Открытый урок по истории в 6 классе на тему: "Нашествие с Востока"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Цели и задачи урока
- Цель: познакомить обучающихся с началом монголо-татарского нашествия на Русь, битвой на реке Калке 1223 года, причинами поражения русских войск.
- Задачи:
Образовательные: создание условий для знакомства учащихся с ходом монгольского нашествия, определения причины поражения русских княжеств от войск Чингисхана;
формирование умений самостоятельно работать с учебным материалом, анализировать его и делать выводы.
Развивающие: развитие познавательных процессов, памяти, мышления; развитие наблюдательности, внимания, способности анализировать, делать выводы; развитие умения высказывать и доказывать свои утверждения, навыков устной речи; коммуникативных навыков работы; развитие интереса школьников к изучению истории.
Воспитательные:
- воспитание чувства патриотизма и гордости за подвиги своих предков;
- содействие рациональной организации труда;
- воспитание уважения к мнению одноклассников и умения слушать другого;
- формирование у учащихся положительной мотивации к учению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_konspekt_otkrytogo_uroka_nashestvie_s_vostoka.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2 города Аркадака Саратовской области
Открытый урок по теме:
«Нашествие с Востока»
Подготовил учитель истории
Саушкина Е.В.
2017 г.
Конспект открытого урока по истории России в 6 классеТема урока
"Нашествие с Востока".
Тип урока
Изучения нового материала.
Образовательные ресурсы
- Презентация урока "Нашествие монголо-татар на Русь".
- Кейсы№1, 2.
- Видео «Битва на Калке»
- Сообщения обучающихся
- Тест
- Учебник Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений-М., 2013
План урока
1.Монгольская империя Чингисхана.
2.Сражение на Калке.
3.Походы Батыя на Русь
4. Подведение итогов
5. Рефлексия
Цели и задачи урока
- Цель: познакомить обучающихся с началом монголо-татарского нашествия на Русь, битвой на реке Калке 1223 года, причинами поражения русских войск.
- Задачи:
Образовательные: создание условий для знакомства учащихся с ходом монгольского нашествия, определения причины поражения русских княжеств от войск Чингисхана;
формирование умений самостоятельно работать с учебным материалом, анализировать его и делать выводы.
Развивающие: развитие познавательных процессов, памяти, мышления; развитие наблюдательности, внимания, способности анализировать, делать выводы; развитие умения высказывать и доказывать свои утверждения, навыков устной речи; коммуникативных навыков работы; развитие интереса школьников к изучению истории.
Воспитательные:
- воспитание чувства патриотизма и гордости за подвиги своих предков;
- содействие рациональной организации труда;
- воспитание уважения к мнению одноклассников и умения слушать другого;
- формирование у учащихся положительной мотивации к учению.
Формы и методы, технологии обучения
Методы: проблемная беседа, проблемный вопрос, кейс - стадии, составление опорного конспекта, тесты, индивидуальные задания, наглядный метод.
Формы: общеклассная, групповая, индивидуальная
Технология: проблемно-развивающая технология обучения.
Приемы: вопросно-ответное взаимодействие преподавателя и учащихся, которое основано на системе вопросов (проблемных, информационных), подсказок, указаний, монологических вставок.
Основные даты, понятия и термины
1223 г. - битва на реке Калке
1237 г. – разорение Рязанского княжества монголами
1238 г. – разорение Владимирского княжества монголами и взятие города Торжка Новгородской губернии
1238 г. - сражение у небольшой крепости Козельск
1240 г. – захват Киева
Планируемые образовательные результаты
Научатся находить достоверную информацию в исторических источниках, необходимую для решения учебных задач.
Научатся представлять информацию в опорном конспекте.
Умение работать в группе.
I. Организационный (2 -3минуты)
Знакомство с темой, задачами деятельности, мотивационная настройка;
-Здравствуйте, садитесь. Ребята, сегодня у нас вами непростой урок. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости.
(стук в дверь и входит глашатай, и зачитывает отрывок из летописи 13 века) (3 минуты)
- Погружение в проблемную ситуацию.
-Здравствуйте, ребята, спешу сообщить вам весть. Послушайте!
«О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, чистыми полями, дивными зверями, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская!»
«Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..." Подумайте же, о чем говорится здесь?
Учитель: - Ребята, как вы думаете, о каком важном событии в истории Русского государства мы будем с вами сегодня говорить?
- Знакомит с темой занятия.
«Нашествие монголо-татар на Русь». (Слайд)
Сформулируйте цели нашего учебного занятия. В этом нам помогут слова: (Слайд)
- Узнать…о монголо-татарах и их нашествии на Русь
- Определить…причины поражения киевской Руси
- Создать…опорный конспект
II. Основной (25минут)
1. Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке и походы Батыя на Русь.
- Сегодня мы с вами будем работать в творческих группах. И Вы все сегодня являетесь исследователями истории. Каждой группе даны документы - кейсы. Вам нужно изучить документ № 1 и найти ответы на поставленные вопросы. На работу у вас 3 минуты.
Кейс№1.1 В начале XIII в. в Центральной Азии возникло новое государство - Монгольская империя. Объединение монгольских племен в немалой степени было вызвано изменением климатических условий местности, где проживали монголы. XI и XII вв. были благоприятными для монголов. Длительный период влажных лет в восточной степи привел к тому, что умножились стада, а, следовательно, одна и та же территория могла прокормить больше людей. Произошло увеличение населения в Монголии. Однако в конце XII в. климат стал постепенно меняться в сторону ухудшения, стал более засушливым. Кочевое скотоводство стало малопродуктивным, в степи стало много избыточного населения. Началась обычная в таких условиях борьба с соседями за пастбища, а также вторжения на земли соседей-земледельцев.
Вопрос: что заставило монголов покинуть места проживания? Укажите две причины. ( изменения климата, перенаселенность)
Кейс № 1.2. Огромную роль в создании Монгольской империи сыграл Темуджин. Железная воля, властолюбие и целеустремленность позволили Темуджину собрать монголов в единое политическое целое и спаять общество на основе т. н. закона Чингисхана - Яссы. На съезде монгольской знати (курултае) в 1206 г. создатель империи Темуджин (Темучин) был провозглашен великим ханом всех монголов и принял имя Чингисхан. Монгольская империя оказалось исключительно боеспособной и жизнеспособной. Чингисхан силой объединил под своей рукой всех монголов, некоторые соседние племена и на основе родового признака создал войско, которому в XII - XIII вв., в среднеазиатских государствах, на Руси и в Европе равных не было. В последующие годы монгольские отряды подчинили себе окрестные народы, беспощадно уничтожая всех непокорных. В середине 20-х гг. XIII в. в состав монгольского государства вошли Северный Китай, Средняя Азия, Северная Индия.
Вопрос: какова роль Темучина-Чингисхана в создании империи Монголов? (объединил, создал войско, расширил территорию)
Кейс № 1.3.Рядовой единицей монгольского войска была десятка - семья, ближайшие родственники одной юрты, одного аила. Потом следовала сотня, в нее входили люди одного рода. Тысяча могла объединять два или три аила, далее шла тьма - десятитысячный отряд. В войске Чингисхана действовала Ясса: если в бою кто-то из десятки побежит от врага, то казнили всю десятку; если в сотне побежит десятка, то казнили всю сотню, если побежит сотня и откроет брешь врагу, то казнили всю тысячу. Основную ударную силу монголов составляла конница. Каждый воин имел два-три лука, веревочный аркан, топор, хорошо владел саблей. Лошадь воина покрывалась шкурами для защиты. Голову, шею и грудь воина защищали железный или медный шлем, панцирь из кожи. Монгольская конница на своих низкорослых выносливых конях могла проходить в сутки до 80 км, а с обозами, стенобитными, огнеметными орудиями - до 10 км.
Вопрос: назовите условия высокой боеспособности монгольской армии (четкое разделение и подчинение, дисциплина, хорошее вооружение)
Кейс № 1.4 К 1211 г. монголы завоевали землю бурят, якутов, киргизов и уйгуров, т.е. подчинили себе практически все основные племена и народы Сибири, обложив их данью. В 1211 г. Чингисхан приступил к завоеванию северного Китая, которое было завершено лишь к 1234 г. Монголы в процессе завоевания заимствовали у китайцев различную военную технику, а также научились осаждать крепости при помощи стенобитных и осадных машин. Китайцы передали монголам и важную науку дипломатии. Монголы одними из первых стали придерживаться принципа неприкосновенности послов, беспощадно карая народы за нарушение этого принципа.
Вопрос: какие преимущества дало монголам завоевание Китая? ( военную технику, дипломатию) Дипломатия — деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей
Кейс № 1.5. В 1218 г. татаро-монголы покорили всю Корею. После этого Чингисхан устремил свой взгляд на богатейшие государства Средней Азии. Цель Чингисхана - покорение городов Бухары, Самарканда, Мерва, Ургенча и других. Всё завоевание было совершено за 3 года - 1219-1221 гг. Хорезмшах Мухаммед недооценил силу Чингисхана, вследствие чего вынужден был спастись бегством. В погоню было отправлено несколько туменов под руководством военноначальников Джебе и Субэдея. Монголы огнем и мечом прошли по Северному Ирану, вышли на Кавказ, разрушили несколько древних и богатых городов, разбили грузинские войска, проникли через Ширванское ущелье на Северный Кавказ и столкнулись с половцами. В это время состоялась первая встреча русских воинов с новым врагом и произошла (1223 г.). К концу жизни Чингисхана (1227г.) монголы подчинили огромные территории от Тихого океана на востоке до Каспийского моря на западе.
Вопрос: Какие территории подчинили монголы до вторжения на русские земли? (Среднюю Азию, Кавказ, Северный Иран)
Учитель:- Группы вы готовы? Теперь отвечаем на вопросы.
Учитель: - Итак, мы определились с особенностями армии и империи Чингисхана, посмотрите какое это огромное и сильное государство.
Учитель: - Теперь приступаем к заданию 2. У каждой группы есть Кейс № 2, вам его нужно прочитать и определить 4 качества монголо-татар которые давали им преимущества перед другими народами и странами.
- Кейс № 2 Причины успехов монголов состояли в следующем: Первая причина - Китай, Средняя Азия и Иран переживали в то время период феодальной раздробленности и не смогли организовать коллективного отпора монголам. Вторая причина - это великолепная военная и политическая подготовка вторжения. Проведя разведку, монголы стравливали народы и раздували междоусобицы. Если удавалось, то монголы занимали ключевые военные посты в армии намеченной жертвы (Хорезм). Тактика завоеваний была отточена до совершенства. По возможности, избегая фронтальных сражений, кочевники разбивали противника по частям, предварительно измотав его непрерывными стычками и налетами.
На доске выстраиваем опорный конспект из преимуществ монголов.
- Дисциплина
- Новая техника
- Единство
- Военная подготовка
Учитель: -Запишите себе эти причины в листы маршрута.
Учитель: - Теперь мы видим, в чем была сила монголо-татар. А теперь давайте с вами немного отдохнем.
4. Физ. минутка для глаз
5. Битва на Калке
Учитель: - Покорив много стран и территорий, в 1223 году моголы оказались рядом с Древнерусским государством, напали на половцев и те попросили помощи у русских князей. Итогом стала битва на Калке. ( На доске запись 1223 год-запомните эту дату! Битва на Калке) (Слайд)
Учитель: - Просмотрите фрагмент видеофильма «Битва на реке Калке» и определите качества русских воинов. (видео) (3 минуты)
На доске выстраиваем опорный конспект из сильных сторон русских ратей.
Учитель: - Какими же качествами обладали русские воины?
На доске дополняется опорный конспект. Раздел «Сила русских ратей»
- мужество
- героизм
- бесстрашие
- храбрость;
Учитель: -Ребята, почему наши храбрые и бесстрашные русские войска проиграли монголам?
Причины поражения:
- предательство половцев
- славолюбие князя
- разобщенность (записывается на доске под Битвой на Калке) (Слайд)
Учитель: - А как вы думаете, почему же князья были разобщены?
Обучающиеся: у них не было единства из -за раздробленности страны.
Учитель: -Правильно, так получается, что главная сила государства в единстве!
Вот что сказал о единстве Генрик Сенкевич «Благодаря согласию растут малые государства, из-за раздора гибнут великие державы», а Серхио Ортега подкрепил эту мысль высказыванием: «единый народ никогда не будет побежден». Наша сила в единстве!
6. Представление заданий по группам и инсталляция.
Учитель: -А теперь мы с вами переходим ко второй части урока. Каждой группе было дано индивидуальное задание, подготовить сообщение. Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.
1 группа. Сообщение (Рязанское княжество)
В декабре 1237г. послы хана потребовали от рязанцев дать десятину, встретив отказ, хан приказал начать вторжение. 21 декабря после пятидневной осады пала Рязань. Согласно преданию Рязанский боярин Евпатий Коловрат собрал дружину и смело вступил в сражение с войском Батыя. Смельчаки с честью пали на поле боя. Их подвиг поразил татарских военачальников. Взяв Коломну, завоеватели вступили в пределы Владимиро-Суздальского княжества. Захвачены города: Москва, Владимир (7 февраля), Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь и др. В 1238 году произошло ещё одно сражение – битва на реке Сить, в которой участвовал и белозерский князь Василько.
2 группа. Владимир. В начале февраля 1238 г. Войско Батыя подошло к Владимиру. Князь Юрий оставил столицу и отправился собирать рать. Город закрыл ворота и готовился к отпору. Но слишком, не равны были силы. Татары плотно окружили Владимир, осыпая его стрелами, камнями из катапульт, пустили в ход стенобитные орудия. Чтобы подорвать боевой дух защитников, захватчики согнали под стены города множество окрестных жителей: женщин, стариков, детей. Их, нагих и босых, в январские морозы стали показывать владимирцам. Но город не сдавался. Враг пошел на штурм со всех сторон, и столица Северо-Восточной Руси оказалась в его руках. Княжеское семейство, бояре, духовенство и жители пытались укрыться в храме, который осаждавшие подожгли. Все находившиеся там погибли.
Учитель: - Ребята встаньте около своих мест.
7. Физ.минутка
Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись — вверх поднимись.
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо наклонись
И тихонечко садись.
3 группа. Торжок. После опустошения Владимира воины Батыя устремились к Новгороду. Две недели потратил Батый, чтобы овладеть упорно защищавшимся небольшим городом Торжком, он в 100 верстах находился от Новгорода. Жители Торжка запросили помощи. Но богатый и многолюдный Новгород не помог Торжку.
Батый мечтал захватить Торжок, чтобы пополнить запасы зерна, которые хранились в его закромах. Взять город с ходу не удалось, город был хорошо укреплен, на его стенах и воротах защитники наморозили ледяной панцирь. Много дней татары били по стенам Торжка, много раз монголы с гиком и шумом бросались на штурм, гоня перед собой в качестве заслона беззащитных русских пленников. И, наконец, через две недели обессиленный Торжок пал. Однако город был в огне, и закрома тоже горели.
4 группа. Сообщение (Сражение под Козельском).
25 марта 1238 г. Передовой отряд подошел к городу Козельску.
Козельск стоял на круче, омываемой двумя речками. Город надежно укрывали деревянные крепостные стены с башнями и ров глубиной 25 метров. Перед приходом орды козельцы успели наморозить слой льда на стенах и входных воротах.
Татары применили свою излюбленную хитрость. После очередного неудачного штурма они имитировали паническое бегство. Осажденные козельцы, чтобы завершить свою победу, сделали всеобщую вылазку, но были окружены превосходящими силами противника и все перебиты.
5 группа. Киев
В лето 1240г. Пришел Батый к Киеву с великой силой и окружил город, и обнес его частоколом, и был горд в великом стеснении. И нельзя было слышать друг друга в городе от скрипа телег, рева верблюдов, от звука труб …от ржания стад конских и от крика и вопля бесчисленного множества людей. Поставил Батый стенобитные орудия подле городских ворот. Орудия били беспрестанно день и ночь и пробили стены. А горожане устремились на встречу им. И можно было видеть, как ломались копья и разбивались щиты в щепки, не видно было неба за стрелами, всюду лежали мертвые, и текла кровь, как вода. И наступила ночь. Горожане построили новую стену около церкви Святой Богородицы. Наутро же пришли, татары и была злая сеча. И стали изнемогать люди. И вбежали они на церковные своды со своими пожитками, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город татарами в 6-й день декабря.
Учитель: -Выслушав все выступления групп, можно сделать вывод, что на Руси установилось татаро-монгольское иго.
8. Работа с текстом учебника.
Учитель: -А теперь откройте учебники на стр. 37 и прочитайте пункт «Причины поражения Руси от монголов». Через 2 минуты проверяем задание.
«Причины поражения Руси от монголов» (Слайд)
-Отсутствие единства
-Отсутствие союзников
-Техническая отсталость
Учитель: - Завершая урок, мы можем сказать что, когда Русь боролась с монголо-татарскими завоевателями, она все равно сохранило свое значение – это подвиги, преданность и любовь к Родине.
Учитель: -А сейчас каждый получает индивидуальное задание в виде теста.
7. Закрепление полученных знаний.
1 вариант
- Сражение на берегу р.Калка произошло в:
А. 1237г.
Б. 1223г.
В. 1240г.
- Первый удар в 1237г. был нанесен по:
А. Новгородской земле
Б. Владимирскому княжеству
В. Рязанскому княжеству
- О ком сказал Батый: «Сильно ты повредил мне своей малой дружиной»:
А. о воеводе киевском Дмитрии
Б. об Евпатии Коловрате
В. О половецком хане Котяне
2 вариант
- В 1223г. произошло сражение на берегу реки:
А. Калки
Б. Днепра
В. Клязьмы
- Первый удар монголы нанесли по Рязанскому княжеству. Это произошло:
А. 1237г.
Б. 1236г.
В. 1238г.
- Евпатий Коловрат выступил на защиту:
А. Владимирского княжества
Б. Киевского княжества
В. Рязанского княжества
8.Рефлексия
Сегодня на учебном занятии мы:
Узнали … о монголах, начале нашествия на Русь.
Определили… причины поражения Руси, преимущества монгольской армии.
Создали …опорный конспект урока, который поможет нам при подготовке домашнего задания.
9.Выставление оценок.
10. Параграф 10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по истории. 8 класс коррекционной школы VIII вида. Тема :"Великий иконописец Андрей рублёв".
Вашему вниманию предлагается конспект открытого урока по истории в коррекционной школе-интернате VIII вида...
Открытый урок по истории. 8 класс коррекционной школы VIII вида. Тема :"Великий иконописец Андрей Рублёв".
Вашему вниманию предлагается конспект открытого урока по истории в коррекционной школе-интернате VIII вида...
Открытый урок по истории 11 класс "Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия"
Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия.Цели урока:Образовательные: · обобщение, анализ и синтез особенностей Российской империи в начале 2...
Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".
Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....
Технологическая карта урока кубановедения в 6 классе по теме "Нашествие гуннов на Северо-Западный Кавказ"
Цели и задачи урока:познакомить учащихся с кочевниками гуннами, характеризовать нашествие гуннов в связи с Великим переселением народов, выяснить причины военных побед гуннов и последствия...