Историческая игра "Династия Романовых"
методическая разработка по истории (11 класс) на тему
Ссылка для скачивания презентации:
https://yadi.sk/i/p0g5N60-3KNBaq
Историческая игра для старших классов.
Задачи проекта: определить место царской семьи в российской и мировой истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий игры для 9-11 классов | 41.06 КБ |
стихотворение для чтеца | 13.83 КБ |
лист самооценки для заполнения участниками и гостями игры | 13.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий обучающей исторической игры-викторины
«Династия Романовых»
( к 100-летию свержения самодержавия в России).
Оборудование: мультимедийный проектор, колонки, стангазета с фотографиями, чистые листочки для ответов, таблички с названиями команд и «жюри», историческая карта, книги по Царственным страстотерпцам. (Для жюри лучше подходят учителя истории или интересующиеся этой темой родители учащихся).
Перед игрой предварительно был проведен урок, посвященный облику последних представителей династии Романовых.
Перед началом игры чтец готовит стихотворение С. Есенина «Младым царевнам» (могут быть и другие стихи), команды выбирают себе название, капитана и готовят домашние вопросы «противникам» по теме «Династия Романовых» (преимущественно о последних Романовых).
Время проекта: игра рассчитана на 2 урока с перерывом.
Цель проекта: Обобщить информацию о Царской семье, повысить значимость исторического знания для учащихся.
Задачи проекта:
Предметные: определить место царской семьи в российской и мировой истории.
Метапредметные:
Познавательные: 1) формулирование идеи игры по заголовку.
2) сравнение результатов и последствий; 3) работа с материалом презентации.
Коммуникативные: умение работать в контакте друг с другом и учителем, в группах (командах).
Регулятивные: оценка ответов своих товарищей и самооценка.
Личностные: вызвать уважение к венценосным страстотерпцам, интерес к родной истории.
1. Орг.момент:
1) проверка готовности учащихся к уроку-игре (на столах должны быть чистые листочки, ручки, таблички с названием команд, достаточные проходы между столами, чтобы «скороходы» быстро доносили листочки с письменными ответами);
2) представление членов Жюри и гостей-наблюдателей;
3) выбор капитанов команд;
4) объяснение условий игры и ее этапов:
1 этап: Разминка-оргмомент
2 этап: викторина с презентацией
3 этап: вопросы команд друг другу
4 этап: подведение итогов игры, награждение победителей.
5 этап: рефлексия: заполнение листов самооценки.
Каждый из этапов игры оценивается жюри: за полный ответ назначается 3 балла команде, за правильный (краткий) ответ – 2 балла, за частичный ответ – 1 балл.
Мотивация учебной деятельности – 1) определение учащимися проблемы и цели игры. 2) в конце мероприятия каждый получит оценку по результатам своей устной и письменной работы.
Актуализация знаний: Вступительное слово учителя истории.
История нашей страны знала немало трагических событий. Но самым драматичным, наверное, можно считать происшедшую революцию 1917 года и убийство Царской семьи. В этот юбилейный год мы чтим память наших венценосных соотечественников. Давайте сформулирует основную проблему, которую мы сегодня будем решать:
Что мы знаем о династии Романовых? И сегодня узнаем из разных источников?
Вы будете приносить жюри свои варианты ответов на листочках.
2. Просмотр презентации: «Царственные страстотерпцы" и письменные ответы команд на вопросы конкурса. Учитель после сдачи ответов читает правильный вариант (в скобках и жирным шрифтом отмечены правильные ответы).
Вопросы для брейн-ринга:
Слайд 5.
Перед вами картина Валентина Серова «Коронация».
1. Какой обряд происходит на картине?
2. В каком году произошло это событие?
3. И в каком храме?
(Помазание миром на царство. Успенский собор Московского Кремля. 1896 г. Коронация состоялась 14 (26) мая 1896 г. в Успенском соборе Кремля. Венчание русских царей на царство всегда совершалось в Москве.
Николаю было всего 26 лет, он не был готов царствовать, даже не знал, как разговаривать с министрами. Известно, что Николай II под тяжестью порфиры оступился (тяжел царский крест!). Мария Федоровна стояла у образа Владимирской иконы Божией Матери. Он уже в венце и порфире долго смотрел в глаза матери и долго целовал ее руку, потом ее трижды. Этот поцелуй сына и матери был самым сильным впечатлением дня.)
Слайд 9.
Какая история связана с этой кружкой?
(На Ходынском поле по случаю коронационных торжеств раздавались подарки, в том числе и такие кружки. Из-за большого скопления народа случилась давка, были человеческие жертвы.
Ходынские события омрачили коронационные празднества. Когда Мария Федоровна посещала раненых в госпитале, они говорили, что виноваты сами и очень сожалеют, что огорчили этим Царя. «Они были прекрасны, и можно было гордиться сознанием, что ты принадлежишь к такому великому и прекрасному народу. Остальным классам следовало бы брать с них пример, а не грызться между собой», – писала Мария Федоровна.
Недоброжелатели ставили в вину Николаю II ходынскую катастрофу. Виноваты же были распорядители торжеств, не предусмотревшие возможных последствий.
Также в вину ставили, что царская чета была на балу после Ходынки, хотя они были там 10 минут – это было обязательное присутствие. Светское общество получило еще один «козырь» для расшатывания монархии. А государь выделил из своих средств около 100 тысяч рублей на пособия пострадавшим).
Слайд 11.
Чей это портрет?
(Сестра Николая II Ксения Александровна. У старшей сестры царя Ксении было 6 детей – Андрей, Никита, Ростислав, Федор, Дмитрий, Василий. Она была замужем за Александром Михайловичем (Сандро), троюродным братом. Ксения была очарована его красотой и способностями, но он неблагоприятно влиял на нее. Большую часть жизни она прожила в Англии).
Слайд 13.
1. Чьи это рисунки?
(Рисунки младшей сестры Николая II Ольги Александровны.)
2.Над каким госпиталем она взяла попечительство?
(Великая княгиня Ольга Александровна помогала матери Марии Федоровне в Киевском военном госпитале).
Слайд 17.
Продолжите фразы этого царя:
1) «Пока Российский царь удит рыбу,…»
2) «У России есть только два союзника:…»
(1.«Пока Российский царь удит рыбу, Европа может и подождать».
2.«У России есть только два союзника: ее армия и ее флот». У художника Павла Рыженко есть картина на эту тему).
Слайд 19. Дайте комментарий этому снимку.
(По примеру своей мамы Александры Федоровны, тети Ольги Александровны и бабушки Марии Федоровны Великие княжны Ольга и Татьяна в годы Первой мировой войны помогали сестрами милосердия в военном госпитале. Татьяна Вырубова (Аня), фрейлина Александры Федоровны, впоследствии ее близкий друг, приняла монашество).
Чтец 1. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. МЛАДЫМ ЦАРЕВНАМ
«В багровом зареве закат шипуч и пенен,
Берёзки белые горят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых Царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах.
Где тени бледные и горестные муки,
Они Тому, Кто шёл страдать за нас,
Протягивают царственные руки,
Благословляя их грядущей жизни час.
На ложе белом, в ярком блеске света
Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть...
И вздрагивают стены лазарета
От жалости, что им сжимает грудь.
Всё ближе тянет их рукой неодолимой
Туда, где скорбь кладёт печать на лбу.
О, помолись, Святая Магдалина,
За их судьбу» (1916 год)
Слайд 24. Начало Царствования 26—летнего Императора Николая Александровича началось по его личному побуждению с предложения о сокращении вооружений и создания третейского суда в Международных спорах, что, по его мнению, могло предотвратить грядущие войны. Это была Конференция мира. В каком городе она состоялась?
А. Гаага
Б. Лондон
В. Стокгольм
Г. Хельсинки
(Гаага 1899 год. В Гааге был учрежден Международный суд. Но к предложениям русского царя отнеслись критически и не поверили в добрые намерения по вопросу гонки вооружений. Но все же, согласно со ст. 7 Гаагской конвенции 1899 г., военнопленные должны были содержаться за счет правительства страны, в которой они находились, и обращение с ними должно было соответствовать обращению с военнослужащими данной страны. Дания предлагала безвозмездную помощь по содержанию некоторого количества больных военнопленных, чтобы они были накормлены и остались в живых. Мария Федоровна, как датская принцесса, активно содействовала продвижению датских инициатив).
Слайд 26.
Сестра императрицы Александры Федоровны – Елизавета Федоровна – стала основательницей…
А. Крестовоздвиженской общины сестер милосердия
Б. Зачатьевского женского монастыря в Москве
В. Марфо-Марьинской обители милосердия
Г. Смольного института благородных девиц
(Сестра императрицы Александры Федоровны Елизавета Федоровна после убийства ее мужа московского губернатора Сергея Александровича стала основательницей Марфо-Мариинской обители милосердия).
Слайд 29.
Как расшифровывается аббревиатура КВЖД?
А. Корейская Восточная Железная Дорога
Б. Красноармейская Восточная Железная Дорога
В. Китайская Восточная Железная Дорога
Г. Королевская Восточная Железная Дорога
Слайд 31.
По указу Императора Николая II весной 1911 года в Санкт-Петербурге была проведена благотворительная акция, в ходе которой курсистки-слушательницы Высших женских курсов и Женского медицинского института продавали цветы. А все вырученные средства шли на помощь нуждающимся. В этом же году «дни» прошли по всей России. Спустя 100 лет при поддержке службы «Милосердие» этот благотворительный праздник был возрожден под тем же названием. Укажите название.
А. День белого цветка
Б. День 8 марта.
В. День красной гвоздики.
Г. День Петра и Февронии.
(День белого цветка. Царские дети принимали в нем участие).
Слайд 33.
Назовите автора следующих строк:
«Настанет год. России черный год.
Когда царей корона упадет:
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…»
А. М.Ю. Лермонтов
Б. А.С. Пушкин
В. Н.А. Некрасов
Г. С.С. Бехтеев
Слайд 35.
Как называли отца Николая II, когда он был на Российском престоле?
А. Освободитель
Б. Миротворец
В. Реформатор
Г. Благословенный
(За 13 лет царствования Александру III удалось не вступить ни в одну войну).
Слайд 37.
В каком произведении П.И. Чайковского использована музыкальная тема гимна «Боже, Царя храни»?
А. Балет «Щелкунчик»
Б. Кантата «В память 200-летия рождения Петра Великого»
В. Опера «Жизнь за царя»
Г. Симфоническая увертюра «1812 год»
(после правильного ответа воспроизводимся музыка увертюры)
Слайд 39.
Тропарь, который до революции 1917 года назывался «тропарь Кресту и молитва за Царя и Отечество», и текст которого включал имя царствующего императора?
А. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…»
Б. «Радуйся, Живоносный Кресте…»
В. «Спаси, Господи, люди Твоя…»
Г. «Царю Небесный…»
(«Спаси, Господи, люди Твоя…». Икона написана вел. кн. Ольгой Николаевной).
Слайд 41.
Император Всероссийский Николай II родился 6 (18) мая 1868 года, в день памяти библейского праведника…
А. Благоверного царевича Димитрия
Б. Первомученика архидьякона Стефана
В. Святителя Николая Мирликийского
Г. Святого Иова Многострадального
Слайд 43.
Какой святой был прославлен по инициативе св. императора Николая II?
А. Святитель Гермоген
Б. Преподобный Серафим
В. Преподобный Сергий
Г. Святитель Филарет
(После прославления преподобного Серафима и посещения святого источника у царя и Александры Федоровны родился долгожданный сын Алексей).
Слайд 45.
21 июля 1918 года Патриарх Московский и всея Руси в Казанском соборе г. Москвы в проповеди сказал: «На днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… и высшее наше правительство одобрило это и признало законным. Наша совесть примириться с этим не может, и мы должны во всеуслышание заявить об этом, как христиане, как сыновья Церкви. Пусть за это нас называют контрреволюционерами, пусть заточат в тюрьму. Пусть расстреливают…» Укажите имя святителя, публично осудившего убийство императора и призвавшего христиан к страданиям за правду:
А. Иов
Б. Иосиф
В. Никон
Г. Тихон
Слайд 47.
К 300-летию дома Романовых была выпущена юбилейная монета в 1 рубль. На ней были изображены портреты…
А. Императора Николая II и императрицы Александры Федоровны
Б. Императора Николая II и царя Алексея Михайловича
В. Императора Николая II и царя Михаила Федоровича
Г. Императора Николая II и цесаревича Алексея
(Символическое событие! Получилось так, что на монете изображены цари: первый и последний. Знал ли об этом Николай II? Скорее всего знал… Император, знающий свою судьбу…)
Слайд 49.
Этот флот создавался в 1910 году, во второй период Военных реформ. «Колыбелью» флота были Севастополь и Гатчина. Внук императора Николая I, великий князь Александр Михайлович Романов, организовал специальную школу, серийный завод и стал первым главнокомандующим этого типа вооруженных сил. Он говорил, что теперь все страны вступили в новую эру, у нас же флот «лишь начинает делать первые шаги. Мы должны торопиться, чтобы не оказаться еще раз уязвленными, благодаря неполноценности нашего вооружения. В будущих войнах не может быть победы без этого флота». О каком флоте идет речь?
(О Военно-воздушном флоте России).
Слайд 51.
ОНИ были у царевича Алексея Николаевича Романова: деревянные – российского производства, а немецкие – из традиционного материала. А каким недостатком обладал ТОТ из них, о котором было рассказано в известном произведении датского сказочника?
(Не было одной ноги. Речь идет об оловянных солдатиках. Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»).
Слайд 53.
Из всех детей Николая II только Ольга родилась не в Петергофе, а в другом месте. Впрочем, оно также находится недалеко от Петербурга. Спустя 4 года после рождения Великой княжны, в 1899 году, вся Россия праздновала большой юбилей. По такому случаю в том самом месте был объявлен конкурс на лучший проект памятника. Победителем стал академик Бах. Известно, что тот, которому поставили этот памятник, прославил это место на всю Россию. Назовите человека, в честь которого поставили памятник. И где родилась Великая княжна Ольга?
(А.С. Пушкин. Царское село).
Слайд 55.
В музее какого города могли оказаться эти перчатки?
(В епархиальном музее г. Екатеринбурга).
Слайд 58.
В каком году императора Николая II, императрицу Александру Федоровну и их детей причислили к лику святых страстотерпцев?
А. 1918
Б. 1945
В. 2000
Г. 2008
(Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ 2000 года было принято постановление: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжон Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию. В страданиях, перенесенных Царской Семьей и заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонения за Христа в ХХ веке». Но еще в 1981 году состоялось их прославление Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ).
3. Вопросы команд друг другу. (Устные вопросы и ответы участников команд. В случае правильного ответа команда получает 1 очко, в случае неправильного - право ответа переходит следующей команде по кругу, после чего команда озвучивает и оценивает правильный ответ по теме «Династия Романовых»).
4. Подведение образовательных итогов игры. Слово предоставляется капитанам команд для ответа на вопросы: Какой была Царская семья? Что нового вы узнали о Царской семье из разных источников?
(Капитаны отвечают, дополняют или исправляют ответы друг друга).
Заключительное слово руководителя образовательного проекта: Мы ответили на вопросы: Какой была Царская семья? Что нового вы узнали о Царской семье из разных источников?
Представители Царской семьи своими делами и моральным обликом являли собой лучшие человеческие качества: верность долгу, ответственность, патриотизм, милосердие, трудолюбие, скромность, любовь и сострадание. А в дни арестов, притеснений и издевательств - стойкость и мужество. Мы в своей жизни еще не раз задумаемся над вопросами: Чем являлась и является Царская семья для своего народа? Что потеряли мы с исчезновением династии?»
Подведение итогов игры, награждение команд и отличившихся учащихся.
Учитель: Хочется поблагодарить всех участников сегодняшней игры, организаторов и гостей. Попрошу учащихся и гостей заполнить листы с впечатлениями о сегодняшнем уроке-игре: Что нового вы узнали о Царской семье? Оцените сегодняшнее мероприятие, свою работу и работу товарищей.
Приложение 1.
Лист самооценки_________________________________________________
1. Чему я научился на уроке-игре?___________________________________
2. Что осталось непонятным? ______________________________________
3. Какую роль я выполнял на уроке: слушателя, участника игры, капитана команды, автора сообщения, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть).
4. Моя оценка за урок - _____
5. Что понравилось в сегодняшней игре?_______________________________
6. Что не понравилось?
7. Какая команда работала лучше всех?________________________________
8. Чье выступление запомнилось? _____________________________________
Предварительный просмотр:
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. МЛАДЫМ ЦАРЕВНАМ (1916 год)
«В багровом зареве закат шипуч и пенен,
Берёзки белые горят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых Царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах.
Где тени бледные и горестные муки,
Они Тому, Кто шёл страдать за нас,
Протягивают царственные руки,
Благословляя их грядущей жизни час.
На ложе белом, в ярком блеске света
Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть...
И вздрагивают стены лазарета
От жалости, что им сжимает грудь.
Всё ближе тянет их рукой неодолимой
Туда, где скорбь кладёт печать на лбу.
О, помолись, Святая Магдалина,
За их судьбу».
Предварительный просмотр:
Лист самооценки_________________________________________________
1. Чему я научился на уроке-игре?___________________________________
2. Что осталось непонятным? ______________________________________
3. Какую роль я выполнял на уроке: слушателя, участника игры, капитана команды, автора сообщения, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть).
4. Моя оценка за урок - _____
5. Что понравилось в сегодняшней игре?_______________________________
6. Что не понравилось?
7. Какая команда работала лучше всех?________________________________
8. Чье выступление запомнилось? _____________________________________
Лист самооценки_________________________________________________
1. Чему я научился на уроке-игре?___________________________________
2. Что осталось непонятным? ______________________________________
3. Какую роль я выполнял на уроке: слушателя, участника игры, капитана команды, автора сообщения, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть).
4. Моя оценка за урок - _____
5. Что понравилось в сегодняшней игре?_______________________________
6. Что не понравилось?
7. Какая команда работала лучше всех?________________________________
8. Чье выступление запомнилось? _____________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Районная интеллектуальная историческая игра «Страницы родной истории», посвященной 400-летию воцарения династии Романовых
Районная интеллектуальная историческая игра «Страницы родной истории», посвященной 400-летию воцарения династии Романовых включает в себя задания заочного и очного этапов по заявленной тем...
Классный час, посвященный 400-летию Дома Романовых "Романовы и Южный Урал"
Материал к классному часу и урокам регионального компонента по истории России в 9-11 классах."Романовы и Южный Урал"....
историческая викторина, посвященная 400-летнемему юбилею Дома Романовых
Цели викторины - это обобщение изученного учебного материала по разделу: “Династия Романовых”; демонстрация межпредметной связи истории, литературы, искусства, информатики, разнообразия форм и методов...
Историческая игра «Династия Романовых».
расширить кругозор учащихся, сформировать навыки самостоятельной работы и работы в группе с историческими источниками, закрепить материал, подготовка к ЕГЭ по истории (задание с личностью)....
«Династия Романовых в лицах» ( историческая викторина).
Материалы на конкурс, посвящённого 400-летию восхождения на престол династиии Романовых...
Литературно-историческая викторина, посвященная Дому Романовых
Данная викторина поможет при подготовке уроков и внеклассных мероприятий...