духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках истории
материал по истории на тему
Выступление на родительском собрании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_rod._sobr._d.n._vospitanie.docx | 47.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания
В последние годы среди молодежи процветает бескультурье, вандализм, сквернословие, цинизм, безволие, нарастает отчужденность между детьми и родителями, растет число сирот, уменьшается число здоровых детей, юношей. По данным медицинского осмотра детей выяснили, что с каждым учебным годом уменьшается число здоровых детей, поступающих в школу.
Не секрет, что в республике, да и в нашем районе с каждым годом растет число безнадзорных детей, число не обучающихся и неработающих подростков, увеличивается доля несовершеннолетних правонарушителей младшего возраста, возрастает наркомания, алкоголизм. Нередко средства массовой информации, компьютерные игры навязывают культ насилия, преступность, и другие низменные чувства. Проанализировав статьи газет и криминальную хронику районной газеты, мы выяснили, что наша республика занимает не последнее место в Европе по количеству случаев суицида, среди преступников района растет число школьников. Учитывая все перечисленное, наша школа большое внимание уделяет духовно-нравственному воспитанию учащихся. Нужно отметить, что данная работа на сегодняшний день актуальна и своевременна.
Вопрос духовно-нравственного воспитания школьников поднимался на заседаниях в Государственной Думе. Нельзя не отметить слова Путина В.В.: «Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и национальном суверенитете».
Духовно-нравственное воспитание нацелено на формирование высоконравственного, крепкого духом, с любящим сердцем, доброго, честного, справедливого, ответственного, целеустремленного, любящего свою Родину человека.
Духовность, нравственность, патриотизм нельзя воспитывать прямолинейными методами «в лоб», такие вещи воспитываются через творческие погружения в родную культуру, историю, язык – с обязательным сравнением национального достояния с «чужим». Поэтому духовно-нравственное воспитание в школе ведется с учетом специфики нашего региона.
Духовно-нравственным воспитанием детей мы должны занимаемся с малых лет. В школе с этой целью используем разные формы работы: уроки культуры, уроки мужества, беседы, круглые столы на различные темы. На классные часы приглашаем медицинских работников, работников милиции. Так же проводим экологические субботники, праздник Пасхи, месячник патриотического воспитания, игра «Зарница», «Вахта памяти», участвуем в конкурсе вокалистов и танцевальных групп. С прошлого года в нашей школе существует православно – патриотический отряд «Росинки», где дети ходят в церковь, ездят по монастырям, организовывают и проводят православные праздники и т.д. Открылась православная библиотека.
Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и в производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу, поэтому значительное внимание уделяем антиалкогольному и антинаркотическому воспитанию.
Для достижения успеха в вопросах профилактики потребления наркотических и других психоактивных веществ развиваем личностные качества и социальные навыки подростков, обучаем детей новым формам поведения. Ведем работу по формированию стрессоустойчивой личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. Все проводимые мероприятия направлены на формирование гармоничной личности, на осознание ценности здоровья.
Творчество учащихся поэтическое, музыкальное, художественное, игра в школьном театре – все это быстрее и лучше вкладывает в детские души духовность и патриотизм.
В школе много внимания уделяем военно-патриотическому воспитанию детей, чувству уважения к памяти прошлого. Проводим месячник по патриотическому воспитанию (январь – февраль) и месячник «Вахта памяти» (апрель-май). Сюда входят экскурсии в музей, проведение литературно-музыкальных вечеров, организация встреч с участниками ВОВ, ветеранами – «афганцами», участниками боевых действий в Чечне, участниками восстановительных работ в Чернобыльской АЭС, Читательские конференции по прочитанным книгам, организация выставки книг по различной тематике, туристические походы, военно-спортивные игры, внутришкольные соревнования по баскетболу, приз «Большой перемены», рыцарские турниры, конкурс «Солдатами не рождаются, солдатами становятся», выпуск мини-газет «Они защищают Родину», конкурсы сочинений и рисунков, встречи с защитниками Отечества.
Важным звеном военно-патриотического воспитания учащихся стала начальная военная подготовка. В процессе освоения ее программы юноши и девушки готовятся стать защитниками Отечества.
Не последнюю роль в патриотическом воспитании школьников играет оказание посильной помощь пожилым одиноким людям. В канун праздников Дня защитника Отечества и Победы дети поздравляют участников войны в Афганистане, в Чечне и ветеранов ВОВ. 9 мая вместе с участниками войн у обелиска проводим митинг Памяти павшим в годы ВОВ, возлагаем венки и цветы, учащиеся выступают с концертом перед ними. В течение года ухаживают за обелиском павшим воинам в годы Отечественной войны.
Каждый год принимаем участие и занимаем призовые места в духовно – нравственных, патриотических конкурсах.
Большую роль в духовно-нравственном воспитании учащихся играет школьный краеведческий музей. Здесь можно проводить беседы на различные темы и найти ответы на интересующие вопросы.
Также одним из главных составляющих духовно-нравственного воспитания мы считаем отношение к природе. Традиционными в нашей школе стали разного рода экскурсии на природу: во время уроков, после уроков с творческими заданиями (после пишут сочинения), КТД «Каждый ученик - будущий турист». Ученики оказывают посильную помощь в благоустройстве Малой Родины. Каждый год создаем и реализуем социально-значимые проекты, проводим акции «Чистую воду - нашим родникам», «Зеленый мир», «Любимому озеру – чистые берега», и т.п.
По возможности, стараемся проводить мероприятия, в которых участвуют родители. В них происходит сплочение коллектива, рождается общий дух.
В нашей школе уроки языка, литературы, истории и другие – это уроки воспитания. Учителя большое внимание уделяют решению духовно- нравственных проблем, воспитанию таких общечеловеческих ценностей, как доброта, порядочность, отзывчивость, милосердие, мужество и т.п.
Хочется отметить, что в последние годы вырос интерес детей к религии. Большинство учащихся нашей школы ходят в храм на праздники. Но мы уверены, что арсенал знаний наших детей недостаточен и мы должны его пополнять.
Динамика развития духовно-нравственного воспитания отражается вросте уровня воспитанности школьников:
Духовно-нравственное воспитание детей в школе является важным звеном в формировании личности. Но ребенок много времени проводит вне школы. Человеческая природа такова, что подхватывает любую новизну, не задумываясь над тем, хорошо ли это или плохо. В настоящее время среди молодежи процветает «мода» на религиозность (неосознанно вступают в различные секты), дети хотят быстрее повзрослеть и, подражая взрослым, пробуют алкоголь, сигареты или наркотики. Эти пороки доходят и до глубинки. Одна из главных задач современной школы – уберечь детей от этой напасти. Духовно-нравственное воспитание процесс трудоемкий и продолжительный. В дальнейшем наша школа планирует усилить работу по возрождению славных традиций своей деревни, по воспитанию осознанного отношения к своему здоровью, научить жить в союзе с природой, быть толерантными. В связи с ухудшением демографической ситуации, увеличением числа неполных семей планируем уделять большое внимание воспитанию детей как будущих отцов и матерей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания ...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания
В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных. В процессе воспитания личности исключительное знач...
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности
В материале представлен опыт духовно-нравственного воспитания на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности, через интеграцию содержания школьного исторического образования и отечест...
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»
На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»
На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории
В презентации расмотрены методы, средства, формы нравственного воспитания на уроках истории....
Статья, посвященная поиску методов и технологий духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках истории
В статье представлен опыт поиска методов духовно-нравственного воспитания школьников на уроках истории на примере изучения деятельности первых русских князей....