Урок "Восстановление экономики СССР после Великой Отечественной войны"
учебно-методический материал по истории (9 класс) на тему
Разработка включает в себя конспект и презентацию для проведения урока в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vosstanovlenie_ekonomiki_posle_vov.rar | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
-Данные об авторе
Автор:
Гончарова Оксана Анатольевна.
Место работы, должность:
МБОУ СОШ №1 г. Емвы.
-Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: основное общее образование
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)
Класс: 9 класс
Предмет: история
Тема урока: Восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны.
Цель урока:
- Показать особенности процесса восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны.
- Рассмотреть альтернативы возрождения страны после войны.
- Охарактеризовать социальные последствия экономической политики, проводившейся в СССР в 1945-1953 гг
- Развивать навыки работы с системой Консультант Плюс: средняя школа.
- Совершенствовать умения самостоятельной работы и работы в группе.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование:
Компьютеры, проектор, наличие интернета.
Краткое описание:
Тема выделяется в контексте общей темы «СССР в 1945-1953 гг.»:о проблемах восстановления страны после ВОВ, об альтернативных вариантах развития и огромной роли советского народа в достижении результатов.
Восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны.
План урока.
I Постановка темы и целей урока.
II Изучение нового материала:
- Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
- Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
- Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
- Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.
III. Закрепление изученного.
IV. Домашнее задание.
Ход урока.
I.Слова учителя.
(слайд №1)Добрый день!
Где трава от росы и от крови сырая,
где зрачки пулеметов свирепо глядят,
в полный рост над окопом переднего края
поднялся победитель солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина - Тишина- Не во сне, наяву.
И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста!
И приметил фиалку во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат, и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти были живые
Подмосковье под снегом, в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
предвещая солнечный день.
(слайд №2)
Победа! Заветное слово, ожиданием которого жила огромная страна долгих четыре года. Все от мала до велика, мужчины и женщины, дети и старики встретили Победу как самое радостное событие в своей жизни!
Казалось, что с наступлением мирной жизни навсегда уйдут беды и горести. Но эта страшная война оставила такие последствия, справиться с которыми можно было лишь титаническими усилиями.
Вопрос классу: каковы были последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн для СССР?
Итог обсуждения сравнивается с записями на доске (слайд №3)
Исходя из анализа последствий, учащимися формулируется тема урока (слайд №4).
Вопрос классу: зная тему урока, предположите, пожалуйста, о чем мы будем сегодня говорить.
Ответы: восстановление промышленности, сельского хозяйства, какими методами происходило восстановление.
Ответы систематизируются в виде плана изучения темы (слайд №5)
II.
Для того что бы выяснить какими путями предполагалось восстанавливать страну, прочитайте, пожалуйста, пункт «Экономические дискуссии 1945-1946 гг.» параграфа №35., обсудите с соседом по парте.
Первый вариант формулирует и зачитывает позицию Вознесенского Н. А..
Второй вариант формулирует и зачитывает позицию Сталина И. Ф.
Проверка и дополнение позиций с помощью слайда №6-7.
Обсуждение с классом причин победы точки зрения Сталина – слайд №8
Восстановительный период промышленности составил менее 5 лет, несмотря на то, что западные специалисты считали, что на это уйдет около 25 лет.
Можно сказать о том что, восстановление шло не благодаря, а вопреки:
–нехватка продуктов, тяжелейшие условия труда и быта;
- текучесть кадров, т.к. люди искали более выгодные условия труда;
- отсутствия поощрений материального характера.
Однако, в 1950 г., по официальным данным, промышленное производство превысило довоенные показатели на 73 % (слайд №9).
Дискуссия в классе: какие факторы способствовали восстановлению?
Обобщить и дополнить с помощью слайда №10-11
- Усилия и жертвы со стороны народа
- Традиционная политика перераспределения средств в пользу тяжелой промышленности
- Репарации
- Бесплатный труд советских заключенных и иностранных военнопленных.
3.
Задание. Слайд №12 Охарактеризуйте послевоенное развитие сельского хозяйства в СССР с помощью пункта «Сельское хозяйство» параграфа №35. Класс разбивается на группы (каждая колонка- одна группа). Каждая группа изучает материал, и выбирает представителя для рассказа по следующим пунктам.
- Покажите планы восстановления и развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг. – первая группа
- Охарактеризуйте политику советского руководства в данный период в отношении деревни. Попытки реформ – вторая группа.
- Назовите итоги и последствия преобразования сельского хозяйства – третья группа.
4.
Для того, что бы познакомиться с денежной реформой, давайте обратимся к источнику с помощью интернета. Любым способом найдите интересующий нас документ и укажите причины, а так же раскройте содержание денежной реформы.
А теперь посмотрите на таблицу на доске (слайд №13)и ответьте на вопрос: способствовала ли денежная реформа и отмена продовольственных карточек улучшению уровня жизни простых граждан СССР?
Ответ – нет. Анализ ответов с помощью слайда №14.
III.
Обсуждение проблемных заданий.
– Каковы итоги экономического развития СССР к 1953 г.? (слайд №15)
– Каковы источники восстановления хозяйства в советском государстве послевоенный период? (Слайд №16).
Обсуждения заканчиваются вводами.
IV. Слайд №17 Домашнее задание:
прочитать параграф №35;
знать новые понятия, термины, даты и события;
написать эссе на тему «Цена восстановления: подвиг народа».
Спасибо за внимание и активную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к часу общения "След войны в моей семье",посвященного 70-летию победы СССР в Великой Отечественной войне
Творческие работы студентов по теме "След войны в моей семье"...
Восстановление экономики после Великой Отечественной войны.
Рабочий лист для самостоятельной работы...
технологическая карта урока "Восстановление экономики после Великой Отечественной войны" 9 класс , автор Шулепова Е.Г.
технологическая карта урока по истории России...
Технологическая карта урока "Восстановление экономики после Великой Отечественной войны". 9 клас
План конспект к уроку по теме "Воссановлени экономики после войны"....
Международные отношения СССР со странами Запада после Великой Отечественной войны
Лекция по международным отношениям между СССР и странами Запада после Великой Отечественной войны...
Технологическая карта к уроку по теме: «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»
Дидактическая цель урока: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»Тип урока: урок изучения нового м...
Презентация - Источники Великой Победы СССР в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г. Для дистанционного изучения в 6 классе темы по обществознанию - "Человек и человечность - Патриотизм".
Эта презентация (с привлечением дополнительного материала) поможет самостоятельно изучить в 6 классе тему по обществознанию "Человек и человечность - Патриотизм". Ее можно использовать при д...