Урок. Царь Алексей Михайлович. укрепление абсолютизма.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
В ходе урока учащиеся определяют напрвления внутренней политики Алесея Михайловича, формируются представления о реформах государственного управления 17 века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsar_aleksey_mihaylovich.zip | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия.
Цель урока:
- определить основные направления внутренней политики Алексея Михайловича;
- сформировать представления о реформах государственного управления;
- охарактеризовать сословия российского государства, их права.
План урока:
1. Последствия Смуты и задачи, стоящие перед новым правителем.
2. Правление Алексея Михайловича.
3. Соборное уложение 1649 г.
4. Судебные, административные, финансовые и военные реформы.
Основные понятия: соборное уложение царя Алексея Михайловича (1649 г.), абсолютизм.
Важнейшие даты: 1613-1645 гг. - правление Михаила Романова; 1632-1634 гг. - Смоленская война; 1645-1676 гг. - правление Алексея Михайловича; 1649 г. - принятие «Соборного уложения»; 1654-1667 г. - русско-польская война.
Оборудование урока: карта «Россия в XVII в.»
Ход урока
- Проверка домашнего задания:
Последствия смуты и задачи, стоящие перед новым правителем.
- Разрушение производительных сил (восстановились лишь через 50 лет);
- Потеря территорий (побережье финского залива, область Карелии и выход в Балтику, потеря Смоленска, Чернигова);
- Ослабление всех государственных структур;
- Изменена природа царской власти (царя выбрали);
- Повысился статус церкви.
- Изучение нового материала
Главной задачей, которая стояла, перед новым правителем было, восстановление после Смуты. Решение этой задачи, а также военно - политических и иных вопросов требовали больших денежных затрат. Денежные поступления можно было увеличить только при усилении барщины и увеличении оброка, дополнительного налогообложения других сословий государства, а максимально эффективно это можно было сделать лишь при сосредоточении власти в одних руках. В целом деятельность первых Романовых была направлена на укрепление власти самодержца и создание эффективной системы управления огромным государством.
Запись в тетрадях понятия:
Абсолютизм - форма монархии, при которой в руках самодержца (монарха) сосредотачивалась вся власть в стране (законодательная, исполнительная, судебная).
2. После Михаила Федоровича престол занял его 16-летний сын от С. JI. Стрешневой Алексей. Алексей Михайлович «Тишайший» (1645- 1676 гг.) стремился как можно меньше вмешиваться в государственные дела, передоверяя их приближенным.
Работа с учебником: самостоятельно прочитать о центральном и местном управлении в учебнике нарисовать схему и пояснительную таблицу к ней.
- Государственный аппарат России в XVII в
- центральное управление
- Царь - глава государства, монарх, богоизбранный правитель.
- Патриарх Всея Руси - глава русской православной церкви.
- Боярская Дума - аристократический совет (от 50 до 100 человек), состояла из четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.
а) возглавляли приказы,
б) решали местнические споры,
в) были полковыми воеводами и воеводами важнейших городов.
Земские соборы сословно-представительный орган. По сути, должен был представлять интересы всех сословий, обладал распорядительной и законодательной властью в государстве, на деле к концу века представлял главным образом дворян и посадских людей.
а) вопросы дипломатии,
б) внешних сношений,
в) введения экстренных налогов.
Приказы - органы центрального управления, их возглавляли бояре или дьяки, которым великий князь «приказывал» ведать тс или иные дела. В XVII в. резко растет число приказов (40 - постоянных, остальные - временные). Четкое разделение функций отсутствовало. Численный рост приказов отрицательно влиял на систему управления, запутывал и без того довольно нечеткие обязанности их служащих, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением. Приказы полностью подчинялись Царю и Боярской Думе, и контролировали исполнение дел местными властями. Местное управление – Воеводы.
а) военные,
б) судебные,
в) административные,
г) полицейские функции.
Постепенно воеводская власть довольно быстро распространяется на всю страну, подчиняя и вытесняя органы самоуправления.
Земские старосты избирались местными крестьянами и посадскими людьми из своей среды.
Земские избы.
а) управление посадами и волостями,
б) сбор налогов,
в) суд по гражданским делам.
Губные старости избирались местными дворянами из своей среды
Губные избы рассматривали уголовные дела.
3. В 1648-1649 гг. состоялся Земский собор посвященный составлению нового судебника - Соборного уложения. Первые 3 главы Соборного уложения содержали статьи о престиже царской власти и преступлениях против нее и против церкви. Любая критика Бога и церкви влекла за собой сожжение на костре. Измена, оскорбление чести государя, бояр, воевод - казнь. Обнажение оружия в присутствии царя - отсечение руки. Соборное уложение регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве. Ряд статей регламентировал развитие крупного землевладения. В частности, еще в большей степени наметилась тенденция сближения вотчинного и поместного землевладения, а также дальнейшее ограничение церковного. Уложение удовлетворило, прежде всего, требования дворян и посадских людей. Глава XI «Суд о крестьянах» детально трактовала вопрос о крестьянской крепости. Вводился бессрочный сыск беглых и увезенных, запрет перехода к новым владельцам в Юрьев день. Феодалы получили право полностью распоряжаться личностью крестьянина. Таким образом, система крепостного права получила юридическое оформление.
Вывод: все крестьянское население прикреплено к феодалам, все посадское - к городам. Усиление власти монарха => путь к установлению абсолютизма. Соборное Уложение принято в интересах сословий господствующего класса, стремящихся к объединению.
Соборное уложение 1649 г. формально действовало до 1832 г
4. Русское войско состояло из служилых людей по отечеству (феодалы из думных, московских чинов, городовых дворян) и служилых по прибору (стрельцы, казаки, пушкари).
Предпринимаются попытки реорганизации армии: в 1631 г. создаются полки «нового строя», куда набирались «даточные люди» (сто крестьянских дворов давали в пожизненную службу одного солдата), проходившие военное обучение под началом офицеров-иностранцев.
III. Итог урока.
В целом реформы первых Романовых были прогрессивными, т. к. отвечали главным внутренне и внешнеполитическим нуждам русского государства.
Домашнее задание: § 18, работа с документом «Из соборного Уложения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тишайший царь Алексей Михайлович
Презентация раскрывает вопросы внутренней и внешней политики Алексея Михайловича Романова, может быть использована как сопровождение объяснения нового материала, так и на повторительно- обобщающих ...
Династия Романовых. Алексей Михайлович(1645-1676)
Материал представлен в форме историческо - литературной энциклопедии.Презентации можно использовать на уроках истории (основная школа, углубленное изучение), на факультативе и классном часе.Презентаци...
Самостоятельная работа по фильму «Романовы» (1 серия «Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович)
7 класс...
Методическая разработка урока по теме "Алексей Михайлович Тишайший"
Представляемая методическая разроботка урока передназначена для учащихся 7 класса по истории России....
Алексей Михайлович Романов (1645-1676)
1) предлагаю сделать ОБЗОР интересных ресурсов к урокамтипа того: https://proshkolu.ru/club/historyr7/blog/364580/2) предлагаю обсудить эту тему вместе с учениками ВКонтактеhttps://vk.com/topic-479767...
Конспект урока "Бунташный век. Социальные движения при Алексее Михайловиче"
7 класс. История (история России)...
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия.
Урок по истории для учащихся 7 класса...