Сценарий мероприятия кo Дню славянской письменности и культуры
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита;
- показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;
- развивать у учащихся интерес к родной истории, к родному языку;
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;
- способствовать развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности;
- развивать у учащихся умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрация, схема, аудиовизуальный ряд).
Обеспечение мероприятия:
Иллюстрации к уроку (презентация)
Мультимедийное оборудование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
День славянской письменности | 72.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий к Дню славянской письменности и культуры
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита;
- показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;
- развивать у учащихся интерес к родной истории, к родному языку;
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;
- способствовать развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности;
- развивать у учащихся умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрация, схема, аудиовизуальный ряд).
Обеспечение мероприятия:
Иллюстрации к уроку (презентация)
Мультимедийное оборудование.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!!! Мы сегодня собрались здесь, чтобы отметить праздник. Кто из вас знает – какой сегодня праздник?
Ответы учащихся: День славянской письменности и культуры
Учитель: Совершенно верно: День славянской письменности и культуры в России – так называется сегодняшний праздник.
Послушайте загадку: Как называется «машина времени», которую можно держать в руках и с её помощью совершать увлекательные путешествия в прошлое и будущее, побывать в любой части земного шара, познакомиться с другими людьми?
Ответы учащихся: Книга
Учитель: День славянской письменности и культуры – это большой праздник для всех нас (слайд 1), потому что все мы не только говорим, но и пишем на родном русском языке. Вот уж поистине: «Великое чудо: маленькие буквы – и громада многовековой культуры русского народа» (слайд 2). Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Ученик № 1: Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. (слайд - наскальные рисунки) Всегда ли у люди умели писать? Нет. Давайте посмотрим небольшой фильм о том, как зарождалась письменность.
(Мультфильм «Как было написано первое письмо»)
Ученик № 1: А знаете ли вы, кому мы должны быть благодарны за наше письменное слово, на котором написаны наши любимые книжки? За нашу грамоту, которой мы учимся в школе? За нашу великую русскую литературу, с которой вы знакомитесь и еще будете знакомиться в старших классах.
Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры и торжественно прославляют создателей славянской письменности святых Кирилла и Мефодия — учителей словенских. Как известно, святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий происходили из знатного и благочестивого рода и проживали в греческом городе Солуни.
Ученик № 2: Да, действительно мы должны быть благодарны Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. Они были иноками (монахами) и значительную часть жизни посвятили созданию нашей письменности (слайд 3). Кирилл и Мефодий, жили в 9 веке. Родились братья в семье военачальника в византийском г. Фессалоники (Солунь), теперь это город Салоники в Греции. Кирилл (до принятия монашества Константин) (около 827 –14.2.869) (слайд 4) получил образование при дворе византийского императора Михаила III в Константинополе. Хорошо знал славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Отказавшись от предложенной ему императором адмиральской карьеры, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал философию (получил прозвище «Философ»). В 40-х гг. успешно участвовал в диспутах с иконоборцами. Его старший брат Мефодий (около 815 – 6.4.885) (слайд 5) рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Затем удалился в монастырь. В 863 Константин и Мефодий (слайд 6) были направлены византийским императором в Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказанию помощи моравскому князю Ростиславу в борьбе против немецких феодалов. Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевёл с греческого на славянский язык прежде всего Евангелие и богослужебные книги. И сейчас, уже более тысячи лет церковнославянский язык используется в русской православной церкви во время богослужения.
Ученик №___: 24 мая – День славянской письменности и культуры. Праздник пришёл на российскую землю в 1992 году. В этот день, в Москве, на Славянской площади был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена неугасимая лампада – знак вечной памяти. (cлайд 7)
Как отмечается этот день? В этот день уместно вспомнить всё, что связано с родным языком, литературой, народными обычаями и традициями.
Ученик № ______ Азбукой мы пользуемся и сегодня. Поэтому независимо от вероисповедания все, кто читает и пишет на русском языке, обязаны нашим святым учителям Кириллу и Мефодию. Посмотрите на буквы славянской азбуки (слайд 10). В самой славянской азбуке заложена великая мудрость жизни. А каждая буква – это слово, выводящее человека на дорогу жизни. Буквы в азбуке даже самими именами формируют правила жизни для людей, Это сама славянская азбука дает уроки добра и нравственности, помогает нам постигать основы духовной жизни.
Слайд ___ Азбука Кирилла и Мефодия
Учитель: Вот посмотрите:
Аз, Буки, Веди – я букву (письмена) ведаю (знаю);
Глаголь, Добро – говори и делай добро;
Добро, Есть, Живете – говори добро, добро сделал
– ведет к жизни, сделал зло – дорога к смерти.
Рцы слово твердо – говори слово твердое, не лукаво;
дал слово – держи его.
Учитель: Ребята, а вы знаете, что азбука Кирилла и Мефодия немного изменилась. Раньше в ней было 44 буквы, а сейчас _____??? (33 буквы). Игра: Посмотрите на старинную азбуку и превратите еёКакие буквы исчезли?
Вот какие пословицы создал русский народ об азбуке (слайд ____):
«ВНАЧАЛЕ «АЗ» ДА «БУКИ», А ТАМ И ВСЕ НАУКИ».
«КТО ЗНАЕТ «АЗ» ДА « БУКИ» - ТОМУ И КНИГИ В РУКИ».
Какие ещё пословицы об азбуке или учёбе вы знаете?
Ответы учащихся. __________________________________
Слайд ___ Зашифрованные пословицы
Учитель: Ребята, сейчас вам расскажут притчу-загадку, а вы слушайте внимательно, потом скажите, о какой же это красавице идёт речь?!
Ученик №_______:
Итак, давным-давно, когда история великой Русской державы только начиналась, «она» стоила дорого. Ее одну можно было обменять на табун коней или стадо коров, на собольи шубы. И дело тут не в украшениях, в которые красавицу и умницу наряжали. А ходила она только в дорогих тисненых кожаных одеждах, в жемчугах да каменьях драгоценных! Золотые и серебряные застежки украшали её наряд!
Любуясь на неё, люди говорили: «Свет, ты наш!» Трудились над ее созданием долго, а вот судьба ее могла сложиться очень грустно. Во время нашествия врагов ее брали в плен вместе с людьми. Она могла погибнуть в пожаре или при наводнении. Ею очень дорожили: она внушала надежду, возвращала силу духа. Что же это за диковина такая?
Ответы учащихся
Учитель: Да, ребята, это Ее Величество – Книга. Она сохранила до нас Слово Божие и предания далеких лет. Демонстрация на слайдах (слайды 12-14), подлинных, красивых старинных книг: Евангелия, Библии, Псалтири и других богослужебных книг.
Ученик №____: Русское книгопечатание ассоциируется с именем Ивана Фёдорова. Именно он открыл первую типографию в Москве. Однажды Ивана Фёдорова озарила мысль: а не издать ли книгу для «скорого младенческого научения». Книгу для всех? Такая книга нужна была. Писать первый учебник было некому. Иван Фёдоров сам взялся за работу. Тщательно писал, рисовал буквы, находил упражнения, примеры, чтобы люди учились не только письму, но и добрым мыслям. Так родился учебник, подобие которого до сих пор встречают в школе первоклашек. Как называлась эта книга? Букварь!
Вот небольшой отрывок из книги замечательного преподавателя-филолога Н.Н.Ушакова: «В короткие зимние дни ученики собирались в школу ещё затемно. Занятия начинались с семи и продолжались с двухчасовым обеденным перерывом до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице наступала темнота. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги - зубрил азбуку, другой перешёл уже к складам, третий читал «Часослов». И всё следовало выучить «назубок» - «вызубрить». Заданий на дом не давали, да и когда их было делать, если весь день проходил в «училище». Заучить надо было всё во время занятий... Учили вслух. Каждый своё. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат - во всю избу кричат».
Ученик №________________: Вот как описывает Наталья Кончаловская обучение на Руси.
В старину учились дети – Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете И твердили буквы так:
А и Б – как Аз да Буки,
В - как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если было не остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Учитель: Чем отличалось обучение грамоте в древней Руси от современного?
Ответы учеников
Учитель: Теперь мы с вами будем помнить, кому мы обязаны созданием письменности. Святым Кириллу и Мефодию обязаны тем, что можем читать книги, писать, учиться, получать образование. Святым равноапостольным Мефодию и Кириллу по всем странам поставлены многочисленные памятники (слайды 25-29).
Но вы также должны знать, ребята, что и сейчас в молитве мы можем обращаться к этим святым с просьбами (при этом не забывать благодарить), особенно в учебе (слайд 30).
Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, учители Словенские, молите Бога о нас!
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Ребята, сейчас мы посмотрим мультфильм «Наш друг Пишичитай»
А в заключение нашей встречи мы наградим наших ребят, принявших участие в викторине, посвящённой Святым Кириллу и Мефодию.
Викторина
1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)
3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)
4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл?(Константин)
5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)
6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)
7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)
8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества? (Киев)
9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей)
10.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)
11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке. ( «Повесть временных лет», «Русская правда» - свод законов, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)
12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»
(По Указу Петра Первого)
13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)
14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)
15.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)
16.Когда вышла его первая книга и как она называлась?(в 16в.,«Апостол»)
17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)
18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке? (ё, й)
19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию? (Михаил - III)
20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей» (Ломоносов)
21.К какой группе языков относятся славянские языки? (Индоевропейской)
22.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму)
23.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки?(Восточнославянские, западнославянские, южнославянские)
24.Как назывались церковные рукописи, «написанные русскими письменами», которые видел Константин в Корсуне (Крым)? (Евангелие, Псалтырь)
25.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие)
26.Когда образовались три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский? (В 13-16 в. в.)
Викторина
1.Кто создал славянскую азбуку?
2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?
3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»?
4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл?
5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?
6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином?
7.Как называли Кирилла за ум и прилежание?
8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества?
9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники?
10.Какой язык является древнейшим литературным языком?
11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке.
12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской».
13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого?
14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции?
15.Кто был первопечатником на Руси?
16.Когда вышла его первая книга и как она называлась?
17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица?
18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке?
19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию? 20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей»?
21.К какой группе языков относятся славянские языки?
22.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки?
23.Когда образовались три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский?
Викторина
1.Кто создал славянскую азбуку?
2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?
3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»?
4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл?
5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?
6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином?
7.Как называли Кирилла за ум и прилежание?
8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества?
9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники?
10.Какой язык является древнейшим литературным языком?
11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке.
12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской».
13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого?
14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции?
15.Кто был первопечатником на Руси?
16.Когда вышла его первая книга и как она называлась?
17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица?
18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке?
19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию? 20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей»?
21.К какой группе языков относятся славянские языки?
22.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки?
23.Когда образовались три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.
Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры. Подготовила заместитель директора по ВР Костюченко Лариса Владимировна. (Мальчик Ваня разглядывает старос...
Сценарий мероприятия ко дню славянской письменности и культуры
СЦЕНАРИЙлингвистического праздника, посвящённогоДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫСлавянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефод...
Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого Дню славянской письменности и культуры «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ»
24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник восходит к церковной традиции, сущ...
Сценария конкурса, посвященного Дню славянской письменности и культуры.
Сценарий конкурса разработан для учащихся 5-6 классов....
Мероприятие, посвященное дню славянской письменности и культуры и дню библиотеки.
Данное мероприятие - результат выполнения социально значимого проекта "Свет дневной - есть слово книжное". Участники проекта - учащиеся ГБОУ СОШ "ОЦ" пос. Серноводск.Цель проекта: формирование положит...
Конспект внеклассного мероприятия, посвящённого Дню славянской письменности и культуры, на тему "От глиняной таблички к печатной страничке"
Цель: воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство патриотизма. Задачи:познакомить учащихся с шедеврами древнерусской книжности;показ...
Интерактивное мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры (сценарий)
Данная работа представляет из себя сценарий интерактивного мероприятия....