От первобытности к цивилизации
план-конспект занятия по истории (5 класс) на тему
Конспект занятия и презентация по материалам учебника Ф.Михайловского изд. "Русское слово"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
14._ot_pervobytnosti_k_tsivilizatsii.doc | 79.5 КБ |
14._ot_pervobytnosti_k_tsivilizatsii.ppt | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка занятия №5.14
ФИО преподавателя: Игнатенко Екатерина Николаевна.
Предмет: история.
Класс: 5.
Тип занятия: изучение нового материала.
Тема занятия: От первобытности к цивилизации. (1 час).
Цель занятия: определить значение открытия металлов для последующего развития человечества.
Задачи занятия:
образовательные: объяснить значение понятий бронзовый век, социальное неравенство.
развивающие: уметь объяснять причины перехода от каменного века к бронзовому.
воспитательные: осознать причины социального расслоения.
Структура занятия:
Этапы занятия | Тайминг | Основные информационные единицы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | 3 мин | - | 1. Создание рабочей атмосферы. 2. Проверка посещаемости. | |
Проверка д\з | 3 мин | - | Устный опрос: 1. Как возникли земледелие и скотоводство? 2. Какие изменения произошли в быту людей, когда появились керамика и ткачество? | Учащиеся отвечают на вопросы. |
Мотивация, актуализация знаний | 5 мин | Металл | Вопросы для обсуждения: 1 слайд 1. Расположите эти открытия и изобретения в хронологическом порядке. 2 слайд 2. Эти изобретения и открытия каждое по своему коренным образом изменили жизнь людей. Как вы думаете, какое открытие стало следующим грандиозным шагом в развитии человечества? | Ученики отвечают на вопросы: 1. Каменные орудия Освоение огня Наскальная живопись Лук и стрелы Лодка Прядение и ткачество Колесо Гончарный круг Плуг 2. Открытие металлов. |
Целеполагание | 2 мин | - | Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? 3 слайд | О значении открытия металлов для последующего развития человечества. Запись в тетрадь темы занятия: От первобытности к цивилизации. |
Изучение нового материала | 24 мин | Бронзовый век, Бронза, Разделение труда, Деньги, Родовая община, Соседская община, Знать | 1. Открытие металлов. 4 слайд 5 тыс. лет назад – переход от каменного века к бронзовому. 1. Какие свойства металлов мог оценить древний человек? Золото, серебро, медь и олово – те металлы, с которыми человек познакомился раньше всех. Из золота и серебра изготавливали украшения и ритуальные предметы. Из сплава меди и олова – бронзы – начали изготавливать орудия труда. 2. Чем бронзовые орудия труда лучше каменных? 3. Почему охотники и собиратели не открыли металлы? 4. Как человек мог узнать о свойствах металлов? 5. Какое значение для человека имело открытие металлов? Открытие металлов сыграет важную роль в процессе расслоения общества. 5 слайд Изготовление бронзовых изделий. Прокомментировать слайд. 2. Появление обмена и денег. 6 слайд Появление земледелия, скотоводства и ремесла привело к разделению труда, когда каждое племя специализировалось на определенном виде трудовой деятельности, а это в свою очередь привело к необходимости обмена. 1. Почему произошла специализация племен? 2. Легко ли было с помощью обмена получить необходимое? 3. Что может стать деньгами? 3. Община и знать. 7 слайд Изначально человек жил сплоченным коллективом – родовой общиной. Родовая община – коллектив людей, связанный родством и коллективным трудом. Со временем из родов выделялись большие семьи, которые начали проживать отдельно, возникали поселки, где жили не родственники, а соседи. Таким образом, возникает соседская община. Соседская община – коллектив людей, включающий несколько семей и имеющий как коллективную, так и индивидуальную собственность. 8 слайд Возникновение соседской общины повлекло возникновение индивидуальной собственности, что, в свою очередь, привело к возникновению имущественного неравенства. На основе имущественного неравенства началась дифференциация общества: выделилась знать, обычные крестьяне, рабское население. 4. Работа с контурной картой. Перед тем, как учащиеся будут систематически выполнять задания в контурных картах, необходимо одну из карт (первую) сделать под руководством учителя. Алгоритм выполнения заданий в контурной карте: 1. Необходимо сопоставить выполняемую карту в контурной карте с картой в историческом атласе. 2. Внимательно прочитать первое задание: «Подпишите названия континентов. Выделите территорию предполагаемой прародины человека и отметьте на карте стрелками пути расселения древних людей». (Дрофа, 5 кл.) 3. Выделить все требуемые элементы ответа. В первом задании их три. 4. Выполнять задания по порядку, ища ответы в атласе. 5. По мере заполнения карты, заполнять легенду карты. 6. Необходимо обращать внимание на аккуратность заполнения. | Учащиеся записывают дату в тетрадь. 1. Плавкость и прочность. Медь+Олово=Бронза. 2. Они гораздо прочнее, и их можно переплавлять. 3. Самородки можно найти, обрабатывая землю. Охотники и собиратели имели дело только с поверхностью земли. 4. Самородок мог случайно упасть в огонь и начать плавиться. 5. Любую работу можно делать быстрее и эффективнее. Племена начали отличаться друг от друга по уровню экономического развития. 1. Земледелие и скотоводство требует коллективной работы, поэтому целые племена были заняты в данном производстве. 2. Трудно, необходимо было либо найти человека с нужным товаром, либо обмениваться несколько раз. 3. Что-то редкое и ценное, соль, золото, серебро, драгоценные камни. Ученики переписывают определения в тетрадь. Ученики переписывают схему в тетрадь. |
Закрепление | 3 мин | - | Точечные вопросы: 1. Почему стала разрушаться родовая община? 2. Почему золото, серебро, мед и олово стали первыми металлами, которые начал обрабатывать человек? 3. Можно ли было сохранить равенство среди жителей соседской общины? | Учащиеся отвечают на вопросы. |
Итоги занятия, рефлексия | 3 мин | - | Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия: В чем значение открытия металлов для последующей истории человечества? 9 слайд Рефлексивный экран Анализ своих ошибок: Вспомните все свои ошибки, подумайте, как их избежать в следующий раз? | Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию. |
Домашнее задание | 2 мин | 10 слайд Домашнее задание: Внимательно прочитать §5, устно ответить на вопросы после него. Прочитать §7, приготовиться к викторине по параграфу. | Учащиеся записывают домашнее задание. |
Схема тетради:
От первобытности к цивилизации
5 тыс. лет назад – переход от каменного века к бронзовому.
Медь+Олово=Бронза.
Разделение труда – необходимость обмена и торговли – возникновение денег.
Родовая община – коллектив людей, связанный родством и коллективным трудом.
Соседская община – коллектив людей, включающий несколько семей и имеющий как коллективную, так и индивидуальную собственность.
Возникновение соседской общины – Возникновение индивидуальной собственности – Возникновение имущественного неравенства – Появление знати
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
9 8 7 6 5 4 3 2 1
От первобытности к цивилизации Цель занятия: определить значение открытия металлов для последующего развития человечества
5 тыс. лет назад – переход от каменного века к бронзовому. Олово Медь Золото Серебро Бронза Для украшения и ритуальных предметов + =
Разделение труда Появление денег Необходимость обмена и торговли
Родовая община – коллектив людей, связанный родством и коллективным трудом. Соседская община – коллектив людей, включающий несколько семей и имеющий как коллективную, так и индивидуальную собственность.
Возникновение соседской общины Возникновение индивидуальной собственности Возникновение имущественного неравенства Появление знати
Рефлексивный экран Анализ своих ошибок: Вспомните все свои ошибки, подумайте, как их избежать в следующий раз?
Домашнее задание: Внимательно прочитать §5, устно ответить на вопросы после него. Прочитать §7, приготовиться к викторине по §7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций
Контрольный срез для учащихся 10 классов по МХК...
Проверочная работа 10 класс. Эпоха первобытности. Древние цивилизации.
Всеобщая история для проверки знаний 10 класса...
Презентация к уроку по теме "От первобытности к цивилизации" (по учебнику Михайловского Ф.А.)
Данная презентация позволяет изучить тему при помощи проблемной технологии обучения истории в 5 классе....
Справочник по организации и проведению I этапа ДОИ «Дорогами цивилизаций» - первобытное общество
Длительная образовательная игра «Дорогами цивилизаций» - это образовательный проект, одна из первостепенных задач которого – работа над формированием у учащихся целостной картины мир...
Диянова Виктория Владимировна. Самостоятельная работа "От первобытности к цивилизации". 5 кл
Самостоятельная работа по учебнику "Сферы". Содержит задания с выбором ответа, установление последовательности, кроссворд...
Тестирование по теме "От первобытности к цивилизации" 5 класс
Тестирование по теме "От первобытности к цивилизации" 5 класс...
5.14 От первобытности к цивилизации
Конспект и презентация по истории в пятом классе. Разработка создана по материалам учебника "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл. Ф.А.Михайловский 2013 г."...