Методическая разработка урока истории в 5 классе "В театре Диониса"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Создание представлений о греческом театре,его устройстве,времени возникновения,знакомство с именами автором трагедий и комедий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_teatre_dionisa.doc | 79.5 КБ |
prilozhenie_1.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: открытие нового знания.
Цели:
1.Создание представлений о греческом театре, его устройстве, времени возникновения, знакомство с именами авторов трагедий и комедий и их содержанием.
2.Продолжить развитие у учащихся различных УУД в соответствии с запланированными предметными, метапредметными, личностными результатами.
3.Воспитание чувства прекрасного, чувства уважения к культурному наследию других народов, формирование системы нравственных ценностей.
Источники и литература:
1.Вигасин А. А. История Древнего мира: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.- 12-е изд. – М.: Просвещение, 2014
2.Рабочая тетрадь по истории древнего мира. 5 класс. Г. И. Годер. М. Просвещение. 2014.
3.Атлас по истории древнего мира (с комплектом контурных карт)
4.Древняя Греция. Книга для чтения. Под ред. С.Л. Утченко. – М.,1974.
5.История зарубежного театра. – М.,1990.
6.Д.П. Калистов Античный театр. – М.,1985.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Содержательная часть урока:
1.Возникновение и устройство театра.
В праздники Диониса земледельцы устраивали шествия по улицам деревень и городов. Нараспев они рассказывали мифы о Дионисе, разыгрывали в лицах целые сцены из мифов. Изображая сатиров – спутников Диониса, участники праздничных шествий надевали на себя козлиные шкуры. Часто они отпускали веселые шутки и изображали в смешном виде граждан города или села. Вокруг выступающих толпились зрители. Для их удобства представление перенесли к подножию холма, а зрители рассаживались на его склонах.
Вспомните и назовите самый знаменитый холм древней Греции?
У подножия холма ставили палатку, по-гречески «скене». В ней актеры переодевались. Затем вместо палатки стали строить небольшое здание, на него во время представления вешали декорации. Одна-две нарисованные на холсте колонны означали храм, два дерева изображали лес. Здание сохранило название «скене». Перед ним устраивали площадку – «орхестру», на которой выступали актеры и хор. На склонах холма делали скамьи для зрителей, сначала деревянные, а потом каменные.
Устройство древнегреческого театра:
1.Театрон – места для зрителей.
2.Скене – место, где переодевались актеры.
3.Орхестра – площадка для представления.
В конце V-IV вв.до.н.э. такие театры для представлений под открытым небом были сооружены почти во всех греческих городах.
«Театр» - греческое слово и обозначает «место для зрелищ».
В Афинах театр был устроен на склонах Акрополя и вмещал 17 тысяч зрителей. Афинский театр был основан в 500 году до.н.э.
Когда и где был основан первый театр?
500 год до.н.э. – основание театра в Афинах.
Таким образом, мы выяснили, что в V веке до.н.э. в Древней Греции возник театр в честь бога Диониса. Театр располагался на открытом пространстве и состоял из трех главных частей (перечисление), ну а главными героями театра являлись конечно же актеры и хор.
2.Актеры и хор в греческом театре.
Театральные представления устраивались 2-3 раза в год и продолжались с утра до вечера в течение трех дней. Ежедневно ставили по нескольку пьес. Мужчины исполняли и женские роли. Актеры декламировали, пели, танцевали.
На лица они надевали маски, соответствовавшие ролям: мужские и женские, выражавшие гнев и мольбу, веселье и отчаяние. Ярко раскрашенные маски были хорошо видны и с задних рядов огромного театра. По ходу пьесы актеры меняли маски. Чтобы казаться выше, они надевали особую обувь с очень толстой подошвой.
Какие маски вы видите и почему?
Участники хора также надевали маски. Если содержание пьесы требовало, то они изображали и старейшин города, и молодых девушек, и даже птиц. Хор выражал свое отношение к поступкам действующих лиц пьесы: порицание, одобрение, сочувствие. Этому служили декламация, пение, согласованные движения участников хора.
Итак, мы выяснили, что с возникновением театра в Древней Греции появилась новая категория людей – актеры, которые представляли на суд зрителей театральные постановки.
В истории театра Древней Греции были известны два вида представлений: это трагедия и комедия. Давайте познакомимся с ними более подробно.
3.Трагедия.
Древние сказания дали богатейший яркий материал для театра. На основе мифов возникли пьесы, называвшиеся трагедиями. Слово «трагедия» означало «песнь козлов». Действующими лицами трагедий обычно были герои мифов. В трагедиях изображались острая борьба между ними, их подвиги, страдания и часто гибель.
Среди греческих трагедий особенно большое впечатление на зрителей произвела трагедия Софокла «Антигона», поставленная в афинском театре.
Давайте познакомимся с содержанием этого произведения.
Отрывок из трагедии Софокла «Антигона». На основе материала карточки учащиеся должны познакомиться с содержанием трагедии и ответить на вопросы.
Греческие трагедии прославляли смелых, мужественных людей, преданных родине, верных своему долгу, осуждали жестокость, себялюбие и лживость.
4.Комедии
Из насмешливых сценок произошли комедии – забавные пьесы. Слово «комедия» значит «песни веселых поселян». Комедии не только веселили зрителей. Нередко в них выдвигались вопросы, волновавшие в то время граждан, например, о продолжении войны или заключения мира. Борьба, начавшаяся на народном собрании продолжалась в театре – авторы комедий изображали своих противников мошенниками, лгунами. Зрители легко угадывали в действующих лицах своих современников. Остроумием и злой насмешливостью отличались комедии афинянина Аристофана.
Отрывок из комедии Аристофана «Птица». На основе материала карточки учащиеся должны познакомиться с содержанием комедии и ответить на вопросы.
На примере комедии Аристофана «Птица» мы выяснили, что сатирические произведения древней Греции высмеивали злободневные проблемы древнегреческого общества. Именно комедии прививали зрителям любовь к театру.
5. Греческие зрители в театре.
Греки очень любили театр. В дни представлений они приходили в театр на рассвете, с едой и питьем. На представления в Афины приезжало много людей из других городов. Нелегко было угодить тысячам требовательных зрителей. Они бурно выражали свое одобрение или неодобрение пьесе и актерам. После представлений особая комиссия, учитывая мнение зрителей, присуждала победу авторам лучших пьес и лучшим актерам. Их награждали венками и ценными подарками. Авторы пьес пользовались исключительным почетом. Многим из них в афинском театре были поставлены памятники-статуи.
Таким образом, мы видим, что мнение зрителей в древнегреческом театре играло большую роль в составлении плана театральных постановок.
6.Устройство современного театра.
Театр, зародившийся в V веке до.н.э. в Древней Греции, продолжает существовать и по сей день. В XXI веке театр также популярен во всем мире, как когда-то в Древней Греции. Но устройство современного театра несколько изменилось со времен своего существования.
В настоящее время театр расположен в красивом, уютном здании и включает в себя несколько частей:
1.Сцена.
2.Партер.
3.Амфитеатр.
4.Балкон.
Сейчас существует огромное количество театров разных направлений: драматический, кукольный театр, оперный, театр юного зрителя и многие другие.
Дополнительный материал (при наличии времени).
В современном театре, в отличие от театра древней Греции, принято соблюдать правила этикета, о которых я вам сейчас расскажу.
Правила поведения в театре.
Посещение театра, требуют от посетителя знания и соблюдения особых этикетных правил. Прежде всего, это касается одежды. Собираясь в театр лучше всего надеть вечернее платье спокойных тонов и классического покроя. Мужчине следует облачиться в темный костюм. В холодное время важно не забыть взять с собой сменную обувь. Опаздывать к началу спектакля считается недопустимым. Однако если по каким-либо причинам вам пришлось опоздать, то не нужно беспокоить других зрителей. Необходимо подождать окончания акта или части спектакля и уже в антракте пройти к своим местам.
Мужчина должен сопровождать даму, указывая путь к местам. В гардеробе мужчине следует сначала снять свой головной убор и верхнюю одежду, а затем помочь раздеться даме.
Признаком дурного тона и невежеством считается подпевание, похлопывание рукой или притоптывание ногой в такт музыке, обсуждение постановки, происходящее во время продолжения спектакля. Нельзя также разговаривать с соседями. И уж тем более непозволительно в это время что-либо есть.
Наиболее грубой ошибкой и серьезным нарушением норм театрального этикета считается уход из зрительного зала во время продолжения или за несколько минут до окончания спектакля. Вежливый человек и благодарный зритель непременно дождется той минуты, когда он сможет бурными аплодисментами поблагодарить актеров за игру. Для аплодисментов также существуют свои правила. Так, аплодировать принято в театре после завершения последнего акта пьесы.
Таким образом, мы выяснили, что театр древней Греции оказал огромное влияние на развитие жизни древних греков. Его называли «школой для взрослых». Мыслитель V века до.н.э. назвал авторов трагедий «вождями мудрости».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Работа с текстом.
Трагедия Софокла «Антигона».
Два брата убили друг друга на поединке. Так как один из них привел на родную землю врагов, царь запретил под страхом смерти хоронить его. Сестра убитого - Антигона не побоялась смерти и погребла брата. Разгневанный царь приказал похоронить девушку заживо в гробнице.
Мудрый слепец предсказывает, что царя ждет отмщение за нарушение обычаев и жестокость. Царь решает освободить Антигону, но она уже умерла.
Вопросы:
1.О каких событиях рассказывает трагедия Софокла «Антигона»?
2.Кто является главным героем трагедии?
3.Почему царь запретил Антигоне хоронить своего брата?
4.Как в этой ситуации поступила героиня трагедии Софокла? Что произошло с ней после погребения брата?
5.Что царю предсказал в этой ситуации мудрый?
6.Как вы думаете, какие качества человека отражены в этом произведении?
Работа с текстом.
Комедия Аристофана «Птицы»
По предложению хитрого афинянина птицы строят город между землей и небом. Раньше боги питались дымом от жертв, приносимых людьми. Теперь птицы перехватывают его. Тайком от Зевса к птицам приходит переодетый девушкой Прометей. Прометей рассказывает, что богам, лишенным жертв, грозит голодная смерть. Вслед за ним появляются послы от Зевса — Посейдон и Геракл. Афинянин требует, чтобы Зевс выдал за него замуж свою дочь и передал птицам власть над миром. Он обещает устроить роскошный свадебный пир. Геракл изображен в комедии обжорой, согласным на все, лишь бы его угостили хорошим обедом, а Посейдон — безвольным простаком. Ловкий афинянин получает от них согласие выдать за него замуж дочь Зевса.
Вопросы:
1.Какие события отражены в комедии Аристофана «Птицы»?
2.Назовите главных героев комедии Аристофана?
3.Как вы думаете, с какой целью птицы строили город ?
4.Как развивались события дальше?
5.Как автор изображает в комедии Геракла и Посейдона? Почему?
6.Чем закончилась эта комедия?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Таблица (Древнегреческий и современный театр). Сравнение.
Вопросы | Древнегреческий театр | Современный театр |
Где происходят представления? | В особом здании под открытым небом | В особом здании, чаще всего в закрытом |
Вместимость | До 17 тыс. зрителей | До 1тыс. человек |
Как часто происходят представления? | Несколько раз в году | Постоянно |
Начало представления? | С утра и до захода солнца | Детские представления с 11 часов, взрослые – вечером. |
Билеты | Из свинца или обожжённой глины (места в театре были не пронумерованы и поэтому места занимали с ночи) | Из бумаги (есть нумерация ряда и места) |
Занавес | Нет | Есть |
Кто может быть зрителем? | Любой, купивший билет (беднякам выдавались деньги для покупки билетов) и в основном мужчины | Любой, купивший билет |
Кто играет в представлении? | Профессиональные актеры | Профессиональные актеры |
Кто исполняет мужские и женские роли? | Мужчины (и не более трех человек) | Мужчины и женщины (число не ограничено) |
Какие представления устраиваются? | Трагедии и комедии | Самые разные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»
«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...
Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"
Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
Методическая разработка урока истории 8 класс.
Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....
Методическая разработка урока истории 8 класс.
Причины и предпосылки отмены крепостного права. Император - освободитель....
Методическая разработка урока истории 7 класс.
Смутное время....