Патриотическое воспитание учащихся на героических страницах Ленинграда
статья по истории (9 класс) на тему
Методы и приемы, используемые для формирования патриотизма у школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_sayta.docx | 14.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Соколова Т.Н. учитель истории и
обществознания
МОУ СШ № 2 г.Волжского
Волгоградской области
Патриотическое воспитание учащихся на героических страницах Ленинграда
Идеологическая функция государства предполагает воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные каналы средств массовой информации. Таким образом, школа как социальный институт, выполняет функцию воспитания патриотизма у школьников.
Уроки истории должны формировать у обучающихся целостную картину происходивших событий в истории своей страны, показывать причины различных событий, учить их анализировать, понимать последствия. Следовательно, должно формироваться государственное мышление подрастающих членов общества с пониманием особенностей политического и экономического развития своей страны.
Государственные образовательные стандарты определяют направление деятельности школьных педагогов и объем необходимых знаний для школьников. При этом почему-то государство определило, что для глубоких знаний истории своей страны, формирования патриота и гражданина достаточно одного урока истории России в неделю.
Патриотизм не формируется на сухих фактах страниц учебника. Для патриотизма необходимо личностное восприятие информации, осознание ее, рождение индивидуальных эмоций и чувств, которые постепенно и формируют уважение и гордость за свой город, свою страну и отождествление себя как гражданина России.
Великая Отечественная война - это особая эпоха в истории нашей страны и в судьбе каждой семьи. Подвиги советских солдат и офицеров, тяжелейший труд в тылу , мужество народа - это и есть пример высокого патриотизма.
Изучение событий Великой Отечественной войны происходит в 9 и 11 классах, а до этого дети отрывочно знакомятся с информацией о войне из СМИ, художественных фильмов, книг, от родных, на школьных мероприятиях и классных часах. Всего несколько часов по программе отводится на тему войны, и часть урока на события битвы за Ленинград и блокады города. Краткое изложение школьной программы, отрывочные сведения о событиях битвы за Ленинград, могут служить лишь поводом для освоения информационного пространства, обогащения духовного мира подростков. Поэтому особенно важно использовать их с максимальной результативностью
При изучении истории военного Ленинграда в 9 классе я обращаю внимание на основные действия войск Ленинградского фронта (командующие, основные операции, условия , сроки, воины- герои). Но особое внимание требует рассмотрение вопроса о жизни ленинградцев в период блокады города. Детям нашей школы хорошо знакома тема: работа школьного музея, мероприятия, посвященные блокадному Ленинграду, встречи с членами организации «Дети блокадного Ленинграда» и их рассказы из детской памяти о бомбежках, о грузовике, который вывозил их по дороге жизни, о том, как уходили под лед подбитые фашистами грузовики с детьми. Как кричали о помощи тонущие дети.
Для истории важны конкретные цифры и факты, для человека - сопричастность к чужой судьбе. Поэтому военная тематика должна быть представлена многовекторно, где главное действующее лицо - каждый человек. И полководец, и рядовой. На войне у каждого было свое место и своя работа. А блокадный Ленинград - это город, в котором с врагом воевали ежедневно и женщины, и дети. И, когда в очередной раз учитель сам, с особым выражением, читает дневник Тани Савичевой, когда кинохроники отражают леденящую душу кадры того, военного Ленинграда, и работа с документами, чтение стихов о любви жителей блокадного города, чтение писем умирающих, но не сломленных духом, людей, думаю не оставят никого равнодушными. Это не интересно, это страшно! И это пережили люди, не сдавшие врагу своего города. Таким образом, изучение темы в 9 классе дает целостную картину битвы за Ленинград и воинов и горожан в условиях блокады с подчеркнутой эмоциональной окраской для более яркого отклика в душе подростка.
В 11 классе изучение истории Ленинградской битвы происходит при использовании технологий самостоятельного поиска и оформления информации. Школьники дополнительно готовят сообщения и материал о военных операциях, о жизни и труде ленинградцев в период блокады, составляют карты и презентации. Незаменимыми остаются документальные сюжеты и фильмы, хроники войны.
Используется такая форма изучения как школьные конференции, где поднимаются вопросы, не охваченные учебной программой. Ученики занимаются исследовательской работой, анализируют, обобщают найденный материал, выступают перед гостями и одноклассниками. Также работает копилка «Неизвестная война», куда старшеклассники приносят статьи, сообщения о ранее неизвестных фактах Великой Отечественной войны. Особенностью изучения истории в 11 классе является анализ событий и проектно-исследовательская деятельность.
Можно много говорить на тему изучения войны и воспитания патриотизма. С каждым классом свои методы и особенности работы. Главное, чтобы ученики воспринимали страницы учебника истории не как материал для ответа на оценку, а как часть истории жизни своей семьи, жизнь своей страны. Это сближает школьников, помогает им воспринимать себя частью своего народа и государства, что и является основой воспитания патриотических чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Героическая оборона Москвы"
Москва… как много в этом звукеДлясердца русского слилось!Как много в нём отозвалось!...
Героическая оборона Москвы
К 70-летию битвы под Москвой в Великой Отечественной войне....
Конспект и презентация к уроку музыки в 7 классе по теме "Героическая тема в музыке"
В 7 классе в 1 четверти по программе Критской - Сергеевой блочно изучается тема "Героическая тема в русской музыке". в качестве обобщающего урока по этой теме я включила национально-региональный...
урок музыки в 5 классе по теме" Героическое прошлое нашей родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"
объяснение темы ведётся на примере произведений С. С. Прокфьева Кантата "Александр Невский" и произведения живописи П. Корина Триптих "Александр Невский", фрагмент из кинофильма С. Эйзенштена "Алексан...
Урок музыки в 7 классе "Тема войны и героическая тема в искусстве"
Урок музыки в 7 классе разработан с использованием технологии проблемного обучения. Учащиеся повторяют произведения А.П.Бородина, М.И.Глинки, смотрят фрагмент фильма "Але...
Русский героический эпос. Герои русского героического эпоса
Основные черты русского героического эпоса были представлены былинами.Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа.Былины, как прави...
Формирования уважения к героическому труду пожарного на занятиях изобразительного искусства." Героический труд пожарного"
Формирование уважения к героическому труду пожарного на занятиях изобразительного искусства."Героический труд пожарного"...