"Китай на пути модернизации и реформ
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Аширова Людмила Леонидовна

Разработка урока всеобщей истории в 9 классе. Сама тема очень интересная, но объёмная. Поэтому полвека в развитии Китая даются очень компактно. Урок по ФК ГОС. Мы пока не перешли на ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kitai.docx60.74 КБ
Файл kitaipril1.pptx2.68 МБ
Файл kitaipril2.docx13.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ

«Китай на пути модернизации и реформ»

Цель  урока:

Создать условия для формирования у учащихся знаний об основных событиях истории Китая во второй половине XX века.

 Задачи:

обучающие: познакомить учащихся с основными событиями, которые происходили в Китае во второй половине XX века.

- развивающие:  развитие умения анализировать источники информации разных типов, сравнивать объекты, выделять главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи.

- воспитательные: воспитание толерантности, уважения к традициям, культуре и историческому прошлому других народов.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная; индивидуальная.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Используемое

оборудование

  Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный

Приветствует  учащихся, создает позитивный настрой на работу.

Приветствуют учителя.

1 мин.

2

Актуализация темы, целеполагание.

Презентация, слайды 1-3.

(Приложение 1)

Актуализирует знание учащимися терминов, использованных в названии темы. Организует работу учащихся по сравнению иллюстративного материала  (слайд 2). Подводит учащихся к формулировке целей урока. Актуализирует тему урока: Китай одна из наиболее динамично развивающихся стран, важный торговый партнёр России.

Вспоминают и озвучивают определения указанных терминов. Сравнивают иллюстрации, формулируют цель урока.

3 мин.

3

        Актуализация знаний.

Презентация, слайд 4

(Приложение 1)

Актуализирует знания учащихся о предыдущем периоде в истории Китая (Гражданская война), кратко излагая эти события и иллюстрируя их с помощью схемы, представленной на презентации. Способствует анализу учащимися этой информации путём постановки вопроса: какие проблемы стояли перед китайским обществом после окончания периода непрерывных войн?

Анализируют информацию, изложенную учителем, формулируют ответ на представленный вопрос.

4 мин.

4

Изучение нового материала.П.1.Строительство основ социализма в Китае.

Презентация, слайды 5-7

(Приложение 1)

Модули для составления схемы.

Аудио фрагменты: Гимн СССР, гимн КНР.

Корректирует ответы учащихся. Начинает составлять схему на доске. Организует работу учащихся по сравнению аудио фрагментов и иллюстраций. Знакомит учащихся с основной характеристикой путей модернизации Китая, избранных на этапе строительства основ социализма.

Анализируют и сравнивают информацию, представленную в виде аудио фрагментов и иллюстраций. Озвучивают результаты сравнения. Записывают тему урока. Начинают составлять схему в рабочих тетрадях

5 мин.

П.2.Социально-политические эксперименты в КНР. «Большой скачок»

Физкультминутка.

Презентация, слайды 8-9

(Приложение 1)

Модули для составления схемы.

Раздаточный материал: карточки с высказыванием Мао Цзэдуна (Приложение 2)

Характеризует охлаждение отношений между СССР и КНР после смерти Сталина. Организует работу учащихся по анализу основного лозунга политики «Большого скачка», а также высказывания Мао Цзэдуна. Корректирует ответы учащихся. Продолжает составлять схему.

Анализируют лозунг политики «Большого скачка», формулируют своё понимание этого лозунга. Анализируют исторический источник, формулируют три основных элемента политики «Большого скачка». Анализируют эти элементы и предполагают, к каким последствиям они могли привести. Продолжают составлять схему в тетрадях.

9 мин.

П.3. Социально-политические эксперименты в КНР. «Культурная революция»

Презентация, слайды 11-13

(Приложение 1)

Модули для составления схемы.

Ставит перед учащимися вопрос: кто был виноват в провале политики «Большого скачка»? Обращает их внимание на то, что лидер КПК был другого мнения, знакомит со следующим этапом развития китайского общества – «Культурной революцией». Организует работу по анализу иллюстрации и текста о хунвейбинах. Корректирует ответы учащихся.

Характеризует итоги «Культурной революции». Продолжает составлять схему.

Формулируют и озвучивают ответ на поставленный вопрос. Анализируют иллюстрацию и текст, озвучивают свои выводы о политике «Культурной революции» и хунвейбинах. Продолжают составлять схему в тетради.

7 мин.

П.4. Курс прагматических реформ.

Презентация, слайд 14

(Приложение 1)

Модули для составления схемы.

Характеризует политику, проводимую Дэном Сяопином. Организует работу учащихся по анализу его высказываний. («Переходя реку, ощупываем камни», «Неважно, какого цвета кошка — главное, чтобы она ловила мышей»). Корректирует ответы учащихся. Заканчивает составление схемы.

Анализируют предложенные высказывания, формулируют своё понимание текста. 

Формулируют итоги проведения политики Прагматических реформ. Продолжают составлять схему в тетради.

5 мин.

5

Рефлексия.

Презентация, слайды 15-17

 Организует работу учащихся по решению заданий для закрепления изученного на уроке материала. Возвращает учащихся к вопросу, поставленному в начале урока: Что позволило Китаю стать одной из наиболее динамично развивающихся стран мира? Корректирует ответы учащихся.

Составляют последовательность рассмотренных в течение урока событий, отвечают на вопрос учителя.  

3 мин.

6

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Презентация, слайд 18

Отмечает активность учащихся, выставляет оценки за работу на уроке. Определяет объем домашнего задания:

Написать мини-сочинение, как ответ на вопрос: «Хочу ли я жить в современном Китае?»

Записывают домашнее задание, вспоминают критерии оценивания и структуру мини-сочинения по истории.

3 мин.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация темы, целеполагание.
  3. Актуализация знаний.
  4. Изучение нового материала:

Строительство основ социализма в Китае.

Социально-политические эксперименты в КНР.

Курс прагматических реформ.

Вывод.

  1. Рефлексия.
  2. Домашнее задание.
  1. Организационный момент.
  2. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными событиями истории Китая во второй половине XX века. Обратите внимание на термины, которые использованы в названии темы: «модернизация» и «реформирование», попытайтесь вспомнить, что они означают? Модернизация – это процесс развития, усовершенствования чего-либо, применительно к государству: развитие всех сфер общественной жизни, которое приводит к усовершенствованию системы в целом. Реформирование – от сочетания «re»   и «forma», то есть «изменение формы», комплексные  преобразования, вводимые законодательным путем. То есть мы рассмотрим то, какие изменения происходили в Китае на протяжении указанного периода.

Теперь посмотрите на доску и сравните два представленных на ней изображения. О чём они нам говорят? Давайте попытаемся сформулировать цель нашего урока, исходя из увиденного. Цель нашего урока:  выяснить, каким образом за достаточно короткий период времени Китай из полузависимой страны, которую более развитые страны использовали, как рынок сырья и сбыта, превратился в одно из наиболее динамично развивающихся современных государств.  

Почему для нас важен опыт развития Китая? На данный момент, экономика Китая – это вторая экономика мира по объему ВВП, аналитики прогнозируют к 2025 году её выход на первое место в мире. Взаимоотношения между Россией и Китаем, особенно в экономической сфере становятся всё более тесными, достаточно вспомнить, что Китай занимает опять же второе место в мире по объему импортируемой нефти, а  Россия является  одним из её крупнейших экспортеров. Поэтому вам, будущим вершителям нашей будущей истории, вполне вероятно пригодятся знания полученные сегодня.

  1. Но прежде, чем перейти к непосредственному рассмотрению новой темы, напомню вам события, предшествующего периода, а вы подумайте: какие проблемы стояли перед китайским обществом после окончания периода непрерывных войн?

В 1927 г. начинается Гражданская война между КПК и Гоминьданом распался, давайте вспомним, что это за политические силы. В 1931 году Япония захватила Манчжурию, а в 1937 году начала открытую агрессию в центральном  Китае. Номинально КПК и Гоминьдан объединились, чтобы противостоять агрессору, однако действовали не согласовано, а на последнем этапе и вовсе больше заботились о собственном лидерстве в стране. Окончательный разгром японцев в Китае связан с вступлением в Китай Советской армии. Гражданская же война продолжалась  до 1949 года, при чём в условиях разгорающейся в мире Холодной войны США поддерживали Гоминьдан, а СССР – КПК. В результате власть в стране перешла к коммунистам.

  1. 1. Итак, какие проблемы предстояло решить новому коммунистическому правительству Китая? Страна была разорена в ходе войн, перед коммунистами стояла не простая задача: преодолеть отставание от западных стран. То есть фактически сразу новое правительство сталкивается с вопросом: как модернизировать страну? Основные этапы модернизации мы представим в виде схемы. Но прежде откроем тетради и запишем число и тему урока. Ну, а теперь приступим к схеме:

Первым модулем в нашей схеме станет само образование КНР. Что в таком случае будет следующим модулем? Это та задача, с которой столкнулась страна:

Модернизация может проводится различными путями, какой же путь выбрал  лидер КПК – Мао Цзэдун?  Два аудио-отрывка помогут нам ответить на этот вопрос.

Была выбрана советской модели развития, которая на начальном этапе копировалась почти без изменений. Она включала в себя коллективизацию – то есть ликвидацию частного землевладения и превращение его в общественное, индустриализацию, то есть создание крупной промышленности. В политической сфере эти события сопровождались установлением власти одной партии и её лидера – Мао Цзэдуна.  Мао – великий вождь и учитель, так звучит надпись на плакате. Сравните два изображения – какую общую черту политической жизни они демонстрируют?   Это культ личности. С этого момента все успехи в развитии стали результатом деятельности Мао, а все неудачи – его врагов.

  1. . После смерти Сталина в отношениях с  СССР наметилось охлаждение, связанное со сменой лидера. Новый лидер СССР – Хрущёв подверг критике сталинский режим, что было неприемлемо для Мао Цзэдуна, который считал его идеалом руководителя. Темпы модернизации казались китайскому лидеру слишком медленным и тогда было принято решение о переходе к «Большому скачку». Вот его основной лозунг – попробуйте объяснить, к чему призывал свой народ Мао Цзэдун?

Теперь давайте обратимся к тексту и попытаемся сформулировать три основных мероприятия «большого скачка».

«Основой будущего идеального общественного строя в Китае должна была стать «народная коммуна». Мао Цзэдун говорил: «Приусадебные участки ликвидируются. Куры, утки, деревья возле домов пока остаются в собственности крестьян. В дальнейшем и это будет обобществлено… Надо продумать вопрос об отказе от системы денежного жалования и восстановлении системы бесплатного снабжения». Коммуна становилась административной ячейкой. Правление коммуны являлось местным административным органом. Наряду с сельским хозяйством, в коммунах следовало развивать промышленное производство, при этом отсутствовала надлежащее оборудование, и фундаментальные знания о стали и мартеновских печах. В соответствии с директивами Партии, китайский народ приступил к развитию «малой металлургии» - повсюду стали строиться малые печи из глины, которые топили дровами. Рабочих набирали из близлежащих деревень. Коммунизация деревни принесла крестьянам массу новых тягот. Вместо отдыха от полевых работ им приходилось заниматься варкой «стали» в деревенских металлургических печах, бороться с «четырьмя вредителями» — крысами, мухами, комарами и воробьями, уделять время «политпросвещению».

Как вы думаете, к каким последствиям привел страну «большой скачок»?  (голод, огромные убытки от кампании «малой металлургии», нарушение экосистемы)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы хорошо поработали, и нам необходимо немножко отдохнуть. Давайте поднимемся закроем глаза и представим себя деревом. Наши корни уходят глубоко в землю, мы питаемся энергией земли, наши ветви тянутся к солнцу, черпают энергию солнца. Налетел легкий ветерок, наклонил наши ветви в одну сторону, в другую. И также внезапно улетел. Открываем глаза, присаживаемся и возвращаемся к «большому скачку».

4.3. Кто, по вашему мнению, был виноват в провале «большого скачка»?

Однако во всех бедах обвинили советских специалистов, отозванных из Китая в 1960 году и «внутреннюю оппозицию», например Лю Шаоци и Дэн Сяопина, которые были одними из тех, кто пытался сгладить последствия большого скачка. После того как им удалось частично вывести страну из кризиса, Мао попытался вернуть свой авторитет в ходе, так называемой «культурной революции». Государственной политикой во время Культурной революции в Китае стала идея о необходимости  покончить с «четырьмя пережитками»: старое мышление, старая культура, старые привычки, старые обычаи. Казалось бы, ку4льтурная революция должна была коснуться духовной сферы жизни общества, но она приобрела политическую цель.

Основной движущей силой «культурной революции» стали стихийно создававшиеся народные отряды. Посмотрите на плакат – что вы можете о них сказать? Это были отряды молодых, часто несовершеннолетних, людей, у которых была одна цель – уничтожить всех противников Мао.  

Революция была завершена со смертью Мао. Её итогами стали убийство около  миллиона человек, около ста миллионов так или иначе пострадало, было уничтожено огромное количество древних китайских ценностей, стран была просто истерзана. Преодоление кризиса связано с деятельностью Дэна Сяопина. Это политический деятель пострадавший в годы Культурной революции, но обретший  популярность в последние годы жизни Мао Цзэдуна. Он берёт курс на проведение прагматических реформ. Что означает слово прагматические?

  1. Прочтите высказывание – как вы думаете, что имел в виду Дэн Сяопин? Проводимые реформы были поэтапными, они не представляли собой какого-либо стратегического плана, просто возникающие проблемы решались одна за другой. В целом их можно охарактеризовать как возврат к рыночным механизмам регулирования экономики, таким как восстановление частной собственности и предпринимательства, привлечение иностранных инвестиций. Когда лидера обвинили в том, что он возвращает страну к капитализму,  он ответил: «Неважно, какого цвета кошка — главное, чтобы она ловила мышей». Однако политическая система осталась прежней.

Нам осталось заполнить последний модуль. К чему пришел Китай в результате всех потрясений, на пути модернизации и реформирования?

  1. Ещё раз внимательно посмотрите на свои записи в тетради, постарайтесь запомнить основные события. Закройте тетрадь и посмотрите на доску, постарайтесь составить верную последовательность событий.

Целью нашего урока было выяснить, что же позволило Китаю стать одной из наиболее динамично развивающихся стран, нашли мы ответ на этот вопрос?

  1. А теперь давайте запишем домашнее задание, которое тесно связано с выводом нашего сегодняшнего урока. Напишите, пожалуйста, небольшое сочинение-рассуждение, как ответ на вопрос: «Хотел бы я жить в современном Китае?»  При этом не забудьте прочитать соответствующий параграф учебник, поскольку  в современном Китае существует ряд проблем, таких, как нехватка ресурсов, перенаселение, несмотря на то, что почти три четверти населения заняты в сельском хозяйстве, не хватает продуктов, не соблюдаются права человека. Поэтому внимательно рассмотрите все за и против при ответе на вопрос.

Оценивание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Так изменился Китай за сто лет: Курильщики опиума, Китай начало XX века. Современный офис в Китае.

Слайд 2

Цели урока: Узнать основные события, которые происходили в Китае во второй половине XX века Что позволило Китаю стать одной из наиболее динамично развивающихся стран мира?

Слайд 3

Китай на пути модернизации и реформирования.

Слайд 4

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, И Ленин великий нам путь озарил, Нас вырастил Сталин — на верность народу, На труд и на подвиги нас вдохновил ! Восток заалел - солнце встает: В Китае родился Мао Цзедун . Он народы Востока к свободе ведет, Он народы Востока с счастью ведет!

Слайд 5

Мао Цзэдун И.В. СТАЛИН

Слайд 6

«Три года упорного труда – десять тысяч лет счастливой жизни».

Слайд 7

Агитационный плакат «Бей воробьёв!» Лозунг, пропагандирующий малую металлургию. На знамени иероглиф «сталь». Текст: «Сталь — основа скачка во всех направлениях».

Слайд 8

Кто виноват в провале «большого скачка»?

Слайд 9

По мнению Мао Цзэдуна виноваты: А) советские специалисты Б) «внутренняя оппозиция» Н.С. Хрущёв Дэн Сяопин Лю Шаоци

Слайд 10

красные охранники. Мы — красные охранники Председателя Мао, мы заставляем страну корчиться в судорогах. Мы рвём и уничтожаем календари, драгоценные вазы, пластинки из США и Англии, амулеты, старинные рисунки и возвышаем над всем этим портрет Председателя Мао.

Слайд 11

Курс прагматических реформ. « Переходя реку, ощупываем камни» — Дэн Сяопин «Неважно, какого цвета кошка — главное, чтобы она ловила мышей»

Слайд 12

Составьте верную последовательность событий: А . Превращение Китая в активно развивающееся государство. Б . Провал «большого скачка» В. Приход коммунистов к власти в Китае Г. Культурная революция Д. Попытка модернизации страны Е. Прагматические реформы

Слайд 13

Составьте верную последовательность событий: В. Приход коммунистов к власти в Китае Д. Попытка модернизации страны Б. Провал «большого скачка» Г. Культурная революция Е. Прагматические реформы А . Превращение Китая в активно развивающееся государство.

Слайд 14

Что позволило Китаю стать одной из наиболее динамично развивающихся стран мира?

Слайд 15

Домашнее задание: Написать небольшое сочинение, как ответ на вопрос: «Хочу ли я жить в современном Китае?»



Предварительный просмотр:

«Основой будущего идеального общественного строя в Китае должна была стать «народная коммуна». Мао Цзэдун говорил: «Приусадебные участки ликвидируются. Куры, утки, деревья возле домов пока остаются в собственности крестьян. В дальнейшем и это будет обобществлено… Надо продумать вопрос об отказе от системы денежного жалования и восстановлении системы бесплатного снабжения». Коммуна становилась административной ячейкой. Правление коммуны являлось местным административным органом. Наряду с сельским хозяйством, в коммунах следовало развивать промышленное производство, при этом отсутствовала надлежащее оборудование, и фундаментальные знания о стали и мартеновских печах. В соответствии с директивами Партии, китайский народ приступил к развитию «малой металлургии» - повсюду стали строиться малые печи из глины, которые топили дровами. Рабочих набирали из близлежащих деревень. Коммунизация деревни принесла крестьянам массу новых тягот. Вместо отдыха от полевых работ им приходилось заниматься варкой «стали» в деревенских металлургических печах, бороться с «четырьмя вредителями» — крысами, мухами, комарами и воробьями, уделять время «политпросвещению».

https://ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Россия на пути модернизации"

Тематический тест к учебнику Волобуева...

Презентация "Япония на пути модернизации"

Презентация выполнена ученицей к уроку истории...

Китай на пути модернизации и реформирования

Охарактеризовать экономическое и политическое положение Китая после Второй мировой войныПоказать роль СССР в построении нового общества в КитаеРаскрыть политику «большого скачка» и «культурной революц...

Презентация к уроку по Новой истории: "Япония на пути модернизации: "восточная мораль -западная техника". 8 кл.

В презентации рассматривается вопрос об особенностях традиционного общества в XIX веке. О смене старой колониальной системы новой - колониальной системе империализма. Разбирается на примере "открытия"...

Япония на пути модернизации, 8 класс

Индивидуальная работа на учащихся по Новой истории по теме "Япония на пути модернизации: западная техника, восточная мораль" 8 класс....