Миклухо-Маклай-покровитель папуасов
план-конспект занятия по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Янцен Ольга Дмитриевна
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №2 п. Николаевка ЕАО
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов.
"Миклухо-Маклай – покровитель папуасов "
Цель мероприятия: знакомство с одним из великих русских путешественников и исследователей, его вкладом в развитие мировой науки.
Задачи: формирование навыков анализа и систематизации полученной информации, навыков работы с историческим документом, формирование у учащихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей с использованием элементов творчества, воспитывать у детей чувства гордости за достижения отечественных ученых, осознания единства всех человеческих рас на примере деятельности и высказываний ученого-этнографа Н. Н. Миклухо-Маклая.
Ход мероприятия
Структура занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный этап | Здравствуйте ребята. Давайте пожелаем друг другу хорошего настроения и позитива в течение нашего сегодняшнего занятия! | Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место. Коммуникативные УУД: установление чувства сотрудничества между учителем и учащимися, | |
Постановка цели и задач внеклассного мероприятия. Мотивация учебной деятельности учащихся | На доске прикреплена карточка с датой 17 июля 1846 - Ребята посмотрите на эту дату, для чего она здесь, как вы думаете, почему эта дата сохранилась до сих пор в истории? Посчитайте, пожалуйста, сколько уже лет прошло со дня этой даты (170 лет). - Сейчас посмотрите, пожалуйста презентацию и скажите, какому человеку посвящена эта дата и наш сегодняшний урок? - Итак, правильно, наш урок посвящен великому русскому путешественнику, ученому-этнографу Николаю Николаевичу Миклухо-Маклаю. | Учащиеся смотрят презентацию с изображением фотографий, книг и памятников ученого Н. Н. Миклухо-Маклая, отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование. Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация |
Первичное усвоение новых знаний | Учащиеся получают высказываниея. «Кто твердо знает, что делать, - тот приручает судьбу.» - Николай Миклухо-Маклай. «Помни: каждый вечер мы беднее на один день.»- Николай Миклухо-Маклай «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят.» - Николай Миклухо-Маклай - Ребята, прочитаем эти высказывания и подумаем, каков же по характеру человек, написавший эти высказывания?
| Учащиеся читают высказывания ученого, отвечают на вопросы учителя | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные УУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
- Итак, мы разобрались с личностью и характером, а теперь давайте узнаем побольше о биографии этого знаменитого человека. У вас на партах разложен текст, работая с ним вам необходимо соотнести даты на доске с фактами из жизни Николая Миклухо-Маклая. Какие открытия совершил ученый? А каким же был обычный день натуралиста в неизведанных диких краях? Давайте послушаем сообщение учащегося. Осилили бы вы такой распорядок дня? - Давайте вспомним из курса истории как относились европейцы к местному коренному населению открытых ими земель? Почему они так поступали? - Ребята, а теперь прочитайте высказывание известного русского писателя, как соотнести эти слова с деятельностью ученого Миклухо- Маклая? «Вы первый ... доказали, что человек везде человек» — эти слова Л. Н. Толстой в свое время адресовал совсем еще молодому ученому Николаю Миклухо-Маклаю.
Правильно ученый исследуя жизнь и быт папуасов опроверг расистские представления о коренном различии физического строения и психики представителей отдельных рас человека, т. е. доказал, что все расы и народы равны. | Учащиеся работают с текстом, вычленяя из текста данные его биографии. 17 июля 1846 – рождение Н. Н. Миклухо-Маклая; 1863 г. – поступление в Санкт-Петербургский университет; 1864-1866 – поездка в Германию, изучение философии и медицины; 1866 г. – первое научное путешествие Мадейра, Тенерифе, Гран Канария, остров Ланцерот, Марокко, Гибралтар, Испания, Париж; 1871, 1876 и 1883 – путешествие и жизнь на острове Новая Гвинея; Ценные географические наблюдения (описания рельефа, измерение глубин моря, метеорологические наблюдения), многие из которых не утратили значения доныне, этнографические сведения, коллекции, открыл новые виды двуутробок и др. Занимался этнологическими исследованиями ближайших племен, изучением мозга позвоночных, анатомией сумчатых и метеорологией. Используя фактический материал, он опроверг расистские представления о коренном различии физического строения и психики представителей отдельных рас человека. Учащийся выступает с сообщением о распорядке дня ученого
Учащиеся работают с высказыванием Л. Н. Толстого и отвечают на вопросы учителя | ||
ЗАКРЕПЛЕНИЕ | Ребята, представьте себе, если бы к нам в гости сейчас пожаловал сам путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай? Какие вопросы бы вы ему задали? | Двое учащихся инсценируют сценку между Н. Н. Миклухо-Маклаем и репортером. | Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Заключение | Учитель показывает книгу «Путешествие на берег Маклая». - Итогом путешествия стала эта книга - источник подробнейших и прелюбопытнейших сведений о Новой Гвинее. Главную ценность книги составляют дневниковые записи автора, в книге много исследовательской информации о тропическом острове и просто интересных наблюдений о жизни местного населения. Надеюсь кто-то из вас прочтет эту книгу и расскажет нам о жизни этого замечательного путешественника. | Учащиеся покидают класс под песню из мультфильма Бременские музыканты «Ничего на свете лучше нету». | Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Миклухо-Маклай Николай Николаевич - блестящий русский путешественник, зоолог, этнограф и общественный деятель. Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился 17 июля 1846 года в семье инженера в селе Рождественском, близ города Боровичи Новгородской губернии.
В 1863 году он поступил вольнослушателем в Петербургский университет. В 1864 году за участие в студенческих сходках он был исключен без права поступления в высшие учебные заведения России. Миклухо-Маклай уехал в Германию. Два года он слушал лекции на философском факультете Гейдельбергского университета в Германии, затем изучал медицину в Лейпциге и Йене. Миклухо-Маклай обратил на себя внимание естествоиспытателя Геккеля, пропагандиста идей Дарвина.
В 1866 году Геккель взял 19-летнего студента в качестве ассистента в большое научное путешествие. Мадейра, Тенерифе, Гран Канария, остров Ланцерот, Марокко, Гибралтар, Испания, Париж - таков был маршрут первого путешествия Миклухо-Маклая.
В 1869 году, после посещения побережья Красного моря, Миклухо-Маклай вернулся в Россию. Первые научные исследования Миклухо-Маклая посвящены сравнительной анатомии морских губок и мозга акул и другим вопросам зоологии. Во время последующих путешествий (о-ва Малайского архипелага, полуостров Малакка, острова Океании, Австралия) Миклухо-Маклай провёл также ценные географические наблюдения (описания рельефа, измерение глубин моря, метеорологические наблюдения), многие из которых не утратили значения доныне.
Два с половиной года (в 1871, 1876 и 1883 годах) он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (ныне берег Миклухо-Маклая), где завоевал любовь и доверие новогвинейцев. В 1873 г. исследовал аборигенов на Маниле. Оправившись от лихорадки, снова направился на юго-западное побережье Новой Гвинеи, где собрал ценные этнографические сведения, коллекции, открыл новые виды двуутробок и др. В 1875 г. Миклухо-Маклай предпринял путешествие на Малаккский п-ов, чтобы сравнить жителей его с папуасами и жителями Филиппинских островов. Исследовал острова Западной Микронезии, затем в 1877 г. высадился на берегу Маклая. Здесь в течение года он совершил ряд походов, исследовал людоедов близ мыса Дюпере, занимался этнологическими исследованиями ближайших племен, изучением мозга позвоночных, анатомией сумчатых и метеорологией. Папуасы боготворили Миклухо-Маклая, он же, близко познакомившись с жестокой эксплуатацией островитян приезжими коммерсантами, выступил на их защиту. Этому были посвящены все годы его дальнейшей жизни в Сиднее, где он основал биологическую станцию, и в Петербурге. Используя фактический материал, он опроверг расистские представления о коренном различии физического строения и психики представителей отдельных рас человека.
Миклухо-Маклай был автором проекта создания на Новой Гвинее независимого государства - Папуасского Союза. Позже (1886) он безуспешно добивался от царского правительства разрешения организовать на Новой Гвинее "вольную русскую колонию".
Последние дни жизни Миклухо-Маклай провел в клинике Виллие при Военно-медицинской академии. Миклухо-Маклай умер 2 апреля 1888 года. Труды Миклухо-Маклая (76 работ) издавались в 1871-88 гг. в "Известиях Императорского Русского Географического Общества", в Берлинском антропологическом журнале, в батавских и австралийских журналах. Коллекции Миклухи-Маклая помещены в музее Императорской Академии Наук. Материалы эти до сего времени представляют огромный интерес для антропологии и этнографии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
"Вставал я ранее моих слуг, еще в полутемноте, часов в пять; отправлялся кругом дома посмотреть, не случилось ли чего нового за ночь, затем спускался к ручью мыться. Возвращаюсь к дому около трех четвертей шестого; уже светло. Бой разводит огонь и греет воду для чая. Я отправляюсь на веранду и жду там чай, который мне подают с сухарями или печеными бананами, очень приятными на вкус. Около 7 часов записываю температуру воздуха, воды в ручье и в море, высоту прилива, высоту барометра, направление и силу ветра, количество испарившейся воды в эвапориметре, вынимаю из земли зарытый на один метр глубины термометр и записываю его показание.
Окончив метеорологические наблюдения, отправляюсь или на коралловый риф за морскими животными, или в лес за насекомыми. С добычею сажусь за микроскоп или кладу в спирт собранных насекомых, или же принимаюсь за какую-нибудь другую работу до 11. В 11 завтракаю. Завтрак состоит из отваренного рису с кёри. После завтрака ложусь в повешенный на веранде гамак и качаюсь в нем до часа, причем часто засыпаю. В час те же метеорологические наблюдения, как в 9 часов. Затем опять принимаюсь за какую-нибудь работу, как, например, приведение в порядок наблюдений, записанных в карманной книжке, реже за чтение. Приход папуасов часто прерывает мои занятия, так как я спешу к ним, не желая опустить случая прибавить несколько слов к моему папуасскому словарю.
После пяти отправляюсь погулять в лес до обеда, который подает мне Бой около 6 часов и который состоит из тарелки отваренных чилийских бобов с небольшим куском «чарки» и одной или двух чашек чаю. Время после обеда я посвящаю на разные домашние работы, как то: чистку ружей, уборку своей кельи, а затем, сменив мой костюм, сделанный из бумажной материи, на фланелевый, когда темнеет, сажусь на пень у берега, слежу за приливом и отливом, рассматриваю далекий горизонт, облака и т. д. Иногда ложусь снова в гамак и прислушиваюсь к раздающемуся кругом меня в лесу крику птиц и трескотне десятков разноголосых цикад. В 8 часов иду в комнату и, зажегши свою небольшую лампочку (более похожую на ночник, чем на лампу), записываю происшествия дня в дневник. В 8–9 часов опять метеорологические наблюдения и, наконец, предпоследний акт дня – очищаю кокосовый орех и выпиваю его прохладительную воду. Вернувшись в комнату, осматриваю заряженные ружья и ложусь на жесткую постель, состоящую из двух корзин, покрытых одеялом вместо тюфяка и простынь. Засыпаю обыкновенно очень скоро."
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по элементарному музицированию. "Папуас".
Развитие чувства ритма,способности импровизировать на шумовых инструментах,чувства музыкального времени.Совмещение движения и речи.Умение воспроизводить простые ритмические рисунки. Эту композици...