Религия славян.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Тема: Религия славян.
Цели: Продолжить знакомство учащихся с жизнью восточных славян. Обобщить знания учащихся о религии древних славян, пантеоне богов, языческих праздниках. Содействовать воспитанию уважения к истории России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
religiya_slavyan.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Религия славян.
Цели: Продолжить знакомство учащихся с жизнью восточных славян. Обобщить знания учащихся о религии древних славян, пантеоне богов, языческих праздниках. Содействовать воспитанию уважения к истории России.
Оборудование: компьютер, проектор; учебник А.А.Данилов «история России с древнейших времен до конца 16 века» рабочая тетрадь к учебнику.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Знакомство учеников с темой и задачами урока. Обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках.
Слово учителя: Сегодня на уроке мы, ребята, окунемся в мир прошлого, в мир, полный тайн, в мир славянских языческих мифов, в те стародавние времена, когда наши предки, древние славяне жили на обширной территории Европы. Селились они вблизи глухих, дремучих лесов, на берегах рек, в плодородных долинах. Занимались земледелием, скотоводством и охотой. Весь мир был для них и домом, и кормильцем, и защитником, но в то же время был таинственной загадкой. Они не знали, почему день сменяется ночью, почему с неба идет дождь, почему происходит смена времен года, поэтому одушевляли природу, наделяли разумом, волей, чувствами. Наши предки могли понимать разговор птиц, животных, деревьев. Жизнь людей всецело зависела от природы, от воли могущественных богов и духов. Боги были у каждого явления природы.
Слово учителя: Ребят, в тексте я употребила такие выражения, как языческие мифы, славяне не могли объяснить явления природы, что их жизнь зависела от могущественных богов, духов.
Слово учителя: Ребят, когда мы говорим о язычестве, богах, духах. Что мы имеем в виду? (Религию)
(Религия -вера в сверхъестественные существа: богов, духов, идолов)
-Как будет звучать тема сегодняшнего урока? СЛАЙД №1
Слово учителя: Каковы будут цели нашего урока?
Ученик: Мы будем продолжать знакомиться с жизнью восточных славян.
Слово учителя: Обратите внимание на заголовок. Слайд 1.
Ученик: Поговорим о религии древних славян.
Ученик: Поговорим о языческих праздниках.
Слово учителя: А зачем нам надо знать прошлое восточных славян?
Ученик: Чтобы мы любили свою Родину, своих предков.
Слово учителя: Да, правильно, вот цели урока. СЛАЙД №2
2.Наш урок будет построен следующим образом.
1.Повторим знания, которые были получены на предыдущих уроках.
2.Работа с атласом и картой по истории России.
3.Изучение нового материала.
4.Закрепление н/м, подведение итогов.
1. Вопросы для повторения.
-Как называют «науку лопаты»? (Археология)
-Назовите главные занятия первобытного человека?
(Собирательство, охота, рыболовство).
-Что такое производящее хозяйство?
(Хозяйство, при котором человек меньше зависит от природы, не приспосабливается к ней, а осваивает ее. Пример: земледелие, скотоводство.)
-Чем отличается родовая община от соседской?
(Родовая община построена на принципах родственных связей, ведения совместного хозяйства, общность территории.
Соседская община –это, прежде всего, выделенный надел каждой семье, отдельный дом, хозяйство.
При этом общими для пользования остаются лес, поля, реки.
2.Работа с картой, на столе атласы. Поговорим о племенах и соседях восточных славян. Ищем в атласе , называем, показываем у доски.
-Назовите племена восточных славян, расселившихся на территории нашей страны в 6в.
(Поляне, северяне, вятичи, кривичи, радимичи, древляне, дреговичи, словене и т.д.)
-Почему восточные славяне селились по берегам рек?
(Это было продиктовано опасностью нападения со стороны соседей. Для укрепления славянских поселений наши предки прилагали дополнительные усилия для обороны: вырывали рвы вдоль стен поселения и заполняли их водой.)
-Назовите два основных центра формирования восточнославянских поселений.
(Города Киев, Новгород)
-Как назывался торговый путь, проходивший по территории восточнославянских племенных союзов? (Путь из варяг в греки)
-Назовите соседей восточных славян. Какие отношения у них складывались?
(Финно-угурский племена; у них славяне заимствовали названия рек, селений, некоторые языческие верования.
Тюркоязыческие племена со славянами не поддерживали мирных отношений, нападали на них. И т.д)
3. Изучение нового материала.
Открываем тетради, записываем число, тему урока.
План. Слайд 6
1.Высшие языческие боги.
2.Низшие языческие боги.
3.Языческие праздники.
Новые слова: пантеон –список славянских богов.
Вопросы учителя.
Давайте вспомним.
-Что такое язычество?
(религиозные верования, которые отличались тем, что у каждого племени, народа было множество богов)
- Как вы понимаете «высшие боги» «низшие боги»
Учитель. Сегодня мы познакомимся с пантеоном славянских богов. Слово «пантеон» означает список славянских богов. На самом деле список большой, мы с вами взяли частичку. Мы с вами искали рисунки, характеристики славянских богов, рисовали их, приготовили слайды. Слайды мы приготовили для» высших» богов. Вы по одному будете выходить к доске, показывать слайд. На слайде будет изображен бог, надо рассказать о нем.
Слайд 7. Велес – покровитель скотоводства.
Слайд 8.Перун – бог молнии и грома, покровитель воинов.
Слайд 9. Стрибог –Бог неба, воздуха, повелевал ветрами.
Слайд 10. Мокошь(Макошь) – покровительница женщин.
Слайд 11. Ярило –бог солнца.
Слайд 12 –Белбог – бог света, добра, удачи.
Учитель. Молодцы, справились. Теперь поговорим о «низших» богах. Они тоже играли важную роль в жизни славян в древности. Они были добрыми и злыми. Они обитали в лесу, дома, воде. Вы рисовали, готовили сообщения по желанию об одном из духов.
Рисунок 1. Леший –хозяин леса.
Рисунок 2.Кощей Бессмертный –изображают высохшем старцем.
Рисунок 3. Водяной –хозяин водоема.
Рисунок 4. Русалка –обитатель водоема.
Рисунок 5. Домовой –хозяин дома.
Рисунок 6. Кикимора(шишига) –недобрый дух
Слово учителя. Наконец, ребята, мы добрались до языческих праздников. Некоторые сохранились до наших дней.
У меня три плаката. На них изображены праздники. По изображенным элементам вы должны догадаться. Что это за праздник? Как вы догадались?
Плакат 1. Коляда. Сопровождается играми, плясками, песнями, главная рождественская песня-коляда –сопровождает обход колядующими домов в образе ряженых (медведи, козлы и др). С целью сбора различных угощений конфет, пряников и др.
Плакат 2. Купала. У реки разводили огромные костры, плели венки и бросали их в воду и вместе с юношами прыгали через огонь.
Плакат 3. Масленица. Окончание зимы, приход весны, блины, символизирующие солнце, с сожжением чучела зимы, веселым катанием на санях и народными гуляньями.
4.Закрепление нового материала.
Учитель. Вот и закончился наш урок. Побывали во временах стародавних. Узнали много нового и интересного о вере наших предков, посмотрели на мир их глазами. Я думаю, что теперь вам станет понятнее и ближе история нашего народа.
-Мы живем в 21в.
-В 21в есть что –то языческое?
-А чего нет?
(Нет многобожия)
Оценки сами
Д/З. Учебник Стр.11-12
Тест
1.Укажите основные виды хозяйственной деятельности славян:
А)садоводство и виноделие
б)скотоводство
в)земледелие
2.В 9 веке славяне были:
А)христианами
Б)язычниками
В)мусульманами
3.Как называлось собрание свободных людей –членов общины у восточных славян
А)тинг
Б)вече
В)круг
4.В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:
А)многобожие
Б)трехбожие
В)единобожие
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВЕЛЕС – это один из самых могущественных славянских богов. Велес – повелитель зверей. Его изображали в образе медведя. Его просили о хорошей охоте, о хорошем урожае. Он был покровителем домашнего скота, богом богатства, власти, торговли. В честь него на Масленицу рядились в звериные шкуры и маски.
ПЕРУН – он властелин четырех стихий: небесного огня(молнии), земли, воды, которую он проливает во время грозовых ливней. В руках у него грозное оружие –громовые стрелы и топор, а перед ним горит неугасимое пламя. Этого бога молили о дожде.
СТРИБОГ – бог неба, воздуха, повелевал ветрами. Старый бог, дед ветров. Изображался в виде одной головы.
МОКОШЬ(МАКОШЬ) – женское божество, олицетворяла женское начало в хозяйстве. Представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущими по ночам в избе.
ЯРИЛО – главным предметом поклонения было солнце. Оно давало тепло и свет. От него зависел урожай. А значит сама жизнь.
БЕЛБОГ – воплощение света, добра, удачи, бог дарующий людям счастье. Он появлялся в образе старца с длинной бородой, в белой одежде и с посохом в руках. Во время жатвы он помогал крестьянам в их работе. К нему обращались с просьбами о человеческом счастье, семейном благополучии.
ЛЕШИЙ – если вы идете через лес, то будьте осторожны. Хозяином леса считается Леший. Глаза его зеленые, как мох, а по ночам горят. Бровей и ресниц нет, а также нет правого уха. Живет он обычно в буреломе или в старом дупле. Превращаться может в любого зверя или растение. Если вы придете в лес с добрыми намерениями, Леший вас не тронет. Но если ему что-то не понравится берегитесь. Он может завести вас в дикие непроходимые чащи, из которых трудно выбраться. Осенью Леший буянит, он прощается с летней жизнью, а после первых петухов –проваливается под землю и спит до весны. Зимой в лесу хозяйничают Ветры да Морозы. С виду он совсем как человек. Но если присмотреться, то можно заметить, что все в его одежде перепутано. Левая сторона кафтана застегнута на правую сторону, правый лапоть надет на левую ногу.
Я задам вопрос: Вы заблудились в лесу. В старину в этом винили Лешего и принимали меры, чтобы его обмануть. Подсказка: для этого заблудившийся садился на пенек и кое -что делал со своей одеждой и обувью. Покажите, как нужно выходить из леса, чтобы запутать Лешего?
(одежду с себя нужно снять. Вывернуть наизнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с левой ноги на правую. А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не в лес, а из леса. Вот Леший и запутается.)
КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ – Один вид внушает ужас. Имя его происходит от слова «кощь» «кость» «исхудать». Изображают его высохшим старцем. В славянской мифологии с его образом связано зимнее замирание природы. Зима в представлении славян – маленькая временная смерть. Земля лишается своей силы, деревья замирают, перестают расти, все покрыто снегом. В это время власть принадлежит Кощею. Кощей зовется «бессмертным» потому что умирая с первыми лучами, он оживает снова каждую зиму.
Вопрос: Вспомните, где сокрыта смерть Кощея?
(на конце иглы, игла –в яйце, яйцо –в утке, утка –в зайце, заяц –в сундуке, сундук –на дубе, дуб- на острове Буяне.)
В загадке таится глубокий смысл. Кощей погибает от яйца, а яйцо в славянской мифологии – олицетворение рожденного солнца. Таким образом зимний мрак погибает от весеннего солнца.)
ВОДЯНОЙ – Если раздвинуть заросли камыша, то можно рассмотреть терем из цветных камней, ракушек, песка. Живет в тех хоромах хозяин водоема. Он очень богат. Это Водяной. Зимой он спит, а с приходом весны пробуждается. В это время он голоден и сердит, поэтому буянит, ломает лед, разгоняет рыбу. Рыбаки старались задобрить Водяного: лили в воду масло, кидали гусей –любимую пищу водяного.. Точно как он выглядит никто не знает, но говорят, что полурыба –получеловек, у него борода, как трава или тина. Волосы длинные, тело гладкое, переливается как рыбья чешуя. Иногда принимал вид обычного человека и появлялся в деревне, его можно было узнать: с левой стороны его одежды постоянно капает вода. А если просыпается зимой, то выплывает на поверхность водоема в виде большой щуки, посмотреть, все ли в порядке.
РУСАЛКА – главные обитатели водоемов. С длинными зелеными волосами. Считают, что это дочери водяного. Ночью они выходят на берег, поют песни, расчесывают волосы. Говорят, что они могут защекотать до смерти или потопить. Где русалки бегали, там трава растет гуще и зеленее и хлеба обильнее. Они могут путать рыбакам сети. Отпугивают их полынью. При встрече она спросит: Что у тебя в руках? Нужно ответить полынь. Она выкрикнет: А ну-ка сгинь и убежит. А если петрушка, она ответит: Ах ты милая душка, набросится на человека и будет его щекотать пока он не упадет замертво.
ДОМОВОЙ – Древние славяне считали, что этот дух живет в каждом доме, только не всем удавалось с ним встретиться. Его представляли в виде маленького мужичка с седой бородой, обросшего пушком, с длинными когтями. Он смотрит за хозяйством, помогает по дому. Но помогал он только хорошим хозяевам, а если хозяева ленивы, то не даст житья. Хозяйничает ночь, бродит по дому, шаркает ногами, гремит посудой, гладит спящих, а днем он не знай где. Хозяева подкладывали под печку хлеб. А если переезжали, то брали его с собой. Соберут мусор за порогом и высыпят его в новом доме.
Вопрос: почему переселяясь в новый дом, русские люди запускают кошку? (Домовой люби превращаться в собаку, крысу, а чаще всего в кошку. Поэтому кошку выпускают первой)
КИКИМОРА (шишига) –Недобрый дух. Быстро бегает, живет за печкой, любит вредить людям. Путает нитки, нагоняет сон на человека. Еще его любимое место курятник, если попадает туда, то курам перья выщипает. Чтобы она исчезла произносили специальные заговоры.
КОЛЯДА –сопровождается играми, плясками, песнями, главная рождественская –коляда –сопровождает обход колядующими домов в образе ряженых (медведи, козлы ..) С целью сбора различных угощений конфет, пряников и др.
КУПАЛА –у реки разводили огромные костры, девушки плели венки и бросали их в воду и вместе с юношами прыгали через огонь.
МАСЛЕНИЦА –окончание зимы, приход весны, блины, символизировавшие солнце, с сожжением чучела зимы, веселым катанием на санях и народным гулянием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"
Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...
уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"
Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...
уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"
Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...
Урок истории в 10 классе «Религия древних славян»
Архив содержит конспект урока и презентацию. На уроке учащиеся познакомятся с понятиями: язычество, духи, боги, идолы, жертва и пантеоном славянских божеств....
Мировоззрение и религия древних славян
Изображение языческих богов, из роль в природе, в жизни людей, символы. Краткое изложение мифоф посвященных каждому божеству....
Презентация к уроку Религия славян
План. Слайд 61.Высшие языческие боги.2.Низшие языческие боги.3.Языческие праздники.Новые слова: пантеон –список славянских богов....
Язычество- древняя религия восточных славян
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока кубановедения. Задачи: познакомить с понятием язычество- древней религией восточных славян и адыгов;выявить отличительные особенности ...