история и личность.рядовой труженик села
статья по истории на тему

Яруллина Раиса Габдельбаровна

      Статья описывает историю возникновения сел на территории Закамья, современного Алькеевского района. Край,  имеющий многовековую историю, смежную  с прилегающими территориями. Приводится пример из трудовой жизни рядового труженика, водителя  Фатыхова Г.Х., внесшего большую лепту в развитии села, совхоза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.yarullina.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Яруллина Р.Г.

ИСТОРИЯ И ЛИЧНОСТЬ, РЯДОВОЙ ТРУЖЕНИК СЕЛА.

Аннотация

      Статья описывает историю возникновения сел на территории Закамья, современного Алькеевского района. Край,  имеющий многовековую историю, смежную  с прилегающими территориями. Приводится пример из трудовой жизни рядового труженика, водителя  Фатыхова Г.Х., внесшего большую лепту в развитии села, совхоза.

Ключевые слова:

Краеведение, историко-культурное наследие, труженики, человеческий фактор, история человечества.

       Изучение истории своего села, своей малой Родины - полезно и поучительно, дабы потомки могли знать и гордиться прошлым своих предыдущих поколений, ведь именно в этом проявляется воспитание гражданственности, патриотических чувств по отношению к местам, где родился и вырос; к людям, которые тебя окружают, любовь к Отечеству. Существует древняя и мудрая пословица «Не знающий истории будет блуждать, не знающий родства будет бедствовать». Пройдет еще немного времени и многие события из жизни наших  сел будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей могущих рассказать нам о том времени, в котором они родились и жили. На карте нашего района много сел, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них практически не осталось никаких сведений кроме их названия.

Алькеевский район имеет уникальное историко-культурное наследие, свидетельства многовековой жизнедеятельности человека.  Этническая история района  непосредственно переплетается со всеми этническими представителями населявшие наш край в разные исторические эпохи. Это - именьковская археологическая культура, финно - угорские племена, мадьяры, с 7-8 века стали заселять край болгары, 13 в. монголо – татары, 16 в. славяне.  

       Наш район насыщен разновременными памятниками прошлого. Здесь сохранились пока совершенно не исследованные курганы эпохи бронзы и периода Тюркского каганата. Имеются и памятники эпохи Средневековья - городища времен Волжской Булгарии и Золотой Орды. Интерес представляют средневековые кладбища с мусульманскими намогильными плитами периода Золотой Орды - Старосалманское, Старобаллыкульское, Татбурнаевское, Старочелнинское, Татшапкинское.

Все это не случайно. Южная часть Татарстана, куда входит Алькеевский район, являлась одним из центров древнего заселения людей в Поволжье еще с эпохи камня и бронзы. Эти земли находились в зоне Великого переселения народов, входили в состав Тюркского каганата. Здесь проходили военно-стратегические и торговые пути на участке Сувар - Биляр, недалеко находятся и остатки великого города Шахри Болгар. Эти земли стали местом проникновения и принятия ислама одним из предков татарского народа - волжскими булгарами.  

    Алькеевская земля в разные периоды истории была и есть сельскохозяйственной зоной. Земли очень плодородные, выпадает достаточное количество осадков для получения высоких урожаев хлеба. Древнерусские летописи свидетельствую о том, что Волжская Болгария не раз спасала Русь от голода. Были развиты так – же народные промыслы, велась бойкая торговля.

         В  период  существования  Казанского  ханства,  примерно  с  30-х  годов  XVI  в.,  вследствие  особых  договорных  отношений  между  казанскими  и  ногайскими  правителями,  закамские  земли  стали  контролироваться  ногайцами  мангытского  рода.  До  образования  в  1775  г.  Спасского  уезда,  алькеевские  земли  в  административно-территориальном  отношении  находились  в  составе  Ногайской  дороги  Казанского  уезда.

        После  завоевания  Казанского  ханства,  значительная  часть  закамских  селений  опустела.  Но  одновременно  с  этим  начинается  освоение  региона  новыми  хозяевами.  Закамские  земли,  представляющие  южную  окраину  бывшего  ханства,  номинально  вошли  в  состав  Российского  государства  еще  в  середине  XVI  в.,  в  течение  последующего  столетия  эта  территория  в  целом  оставалась  вне  досягаемости  властей.  Такая  обстановка  была  выгодна  вольным  переселенцам  из  числа  коренных  жителей  края,  для  которых  закамская  сторона  стала  своего  рода  убежищем,  где  они  могли  скрываться  от  тяжелых  податей  и  русификаторской  политики.   Параллельно шло заселение  края  служилыми  татарами,  которые  заселяли  закамские  земли  с  ведома   и  одобрения  властей.  В  течение  XVII  в.  им  принадлежит  роль  главной  движущей  силы  колонизации  закамского  края.  К  концу  XVIII в.  в  результате  земледельческого  освоения  и  колонизационных  процессов,  на  территории  нынешнего   Алькеевского  района  образовалось  64  сельских  поселений  с  многонациональным  составом  населения.  По  этническому  признаку  более  половины  поселений  и  жителей  представляли  татары,  менее  трети – чуваши,  остальную  часть – русские.  Дальнейшие  изменения  в  сети  населенных  пунктов  были  незначительными.

        Вот такая богатая и продолжительная история по заселению, созданию сел в нашем крае. Все, что окружает нас, исключая природу, создано умом и руками тружеников.  Каждое прошедшее по земле поколение оставляло после себя плоды своего труда, создавая  историю человечества. Все, чем жив сегодня человек, - это результаты труда предыдущих поколений и живущих ныне. Восхищение, преклонение и огромную благодарность вызывает у всех нас труд крестьянина, землепашца, нашего кормильца. Величайшее из див - это зазеленевшая земля, куда труженики вбросили тысячи таких семян. Путь от этого зерна до сдобной булочки, купленной в соседнем киоске, оплачен тяжелым трудом. С  одним из таких тружеников я и хотела бы вас познакомить.

     Фатыхов Габдельбар Хатыпович родился 10.12.1932 года в с. Новые Салманы в простой крестьянской семье  третьим ребёнком.   Хатып абый и Хадия апа вырастили троих сыновей и одну дочь. Трудным было детство Габдельбара  Хатыповича.  Семья переехала жить в Базарные Матаки. Война его застала, когда ему было всего около девяти лет. Защищать Родину от фашистских защитников ушли его отец и старший брат Вакиф. От мирных, привычных забот не осталось и следа.  Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. Непосильными были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна. К счастью, и отец, и сын возвращаются домой с Победой. Тяжёлыми оказались и послевоенные годы. Непосильный труд и тяготы сказались на здоровье матери. В 1951 году после долгой болезни умирает мать Габдельбара Хатыповича, и в дом приходит мачеха.

    Каждый из братьев и сестёр Габдельбара Хатыповича находят свою дорогу в жизни: старший брат Вакиф выбрал нелёгкую работу защитника правопорядка и много лет отдал службе в милиции Алькеевского ОВД. Младший брат Анвар и сестра Рахима уезжают в  г. Казань и устраиваются работать на один из технических заводов.

   С раннего детства, приученный к труду,   Габдельбар Хатыпович после окончания семилетней школы начинает работать помощником комбайнёра в совхозе «Актайский», а затем и комбайнёром. Отслужив в армии, Габдельбар Хатыпович, решает стать водителем. В его трудовой книге всего три записи: в 1958 году принят на работу комбайнером в откорм-совхозе «Алькеевский», в 1960 году  переведен шофером, и в марте 1996 года третья последняя запись-уволен, в связи с уходом на пенсию.

     В течение почти 40 лет его работы,  машина  Габдельбара Хатыповича была в идеальном состоянии. Тысячи километров, сотни тон грузов, сотни людей – попутчиков такова жизнь рядового водителя. Если посчитать, сколько он проехал за всю свою трудовую деятельность, то он бы смог 25 раза объехать вокруг земного шара. А ведь его грузовик, который надо было разогревать в лютые зимние морозы, сгорать от летней 30 градусной жары, в бурю и слякоть, перевозил все необходимое сырье для ведения хозяйства. Это и посевной материал в весеннюю посевную пору;  и горюче-смазочные материалы, без которого ни одна техника не могла выйти на поля.  Во время урожая его машина увозила хлеб с полей из-под бункера комбайна на элеватор. И работали от зари до зари, без выходных, потому что природа не ждет.  Скромный, рядовой, профессионал своего дела, но так важен был его труд в совхозе. Габдельбар Хатыпович  очень аккуратен, в его машине всегда идеальный порядок. «Дядя Гриша»- так его звали у нас на селе,  всегда был добродушен и отзывчив. В ёго сущности была порядочность.  Его работа неоднократно отмечалась руководством совхоза. Он был награждён дважды за достигнутые успехи в развитие народного хозяйства СССР в 1975 году серебряной медалью, в 1978 году бронзовой медалью. В 1980 его наградили Почётной Ленинской грамотой за успехи в социалистическом соревновании.

    Водители – коллеги Габдельбар Хатыповича уважительно отзывались о старшем наставнике. «Дядя Гриша и советом подскажет и делом поможет»- в один голос утверждают водители, проработавшие не один год совместно с Габделбар Хатыповичем: Смирнов Пётр Николаевич, Кудряшов Фёдр Григорьевич, Волостнов Владимир Павлович и другие.

       Каждый из нас живёт в ту историческую эпоху, в какой довелось родиться. История переосмысливается, меняются ориентиры и взгляды о прошлом, но постоянным остаётся человеческий фактор. Габдельбар Хатыпович просто добросовестно выполнял свою работу. Только тот труд, который направлен на общую пользу, на благо человеческого сообщества, вписывает страницы в историю человечества, создает «дивные дива».

Источники и литература

Алишев С. X. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья. XVI начало XIX в. / С. X. Алишев. - М.: Наука, 1990.

 Казанские ведомости.  АА.Бурханов kazved.ru: http://www.kazved.ru/article/9552.aspx  Выпуск №: 216 от 23.09.2005

Сельское расселение Западного Закамья во второй половине XVI-начале XVIII вв. Насыров Р.Г.

АННОТАЦИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Raisa G. Jarullina

HISTORY AND PERSONALITY.FARM WORKER

Summary

       The article describes the history of the emergence of villages in the territory of Zakamye, the modern Alkei district. The region, which has a centuries-old history, adjacent to the adjacent territories. An example is given of the working life of an ordinary worker, the driver G. Fatykhov, who made a great contribution to the development of the village, the state farm.

Keywords:

Local history, historical and cultural heritage, workers, the human factor, the history of  mankind.

Авторские данные:

Яруллина Раиса Габдельбаровна, методист МКУ «Управления образованием Алькеевского МР РТ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История села - часть истории района

Сценарий театрализованного мероприятия "Уголок России - наш Бирюч"....

Исследовательская работа учителя истории и обществознания "Россия 90-х: история одного села"

Исследовательская работа учителя истории и обществознания МКОУ «Таскатлинская СОШ» Габрусевича Сергея Николаевича...

методическая разработка по истории Удмуртии по теме "Хозяйство села Кулиги и близлежащих деревень в прошлом"

Слово "кулига" означает невысокую гору, возвышенную местность, а так как село находится на высокой горе, то отсюда и происходит его название. С удмуртского же ...

История села- в истории страны.

Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....

Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей.

Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей...

История моей школы и моего села неразрывно связаны

строительство новой  десятилетки в 1977году...

Создание Книги Памяти «Памятная книга о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла села Зарубино»

Введение   Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а законч...