Задание 25 ЕГЭ
статья по истории (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подготовка к выполнению задания № 25 ЕГЭ (историческое сочинение)
Евсеева Ирина Николаевна учитель истории и обществознания МАОУ «Гимназия №87» г. Саратов
В последнее время со страниц педагогических газет и журналов, а также с экранов телевизоров мы все чаще слышим о том, что произошедшие в 2016 году изменения в структуре содержания ЕГЭ по истории сохранятся и в дальнейшем.
В 2017 году структура заданий будет такова: 25 заданий, из них 19 – с кратким ответом, 6 – с развернутым ответом. Экзаменационная работа составлена с учётом постепенного перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС). Согласно И.А. Артасову, в работе реализована проверка таких требований, содержащихся во ФГОС, как: 1) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе; 2) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике; 3) владение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в мировой истории; 4) владение приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; 5) сформированность умений оценивать различные исторические версии; 6) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства[1].
Постепенное увеличение в экзаменационной работе доли заданий, нацеленных на проверку сформированности универсальных учебных действий, прежде всего общеучебных, логических и коммуникативных, было одной из целей изменений, произведённых в экзаменационной модели в 2016 г. Для реализации программы, рекомендованной Концепцией нового учебно-методического комплекса по истории и Историко-культурного стандарта, в перечень заданий добавлены вопросы, связанные с фактами проявления героизма советскими людьми в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, включены задания, выполняя которые необходимо осуществить поиск информации исторического характера. Одним из заданий является написание исторического сочинения по одному из трех предложенных периодов истории России.
Педагоги школы и преподаватели ВУЗов рекомендуют данное задание на едином экзамене для того, чтобы ЕГЭ стал более творческим и интересным. Вместе с тем, именно сочинение позволяет определить уровень самостоятельности в изучении истории страны.
В 2016 – 2017 учебном году педагоги активно включились в обсуждение вопроса о написании исторического сочинения. К примеру, В.А. Мельникова на своем персональном сайте дает рекомендации по написанию исторического сочинения, приводит примеры его написания[2]. Выпущено несколько пособий с разбором критериев написания и готовыми образцами сочинений. Среди них можно выделить пособия Н.И. Вурста[3]. Безусловно, следует сказать о рекомендациях И.А. Артасова. Им выпущены методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года[4] и дана видеоконсультация по подготовке к ЕГЭ[5], размещенная на сайте Федерального института педагогических измерений.
Проанализировав методические материалы, можно дать несколько рекомендаций по выполнению задания № 25 ЕГЭ. На первом этапе, применяя регулятивные УУД, учащиеся самостоятельно выбирают период времени из трех предложенных, строят план дальнейшей работы. Второй этап работы включает краткое описание значимых направлений политического и экономического развития, внешнеполитических отношений, искусства и религии выбранного периода. Написание полноценного сочинения невозможно без характеристики важнейших исторических личностей и их роли, а если быть точным – действий в указанных событиях (явлениях, процессах). Третий этап – это этап подведения итогов, определения значимости данных событий в последующей истории страны. Типичными ошибками в подобной работе являются: излишне описательный характер, несоответствие сочинения заданным критериям, отсутствие причинно-следственных связей, наличие фактических ошибок.
Во избежание подобных недочетов, процесс подготовки к выполнению задания № 25 ЕГЭ можно свести к следующему. Перед написанием сочинения необходимо мысленно представить себе критерии написания (сможете ли вы назвать два события (явления, процесса) этого периода, две исторические личности, сыгравшие роль в этих событиях, их причины и последствия, значение для последующей истории) и только после этого приступать к написанию. Итак, вы выбрали определенный период. Предположим, это 1645-1676 гг.
Первое, что необходимо сделать, – указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории (К1). Для того чтобы получить два балла по данному критерию, необходимо просто указать два события. Например, к наиболее важным событиям этого периода можно отнести принятие Соборного уложения и Церковную реформу. Обратите внимание! Вас не просят давать характеристику данным событиям (явлениям, процессам)! Но без этого вы не сможете выполнить задание, предусмотренное К5 – корректное использование терминов.
Поэтому: Соборное уложение стало юридической основой для закрепощения крестьян, так как по нему сыск беглых крестьян стал бессрочным (то есть, отменены урочные лета). Реформы Никона не все восприняли положительно. Возникло такое явление, как раскольничество – оппозиция, не согласная с реформой Никона. Возглавлял её протопоп Аввакум.
Далее необходимо назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). Пример может быть следующим: в подготовке Соборного уложения активное участие принимал сам царь Алексей Михайлович, который рекомендовал созвать Земский собор, разрабатывавший основные положения Уложения. Центральной фигурой в форме был патриарх Никон. Так, он предписал совершать крестное знамение тремя перстами, воспринятое частью населения отрицательно. Обратите внимание! Во-первых, это должно быть действие (не процесс). Во-вторых, действие лица должно быть конкретным и законченным!
Согласно К3, необходимо указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период. Например, причиной принятия Соборного уложения было обострение социальных противоречий в стране, заинтересованность народа в создании чётких и ясных законов. Следствием принятия Уложения стало упорядочение законодательной базы страны и окончательное закрепощение крестьян. Причиной проведения церковной реформы были разночтения в церковных книгах и обрядах. Нововведения не все восприняли положительно. Возникло такое явление, как раскольничество, – оппозиция, не согласная с реформой Никона. Возглавлял её протопоп Аввакум. По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2.
Критерий 4 предусматривает оценку влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков. К примеру, правление Алексея Михайловича Романова нельзя оценить однозначно. С одной стороны, Соборное уложение стало на два десятилетия основным законодательным актом страны. Следующая кодификация законов была проведена только при Николае I. Но с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче окончательно юридически закрепилось крепостное право, значительно ухудшилось положение простого народа. Пример того – Медный бунт, восстание под предводительством Степана Разина. Церковный раскол привел к тому, что старообрядцы начнут бороться за свои права, например, восстание в Соловецком монастыре, и власти будут устраивать на них гонения, например, при царевне Софье или Петре I. Существенным в написании вывода является использование фактов и их отражение в последующих периодах развития страны. (Следующая кодификация законов была проведена только при Николае I).
Согласно 5 критерию, в сочинении должна корректно использоваться терминология. Обратите внимание, одно и то же (Соборное уложение) не может экспертами оцениваться дважды (как событие и как термин). Именно поэтому мы дали краткое пояснение Соборному уложению и Церковной реформе и сделали это с использованием исторических терминов.
6 критерий предусматривает отсутствие фактических ошибок. При написании сочинения будьте внимательны, не пишите дат и цифр, в которых вы не уверены.
И, конечно же, ваше сочинение должно быть в виде последовательного, связанного изложения материала. Это не должны быть план или таблица.
Максимальный балл, выставленный экспертом за сочинение, равен 11. Для того что бы его получить, необходимо тренироваться в написании сочинения при подготовке к экзамену и четко следовать критериям. И все получится!
Список литературы
1.Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по истории 2017 года // http://www.fipi.ru
2.Артасов И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года // http://www.fipi.ru
3. Артасов И.А. Видеоконсультация по подготовке к ЕГЭ 2016 года // http://www.fipi.ru
4. Бодунова С.А. План исторического сочинения // 4ege.ru
5. Вурста Н.И. Историческое сочинение. Ростов-на-Дону, 2016.
6. Мельникова В.А. Исторические портреты // http://istoricheskij-portret.ru
[1] Артасов И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года // http://www.fipi.ru
[2] Мельникова В.А. Исторические портреты // http://istoricheskij-portret.ru/
[3] Вурста Н.И. Историческое сочинение. Ростов-на-Дону, 2016.
[4] Артасов И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года // http://www.fipi.ru
[5] Артасов И.А. Видеоконсультация по подготовке к ЕГЭ 2016 года // http://www.fipi.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашнее задание - это очень важное задание!
Совет для родителей...
Математика 6 класс. "Координатная плоскость" Задания для развития и обучения учащихся (задания для интерактивной доски)
Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы....
Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).
Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен). ...
Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания
Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....
Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"
Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...
задание для подготовки ОГЭ по информатике (задание по Exel, задание 19)
Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников....
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол
Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...