О, дивный остров Валаам.
классный час по истории (9, 10, 11 класс) на тему
Сценарий и презентация посввящены истории острова Валаама. Главный акцент делается на события, связанные с Великой Отечественной войной: первая школа юнг и Дом инвалидов, в котором находились тяжело пострадавшие, увечные ветераны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_divnyy_ostrov_valaam.rar | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
О, дивный остров Валаам.
1 ведущий.
В северной части Ладожского озера есть остров Валаам. Место известное и почитаемое многими, как центр русской духовной культуры. История монастыря, расположенного на острове, начинается с начала XV века, однако, согласно преданию, еще апостол Андрей, который шел с проповедью Христовой с юга на север, добрался до архипелага и установил на Валааме каменный крест.
Валаам много раз переходил от шведов к русским и обратно, пока, наконец, в 1721 году по Ништадскому мирному договору Швеция признала эти территории российскими. Спасо-Преображенский монастырь расцвел к XIX веку, когда Валаам стал частью Великого княжества Финляндского в составе Российской империи. Сюда любили приезжать российские императоры, природа острова тянула к себе цвет петербургской интеллигенции, художников, поэтов, музыкантов. Остров и монастырь на нём стали для России символом, местом поклонения для тысяч паломников со всей страны.
2 ведущий.
После Октябрьской революции и вплоть до 1940 года Валаам территориально принадлежал Финляндии. Остров образно величали Северным Афоном. Началась «зимняя» война». В монастыре срочно готовят большой обоз. Все, что только можно было спасти от поругания и уничтожения и 28 февраля, в ночь (боялись налета нашей авиации), обоз двинулся по льдам Ладоги на материк, в сторону Ланденпохьи. В том же году удалось купить землю — «поместье Паппиниеме» (по наименованию озера, его окружающего) и начать обустраиваться. И возникает новый монастырь. Он и название получает Ново-Валаамский.
3 ведущий.
В 1940 году по приказу наркома ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова на острове Валааме была создана школа боцманов Военно-морского флота. Тогда же, в Военно-морском училище им. Фрунзе города Ленинграда из мальчишек, мечтавших стать юнгами, были отобраны 125, которые в сентябре 1940 года колесным пароходом Володарский были доставлены на Валаам, где в качестве эксперимента была создана 3-я рота из подростков 15-17 лет. Так появилась первая в истории СССР рота юнг или, как тогда говорили, юнгов.
Школа располагалась в помещениях Валаамского монастыря, незадолго до этого покинутого монахами. Курсанты и юнги своими руками переоборудовали строения под учебные классы, кубрики, камбуз. Некоторым юнгам из-за маленького роста было сложно подобрать форму: даже самые маленькие по размеру брюки складывались гармошкой, а форменка свисала с плеч. Ротой юнг командовал младший лейтенант Адольф Теодорович Генрих. А самым любимым командиром у юных боцманят был политрук роты Даниил Сергеевич Лапин орденоносец, герой финской кампании. Мальчишки во многом старались быть похожими на него.
Ребята мечтали о море, а знать и уметь военному моряку надо много, потому юнги очень серьезно относились к учебе. 23 февраля 1941 года курсанты 2-й роты и юнги приняли военную присягу и прикрепили к своим бескозыркам ленточки с надписью Школа боцманов ВМФ.
1 ведущий.
В навигацию 1941 года личный состав школы проходил практику на шлюпках и кораблях в Ладожском озере, где курсанты и юнги узнали от посыльных о начале войны. Занятия в Школе боцманов прекратились. Началась усиленная подготовка личного состава к отражению вражеского десанта. 12 сентября 1941 года вышел приказ 0042 командующего Ленинградского фронта Г.К. Жукова «Гарнизон Валаама (школа юнг и боцманов) обратить на усиление Шлиссельбургского укрепленного сектора». 16 сентября генерал-майор Ненашев и комиссар 4-й бригады морской пехоты Вайдо подписали приказа о создании 1-й стрелковой роты морской пехоты, куда вошла часть воспитанников школы боцманов, из них 51 юнга. С выходом финских войск к Северному побережью Ладожского озера началась эвакуация гарнизона острова Валаам.
2 ведущий.
Часть юнг (51 человек) вместе с курсантами 2-ой роты школы боцманов были переброшены из Осиновца на ст. Мельничный Ручей. Получив там оружие и боеприпасы по 40 кг веса на каждого, под палящим солнцем, в полном обмундировании они совершили марш-бросок в 50 километров по проселочным дорогам до Невской Дубровки. В составе 1-й отдельной стрелковой роты 3-го батальона 4-й бригады морской пехоты им предстояло форсировать Неву и вести тяжелые кровопролитные бои за плацдарм на левом берегу, известный всем как Невский пятачок. Размер этого ключевого плацдарма невелик – 800 м от линии берега и 2 км вдоль реки. Согласно подсчетам историков, за один день на этот клочок земли сбрасывалось по 52 тысячи снарядов и бомб. Рота состояла из 207 человек, одну четвертую часть которой составляли юнги.
3 ведущий.
Боевое крещение юнги и курсанты школы боцманов получили в ночь с 26 на 27 сентября 1941 года. Форсируя Неву, юные десантники понесли первые потери, попав под шквальный пулеметный, минометный и артиллерийский обстрел. Те, кто шел впереди, успели пересечь Неву, и бойцы укрылись за обрывистым левым берегом. Второму эшелону повезло меньше, многих накрыли вражеские снаряды. С рассветом десантникам для расширения плацдарма броском предстояло преодолеть поле, выбить противника из окопов, пересечь дорогу между 8-й ГЭС и деревней Арбузово, после, окопавшись у леса, ждать подкрепления. Под яростным огнем гитлеровцев, теряя товарищей, курсанты и юнги сумели в этот день ворваться во вражеские траншеи, откуда штыком и прикладом выбили немецких солдат. На следующий день фашистские репродукторы со стороны д. Арбузово вещали Русски мальшик! Сдавайс! Ви отрезан!
1 ведущий.
Эти мальчишки вместе с моряками не раз поднимались в атаку, участвуя в рукопашных схватках с таким противником, как знаменитая 7-я парашютно-десантная дивизия, гордившаяся тем, что за сутки завоевала остров Крит, отбив его у англичан. После кровопролитных боев на нашей земле десантники элитной дивизии Гитлера говорили: Лучше три раза прыгать на остров Крит, чем провести один бой в России. Тогда, в последние сентябрьские дни, курсантам и юнгам приходилось по восемь раз в день бросаться в рукопашные схватки с гитлеровцами. Каждый раз перед очередным боем мальчишки натягивали онемевшими от усталости руками на головы бескозырки символ морской доблести и отваги и шли в штыковую атаку, наводя ужас на врага. В этих жестоких боях моряки понесли огромные потери.
2 ведущий.
Из 1000 морских пехотинцев, переправленных на плацдарм, за первые 10 дней боев потери составили около 800 человек убитыми и ранеными. Из 3225 бойцов и командиров 4-й бригады морской пехоты, переправленных на пятачок, в ночь на 5 ноября (менее чем через два месяца!) на правый берег было отправлено 117 человек и еще 37 остались на плацдарме. Это все, что осталось от соединения. Из 50 юнг в живых осталось около половины! Светлая память погибшим…
3 ведущий.
По приказу Наркома ВМФ СССР, зимой 1942 года в Ленинграде были созданы школа корабельных боцманов КБФ, располагавшаяся на учебном судне Комсомолец, и школа боцманов торпедных катеров КБФ, располагавшаяся на базе плавсостава им. С.М. Кирова, куда попали юнги, воевавшие в Ладожской военной флотилии и оставшиеся в живых. Осенью 1942 года курсантов школы корабельных боцманов вновь бросили в район Невской Дубровки. Спустя месяц боев на плацдарме курсанты возвращались к месту учебы на судно Комсомолец. После выполнения боевого задания героев Невского пятачка, проходивших по набережной с автоматами на плече, с кораблей приветствовали горнисты, играя большой сбор. Весной 1943 года курсанты школы, получив старшинские звания, продолжили службу на кораблях ВМФ.
1 ведущий.
Сто батарей гремело сдуру,
Слепой тротил крушил, крушил
Земли изодранную шкуру,
И мертвый снег запорошил.
Но нет забвенья, нет забвенья
Тому, кто в этом был аду.
И памяти подразделенья
Равняются на холоду.
2 ведущий.
Погибшим морякам на острове Валаам поставлен памятник.
3 ведущий.
На месте боёв до нашего времени находят останки погибших и предают земле. Как сказал Александр Васильевич Суворов, «Война не закончилась, пока не похоронен последний солдат».
1 ведущий
После войны на острове было организовано коллективное хозяйство, которое использовало монастырские угодья и остатки инвентаря. В 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР Дом инвалидов войны и труда открыли на Валааме, разместив инвалидов в бывших монастырских зданиях. Типичная ситуация, которую видим по документам: солдат возвращается с войны без ног, родственников нет – убиты по пути в эвакуацию, или есть – старики родители, которым самим требуется помощь. Вчерашний солдат мыкается-мыкается, а потом машет на всё рукой и пишет в Петрозаводск: прошу отправить меня в дом инвалидов. После этого представители местной власти производят осмотр бытовых условий и подтверждают (или не подтверждают) просьбу товарища. И только после этого ветеран отправлялся на Валаам. Как рассказывают те, кто еще помнит те времена, первая партия поселенцев в новом доме состояла из 500 человек. Это были разные инвалиды — без рук, без ног, ослепшие и оглохшие. Привезли и самых тяжелых, т.н. «самоваров» — фронтовиков, потерявших и руки, и ноги.
2 ведущий.
Валаамский гость
Листопад... Пожелтевшие лица.
И опять — листопад, листопад...
Вам случилось с войны возвратиться,
матерясь в полумрак невпопад.
Листопад над землей Валаама.
Облетает задумчивый сад
интернатский. Распахнуты рамы —
инвалиды встречают закат.
Вам случилось безжалостно выжить,
половину себя потеряв.
Выше голову! Голову выше!
Появился художник в дверях!
Он берет свой снимает устало.
Он волшебный берет карандаш.
Он рисует. Питается мало.
Он ваш брат и спаситель он ваш.
Плещет Ладога мелкой волною.
Молчаливый, он тихо встает.
Ваше горе своею виною
он, рыдая, потом назовет.
И, вгрызаясь в московские будни,
как в полярные льды ледокол,
никогда он о вас не забудет —
ни о ком!
3 ведущий.
В 1974 году на остров Валаам прибыл художник Геннадий Добров. Он общался с оставшимися в живых ветеранами, нарисовал ряд портретов.
1 ведущий.
Неизвестный солдат.
Никто ничего не знает о жизни этого человека. В результате тяжелейшего ранения он потерял руки и ноги, лишился речи и слуха. Война оставила ему только возможность видеть.
2 ведущий.
Рассказ танкиста.
А я войну прошел всю в танке,
В железном кованом коне,
И закипал в нем, словно в банке,
В забитой намертво броне.
И снова мы идем в атаку,
Снаряды падают дождем,
Дает на всю механик газу,
И верим, все же не умрем. .
Давайте встанем, помолчим,
Танкистов павших всех помянем,
Их танк всегда на всех один
Стоит броней на пьедестале.
3 ведущий.
Ранен при защите СССР.
Александр Подосенов в 17 лет добровольцем ушел на фронт. В Карелии был ранен пулей в голову навылет. На острове Валаам, на Ладожском озере, жил все послевоенные годы, парализованный, неподвижно сидящий на подушках.
1 ведущий.
Защитник Ленинграда.
Александр Амбаров, пехотинец. Дважды во время ожесточенный бомбежек он оказывался заживо погребенным. Почти не надеясь увидеть его живым, товарищи откапывали воина. Подлечившись, он снова шел в бой.
2 ведущий.
Старый воин.
Ратник трех войн: русско-японской (1904-1905 гг.), Первой мировой (1914-1918 гг.), Второй мировой (1939-1945 гг.) Когда художник рисовал Михаила Казанкова, тому исполнилось 90 лет. Кавалер двух Георгиевских крестов за Первую мировую войну, воин закончил свою геройскую жизнь на острове Валаам.
3 ведущий.
Рассказы о медалях.
Ощупью движутся пальцы по поверхности медалей на груди Ивана Забары. Вот они нащупали медаль «За оборону Сталинграда» «Там был ад, но мы выстояли», - сказал солдат. И его словно высеченное из камня лицо, плотно сжатые губы, ослепленные пламенем глаза подтверждают эти скупые, но гордые слова, которые прошептал он на острове Валаам.
1 ведущий.
Партизан.
Виктор Лукин сначала воевал в партизанском отряде. В конце войны сражался с врагами
в армии. Война не пощадила никого.
2 ведущий.
Старая рана.
В одном ожесточенном бою был тяжело ранен солдат Андрей Фоминых из дальневосточного города Южно-Сахалинска. Прошли годы, давно залечила земля свои раны, но так и не зажила рана бойца. И так он и не доехал до своих родных мест. Далеко остров Валаам от Сахалина. Ох, далеко...
3 ведущий.
Опалённая войной.
Фронтовая радистка Юлия Еманова. Деревенская девушка, добровольцем ушедшая на фронт.
1 ведущий.
Жизнь, прожитая…
Есть жизни, выделяющиеся особой чистотой, нравственностью и героизмом. Такую жизнь прожил Михаил Звездочкин. С паховой грыжей он добровольцем ушел на фронт. Командовал артиллерийским расчетом. Войну закончил в Берлине. Жизнь - на острове Валаам
2 ведущий.
Возвращение с прогулки.
Разведчица Серафима Комиссарова. Сражалась в партизанском отряде в Белоруссии. Во время выполнения задания зимней ночью вмерзла в болото, где её нашли только утром и буквально вырубили изо льда.
3 ведущий.
Стараниями братии на Игуменском кладбище в 2011 году воздвигнут памятный крест-мемориал с именами почивших с 1950-го по 1984 год воинов-инвалидов, получивших особо тяжкие увечья. В настоящее время на Игуменском кладбище продолжаются работы, устанавливаются памятные знаки на могилах ветеранов войны. Обитель проводит планомерную работу по поиску и сопоставлению документов, с помощью которых можно определить места захоронений и имена ветеранов-инвалидов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Путешествие на остров Валаам".
В рамках преподавания курса ОРКСЭ Министерством образования Краснодарского края этим летом была организована культурно-образовательная поездка для педагогов православной культуры. Из Краснодара – стол...
Герои. Инвалиды. Валаам.
Данный материал рассказывает о ссылке инвалидов - участников сражений на Валаам....
План внеклассной работы и отчеты о совершенных паломничествах, поездках и культурных мероприятиях, проведенных с учащимися 6-го "б" класса в С-Петербургской школе № 288 в 2010-2011 гг. Основные маршруты поездок: Царское Село-Великий Новгород-остров Валаам
План внеклассной работы и отчеты о совершенных паломничествах, поездках и культурных мероприятиях, проведенных с учащимися 6-го "б" класса в С-Петербургской школе № 288 в 2010-2011 гг. Основ...
План внеклассной работы, отчеты о поездках, культурных мероприятиях, проведенных с учащимися 8-го "б" класса в С-Пб. школе № 288 в 2012-2013 гг. Основные маршруты: Макарьевская пустынь (г. Любань)-Псков-Печоры-Царское Село-Вырица-Гатчина-остров Валаам
План внеклассной работы и отчеты о совершенных паломничествах, поездках и культурных мероприятиях, проведенных с учащимися 8-го "б" класса в С-Петербургской школе № 288 в 2012-2013 гг. Основ...
Остров Валаам
Туристов каждый год привлекает остров Валаам, который находится в северной части озера Ладога. Причин для сильного желания посетить этот остров много, куда входит прекрасная природа острова, леса из с...
Творческий отчет на станции юных туристов "Балтийский берег" о проведении краеведческой экспедиции в Сортавальский р-н р. Карелия (горный парк Рускеала- о. Валаам) в рамках конкурса "По родной стране"
Материал может быть полезен туристским группам, и их руководителям, выбирающим маршрут путешествия для совершения походной краеведческой экспедиции....
Валаам - моя духовная пристань.
ПВалаам - моя духовная пристань.рограмма по предмету "Эстетическое воспитание"....