Самоанализ по предмету История,Обществознание
статья по истории (5, 7, 9, 10 класс) на тему
Данная работа подробно анализирует мою педагогическую деятельность за 2016-2017 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_po_predmetu_2017.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Москвы
Северо-Западное окружное управление образования
ГБОУ школа № 1056
Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания
Тихонова А.С. за 2016-2017 уч. год.
В самоанализе я попыталась расположить опыт своей профессиональной деятельности за прошедший 2016-2017учебный год.
В данном образовательном учреждении я работаю с 2014 г.
Образование: МГПУ, исторический факультет; квалификация: учитель истории. Общий педагогический стаж 17 лет. Имею высшею категорию.
Основная педагогическая нагрузка:
2016--2017 учебный год - 27 час в неделю;
Задачи:
- Повышение качества знаний учащихся по предметам гуманитарного цикла путем применения индивидуального, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов в современных педагогических технологиях.
- Повышение уровня педагогического мастерства учителей и их компетенции в области образовательных и информационно-коммуникационных технологий
- Организация творческой познавательной деятельности (самодеятельности) гимназистов, основанной на усвоении специальных способов получения знаний из различных источников информации;
- Создание условий для творческой реализации учащимися своих интеллектуальных, нравственных и других значимых возможностей, а также формирование речевой коммуникативной культуры.
- Повышение мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла через вовлечение в различные виды урочной и внеурочной деятельности: проведение конкурсов, внеклассных мероприятий
- Воспитание гражданско-патриотических чувств и качеств учеников, формирование гражданской идентичности, развитие интереса к изучению истории народа и Отечества, развитие чувства сопричастности к его исторической судьбе.
Формы работы:
- проведение «открытых уроков», мастер-классов, круглых столов;
- организация взаимопосещение уроков с целью обмена опытом;
- участие в окружных и городских конференциях, круглых столах, семинарах;
- проведение школьных олимпиад и участие в окружных этапах Всероссийской олимпиады
по истории, обществознанию, праву;
- проведение тематических школьных линеек;
- проведение предметной недели истории и обществознания;
- организация проектно-исследовательской работы по предметам.
На современном этапе в России главная задача образования-его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности,общества,государства. В результате образования должна быть сформированна не система знаний, умений и навыков сама по себе,а набор ключевых компетенций, необходимых будущему выпускнику в интеллектуальной,общественно-политической,коммуникативной,информационной и других сферах.
Целью моей профессиональной деятельности, как учителя истории и обществознания согласуется с деятельностью нашего образовательного учреждения
1. Цель - максимум: повысить качество образования учащихся, формировать метепредметные качества в социально-гуманитарных дисциплинах на основе изучение и внедрения инновационных технологий, проектно-исследовательской работы с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении и повышения профессиональной компетентности учителей.
2. Цель – минимум: осуществить качественную подготовку и необходимое психологическое сопровождение учащихся в участии в региональном этапе Всероссийской олимпиады по истории, обществознанию, праву, в окружных и городских конкурсах проектно-исследовательских работ, а также использовать все необходимые ресурсы для успешной итоговой аттестации учеников 9 и 11 классов в формате ГИА и ЕГЭ.
Основные направление в работе :
- формирование универсальных метапредметных компетенций, повышение конкурентноспособности гимназистов в рамках участия в олимпиадах и конкурсах;
- развитие активной жизненной позиции, стремления раскрыть и реализовать свой потенциал в рамках научно-исследовательской, проектной деятельности, в процессе участия в научных конференциях и в ходе публичных выступлений;
- повышение уровня мотивации к изучению предметов через учебную и воспитательную составляющие образовательного процесса;
- повышение учительской квалификации и универсальных методов и технологий обучения;
- методическая и психологическая помощь ученикам и родителям учеников 9-11 классов в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Также на протяжении 2016-17 уч. Года ставились следующие важные задачи:
- оказывать информационную, консультативно – методическую, техническую и психологическую помощь ученикам 5-11 классов в рамках их участия в Московской городской олимпиаде по истории, обществознанию, праву в дистанционной форме.
- проводить предметные консультации с учащимися – участниками регионального тура Всероссийской олимпиады по истории, обществознанию, праву.
- продолжить работу по подготовке проектно-исследовательских работ на актуальные и проблемные темы.
- организовать разнообразные мероприятия для учащихся в рамках недели предметов социально – гуманитарного цикла.
- провести акции и мероприятия в рамках патриотического и гражданского воспитания, посвященные Дню Защитника Отечества, Дню Космонавтики, Дню Победы и т.д.
- осуществлять качественную подготовку учеников выпускных классов к успешной итоговой аттестации.
- продолжить повышение образовательного уровня педагогов школы, посещая курсы с преподавателями АПК и ППРО на окружной методической площадке.
- пройти курс обучения экспертов ЕГЭ по обществознанию на базе МИОО.
Важную роль в преподавании истории и обществознания играет методическое обеспечение: учебно-методические и наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, поэтому постоянно работаю над пополнением учебного материала в кабинете, над созданием банка вариативных заданий по каждому классу, по каждой теме. По истории и обществознанию работаю по УМК .
Основанием для выбора данных УМК послужили следующие критерии:
1. Учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе.
2. Соответствуют основному содержанию образования – федеральному компоненту государственных образовательных стандартов.
3. Соответствуют современному уровню развития исторической науки
4. Соответствуют возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям.
5. В учебниках обеспечивается преемственность содержания.
6. В учебниках содержится большое количество цветных иллюстраций, высокое качество полиграфии, наличие словарей дат, понятий, личностей.
Используя данные УМК, изменяя и дополняя их в соответствии с возможностями и потребностями обучающихся, стараюсь добиться положительных результатов в создании условий для самореализации и саморазвития детей.
3. Технологии и приемы обучения
Современное общество ставит перед школой задачи модернизации и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Я постоянно задумываюсь над тем, как сделать процесс обучения более результативным, как вызвать и поддержать интерес к предмету. Для наиболее эффективного использования времени детей на уроке всегда продумываю план проведения урока, его основные этапы; перед обучающимися в начале урока четко ставлю цели и задачи; слежу за темпом урока; объясняю материал на доступном уровне, использую разнообразные методики. Весь учебный процесс строится по принципу последовательности, т.е. задачи урока вытекают из предыдущего и перекликаются со следующим. Применяю различные приемы: переключение внимания, сочетание лекционного материала с практическими действиями по выполнению заданий, формирования выводов, работа с текстом и др.
С целью развития интереса учащихся к предмету, активизации познавательной деятельности, формирования способности мыслительной деятельности, использую следующие современные образовательные технологии:
•развивающего обучения;
•групповой способ обучения;
•личностно – ориентированное обучение.
Сам урок стараюсь строить как систему задач, выделяя вместе с ребятами ключевую задачу в начале урока и выполняя по ходу урока задачи разного уровня. Таким образом, реализую в работе системно-деятельностный подход. Роль учителя на уроке стараюсь сводить до минимума, то есть выполняю только роль организатора работы на уроке. При этом главнее действующие лица – дети, которые заняты активной мыслительной деятельностью. Осуществляю систематический контроль за уровнем развития знаний, умений и навыков каждого учащегося путем устных и письменных разноуровневых заданий. Часто использую групповые технологии.
Личностно ориентированное обучение позволяет опираться на жизненный опыт учащихся, на их индивидуальные возможности, создавать ситуации успеха для каждого ученика, обеспечивает условия для творчества «неуспешных» учеников, побуждает к поиску альтернативных решений.
С 2012 года работаю над темой «Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания, как способ достижения высокого качества образования». Эту методическую тему считаю наиболее актуальной в решении таких задач, как формирование людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, смелых в принятии решений, компетентных в информационной области. Уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий способствуют более активной деятельности учащихся, помогают им ярче, эмоциональнее воспринимать исторические события, обосновывать и отстаивать свою точку зрения, а также расширяют информационное поле учащихся.
Максим Горький когда-то сказал, что «школьный курс истории, - если его не сопровождать живыми повестями, рассказом, очерком и сборником подлинных документов», не может дать яркого представления о различных эпохах и действующих лицах истории. Поэтому применяю на уроках тексты художественной и научно – популярной литературы, материалы периодической печати, исторические и обществоведческие документы, иллюстративный материал, средства наглядности и самое главное, фрагменты документальных и художественных фильмов. Использование перечисленных выше средств активизирует познавательную деятельность учащихся.
Активизации мыслительной деятельности обучающихся, формированию умения слушать способствуют такие игровые приемы, как:
- игра «Вопрос – ответ» (чтобы задать вопрос, надо хорошо знать прочитанное, уметь четко, понятно сформулировать);
- игра «Домино»;
- игра «Аукцион»
- работу с карточками «сорбонками»;
- составление рассказа или схемы по опорным словам (этот прием помогает ученику, слабо владеющему речью, воспроизвести текст логично, последовательно);
- выделение ключевых слов в изученной теме (чтобы видеть главное и второстепенное и уметь кратко сформулировать главную мысль);
- разгадывание и составление разнообразных кроссвордов по истории и обществознанию и т.д.
- восстановление логической цепочки событий;
- анализ текста с ошибками;
- рассказ о событии по иллюстрации.
Умения классифицировать, обобщать и систематизировать факты, события, процессы, явления, личности вырабатываю посредством составления хронологических и сравнительных таблиц.
Образное мышление учащихся развиваю с помощью схем, рисунков. Раскрытие содержания исторических или обществоведческих понятий осуществляю не в отвлеченной форме, а в процессе изучения конкретных исторических или современных фактов и явлений в живой и яркой форме, ибо учащимся зачастую трудно усвоить материал урока.
В ходе письменного тестирования и фронтального опроса происходит запоминание основных дат или простых исторических и обществоведческих . Учу детей обобщать, делать выводы и заключения.
Закрепить полученные на уроке знания, создать положительную мотивацию в изучении истории и обществознания помогает и нетрадиционный характер домашних заданий (нарисовать иллюстрацию, написать сочинение-эссе, составить рассказ, подготовить сообщение, доклад, проанализировать документ).
Благотворно влияет на общее развитие учеников, повышает их интерес к предмету собранный в кабинете раздаточный и иллюстративный материал, различного рода памятки, многочисленные тестовые задания.
4. Педагогика сотрудничества
Взаимодействие с классом осуществляю на основе принципов педагогики сотрудничества. Обращаю внимание на каждого учащегося, стараюсь так построить урок, чтобы каждый ученик оказался вовлеченным в процесс познавательной деятельности, осознал полезность и значимость знаний в современных условиях. Для организации оптимального сотрудничества обучаемых на уроке использую парную, групповую формы работы, а также приемы: «обмен мнениями», «помоги соседу», «давай вместе» и др. Работа в группах позволяет формировать коммуникативную и социальную компетенции. При этом я всегда помню важное условие полноценного занятия групп – правильное их комплектование. В одних случаях группы скомплектованы так, что между ее членами возникают отношения ответственной зависимости: один член группы не может выполнить свою часть общего задания, пока другой член группы не выполнит свою и т.д. И задания группам подбираю так под их состав, чтобы каждый мог внести свой вклад в работу группы. В других случаях формирую группы сотрудничества, которые представляют небольшой коллектив, члены которого хорошо знают и понимают друг друга. Они ориентированы на взаимовыручку и поддержку.
Эти формы работы дают возможность каждому высказать собственное мнение при обсуждении проблемы в небольшой группе, дети учатся слушать и понимать мысль одноклассников, защищать свою точку зрения в споре с другими группами.
На уроках и внеклассных мероприятиях постоянно обращаю внимание на поведение обучающихся, их взаимоотношения со сверстниками, старшими, родителями. Стараюсь формировать и развивать у детей социальную активность, помогаю раскрывать ученикам свои внутренние возможности.
Таким образом, вся моя работа направлена на повышение качества знаний, привитие интереса к предмету и формирование ключевых компетенций у обучающихся.
На моих уроках присутствует атмосфера сотворчества и сотрудничества. Во время занятий я поддерживаю гуманные, цивилизованные и демократические отношения, как с детьми, так и между ними. Нравственное развитие школьников осуществляю через эмоциональное отношение к истории, сопереживание к людям прошлого, с помощью ситуаций нравственного выбора. Но я считаю, что большую роль играет и воспитание личностью самого учителя, его человеческой самоценностью. В каждом ученике я стараюсь видеть уникальную личность, ищу в ребенке лучшие качества и опираюсь на них, создаю специальные педагогические ситуации, в которых он мог бы проявить себя. Свою позицию по обсуждаемым вопросам не навязываю, свою оценку тому или иному вопросу даю после выступления детей, чтобы не сковывать их мышление. Всегда признаю за учеником право на аргументированную позицию, отстаивать свою точку зрения в споре со мной, одноклассниками.
5. Результаты освоения обучающимися образовательных программ
Открытые уроки и мероприятия:
Ø открытое мероприятие в 5 классе «В» « Исторический турнир!»;
Ø открытый классный час в 7 А классе «Конституция РФ»
В первые в 2016-2017 г- в 5 класса была проведена Всероссийская проверочная работа по истории Древнего мира
Результаты участия в районных, областных, всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах
Учебный год Название конкурса,
олимпиады Количество участников Результат
2016-2017 окружная олимпиада Божко Сергей «Г» призер
(право)
Участие в олимпиаде «обществознанию» Воробьева С 9«Г» участники
Харитонова С9 «Г»,Гераскин М 9 «В»
Участие в рейтинговом мероприятии «Не прервется связь поколений»- Ксенз С. 7 «В»
Динамика успеваемости и качества знаний обучающихся
история
класс | Кол.учеников | % качества | % успеваемости |
5 «А» | 22 | 51,5 | 100 |
5 «Б» | 25 | 53,3 | 100 |
5«В» | 30 | 67,3 | 100 |
5 «Г» | 29 | 65,2 | 100 |
7 «А» | 23 | 42,5 | 100 |
7 «Б» | 27 | 40,5 | 100 |
7 «В» | 25 | 64,2 | 100 |
7 «Г» | 26 | 63,2 | 100 |
Обществознание
класс | Кол.учеников | % качества | % успеваемости |
5 «А» | 22 | 55,4 | 100 |
5 «Б» | 25 | 55,1 | 100 |
5 «В» | 30 | 71,2 | 100 |
5«Г» | 29 | 70,5 | 100 |
9«Б» | 29 | 42,1 | 100 |
9 «В» | 25 | 40,4 | 100 |
9 «Г» | 31 | 54,3 | 100 |
ЭКОНОМИКА | |||
10 «А» | 29 | 65,4 | 100 |
10 «Б» | 25 | 50,7 | 100 |
10 «В» | 26 | 53,2 | 100 |
6. Система оценивания обучающихся
Другим важным моментом в педагогической практике, на мой взгляд, является оценивание достижений учащихся. К оцениванию знаний я подхожу, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Ведь чем более содержательной будет обратная связь, тем эффективнее может быть реакция на нее. Поэтому я ищу пути для облегчения перехода от традиционного способа оценивания (пятибалльная система) к более конструктивному подходу: использую стимулирующие функции при оценивании работы ученика, самооценку, взаимооценивание результатов письменных работ учащихся и устных ответов, использую накопительную систему оценивания.
Стараюсь всегда комментировать оценки учащихся, при своих оценочных суждениях по поводу работы ребенка больше опираюсь на положительное достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматриваю на фоне достигнутого. Поощряю не только творческую деятельность детей, самостоятельность, но и любые усилия ребенка, направленные на приобретение знаний. Даже эпизодический интерес к предмету не оставляю незамеченным. В результате такого подхода, на мои уроки всегда ходят с удовольствием.
7. Самообразование
В повышении профессионального мастерства большую роль играет самообразование, поэтому я регулярно знакомлюсь с материалами теоретического и методического характера в журналах «Преподавание истории и обществознания в школе», «Первое сентября», «Вестник образования» и во многих других в сети Интернет. Беру на вооружение те из них, которые кажутся мне интересными, актуальными и приемлемыми в работе. Изучаю современные технологии обучения и внедряю некоторые из них в практику. Так же мной были пройдена за последние три года курсы повышения квалификации:
1- 2015 «Информационные технологии в учебном процессе»
2- 2014г. «Основные вопросы исторического и обществоведческого образования в условиях нового базисного плана и нового ФГОС»
3-2016 г « Новые подходы в оценке качества образования в общественных дисциплинах»
4-2017 г «Содержание и методика преподавания курса финансовая грамотность»
8. Трудности в профессиональной деятельности
Еще хотел бы остановиться на трудностях в своей педагогической деятельности. Одна из наиболее существенных связана с проблемой несовершенства учебно–методического обеспечения. Содержание новых учебников перегружено и зачастую не адаптировано для возраста школьников, особенно это касается учебников по Всеобщей истории для 7, 8, 9 классов. Еще одной проблемой является нехватка учебных часов в преподавании истории в 6-9 классах. Слишком большой исторический материал невозможно полностью уложить в 2 часа учебного времени. Третья проблема связана с отсутствием учебников по обществознанию, которые бы в полной мере соответствовали государственному образовательному стандарту. Поэтому на обучающихся ложится огромная ответственность, так как они выполняют разнообразные самостоятельные задания по изучению теоретического материала по истории и обществознанию.
В данный момент планирую свою дальнейшую педагогическую деятельность с учетом существующих проблем и поиска путей их решения.
10. Задачи профессиональной деятельности
И в заключении хочу сказать, что для дальнейшего повышения уровня профессиональных компетенций как учителя-предметника и как классного руководителя, ставлю перед собой следующие задачи:
•Постоянно изучать и внедрять возможности информационных технологий.
•Использовать дистанционные формы обучения школьников.
•Продолжить поиск эффективной модели урока, способной максимально решать образовательные задачи.
•Расширить круг конкурсов и олимпиад, в которых участвуют мои ученики.
•Совершенствовать личностные качества для повышения профессионального уровня
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ учителя истории, обществознания, МХК МКОУ «Средней общеобразовательной школы №10 п.Лебединый»
Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и МХК за 2010-2011г. Анализирую подробно учебную и методическую работу по предмету, ставлю задачи на следующий год. Результативность по пред...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны
«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...
Самоанализ работы учителя истории, обществознания в ходе аттестации на I кв. категорию
Предлагаю вашему вниманию самоанализ педагогической деятельности учителя истории, обществознания, права, представленный перед областной комиссией в рамках аттестации на первую квалификационную к...
Научное общество учащихся «АТЛАНТИДА».Тематика рефератов, исследований, проектных и творческих работ (в том числе презентаций, сайтов, web-страниц) Предметы «История, Обществознание»
Одно из главных в современном образовании сегодня - создать максимально благоприятные условия для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения школьника. Для реализации этой идеи в Зуевской...
Рабочие программы по предметам (история, обществознание)
Рабочие программы по истории и обществознанию (5-11 класс)...
Рабочие программы по предмету История Обществознание 2019-2020 учебный год
рабочие программы педагога...