Язычество- древняя религия восточных славян
методическая разработка по краеведению (6 класс) на тему

Лихуто Анна Витальевна

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока кубановедения. Задачи: познакомить с понятием язычество- древней религией восточных славян и адыгов;выявить отличительные особенности богов славян и адыгов в поклонении силам природы; прививать интерес к культуре своей страны и малой Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazychestvo.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Лихуто Анна Витальевна

Место работы: Краснодарский край, ст.Каневская, МБОУ СОШ №2

Предмет: кубановедение

Класс: 6

Урок № 25 Тема: Язычество- древняя религия восточных славян

Тип урока: урок формирование новых знаний

Цель: познакомить с язычеством- древней религии восточных славян и адыгов

Предметные задачи:

- познакомить учащихся с понятием язычество и егоотличительными особенностями

-выявить сходство в поклонении силам природы;

-развивать умение работать с источником информации, расширение словарного запаса

-воспитание разносторонней личности;

-привить интерес к культуре народов своей страны и своей малой родины.

Метапредметные задачи (УУД): познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Методы:

Частично-поисковый

Иллюстративный

Проблемно-методического обучения

Образовательные ресурсы:

-учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 6 класс. Краснодар, 2012;

- схемы, таблицы;

- ЭОР;

-Рабочий лист

Понятия: язычество, святилище, волхвы, идол

Структура урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, Технология оценивания

1.Орг.момент

Здравствуйте, ребята! Всех рада видеть, присаживаемся.

Ответное приветствие

2. Создание проблемной ситуации. Формирование проблемы.

Весна чудесное обновление человека, время любви и радости,  для славян, нераздельно связанных с окружающим миром, это волшебное время, и божественным воплощением его считают Ярилу. Ярило сочетает в себе черты бога любви,  весны, солнца.  Не скоро приходит Ярила на земли Русские, не скоро отступает зима. Временем встречи весны издавна считался день весеннего равноденствия, в который новое солнце приходит в мир и сокращает время ночи и холодов. Этот святодень зовется Масленица, или Комоедицы.

Просмотр видео.

-К каким верованиям можно отнести праздник Масленицы?

-Кому поклоняются?

-С чем символизируется праздник Масленицы?

Ребят, как вы думаете какая тема урока?

Тема: Язычество - древняя религия восточных славян

Ребята, обращаю ваше внимание, у вас на столах лежат рабочие листы с заданиями.

Сейчас нужно выяснить:  Что такое язычество?

А для этого мы обратимся   к словарям.

(Примерные ответы детей)

Ярило

Блины, чучело, проводы весны

Многобожие, вера, почитание нескольких или многих богов и др.

Знакомятся с содержанием «Рабочего листа»

Работают в рабочих листах со словарями

Познавательные УУД:

-анализировать, делать обобщения, выводы.

3. Поиск решения проблемы.

Работа со словарем:

Самостоятельно вывести  определение язычества

А теперь запишите  свое определение  «язычества».

Чем язычество отличается от других религий.

Работа в группах с историческим источником. 1 группа – 1 ряд, 2 группа – 2 ряд, 3 группа – 3 ряд

(Тексты на столах)

-выделить отличительные признаки язычества от других религий?

Проверяют работу.  Чем язычество отличается от других религий?

- вера во множество богов,

- вера в духов

- олицетворение животных

Задание1 .

Исторический словарь: Язычество-религиозные верования, для которых характерно многобожие (политеизм) и обожествление предметов и животных (фетишизм и тотемизм). За природой, космосом признается судьбоносная, творческая сила(

Толковый словарь Ушакова:

Язычество-идолопоклонство,

вообще - религия, основанная на поклонении многим богам, в отличие от христианства, магометанства, буддизма, иудейства.

Вывод: Язычество- это…

(религия, основанная на поклонение многим богам)

Задание 2.

Б. Рыбаков. « Язычество в Древней Руси»-рабочий лист.

Работают с документом

Регулятивные УУД:

-  определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах).

-выдвигать версии.

Познавательные УУД:

-определять понятия;

-устанавливать причинно - следственные связи на простом и сложном уровне;

4. Выражение решения проблемы.

Ребята, а какие славянские боги вам уже известны из курса истории России?

Сейчас мы с вами выполним задание в  рабочем листе.

А как вы это определили?

Связь с современностью

Какие  суеверия, обычаи, традиции восточных славян сохранились в настоящее время?

Вы знаете, что на Кубани живут различные национальности, в том числе и адыги.

Адыги в древности поклонялись многим богам. Покровителям леса, воды, огня, земледелия, приносили им  жертвы и старались задобрить. Адыгские легенды сохранили имена особо почитаемых богов.

Прочитайте текст учебника на с. 109  и выполните задание 4 в рабочем листе.

(У вас на столах в файлах лежат пазлы. Вам необходимо найти соответствие богов восточных славян с адыгскими).

Занятия адыгов также нашли отражение в их верованиях. Так например:

Мезитх 

Бог лесов и охоты 

Зейкутх 

Бог наездничества. Наезды – старинный обычай адыгов.

Псыхъуэгуаше 

Богиня вод, дева вод речных

Задание 3

Даны иллюстрации с богами, вы должны рассмотреть внешний облик и соотнести богов с изображением.

Задание 4

У вас на столах в файлах лежат пазлы. Вам необходимо найти соответствие богов восточных славян с адыгскими

5. Рефлексия.

Давайте вспомним о чем, мы говорили с вами сегодня на уроке.

Какие праздники восточных славян вы знаете?

(если не поймут: О каком празднике шла речь в начале урока?)

На что похож этот круг? (Солнце, блин). На столах

Лучики солнца,

каждый напишете по 1 понятию, имя, которое вы сегодня узнали?

Дети работая в группах,  пишут одно понятие на лучике и прикрепляют их на доску.

Вы молодцы, спасибо большое вам за работу мне очень понравилось,  как вы работали.

(Солнце,блин)

Задание.

 «Солнечный круг»

(На столах

Лучики солнца,

каждый напишете по 1 понятию, имя, которое вы сегодня узнали

Домашнее задание

П.25,

Напишите сочинение от первого лица. Вы оказались на празднике, посвященному одному из богов. Опишите,  как проходило почитание и жертвоприношение богу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...

История России, 10 класс: восточные славяне, Древняя Русь ( 9 - 10 вв.)

Уроки разработаны для 10 класса.  Первый урок - вводный, в форме викторины, позволяющий выяснить знания учащихся, приобретенные в основной школе, последующие уроки посвящены темам: "восточные сла...

«Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян». Цель урока: формирование представления о расселении, быте, нравах и верованиях древних славян и их связи с природой. Задачи...