« Смутное время - время взлета или падения России?»
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Ёлкина Ольга Ильинична

Интегрированный повторительно-обобщающий урок истории в 10 классе с элементами коммуникативно-групповой работы, с использованием проблемного метода обучения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_po_teme.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

                        Муниципальное общеобразовательное учреждение

       Большекарайская средняя общеобразовательная школа им. Н. Ф. Сосина

              села Большой Карай Романовского района Саратовской области

                               

                                               

                                   

                                                                     

                                 

                         Муниципальный конкурс «Учитель года – 2017»

                      Тема урока истории в 10 классе (базовый уровень)

           

        « Смутное время - время взлета или падения России?»

                                                   

                                                               

                                                                                       

                                                                                        Провела:  учитель истории

                                                                                                   I квалификационной

                                                                                             категории  О. И. Ёлкина

                                                                  2017

Цели:

образовательные:

- воспроизведение в памяти учащихся основные события Смутного времени и его причины;

- освоение систематизированных знаний об истории России, формирование целостного представления о месте и роли перечисленных событий в истории России.

развивающие: - развивать умения учащихся решать проблемные задачи;

- давать оценку происходившим событиям;

- делать выводы и обобщения;

воспитательные:

- воспитание любви к родной земле (на примере защитников «земли русской»),

 гражданственности, национального самопознания, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- воспитание коллективизма и ответственности (в ходе совместной деятельности)

Задачи:

1.Формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории России.

2.Развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса.

3.Формирование умений конструирования альтернативных вопросов.

4.Развитие интереса к истории России на примере углубленного изучения исторических личностей.

 Метод: Проблемный

Форма: Урок с элементами коммуникативно-групповой работы.                        

Тип урока: интегрированный повторительно-обобщающий  

Вид урока: урок-игра

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические, самоконтроль

Оборудование: компьютер, проектор и мультимедийный экран, видеозаписи ( фрагмент фильма «Освобождение Москвы. 1612», фрагменты опер М. Мусоргского Борис Годунов,  М.И.Глинки «Иван Сусанин»), иллюстрации(слайды), листы контроля, вопросы «Боярской Думы» «писарю» и «летописцам»

Понятия: Смута, смутное время, самозванец, ополчение, интервенция, гражданская война

 Даты: 1598, 1605, 1606-1607, 1610-1611, 1612, 1613

Оформление доски:

1.Что такое Смута? Какое время называют смутным?

2. 17 век – это время падения или взлета России?

    Это шаг вперед или назад в её истории?

Ход игры:

  1. Станция «Дальше, дальше»
  2.  Станция «Причинная»

     3.  Станция «Литературная»

      4. Станция «Узловая»

      5. «Встреча с незнакомцем»

      6. Станция «Музыкальная»

                       

                          Смутное время впервые больно ударило по сонным русским умам,  

                     заставило способных мыслить, людей раскрыть глаза на окружающее,  

                     взглянуть прямым и ясным взглядом на свою жизнь.

                                                                                             В.О.Ключевский                                                                                      

                                                                 Ход урока

  1. Оргмомент.

Учитель. « Здравствуйте дорогие ребята, здравствуйте уважаемые присутствующие.

У нас сегодня необычный урок, но я очень надеюсь, что вы мне поможете, будете активными, внимательными, и что урок пройдёт интересно и с пользой.

  1. Актуализация темы и целей урока.

Внимание на экран!

          (Видеофрагмент «Освобождение Москвы. 1612 год)

Учитель: «Ребята вы наверное уже поняли о чём пойдёт речь на уроке?»

Учитель: «Вы правы. В просмотренном вами фрагменте фильма «Освобождение Москвы 1612 год» показан один из самых сложных периодов нашей истории - события начала 17 века. Тема вам знакомая, вы её уже проходили. Назовите её. Исходя из того, что тема вам знакома, но мы опять возвращаемся к этому историческому периоду, попробуйте сформулировать цель нашего урока».

Правильно. Цель нашего урока повторить, обобщить, систематизировать знания, полученные в результате изучения темы «Смутное время».

3. Вступительное слово учителя

    17 век вошел в историю нашего государства как «бунташное время». Современники называли начало этого столетия «великой московской разрухой» и «смутой». Неурожай, голод, мор – вот чем открылось 17 столетие.  Усилились крестьянские побеги и волнения. Поднимались самозванцы, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, один наглее другого.

    Не выдержав поборов, тягот и кабалы, крестьяне начали первую в России крестьянскую войну, зарево которой взметнулось над огромным пространством страны. Одновременно с этим – вмешательство польской шляхты во внутренние дела России, открытое вторжение – «литовское разорение», а с севера – шведы.

Казалось, неоткуда ждать спасения. Казалось, государство погибнет и физически, и нравственно.

    Но беды и напасти сплотили народ. На «очищение» Русского государства поднялось возглавляемое Мининым и Пожарским ополчение «Всей Земли». Оно показало жизненность и силы России.

    Современники, потрясенные событиями Смуты, много писали о ней, размышляли, давали свою ей оценку.

    Давайте и мы сегодня на уроке попробуем воспроизвести события Смуты, вспомнить её причины, назвать её участников и попытаемся дать свою оценку Смутного времени.

    Нам предстоит решить сегодня проблемную задачу: 17 век – это время взлета или падения России? Это шаг вперед или назад в её развитии?

    Чтобы решить обозначенную проблему, мы проведём сегодня игру «Путешествие по Смутному времени».

     У нас играют три команды ребят. Кроме того, есть у нас и «Боярская дума», но её роль сегодня –не давать советы, а судить. На столах у думцев контрольные листы обеих команд, в которые господа «бояре» поставят оценки за участие в игре. И в конце выскажут свое мнение об уроке.

    Среди думцев присутствуют: председатель, который огласит итоги игры, 5 «летописцев», задача каждого – записать по одному ответу на вопросы в исторический журнал.

      И, конечно, не обойтись нам без писаря, который подсчитает очки команд.

      В нашей игре будет 6 конкурсов, названия которых вы видите на доске. За каждый правильный ответ участник получает 1-2 балла, принося тем самым очки в копилку команды. Если у команды нет версий, право назвать ответ переходит сопернику.

      Итак, мы начинаем игру «Путешествие по Смутному времени».

    4. Ход игры

    1 станция «Дальше, дальше»

    1. Старший сын Ивана Грозного

    2. 5-летний срок сыска беглых крестьян

    3.Место гибели царевича Дмитрия

    4. Первый патриарх России

    6.Отец Михаила Романова

    7. Имя первого самозванца

    8. Жена первого самозванца

    9.Кто избрал Бориса Годунова царем

   10.Чем обещал поделиться с народом в случае необходимости Б.Годунов

   11. Прозвище Лжедмитрия 2

   12. Монастырь, который пытались взять тушинцы

   13. На кого опирался Лжедмитрий 1

   14. Предвестник крестьянской войны под предводительством Болотникова

   15. Какую веру принял Григорий Отрепьев

   16. Кого называли боярским царем

   17. Какой слой населения России называли «горючим материалом»

   18. Руководитель 1 ополчения

   19. Правление семи бояр

   20. Кому поставила памятник в Москве «благодарная Россия»

   2 станция «Причинная»

   1. Долгое время считали, что причиной Смутного времени является отсутствие законного наследника на русском престоле. Кроме этой существуют и другие причины: экономические, политические и социальные. Назовите их.

   2. В.О.Ключевский дал такую оценку Лжедмитрию 1: «Он был лишь испечен в польской печке, а заквашен в Москве». Как вы понимаете это высказывание?

3. Какой праздник, уходящий корнями в Смутное время, отмечает современная Россия?

  3 станция «Литературная»

    О Смутном времени написано немало художественных произведений.

    Я сейчас буду читать вам отрывки из произведений. Ваша задача –определить, о ком идет речь, с каким событием Смуты связаны эти люди.

1. «Злодей! – закричали враги, закипев,-

Умрешь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев!

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

2. Собрались бояре как-то раз,

За беседой посидели час,

Меж собою тайно говоря,-

Выбрали боярского царя.

И, собрав на площадь москвичей,

Став на Лобном месте под Кремлем,

Горсточка бояр-бородачей

Объявила………… царем.

 3. Волжане! Православный люд!

Повсюду ляхи русских бьют!

Ужели враг непобедим?

Ужели землю отдадим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдем мы, жизни не щадя,

Не пощадим домов, клетей,

Ни золота, ни серебра!

Заложим жен своих, детей!

Пришла пора!

4. Собралась многотысячная рать.

Им, холопам, больше нечего терять.

Из народа воевода к ним пришел-

Отвоёвывать у Шуйского престол.

4 станция «Узловая»

1. Перед вами картины, на которых изображены участники Смуты. Назовите их

2. Кому из них принадлежат высказывания:

- «Мне счастья нет. Я думал свой народ В довольствии, во славе успокоить, Щедротами любовь его снискать — Но отложил пустое попеченье: Они любить умеют только мертвых… Бог насылал на нашу землю глад, Народ завыл, в мученьях погибая; Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им, я им сыскал работы — Они ж меня, беснуясь, проклинали!»

- «Братья! Постоим за землю русскую! Ополчимся на ляхов поголовно!

Отдадим все имущество, если нужно, но выкупим Отечество!»

- Отче великий, патриарх Иов! Бог свидетель, что не будет в моем царстве бедного человека. Последнюю рубашку разделю со всеми!»

- «Нет, не я вас, а вы себя сами обманули. Как вы могли думать, что я выдам вам нашего государя? Теперь он спасен, и вы очень далеко от его поместья! Вот вам моя голова, делайте с ней что хотите. Я отдаю себя Богу, зная, что Михаил спасен!»

3. Перед вами даты событий Смуты. Назовите их:

1598

1605

1606-1607

1610-1611

1612

1613

5. Какой эпизод Смутного времени изобразил художник К. Маковский?

Почему вы так считаете?

5 «Встреча с незнакомцем»

Пригласить участника Смутного времени мы в силу объективных причин не смогли, а вот исторический портрет этого человека я вам предлагаю. Угадайте, о ком идет речь?

- по происхождению боярин

- при нем утвердилось патриаршество в России

- построил много городов

- на трон был возведен пышно и торжественно

- во время голода приказал открыть государственные житницы и бесплатно выдать хлеб

6 станция «музыкальная»

Показ фрагментов опер:

  1. М. П. Мусоргский «Борис Годунов»
  2. М. И.Глинка «Иван Сусанин»

Какое событие отображено в каждом из прозвучавших фрагментов оперы.

 5. Итоговая рефлексия (ссылка на ЭОР: rnmc.h1.kl07.t01.01.pract071.oms)

1. Вспомним понятия, связанные со Смутой:

- что такое Смута?

- Кого называют самозванцем?

- Что такое ополчение?

2. Покажите на карте:

- города, в которых формировались народные ополчения;

- направление походов интервентов;

- район крестьянской войны

3. Мы еще раз вспомнили события Смуты, её причины и участников. Подведя итоги игры, ответим на прозвучавший в начале урока вопрос:

Чем же был 17 век, точнее его начало, временем взлета или падения, шагом вперед или назад в истории России?

- Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Смоленск был утрачен на долгие десятилетия; западная и значительная часть восточной Карелии захвачены шведами. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом, с этих территорий ушло практически всё православное население, как русские, так и карелы. Русь потеряла выход к Финскому заливу. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году, в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей. Такое разорение новгородской земли повлияло на то, что шведы беспрепятственно смогли на столетие взять себе побережье Финского залива.

- Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В ряде районов даже к 20—40 годам XVII века населённость была всё ещё ниже уровня XVI века. И в середине XVII века «живущая пашня» в составляла не более половины всех земель, учтённых писцовыми книгами.

- Но беды и напасти сплотили народ. На «очищение» Русского государства поднялось возглавляемое Мининым и Пожарским ополчение «Всей Земли». Оно показало жизненность и силы России. Дало толчок росту его самосознания.

  1. Слово «Боярской думе» для оглашения результатов игры

                                 

                                 

 Критерии оценивания групп.

Критерии оценки

Баллы

Самооценка

     Оценка членами Думы

Оценка преподавателя

1. Работают в команде, эффективно общаются с коллегами, выступают с устной информацией

0-1

 

 

 

2. Осуществляют поиск и используют  историческую информацию, необходимую для эффективного выполне-ния профессиональных задач

0-1

 

 

 

3. Знают основные этапы смутного времени, исторические персоналии

0-1

 

 

 

4. Правильно заполняют и выполняют оценочное задание, сопровождают устным рассуждением

0-1

 

 

 

5. Умеют анализировать сложившуюся ситуацию и принимать правильное решение

0-2

 

 

 

6 баллов – оценка 5

4 балла – оценка 4

3 балла – оценка 3

Менее 3 баллов – оценка 2











По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 10 классе "Смутное время"

Смутное время.Цель:через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.Задачи:- создать условия для понимания и усвоен...

Тест по теме "Смутное время"

Интерактивный тест выполнен при помощи шаблонов. Заменяет привычную работу по карточкам. Позволяет быстро оценить работу ученика и предоставляет возможности для самопроверки.  (2 варианта по 5 во...

Внеклассное мероприятие на тему "Наркомания — страшная болезнь XXI века. Взлет и падение"

Перед авторами поставлена задача - привлечь внимание подростков к проблеме наркомании....

Наркомания взлет или падение

картины с изучающим материалом...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения

Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...

"Наркомания — страшная болезнь XXI века. Взлет и падение"

quot;Наркомания — страшная болезнь XXI века.Взлет и падение"(Круглый стол)     У кого есть здоровье, у того есть надежда. У кого есть надежда, у того есть вс...

"Наркомания — страшная болезнь XXI века. Взлет и падение"

Цели мероприятия:способствовать формированию знаний о вреде наркомании; росту самосознания и самооценки обучающихся;сформировать у воспитанников представление о влиянии на организм человека наркотичес...