собранный урожай распределяли по едокам среди членов колхоза. Со дня организации колхоза стала развиваться подсобная отрасль – артель «Красная звезда», которая производила штукатурную дрань, сети для ловли рыбы и тарной продукции для реализации Куйбышевскому мыловаренному заводу.

В 1932-33гг. разразился невиданный голод. У многих колхозов был изъят весь хлеб, включая семена. Жители села пешком ходили в с. Нурлат Ульяновской области, чтобы поменять национальные полотенца и скатерти на хлеб.

Коллективизация – это целая революция. Многие крестьяне-татары сравнивали её с насильственной христианизацией. Так, Медьзетдинов Мухаммеджан говорил своему сыну, идущему вступать в колхоз: «Иди, крестись!» («Бар, чугын!»). А почему его сын Мельзетдинов Али шёл в колхоз? Он верил словам активистов – пропагандистов о том, что в колхоз придут трактора, машины. Больше урожая получат. Всем вместе легче будет. Человек трудолюбивый, он и в колхозе работал, не жалея себя. За ударный труд получил звание «Почетный колхозник».

Неотъемлемым условием колхозной деятельности являлось самоуправление, хозрасчет. Но эти принципы изначально были нарушены. И в результате исчезло у колхозников чувство хозяина. Общее стало восприниматься, как ничейное.

« Одним из лучших пчеловодов села Индерка был Баишев Исхак Юнусович. Он мне приходится двоюродным прапрадедом по материнской линии. Жива его младшая  дочь Кафтаева Айша Исхаковна (1931года рождения). Она любит рассказывать о своём отце, на долю, которого выпала нелегкая судьба. Исхак Юнусович родился в 1881г. в селе Индерка. Отца звали Юнус, а мать Азизя. У Баишева Юнуса было 8 детей: 4 сына и 4 дочери: Исхак, Хасян, Хусяин, Ибрагим, Камяр, Кадича (моя прапрабабушка), Айша, Сярви.    В 1912году Исхак женился на девушке по имени Халифя.  После женитьбы уехали в Польшу. Жили в Варшаве, занимались коммерцией, продавали мануфактуру Баишева Мубина (двоюродного брата). Началась l мировая война: Баишев Исхак был мобилизован на фронт, а жена с дочерью Джавяр были эвакуированы на Родину.

  Исхак был отправлен на турецкий фронт, в район города Трапезунд.  В 1918г. был ранен в ногу. Лечился в госпитале в городе Тифлис. Хотели ногу отрезать, но пожилой врач посоветовал отказаться от ампутации, т.к. кость ни была задета.

В том же году по ранению был демобилизован. Когда эшелон остановился в Кузнецке (уездный центр в то время Саратовской губернии), выяснилось, что город занят чехами и всех, кто за большевиков, расстреливают около моста. С первой мировой войны он попал на гражданскую. Исхак прямо с эшелона на костылях двинулся в родное село.

В 1921г, в годы НЭПа, получив разрешение от властей в уездном центре (долгое время этот документ хранился в семье, но потом потеряли), он создал пасеку на берегу Суры: расчистил территорию, посадил медоносные деревья и кустарники,  построил дом, помещение для пчелиных улей. Баишев И.Ю. был очень честным и трудолюбивым человеком. Он занимался и земледелием, имел 2 га земли. В зимнее время столярничал: делал сундуки. За неделю делал 1 сундук. Жена с детьми ходили продавать сундуки в соседние села: Бестянку, Тарлаково, Марьевку. Меняли на мешок картошки.

Брат Хасян был против колхозов. Ему приписывают такую фразу «Режьте губы, режьте нос, все равно не пойду в колхоз». Из-за этого он уехал в рабочий поселок Сосновоборск, в то время Литвино. Жил изолированно от советского мира. Не пустил своих детей обучаться в школе, из-за того, что там принимали в пионеры, комсомольцы.

В 1930г. во время коллективизации у Баишева И.Ю. все было конфисковано в административном порядке: 50 пчелосемей, 1 лошадь, 1 корова, овцы и все остальное имущество. Его ульи стали основой колхозной пасеки. Он начал заново обустраиваться на пустыре около леса. Руки его не подводили. Он ни пал духом, никогда в жизни не прикасался к спиртному. Действительно, говорят, что человека определяет то, как он поднимается после поражения. Исхак Юнусович был человеком волевым. Следующий его шаг-вступление в колхоз. Дочь говорит, что он уже не представлял своей жизни без пчел. В 1933г.  он вступил в колхоз и стал работать на колхозной пасеке.  

   Баишев Исхак трудился на пасеке очень долго. Ушел на отдых, когда ему уже было 80 лет. Пенсия была 8 рублей, а мешок муки стоил 13 рублей. В 60-е гг. когда разобрали его дом на пасеке, по решению председателя колхоза Зябирова Х.Д., старые бревна привезли и свалили перед его домом. В последний год своей жизни Исхак бабай или Трапезунд бабай, как его называли в селе, часто посещал пасеки. Умер Баишев И.Ю. в 1966 году в возрасте 85 лет. Жители села Индерка до сих пор вспоминают его как честного и трудолюбивого человека. В подвалах  сельчан до сих пор хранятся сундуки, сделанные его руками. В конце 20 века, когда началась новая волна реабилитаций, его дочери Айше приснился сон. Вроде бы отец просил её пойти на их пасеку. Для себя она истолковала сон, как просьбу отца похлопотать о возвращении его пасеки семье. Несмотря на свой преклонный возраст, она занялась судебными хлопотами. Обращалась в архивы. В 2005г. Баишев И.Ю. был реабилитирован. Суд назначил компенсацию по 5 тыс.  руб. двум наследникам. Но пасеку не вернули. Айша Исхаковна принципиально отказалась от своей доли. Она считала, что это будет предательством по отношению к памяти отца».

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...