«Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение».
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Конспект урока по истории 11 класс "Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-politicheskie_posledstviya.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение».
Цель: проследить процесс развития рабочего и профсоюзного движения в Европе в к. 19 – нач. 20 в.
Задачи: выделить особенности рабочего и профсоюзного движения; создать условия для развития критического мышления у учащихся, развития способностей работы в паре, самостоятельного анализа текста; способствовать приобщению учащихся к мировой культуре, развитию интереса к предмету.
Оборудование: учебник, тетрадь, проектор, компьютер, презентация, карточки.
Основные понятия: Международный секретариат профсоюзов, диктатура пролетариата, радикалы, капитализм.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
- Орг. момент
- Актуализация изученного.
1)Работа по карточкам (термины: индустриализация, урбанизация, информатизация, колонизация, модернизация, монополия)
2)Работа у доски (расположите эти государства на 2 группы: государства классического капитализма и государства ускоренного капитализма. Классический – Нидерланды, Бельгия, Великобритания, Франция. Догоняющий капитализм – Германия, Италия, Япония, Россия.
3) Фронтальный опрос:
- Перечислите роль государства в процессе модернизации в Германии, Италии, Японии.
- В каком году и в каком государстве был принят антитрестовый закон? В чем суть этого закона? (США, 1890 г.)
- Перечислите изменения в экономической жизни европейских государств, которые произошли в процессе модернизации производства.
- Изучение новой темы.
Рассказ учителя.
Любое развитие, любой скачок вперед, в экономическом и политическом отношении, несет в себе как положительные, так и отрицательные последствия.
Модернизация производства сопровождалась не только усовершенствованием экономики, но и сдвигами в социальной структуре общества, ростом политической активности граждан, и как результат, ростом рабочего и профсоюзного движений.
Работа в парах.
Прочитайте текст учебника п. 4, стр.17 и текст дополнительного материала и ответьте на вопросы:
- Назовите три модели социальны отношения между наемным рабочим классом и работодателями.
- Перечислите причины рабочего движения к. 19 – нач. 20 вв.
- Представители каких промышленных предприятий составляли наиболее многочисленную группу представителей рабочего движения.
- Назовите главные принципы рабочих движений.
- Перечислите крупнейшие рабочие организации организациями в начала 20 века.
(Проверка выполненного задания, вывод!!!)
(Физкультминутка)
Рассказ учителя. Развитие профсоюзного движения.
Еще в XIX в. главным средством обеспечения интересов наемных работников стало профсоюзное движение. Оно зародилось в Великобритании. Рост численности профсоюзов, вовлечение в их ряды все большего числа рабочих приводили к социальным конфликтам.
Солидарность и взаимоподдержка профсоюзов укрепились с созданием ими общенациональных организаций. В Великобритании в 1868 г. был создан Британский конгресс тред-юнионов (профсоюзов). В 1901 г. в Копенгагене был создан Международный секретариат профсоюзов. В 1913 г. его переименовали в Международную федерацию профсоюзов, в которую вошло 19 национальных профсоюзных объединений, представлявших 7 млн человек.
Развитие профсоюзного движения было важнейшим источником повышения уровня жизни наемных работников.
- Как вы думаете почему? (предприниматели шли на значительные уступки рабочим, начало формироваться социальное партнерство).
Работа с документом.
Из работы Сиднея и Беатрисы Вебб «Теория и практика тред-юнионизма»:
«Если известная отрасль промышленности раздроблена между двумя или более соперничающими обществами, особенно если эти общества неравны по числу своих членов, по широте своих взглядов и по своему характеру, тогда на практике нет никаких возможностей объединить политику всех секций или последовательно держаться какого-либо образа действий <...>
Вся история тред-юнионизма подтверждает тот вывод, что тред-юнионы в своем настоящем виде образованы для вполне определенной цели — достигнуть известных материальных улучшений в условиях работы их членов; поэтому они не могут в своей простейшей форме выйти без риска за пределы той территории, внутри которой эти желаемые улучшения совершенно одинаковы для всех членов, то есть не могут расшириться за пределы отдельных профессий <...> Если различия между разрядами рабочих делают неосуществимым полное слияние, то одинаковость других их интересов заставляет искать какую-нибудь другую форму союза <...> Решение было найдено в ряде федераций, постепенно расширяющихся и перекрещивающихся; каждая из этих федераций объединяет, исключительно в пределах специально поставленных целей, те организации, которые сознали тождественность своих целей».
Вопрос к документу:
- На каких условиях создавались тред-юниоры?
- Чем объясняли создатели тред-юниоров данные условия?
Самостоятельная работа. Становление социал-демократии.
Познакомьтесь с текстом учебника п. 6 стр. 18-20 и составьте краткий конспект данного текста.
Проверка выполненного задания:
- Взгляды приверженцев социал-демократии первоначально основывались на теории … (Карла Маркса и Фридриха Энгельса).
- В 1889 г. марксистские партии и группы разных стран создали новую международную организацию … (II Интернационал).
- В Великобритании в 1900 г. был создан … (Комитет рабочего представительства).
- Эдуард Бернштейн – это (один из основателей ревизионизма, лидер германской социал-демократии).
- Ревизионизму и реформизму противостояло … (радикальное, революционное крыло социал-демократии.
- Закрепление изученного.
- Вопрос 1-6 в конце пар. стр. 20.
- Задание на дом.
§ 2, выучить понятия
- Рефлексия.
Дополнительный материал к пар. 2
Конфликт между представителями разных социальных групп одна из самых давних проблем человечества, которая возникла одновременно с зарождением классовой структуры общества.
Конфликт между представителями разных социальных групп одна из самых давних проблем человечества, которая возникла одновременно с зарождением классовой структуры общества.
Формы социальных отношений
К началу 20 века был окончательно сформирован класс наемных рабочих. Взаимоотношения между трудящимися и владельцами предприятий стали ключевыми факторами в формировании социальных отношений в 20 веке. Как показал исторический опыт, социальные отношения между наемным рабочим классом и работодателями представляют собой три модели.
Первая модель сотрудничество на выгодных условиях для двух сторон. Владельцы предприятий предоставляют рабочим социальную защиту и достойные условия труда и таким образом, увеличивают прибыль от предприятия за счет повышения работоспособности персонала.
Вторая модель допускает возможность социального конфликта: уступки со стороны работодателей достигаются только путем применения жестких ультимативных мер рабочих забастовки и другие акции протеста.
Третья модель режим социальной конфронтации: главной формой социальных отношений является политическое насилие, и применение жестких мер к достижению цели одной из сторон.
По мнению политических сил, которые входили в Коминтерн, социальные отношения в классово неравном обществе возможны только в условиях конфронтации. Социальное партнерство, которое инициировали крупные буржуа, коммунистами рассматривалось как политический маневр, целью которого является ужесточение эксплуатации рабочего класса.
Рабочий класс в индустриальных государствах
В развитых индустриальных государствах отношения между рабочим классом и работодателями не сводились к модели конфронтации. Трудящимся предоставлялась не только достойная оплата труда и социальная защита, но также признавалась их общественная значимость.
В капиталистических государствах рабочий класс никогда не обобщался статусом основной однородной массы населения, как это дело советское правительство. Уже к середине 60-х годов в таких странах как Великобритания, США и Франция полностью установилась модель социального партнерства.
В конечном итоге, страны капиталистического направления смогли создать общество социального равенства, к которому так стремились коммунисты. Не уничтожая буржуазию, правительства этих государств смогли обеспечить рабочим тот уровень жизни, который обещали большевики советскому народу на протяжении многих десятилетий.
Рабочее движение
Впервые рабочее движение зародилось в Великобритании, сразу после окончания промышленного переворота. С обострением социальных конфликтов конца 19- начала 20 века, рабочие движения вышли за рамки национальных границ на международный уровень.
Главными принципами рабочих движений были солидарность и взаимопомощь трудящихся. Характерной особенностью таких движений была защита прав и свобод рабочих, которые имели профессиональную квалификацию. Такая позиция вызвала негативную критику со стороны неквалифицированных рабочих, которые уже в 1905 году создали собственных международный комитет по социальной защите трудящихся, не имеющих образования.
Крупнейшими рабочими организациями в начале 20 века были Американская федерация труда и Амстердамский интернационал профсоюзов. Активисты этих организаций рассматривали дела о нарушениях прав рабочего класса, участвовали в разработках законов, которые регулировали трудовые отношения.
В противовес рабочим движениям «буржуазных» государств, в 1921 году большевиками был создан Красный Интернационал профсоюзов. Однако основной целью деятельности этой организации отнюдь не была защита рабочего класса, а политизация рабочих и насаждение коммунистической идеологии.
Из работы Сиднея и Беатрисы Вебб «Теория и практика тред-юнионизма»:
«Если известная отрасль промышленности раздроблена между двумя или более соперничающими обществами, особенно если эти общества неравны по числу своих членов, по широте своих взглядов и по своему характеру, тогда на практике нет никаких возможностей объединить политику всех секций или последовательно держаться какого-либо образа действий <...>
Вся история тред-юнионизма подтверждает тот вывод, что тред-юнионы в своем настоящем виде образованы для вполне определенной цели — достигнуть известных материальных улучшений в условиях работы их членов; поэтому они не могут в своей простейшей форме выйти без риска за пределы той территории, внутри которой эти желаемые улучшения совершенно одинаковы для всех членов, то есть не могут расшириться за пределы отдельных профессий <...> Если различия между разрядами рабочих делают неосуществимым полное слияние, то одинаковость других их интересов заставляет искать какую-нибудь другую форму союза <...> Решение было найдено в ряде федераций, постепенно расширяющихся и перекрещивающихся; каждая из этих федераций объединяет, исключительно в пределах специально поставленных целей, те организации, которые сознали тождественность своих целей».
Из работы Сиднея и Беатрисы Вебб «Теория и практика тред-юнионизма»:
«Если известная отрасль промышленности раздроблена между двумя или более соперничающими обществами, особенно если эти общества неравны по числу своих членов, по широте своих взглядов и по своему характеру, тогда на практике нет никаких возможностей объединить политику всех секций или последовательно держаться какого-либо образа действий <...>
Вся история тред-юнионизма подтверждает тот вывод, что тред-юнионы в своем настоящем виде образованы для вполне определенной цели — достигнуть известных материальных улучшений в условиях работы их членов; поэтому они не могут в своей простейшей форме выйти без риска за пределы той территории, внутри которой эти желаемые улучшения совершенно одинаковы для всех членов, то есть не могут расшириться за пределы отдельных профессий <...> Если различия между разрядами рабочих делают неосуществимым полное слияние, то одинаковость других их интересов заставляет искать какую-нибудь другую форму союза <...> Решение было найдено в ряде федераций, постепенно расширяющихся и перекрещивающихся; каждая из этих федераций объединяет, исключительно в пределах специально поставленных целей, те организации, которые сознали тождественность своих целей».
Из работы Сиднея и Беатрисы Вебб «Теория и практика тред-юнионизма»:
«Если известная отрасль промышленности раздроблена между двумя или более соперничающими обществами, особенно если эти общества неравны по числу своих членов, по широте своих взглядов и по своему характеру, тогда на практике нет никаких возможностей объединить политику всех секций или последовательно держаться какого-либо образа действий <...>
Вся история тред-юнионизма подтверждает тот вывод, что тред-юнионы в своем настоящем виде образованы для вполне определенной цели — достигнуть известных материальных улучшений в условиях работы их членов; поэтому они не могут в своей простейшей форме выйти без риска за пределы той территории, внутри которой эти желаемые улучшения совершенно одинаковы для всех членов, то есть не могут расшириться за пределы отдельных профессий <...> Если различия между разрядами рабочих делают неосуществимым полное слияние, то одинаковость других их интересов заставляет искать какую-нибудь другую форму союза <...> Решение было найдено в ряде федераций, постепенно расширяющихся и перекрещивающихся; каждая из этих федераций объединяет, исключительно в пределах специально поставленных целей, те организации, которые сознали тождественность своих целей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с преподавателями социально - политических дисциплин "Методика проведения лабораторно - практической работы по организации знакомства учителей с концептуальными основами курса обществознания в 11 классе" (для тьюторов)
Структурно - аксиологический анализ учебника по обществознанию в 11 классе "Обществознание. Глобальный мир в 21 веке". Методологические подходы к изучению и характеристике образовательных программ и ш...
конспект по обществознанию к разделу Проблемы социально-политической жизни
для подготовки к ЕГЭ...
Тесты по обществознанию. Проблемы социально-политической и духовной жизни. 11 класс.
Проверочная работа по теме "Проблемы социально-политической и духовной жизни" для учащихся 11 класса....
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»
Задания для контрольной работы могут быть использованы для закрепления изученного материала на уроках по краеведению1. Приведите в соответствие:1) А.В. Колчака) декабрист...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»
Данное учебно-методическое пособие предназначено для учителя и подготовлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Социально-политическая история Красноярского края».Пособие содержит поурочны...
Тест по обществознанию "Проблемы социально-политической и социальной жизни" для 11 класса
Данный тест поможет учителям проверить знания учеников...
XVII Всероссийская научная конференция «История мировых цивилизаций: Образование как фактор социально-политического развития» Развитие сельской школы как фактор социально-экономического и духовно-нравственного развития поселка.
Развитие сельской школы как фактор социально-экономического и духовно-нравственного развития поселка....