Подвигу жить в веках
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Максименко Елена Павловна

 

 

Актуальность темы:   стержнем деятельности коллективов, ведущих работу по патриотическому воспитанию детей, является формированием у них социально-психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку как гражданину и патриоту. Патриот- это человек, который любит свою семью и Родину, учится и трудится на ее благо, приумножая ее богатство, и в любое время готов встать на ее защиту.

 Выбранная тема  является актуальной, потому что гражданин и патриот зарождается в семье. Каждая семья и каждый член этой семьи это есть Россия, а Россия это все мы вместе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva_-metod.razrabotka.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

К 72– летию со дня  Победы

в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

УРОК  МУЖЕСТВА

Подвигу жить в веках

                                                       

                                                                   

                                                                            Автор:

                                                                            Максименко

                                                                            Елена

                                                                            Павловна,

                                                                            учитель истории

                                                                            высшей категории

                                                                            МОУ «СОШ №2»

                                                                           

                                                                            с Александрия

                                                                            Благодарненского района

                                                                            Ставропольского края

                                      «Подвигу жить в веках»

(для учащихся 7-8 классов)

                                                             

Форма проведения:    урок мужества

Актуальность темы:   стержнем деятельности коллективов, ведущих работу по патриотическому воспитанию детей, является формированием у них социально-психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку как гражданину и патриоту. Патриот- это человек, который любит свою семью и Родину, учится и трудится на ее благо, приумножая ее богатство, и в любое время готов встать на ее защиту.

 Выбранная тема  является актуальной, потому что гражданин и патриот зарождается в семье. Каждая семья и каждый член этой семьи это есть Россия, а Россия это все мы вместе. Каждый из нас стремится на протяжении  всей своей жизни

Цель урока: воспитать у учащихся чувство глубоко патриотизма, веру в себя и в свою семью, готовность стать на защиту мира, защищать свою Родину

Задачи:

  -воспитание у учащихся чувства глубокого уважения и благодарности к подвигу участников Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

-знакомство с подвигами, воспевание мужества, стойкости и героизма советского солдата.

-воспитание готовности служить России на основе традиционных духовых ценностей.

-развитие у учащихся навыков и умений  работы с   исследовательским материалом

Подготовка.

  1. Составление слайдов к журналу.
  2. Выбор фрагментов из фильма Н.Озерова «Сталинградская битва», «Нашествие», «Битва за Москву».  

Структура  урока мужества «Подвигу жить в веках»

  • Вступление «Люблю тебя, моя Россия»

  • 1 страница «Начало войны. Мои односельчане – герои фронта, труженики тыла». Экскурсия в школьном музее истории села и школы.

  • 2 страница «Нашествие. Герои Бреста»

  • 3 страница «Москва и ее защитники»

  • 4 страница «Герои Сталинграда»  

Вступление “Люблю тебя, моя Россия”

1ведущий:

          Россия-матушка, с чего ты начинаешься? Точный ответ даст только сердце: с бескрайнего пшеничного поля, с его неповторимой, еле слышной мелодии шелеста, когда струн спелых колосьев касается ветерок; с запаха свежескошенной травы, на ворохе которой не прочь бы повалятся любой городской гость. С яблочного аромата, разлитого в вечернем воздухе, с бесконечной проселочной дороги, такой бесконечной, как крестьянская судьба - и тяжелая, и прекрасная. С чего начинается Россия? С новогодних елок, материнских сказок, снежных горок. И в мире нет лучшего места, где ты живешь. Какой ни есть кризис в стране, а Родина все та же.

1чтец.

         Историческое прошлое нашего Отечества всегда находилось в центре внимания народа. Замечательно и проникновенно сказал об этом поэт С.Михалков:

                      Всю можно сокрушить, смести,

                      Предать забвенью,

                      Заасфальтировать и заковать в бетоне.

                      Взорвать собор, как лишнее творенье,

                      На месте кладбища построить стадион.

                      Все можно растерять, что собрано веками,

                      Все можно замолчать, угрозами грозя,

                      И только человеческую память

                      Забетонировать и истребить нельзя!

1ведущий:

            Наш устный журнал «Подвигу жить в веках» посвящен защитникам земли русской, отстоявшим мир в 1941-1945 годах.

2чтец:            

                      Я родилась в июньской тишине

                      И ничего не знаю о войне.

                      Читала книги, видела кино,

                      Но ничего не знаю все равно.

                      Слова о боли, смерти и слезах-

                      Они не много могут рассказать.

                      Ну, разве только факты уточнить,

                      А чтоб понять, все нужно пережить.

                      Читаю книгу - там опять слова,

                      От них полна туманом голова,

                      Я больше верю сердцу и глазам.

                      Включает память старое кино,

                      Которое забыть не суждено.

                     

- 3 -

                       

                      И это крик души, сердец и глаз

                      Опять пытаюсь что-то рассказать,

                      Болезненный мгновенный пересказ,

                      Но эта боль… ее не описать.

                      Бессильны здесь, бессмысленны слова.

                      А может, может я и не права.

                                         (Н.Найденова)

1 страница   «Начало войны. Мои  односельчане – герои фронта, труженики тыла»

(Экскурсия в школьном  музее села и школы)

1экскурсовод:

        Здравствуйте. Мы рады видеть вас в нашем школьном краеведческом клубе. Сегодня с вами будем мы – экскурсоводы клуба: Ковалева Анастасия, Духанина Елена, Ворсина Ольга.

       Лето 1941 года было в Александрии необычно знойным, засушливым, пыльным.

                       

                       Такою все дышало тишиною,

                       Что вся земля еще спала, казалось,

                       Кто знал, что между миром и войной

                       Всего, каких – то пять минут осталось.

        Война началась 22 июня 1941 года.

        Через 2 дня, 24 июня, пришли в село первые повестки, и первая партия александрийцев направилась на сборный пункт Благодарненского военного комитета, а затем на фронт. За первым набором последовал второй, третий. За годы войны из села было призвано 1243 человека. Опустело село. Мужчин не осталось – только женщины и дети.

       Стояло неестественная тишина над обезлюдевшими улицами Александрии. Только одного ждали с нетерпеньем: писем с фронта. В школьном музее хранятся солдатские письма, которые приносили в дома много радости.

      «Мой дорогой Миша! Прости меня, что так долго молчал. Сообщаю о себе – жив, в госпитале нахожусь. Под Киевом меня ранило. Знай – ты теперь за мужика в доме. Маму слушайся. Твой папка».

     «Здравствуй, братуха! Шлю тебе боевой привет. Нахожусь на западном фронте и бью фашистов. Ваня, будешь писать родным, передавай от меня привет и сообщи, что их сын Николай сражается за Родину, за родную землю, бьет гадов. Будь здоров. Обнимаю. Твой брат Николай».

     Среди александрийцев, участников Великой Отечественной войны, нет Героев Советского Союза. Большинство из них были рядовыми, но тем

- 4 -

весомее сейчас звучит слово солдат, тем тяжелее ноша, выпавшая на долю простого бойца.

2 экскурсовод:

Стремительно летят годы. Все дальше уходят, стираются из памяти следы военной разрухи, все меньше остается свидетелей той кровопролитной войны. И все же память о ней хранится в школьном музее. Будто о наших односельчанах написал Михаил Тимошечкин:

     Были это все живые люди,

     Отойти, не пожелав назад,

               В новеньких шинелях у орудий

Мужики убитые лежат.

                Взяли их с уборочной в солдаты,

                  Впрок и дня не вышло отдохнуть.

            Неуклюжи чуть и мешковаты,

             Шли они от сельсовета в путь.

                  Бить по танкам – непростое дело,

               Все кругом в неистовой пальбе,

                 Соль на гимнастерках прикипела

         Будто на току, на молотьбе.

           На руках – тяжелые снаряды.

           И на лицах копоть, как смола

          Никакой награды им не надо

                                               Лишь была бы Родина жива.

     

Вернулось с фронта 764 александрийца, на войне погибло 479.

Сейчас вы можете рассмотреть экспозиции, посвященные александрийцам- участникам Великой Отечественной войны.

1чтец

            Что такое подвиг?

            Прощанье или встреча?

            Что такое подвиг?

            Секунда или вечность?

 

2 страница «Нашествие. Герои Бреста»

1 ведущий

        Война… Она неожиданно ворвалась в жизнь нашей страны 22 июня         1941 года, круто отделив всё вчерашнее от суровой действительности нового дня - первого из долгих и тяжёлых военных дней и ночей.

(Просмотр  фрагмента фильма Н.Озерова «Нашествие»)

- 5 -

2 ведущий                                         

         Атаковали Брестскую крепость фашисты в первый же день войны.

Не смогли фашисты взять Брестскую крепость штурмом. Обошли её слева, справа. Осталась она у врагов в тылу.

Наступают фашисты. Бои идут под Минском, под Ригой, под Львовом, под Луцком. А там, в тылу у фашистов, не сдаётся, сражается Брестская крепость.

 Трудно героям. Плохо с боеприпасами, плохо с водой, особенно плохо с водой у защитников крепости.

        Кругом вода - река Буг, река Муховец, рукава, притоки. Кругом вода, но в крепости нет воды. Под обстрелом вода. Глоток воды здесь дороже жизни.

       -Воды!

       -Воды!

       -Воды!- несётся над крепостью.

        Нашёлся смельчак, помчался к реке. Помчался и сразу рухнул. Сразили враги солдата. Прошло время, ещё один отважный вперёд ринулся. И он погиб. Третий сменил второго. Не стало в живых и третьего.

        От этого места недалеко лежал пулемётчик. Строчил, строчил пулемёт, и вдруг оборвалась очередь. Перегрелся в бою пулемёт. И пулемёту нужна вода.

        Посмотрел пулемётчик - испарилась от жаркого боя вода, опустел пулемётный кожух. Глянул туда, где Буг, где притоки. Посмотрел налево, направо.

        -Эх, была, не была.

        Пополз он к воде. Полз по-пластунски, змейкой к земле прижимался. Всё ближе к воде он, ближе. Вот рядом совсем у берега. Схватил пулемётчик каску. Зачерпнул, словно ведром, воду. Снова змейкой назад ползёт. Всё ближе к своим, ближе. Вот рядом совсем. Подхватили его друзья.

        -Водицу принёс! Герой!

Смотрят солдаты на каску, на воду. От жажды в глазах мутит.

        -Детям! Детям!- послышались голоса.

Понёс боец воду детям. А надо сказать, что в Брестской крепости вместе со взрослыми бойцами находились женщины и дети - жёны и дети военнослужащих.

Спустился солдат в подвал, где были дети.

        -А ну, подходи,- обратился боец к ребятам. Подходи, становись,- и, словно фокусник, из-за спины вынимает каску.

Смотрят ребята - в каске вода.

        -Вода!

Бросились дети к воде, к солдату.

Взял боец кружку, осторожно налил на донышко. Смотрит, кому бы дать. Видит, рядом малыш  .

       -На,- протянул малышу.

Посмотрел малыш на бойца, на воду.

     -Папке,- сказал малыш.- Он там стреляют

     -Да пей же, пей,- улыбнулся боец.

- 6 -

     

 -Нет,- покачал головой мальчонка.- Папке.- Так и не выпил глотка воды.

И другие за ним отказались.

        Вернулся боец к своим. Рассказал про детей, про раненых. Отдал он каску с водой пулемётчику.

        Посмотрел пулемётчик на воду, затем на солдата, на бойцов, на друзей. Взял он каску, залил на металлический кожух воду. Ожил, заработал, застрочил пулемёт.

        Прикрыл пулемётчик бойцов огнём. Снова нашлись смельчаки. К Бугу, смерти навстречу, поползли. Вернулись с водой герои. Напоили детей и раненых.

        Отважно сражались защитники Брестской крепости. Но становилось их всё меньше и меньше. Бомбили их с неба. Из пушек стреляли прямой наводкой. Из огнемётов.

       32 дня не умолкали бои за Брестскую крепость. И каждый её защитник в моём понимании - настоящий герой.

3 страница “Москва и ее защитники”

3 чтец.

Шли женщины и на плечах - лопаты;

Окопы рыть под городом Москвой

Страна смотрела на меня с плаката,

Седая, с непокрытой головой

Она звала меня глазами строгими,

Сжав крепко губы, чтоб не закричать

А мне казалось, что похожа Родина

Но тетю Дашу, рядом с нами жившую,

Да, на нее, вдову красноармейскую,

Усталую, упрямую и резкую.

А я хотела быть в десанте

Кричать в эфир “Тюльпан! Я- резеда”.

Мне шел тогда едва второй десяток,

Меня на фронт не брали поезда.

3 ведущий

Из приказа Гитлера по Восточному фронту 2 октября 1941г.

За три с половиной месяца созданы, наконец, предпосылки для того, чтобы посредством мощного удара сокрушить противника еще до наступления зимы. Вся подготовка, насколько это было в человеческих силах, закончена… Сегодня начинается последняя решающая битва этого года.

Из воспоминаний генерал-лейтенанта артиллерии запаса                         И. Стрельбицкого о курсантах Подольского училища:

- 7 -

       

Мне довелось видеть немало атак. Не раз и самому пришлось пережить тот момент, когда из окопа, который в эту минуту кажется самым безопасным на земле местом, поднимаешься в рост навстречу неизвестному. Я видел, как идут в атаку и новобранцы, и опытные воины. Так или иначе, но каждый думает об одном: победить и выжить! Но те курсанты…

       Я не видел именно той атаки, но через несколько дней я с этим ребятами дрался плечом к плечу и ходил в атаку вместе с ними. Ни до этого, ни после я ничего подобного не видел. Хорониться от пуль? Оглядываться на товарищей? Но ведь у каждого на устах одно: «За Москву!!!»

        Они шли в атаку так, словно всю предыдущую жизнь ждали именно этого момента. Это был их праздник, их торжество. Они мчались стремительно: не остановишь ничем!- без страха, без оглядки. Пусть их было немного, но это была буря, ураган, способный смести со своего пути все…

В боях под Москвой особое упорство, мужество и героизм проявили воины легендарной 316 стрелковой дивизии, командиром которой был назначен генерал - майор Иван Васильевич Панфилов.

(Просмотр фрагмента фильма Н.Озерова «Битва за Москву» о подвиге панфиловцев).

4 страница “Герои Сталинграда”

4 ведущий:

        Оборонительное сражение за Сталинград продолжалось четыре месяца:          с 17 июля по 18 ноября 1942г. после поражения советских войск под Харьковом и Воронежем, противник полностью овладел инициативой и теснил части Красной Армии, обладая немалым перевесом. Гитлер и его окружение планировали захват низовьев Волги и Кавказа. Германское командование подтягивало дополнительные резервы, прежде всего армии союзников- венгров, итальянцев и румын. Одновременно продолжалось наступление на Кавказ, где в конце августа передовые группы альпийских подразделений даже сумели поднять флаг нацистской Германии на высшей точке Кавказа - горе Эльбрус.

(Просмотр фрагмента фильма Н.Озерова «Сталинградская битва»)

4 ведущий:

        Идут тяжёлые бои за Сталинград.

Семь дивизий штурмуют город. Три тысячи орудий ведут огонь. Пятьсот фашистских танков железной ползут лавиной.

        Особенно кровопролитные бои идут за Мамаев курган. Мамаев курган - самая высокая точка Сталинграда. Видно отсюда далеко-далеко. Видно и Волгу, и степи, и левый заволжский берег.

        Уже несколько раз вершина кургана переходила из рук в руки. То теснят фашисты наших бойцов, то прорвутся к вершине наши. То держат вершину наши, то вновь у фашистов она в руках. Пять раз водил солдат в атаку лейтенант Чернышов. Брови дугой, как месяц. Кудри черны, как смоль.

                                 

- 8 -

         

Начинает Чернышов шестую атаку, а сам вспоминает первую. Добежали тогда бойцы почти до вершины. Шли перебежками. Залегали. Пережидали страшный огонь противника. Поднимались и снова бежали вперед.

        -Вперед! Вперед! – до хрипоты, обезумев, очумев от боя, кричал лейтенант Чернышов. Вновь залегли солдаты. Переждал лейтенант Чернышов и опять:

       -Вперед!

Лежат солдаты, не поднимаются.

      -Вперед!- кричит Чернышов. Схватил автомат, тронул дулом одного, второго.

      - Вперед!

Лежат солдаты.

Подкатила здесь к сердцу злость. Перекосилось лицо от крика. Саблей сломались брови. Скулы корежат рот.

     -Вперед!- кричит лейтенант Чернышов.

Лежат солдаты.

Вдруг объявился рядом с лейтенантом сержант Куценко.

       Вздрогнул лейтенант Чернышов, глянул кругом, на курган, на солдат. Понял – солдаты мертвые. Живы только они вдвоем – он - Чернышов, и сержант Куценко. Отошли назад с высоты к своим. Здесь внизу, у кургана, назначили Чернышова командовать новой группой. Снова в атаку ходил Чернышов. Вновь захлебнулась в крови атака. Не достигли они вершины ни в третий, ни в четвёртый, ни в пятый раз.

       Ночь наступила. Вся ночь в атаках. А когда забрезжил рассвет - страшно взглянуть кругом. Склоны кургана в солдатских трупах. Словно, устав в походе, прилегли на часок солдаты. Сыграй им побудку - сейчас проснутся.

Не проснутся уже солдаты. Сном непробудным спят.

       -В атаку!- снова прошла команда.

Снова к вершине ведёт Чернышов солдат. «Эх, силы бы свежей, силы!» Вдруг слышит - раскатом грома гремит «Ура!». «Что бы такое?» Решает - причудилось. Обернулся: к кургану подходят свежие роты.. Это из-за Волги с левого берега пришли на помощь гвардейцы из 13-й гвардейской стрелковой дивизии генерала Родимцева.

       -Ура! Ура!

        Влетели бойцы на вершину. Как волны в прибой ударили.

В наших руках вершина.

        Стоит на вершине лейтенант Чернышов. Рядом стоят солдаты. Тут же сержант Куценко. Смотрят на Волгу, на дальние дали, на левый заволжский берег.

       -Все же наша взяла,- произнёс лейтенант Чернышов и вдруг, по-детски радостно рассмеялся. Скинул пилотку. Вытер пилоткой вспотевший лоб.

Поднял на Чернышова глаза Куценко. Что-то хотел сказать, да так и застыл. Смотрит: где же лейтенантские черные кудри? Как лунь, в седине голова Чернышова. Лишь брови всё так же дугой, как месяц.

- 9 -

1 ведущий:

Долг служения Отечеству.

Сегодня мы увидели его проявление в годы Великой Отечественной войны, когда такие ценности как вера, надежда, любовь, совесть, самоотверженность, долг, честь, подвиг стали главными составляющими в жизни наших соотечественников.

Подвиг. Ему всегда есть место в жизни человека - и в мирное время, и в годы войны.

1 чтец:

          Вечный огонь Славы горит в городах и сёлах нашей страны как символ беспримерного подвига народа в годы Великой Отечественной войны. Вечный огонь славы героям никогда не угаснет. Он будет напоминать о мужестве и массовом героизме советских людей, беззаветно защищавших свою Родину

               

Литература:

1. А. Абастова.  Благодарненцы. Дорогами судеб. Ставрополь. «АГРУС».  2011.

2. В.М.Забелин. Благодарненский район- через испытания временем. Ставрополь, «АГРУС», 2010

3. В.М. Забелин. Земля моя Благодарненская. Ставрополь. «АГРУС»,2009

4. В.М.Забелин. Благодарненская старина. Ставрополь, «АГРУС», 2011

5. А. Рязанов «Благодарненские мемории», Ставрополь, 2016

Методическая литература:

1.Учебный фильм «Ставропольский край в истории России» Ст.2007

2.Дьякова Р.А., Емельянов Б. В., Пасечный П. С. Основы экскурсоведения, М, Просвещение. 2015

3.Емельянов Б. В. Методика подготовки и проведения экскурсий, М., ЦРНБ Турист, 2008

                       

                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие военно-спортивного праздника "Подвигу жить в веках!", посвященного Дню Победы

Сценарий военно-спортивного праздника "Подвигу жить в веках!", посвященного Дню Победы (с участием родителей)...

Урок мужества "Подвигу жить в веках!"

Тематический классный час, посвящённый празнованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г....

Урок мужества по теме "Подвигу жить в веках!"

Конспект урока мужества по теме "Подвигу жить в веках!" посвящён празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г....

Проект «Подвигу жить в веках»

1. Описание и обоснование проектаДанный проект вовлекает детей 10-12 лет (учеников  ЛДШИ) в новую форму работы – основы издательской деятельности и направлен на развитие интеллектуального и творч...

сценарий митинга "Подвигу жить в веках"

сценаарий митинга "Подвигу жить в веках", посвящённого 71 годовщине Дню победы в Великой Отечественной войне...

Внеклассное мероприятие на тему: "Подвигу жить в веках"

Каждое поколение по- своему проходит определенное испытание на прочность.  Эхо Афганской войны и сейчас тревожит наши умы и сердце. Но Афган, как все другие войны, останется в народе неизгладимой...