Сценарий " Февраль- солдатский месяц"
классный час по истории (9, 10, 11 класс) на тему
Сценарий мероприятия, посвященного выводу Советских войск из Афганистана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_fevral-_soldatskiy_mesyats.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий « Февраль- солдатский месяц»
1 в Война – какое страшное слово. Сколько беды и слез приносит она вновь и вновь. Еще одна война, которая не пожалела молодые души ребят.
2 в Закончилась и ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.
1 в По прошествии времени до сих пор остается актуальным вопрос: нужны ли были наши ребята в Афганистане? И нет однозначного ответа, более того, мнения прямо противоположны.
Открываю страницы афганской войны.
Где желтеют бумага и строки:
Ведь уроки, которые извлечены,
Прояснились не в скорые сроки.
Делал записи наспех, но все – набело,
Как история мне диктовала.
Ну а то, что ни строчки в стихи не вошло,-
На войне этой тоже бывало.
ПЕСНЯ
2 в Афганистан – государство на юго-западе Азии. Дипломатические отношения Афганистана с Советской Россией установлены в 1919 году.
1 в 27 апреля 1978 г. – в Афганистане произошла революция, которая привела к братоубийственной войне.
2 в 1979 год. В Афганистане победила апрельская революция, и одной дружественной страной у Советского Союза стало больше. Но победой революции не разрешились внутренние противоречия афганского народа: шла междоусобица, одни группы населения воевали с другими, чем умело пользовались разного рода противники. Афганское правительство не один раз обращалось к правительству СССР с просьбой об оказании военной помощи, в чем в течение всего 1979 года получало решительные отказ, полагая, что афганцы должны сами разрешить свои проблемы.
1 в Но афганские коммунисты не оставляли надежду решить свои проблемы с помощью легендарных Воздушно-десантных войск Советского Союза.
Песня «Синева»
2 в И все-таки решение о вводе ограниченного контингента советских войск на территорию южного соседа было принято. Оно далось не сразу и не легко, а лишь после того, как стало очевидно, что события выходят из-под контроля и могут развернуться непредсказуемо. В Афганистане предательски был убит глава государства, а Соединенные Штаты предприняли попытку разместить новое мощное оружие вблизи южных границ нашей страны, что представляло собой большую серьезную угрозу.
1 в Только тогда это важное политическое решение относительно ввода Советских войск в Афганистан было принято в кабинетах Кремля. Необходимо помнить, что это было время, “холодной войны”, время жестокого противостояния двух систем.
Войска ввели,
Приказ был дан -
Так начался для нас
Афган.
Афган…
Как много жизней
отнял ты
Разбились об тебя
Мечты
О будущем, о счастье…
Афган…
Как много жизней
Ты унёс
И сколько горя,
И какое море слёз
Принес родным и близким
Павших.
2 в Тогда ни у кого не было сомнений в правильности принятых решений. И наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять “интернациональный долг”.
Многих волнует сегодня вопрос,
Стоит ли думать о прошлом всерьез,
Жизнь – это ад на земле, кто – то мудро сказал.
Кто – то до цели по трупам шагал,
Кто – то за слово этапы топтал,
Кто – то за тридцать целковых друзей предавал.
Даже на смерть нам готовили план,
Вылез исчадием ада Афган,
Скажут – ошибка, а в сущности – просто обман.
Кто – то метался на койке от ран,
Кто – то в стране создавал балаган,
Кто – то казну перекачивал в личный карман.
1 в Сколько раз так бывало: войны замышляют отмеченные сединой политики, а в окопах оказываются те, кому по 20-30 лет.
И как же мне не вспоминать
Друзей моих погибших лица
Да, это страшно – умирать,
Когда так надо возвратиться.
И ты ушел, приказ отдан
Ты верен долгу и присяге
И целиком Афганистан
Застыл в твоем последнем шаге
Посмотрите, ребята, посмотрите, девчата!
Память лица поставила в ряд
Это парни, которым будет вечно по 20
Это те, кто прославил десант.
1 в Что было? Как было? И так ли было?
2 в А отсчет времени этой войны для солдат и офицеров нашей 40-й Армии начался с 27 декабря 1979 года...
1 в В этот день наш спецназ штурмом взял дворец Амина в Кабуле и к власти пришел новый президент
2 в В январе 1980 года соединения и части 40-й Армии под командованием генерал-майора Ю. В. Тухаринова заняли ключевые позиции в ряде провинций страны и совместно с афганской армией взяли под охрану важнейшие административные центры, жизненно важные объекты, аэродромы и основные автомобильные магистрали
1 в С весны 1980 года части 40-й Армии были втянуты в междоусобную войну в Афганистане хотя это и не входило в планы советского руководства.
2 в Участники боев в Афганистане вспоминают
1 : “Афганистан мне показался раем. Реки сказочно-голубые, красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков, снизу гор. Увидел, как растут апельсины. Блеск исчезнувшей в песках змеи. Рыбий плеск. Никакой войны…”
2
“Первые восемь-девять месяцев спали, где придется: на земле, в кабинах автомашин. Потом поставили палатки. С конца февраля до конца марта здесь постоянно дожди. Затем наступает страшная жара. Один лейтенант привез с собой термометр со шкалой делений до 50 градусов. Когда повесили на солнце, он лопнул. После уже достали новый со стоградусной шкалой. Посмотрели, а ртутный столбик показывает 78 градусов!
3
Что больше всего поразило в Афганистане – это нищета. Когда мы приехали – зима была. Снега не было, но ветер, пронизывающий до костей, злой какой-то. Мы, солдаты в ватных бушлатах и то мерзли. А местные крестьяне в это время босиком ходили. Тогда же я видел, как дерево продают на килограммы, тщательно взвешивая…
4 “В ущелье мы попали в засаду. Положение складывалось критическое: дальше идти мы не могли, прервалась связь с соседями. Вдруг огонь со стороны духов прекратился, и в тишине сверху посыпались бородатые. Сделав несколько выстрелов в набегающую толпу, мы вступили в рукопашную схватку. Духи, как и мы, дрались молча и с ожесточением. Только иногда раздавались стоны и крики раненых.
5 Мы перед Родиной чисты. Я честно выполнял свой солдатский долг. Слышал, читал: сейчас эту войну называют “грязной”. А как быть с такими чувствами, как чувство Родины, долга. Мы перед Родиной чисты. Называют нас оккупантами. Что мы там захватили? Что оттуда вывезли? “Груз двести” - гробы с нашими товарищами”. Что приобрели? Болезни: от гепатита до холеры, ранения, контузии, инвалидности? Мне не в чем каяться. Я помогал братскому афганскому народу. Убежден.
2 в Мы сражались с моджахедами , это участники вооруженных формирований, которые были противниками правительственных войск Афганистана. Моджахеды полычали военную и финансовую помощь из США, Америка хотела контролировать Афганистан и ослабить нашу страну. правительственными войсками
1 в Слово моджахед арабского происхождения и означает участника джихада. Джихад – это религиозная война против неверных. Советские солдаты называли моджахедов душманами или духами.
2 в Моджахеды использовали тактику партизанской войны и за все 10 лет войны не одержали не одной крупной победы над нашими солдатами. Хотя мелких , страшных , кровопролитных стычек было великое множество.
Русский парень лежит на афганской земле
Муравей - мусульманин ползет по скуле
Очень трудно ползти
Мертвый слишком не брит,
И тихонько ему муравей говорит:
“Ты не знаешь, где точно скончался от ран
Знаешь только одно – где-то рядом Иран.
Почему ты явился с оружием к нам,
Здесь впервые услышавший слово “ИСЛАМ”?
Что ты дашь нашей Родине – нищей, босой?
Если в собственной очередь за колбасой?
Разве мало убитых вам, чтобы опять,
К двадцати миллионам еще прибавлять?
Русский парень лежит на афганской земле
Муравей-мусульманин ползет по скуле, и о том, как его бы поднять, воскресить,
Муравьев-православных он хочет спросить,
Но на северной Родине сирот и вдов
Маловато осталось таких муравьев.
2 в Некоторые военачальники 40-й Армии и аппарата Главного военного советника пришли к выводу, что боевые действия против моджахедов ("борцов за веру") по своей сути есть гражданская война, и советские полки и батальоны были втянуты в боевые действия против своей воли. Вместе с тем наши офицеры, сержанты и солдаты поставленные перед ними задачи выполняли, как полагается, проявляя при этом изрядное мужество и отвагу.
Я - «афганец».
Но не по национальности, а по принадлежности к той войне. Меня отправило на войну мое правительство. Тысячи, десятки тысяч раз я погибал. Мое тело рвало на части иностранное и советское оружие.
Миллионы раз мою жизнь спасали и руки врачей, и умные, доблестные, имеющие честь офицеры, перед которыми я преклоняю колени.
Миллионы раз равнодушные, продажные души посылали меня на верную смерть, хорошо зная об этом и беспокоясь только о своем благополучии и об очередном повышении.
Я – «афганец».
Меня благословляли. Меня проклинали.
Меня называли воин-интернационалист, ветеран войны, гордились мной.
Мне бросали: «Оккупант, захватчик, убийца», - и я не знал, куда девать глаза от стыда и что сказать в ответ.
Меня забывали. И я страдал от ненужности своей, от незначительности жертвы, которую я принес.
А в жертву я приносил самое дорогое для меня - свою жизнь!
Я – «афганец».
Сколько раз огнем обиды полыхало мое лицо и кровь бросалась в голову, когда я слышал: «Мы тебя туда не посылали!».
Посылали!
Я – «афганец».
Мальчишка. Школьная скамья не успела остыть после меня, когда я ходил уже по колено в своей и чужой крови, уже дрался в позорной войне, уже подыхал от страшного солнца, привязанный веревками к столбу в центре чужого кишлака, уже замерзал на жутких скалах Гиндукуша, уже тихо умирал на ржавой койке медсанбата…
Что я успел узнать о жизни? Школьные годы. Первую любовь.
Ужас пыток. Тяжесть испытаний. Кошмар убийства. Ожог пощечины, полученной от тебя, мой народ. И черный бархат последнего поцелуя - смерти.
Я – «афганец».
Я - офицер-профессионал, сделавший войну своим ремеслом, знавший, что это на всю жизнь, понимающий в отличие от солдат, на что иду, успевший познать счастье своей семьи, оставивший на земле своих детей. Моя душа разрывалась на части между жалостью к солдатам и чувством долга, присягой в верности тебе, мой народ, между честью офицера и бесчестьем оккупанта.
Это мне кричали, отдавая приказ, уничтожить вместе с чужими своих: «Подберите сопли, майор, и выполняйте приказ! Это война. К черту сантименты». И я выполнял приказ.
А ты, народ мой…
Поймешь ли, что война касается не только семей погибающих, их родных, любящих, любимых?!
Что это касается тебя.
1 в Наши ребята и на войне оставались обычными людьми с простыми человеческими родостями и заботами. Многие во Афгане стали писать песни и сочинять стихи.
Автомат и гитара на афганской войне: Про края, где родились, да про шорох берез, | |
Песня
2 в Едва ли не в каждой российской семье, как дорогие реликвии, бережно хранятся письма с "той", теперь уже далекой войны. Письма родных и близких, не вернувшихся домой. Теперь к ним прибавились свежие, еще не пожелтевшие от времени. Чем же они отличаются - разве что формой: там - треугольники, здесь - конверты.
1 в Наши воины мужественно и честно выполняли свой долг. Но те, кто не избежал смерти, похоронены, хотя и с почестями, но без огласки, где они погибали.
2 в Хоронить "афганцев" с почестями на родине не п о л а г а л о с ь. Хоронили тихо. Но как бы тихо родители ни прощались со своими сыновьями, о горе узнавали многие. Как бы строго ни запрещали надписи на могилах "Погиб в Афганистане", все знали - погиб именно там.
Нам павших с поля не поднять,
Земля пред ними расступилась,
Взяла к себе, как в детстве мать,
Березкой белой к ним склонилась.
Нам павших с поля не поднять!
Земля моя, ты вновь своих детей
Листвой опавшею укрыла,
Ушедших в вечность сыновей,
Как 40 лет назад ты нынче хоронила.
Стоят деревья у плиты, листвой касаясь обелиска,
И алый свет его звезды
Струится по граниту списка
Солдатских имен…
Лежат в земле моей, уснувши в ряд,
Плечом к плечу отцы и дети,
Им всем по 20 – 25,
Им жить бы, жить на этом свете…
Лежат бойцы, уснувши в ряд…
А что же мы?
1 в И все же они возвращались домой не в цинковых гробах на крыльях "Черного тюльпана". Они возвращались в родные места орденоносцами, обретали вторую жизнь в образе бюстов и стел, обелисков и гранитных плит с выбитыми на них именами героев. Они возвращались к нам, живым, незатухающим эхом вечной памяти. И это все, что остается от человека, прожившего на земле девятнадцать-двадцать лет - волнующий воображение след. По крайней мере, для мальчишек, примеряющих его подвиг "на себя"...
Песня « Мы уходим»
2 в 15 февраля 1989 последнее подразделение 40-й Армии и с ним командующий армией генерал-полковник Б. В. Громов покинуло Афганистан, а гражданская война продолжалась. ...Солдаты уходили из Афганистана среди цветов, улыбок, отдавая последние почести павшим. Праздничный Хайратонский мост. Цветы, оркестр, кино и телевидение. Усталый генерал Громов на мосту...
1в Эта страшная война закончилась...
1 в Наша армия понесла значительные потери....
2 в В составе ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан проходило военную службу большое количество брянских солдат. Последний советский солдат был выведен из Афганистана 15 февраля 1989 года. В настоящее время на Брянщине проживает более 3,5 тысяч воинов-афганцев, из них триста — имеют боевые ранения. В ходе боевых действий в Афганистане погиб 131 брянский интернационалист.
Мы завтра встанем вновь
Пойдем своей дорогой дальней,
Но знаем мы теперь любовь
К земле своей, бывает и печальной…
Им домом стал землистый холм,
Цветами Родины покрытый,
И, если сядем за столом,
То вспомним тех, кто там лежит убитый.
Их с нами нет, земля для них
Навечно мягким пухом стала,
И наша память – долг живых –
Не позабыть имен Афганистана!
Помянем всех, погибших там,
Пусть наша память будет вечной
И тишина взамен словам
Звучит минутой скорби бесконечной…
Помянем всех!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мужества "Февраль. февраль солдатский месяц..."
Внеклассное мероприятие посвящено 70годовщине Сталинградской битвы...
внеклассное мероприятие "Февраль-февраль, солдатский месяц"
внеклассное мероприятие посвященное 70-ти летию Сталинградской битвы для учащихся 9 классов...
Конспект внеклассного мероприятия "Февраль, февраль-солдатский месяц".
Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Сталинградской битвы....
Февраль, февраль - солдатский месяц
методическая разработка классного часа...
Презентация "Февраль, февраль - солдатский месяц".
Данная презентация была создана для открытого мероприятия, проходившего в школе. Открытое мероприятие посвящалось 70-летию со дня победы в Сталинградской битве. На мероприятие были приглашены ве...
Открытый классный час"Февраль-февраль, солдатский месяц...."
Мероприятие, посвящено 70 летию Победы под Сталинградом. Цель: показать значение Сталинградской битвы для хода Великой Отечественной войны; воспитывать чувство гордости за тех, кто "ковал П...
Сценарий праздника белого месяца и 23 февраля
Цель: приобщение детей к истокам бурятской национальной культуры и оптимизировать двигательную активность детей....