Патриотическое воспитание учащихся на героических страницах Ленинграда
статья по истории (9 класс) на тему

Методы и приемы, используемые  для  формирования  патриотизма  у школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_sayta.docx14.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Соколова Т.Н. учитель истории и

                                                                          обществознания

                                                                          МОУ СШ № 2 г.Волжского

                                                                          Волгоградской области    

 

                            Патриотическое  воспитание  учащихся на героических   страницах  Ленинграда

Идеологическая функция государства предполагает воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные каналы средств массовой информации. Таким образом, школа как социальный институт, выполняет  функцию  воспитания патриотизма у  школьников.

Уроки истории должны  формировать у обучающихся  целостную  картину происходивших событий в истории  своей страны, показывать  причины  различных событий,  учить  их анализировать, понимать  последствия. Следовательно,  должно формироваться  государственное  мышление подрастающих членов общества с пониманием  особенностей политического и экономического развития  своей страны.  

Государственные образовательные стандарты определяют направление деятельности школьных педагогов и объем необходимых знаний  для школьников. При этом почему-то государство определило, что  для  глубоких  знаний  истории своей страны, формирования патриота  и гражданина  достаточно  одного урока  истории России в неделю.

 Патриотизм не формируется на сухих фактах страниц учебника. Для патриотизма необходимо личностное восприятие информации, осознание ее, рождение индивидуальных эмоций и чувств, которые постепенно и формируют уважение и гордость за свой город, свою страну и отождествление себя как гражданина России.

Великая Отечественная  война - это особая эпоха  в истории нашей страны и в судьбе  каждой семьи. Подвиги советских  солдат и офицеров, тяжелейший труд  в тылу , мужество народа - это и есть пример  высокого патриотизма.

Изучение событий  Великой Отечественной  войны  происходит в 9 и 11 классах, а до этого дети отрывочно знакомятся с информацией о войне из СМИ, художественных  фильмов, книг, от родных, на школьных мероприятиях и классных часах. Всего несколько часов по программе  отводится на  тему войны, и часть урока на события  битвы за  Ленинград и блокады города. Краткое изложение школьной программы,  отрывочные сведения  о событиях битвы  за Ленинград, могут служить лишь поводом для освоения информационного пространства, обогащения духовного мира  подростков. Поэтому  особенно важно использовать их с максимальной результативностью

 При изучении истории военного  Ленинграда  в  9 классе  я обращаю  внимание на  основные действия  войск Ленинградского фронта (командующие, основные  операции, условия , сроки, воины- герои). Но особое внимание требует рассмотрение вопроса о жизни ленинградцев в период блокады города. Детям нашей школы хорошо знакома тема: работа  школьного музея,  мероприятия, посвященные блокадному Ленинграду, встречи с членами  организации  «Дети блокадного Ленинграда» и их рассказы из детской памяти о бомбежках, о грузовике, который вывозил их по дороге жизни, о том, как уходили под лед подбитые фашистами грузовики с детьми. Как кричали о помощи тонущие  дети.

  Для истории важны конкретные цифры и факты, для человека - сопричастность к чужой судьбе. Поэтому военная тематика должна быть представлена многовекторно, где главное действующее лицо - каждый человек. И полководец, и рядовой. На войне у каждого было свое место и своя работа. А  блокадный Ленинград  - это город, в котором с врагом  воевали ежедневно и женщины, и дети.  И, когда в очередной  раз учитель сам, с особым  выражением, читает дневник  Тани Савичевой, когда  кинохроники отражают  леденящую  душу  кадры того, военного  Ленинграда, и работа с документами,  чтение стихов  о любви жителей блокадного города,  чтение  писем умирающих, но не сломленных  духом, людей,  думаю не оставят никого равнодушными. Это не интересно, это страшно! И это пережили  люди,  не сдавшие врагу своего города. Таким образом, изучение  темы  в 9 классе дает  целостную  картину битвы за Ленинград и воинов и горожан  в условиях блокады с подчеркнутой эмоциональной  окраской для более яркого отклика в душе подростка.

В 11 классе  изучение  истории Ленинградской  битвы происходит при использовании технологий самостоятельного поиска  и оформления  информации. Школьники дополнительно  готовят сообщения и  материал  о военных операциях,  о жизни и труде ленинградцев в период  блокады,  составляют карты и  презентации.  Незаменимыми  остаются документальные сюжеты и фильмы, хроники войны.

Используется  такая форма изучения  как школьные  конференции, где поднимаются вопросы,  не охваченные учебной программой. Ученики занимаются исследовательской работой, анализируют, обобщают найденный  материал,   выступают  перед  гостями и одноклассниками.   Также  работает копилка   «Неизвестная война», куда  старшеклассники приносят  статьи, сообщения о ранее неизвестных  фактах Великой  Отечественной  войны.  Особенностью  изучения истории в 11 классе является анализ событий и  проектно-исследовательская   деятельность.

Можно много  говорить на тему изучения  войны и   воспитания  патриотизма. С каждым классом  свои методы и особенности работы. Главное, чтобы ученики  воспринимали страницы учебника истории не как материал для ответа  на оценку, а как  часть истории жизни своей семьи,  жизнь  своей  страны. Это сближает школьников, помогает им воспринимать себя частью своего народа и государства, что и является основой  воспитания патриотических чувств.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Героическая оборона Москвы"

Москва… как много в этом звукеДлясердца русского слилось!Как много в нём отозвалось!...

Героическая оборона Москвы

К 70-летию битвы под Москвой в Великой Отечественной войне....

Конспект и презентация к уроку музыки в 7 классе по теме "Героическая тема в музыке"

В 7 классе в 1 четверти  по программе Критской - Сергеевой блочно изучается тема "Героическая тема в русской музыке". в качестве обобщающего урока по этой теме я включила национально-региональный...

урок музыки в 5 классе по теме" Героическое прошлое нашей родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"

объяснение темы ведётся на примере произведений С. С. Прокфьева Кантата "Александр Невский" и произведения живописи П. Корина Триптих "Александр Невский", фрагмент из кинофильма С. Эйзенштена "Алексан...

Урок музыки в 7 классе "Тема войны и героическая тема в искусстве"

Урок музыки в 7 классе  разработан  с использованием технологии проблемного обучения. Учащиеся  повторяют  произведения А.П.Бородина,  М.И.Глинки, смотрят фрагмент фильма "Але...

Русский героический эпос. Герои русского героического эпоса

Основные черты русского героического эпоса были представлены былинами.Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа.Былины, как прави...

Формирования уважения к героическому труду пожарного на занятиях изобразительного искусства." Героический труд пожарного"

Формирование уважения к героическому труду пожарного на занятиях изобразительного искусства."Героический труд пожарного"...