Тексты по истории 5-6 класс
тренажёр по истории (5, 6 класс) на тему
Исторические источники
История Древнего мира. 5 класс Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
История России. 6 класс Прокопий Кесарийский о славянах и антах Маврикий Стратег о славянах и антах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teksty_po_istorii_5-6_klass.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
История Древнего мира. 5 класс
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
Диодор (жил в I в. до н.э.) — греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют «Сицилийским») в течении тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14). В первых книгах описана история Египта, Вавилона, Ассирии.
Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется, не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние... Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.
...Четвертая сторона вся омывается Египетским (средиземным) морем, почти не имеющих пристани;
Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой... Очертания его продолговатые; он имеет прибрежную полосу в две тысячи стадий (стадий — 184,97 м), а в глубь материка простирается почти на шесть тысяч стадий.
...Вступив в Египет, Нил имеет ширину или менее стадий и течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы... ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние... Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями...
Дельта очертаниями похожа на Сицилию; Этот остров разделяется многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи орошаем, он производит многие разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил... Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота... Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом;
Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987. С. 31-33.
Вопросы.
1. Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский?
2. Где находится Египет?
3. Чем защищен Египет с запада?
4. Чем защищена восточная часть страны?
5. Каким морем омывается северная часть страны?
6. Какой рельеф имеет страна (см. карту и документ)?
7. О какой реке идет речь в документе?
8. Где берет свое начало река Нил?
9. Куда впадает Нил?
10. Что такое дельта реки?
11. Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние?
12. Какие занятия существовали у жителей Египта?
13. Кто управлял Египтом?
История России. 6 класс
Прокопий Кесарийский о славянах и антах
«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».
Маврикий Стратег о славянах и антах
«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково...
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считает смерть мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними... опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую».
Вопросы и задания к документам
1. Какие выводы о жилище славян можно сделать на основе данных текстов?
2. Какие сведения о внешнем облике славян дает нам источник?
3. Что говорит Прокопий Кесарийский об одежде восточных славян?
4. Какой вывод о занятиях славян можно сделать на основании данных источников?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложения (тексты) к разработке урока по истории для 10 класса.
Приложения в количестве 6 штук ( тексты, деформированный текст, понятийный аппарат, карты, карты-схемы) для использования при проведении урока историив 10 классе по теме: "Русь между Восто...
Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".
Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...
"Развитие навыков монологической, диалогической речи, полилога в прошедшем времени (passato remoto) на основе текстов, отражающих историю, быт, нравы итальянского народа"
Цель:совершенствование умения работы с текстомразвитие навыков высказывания собственного мнения по темеупотребление в речи прошедшего времени passato remoto на материале текстов из истории, быта нации...
Адаптированные тексты по истории Орловского края для учащихся 10 класса с нарушением интеллекта
В ходе преподавания краеведения в школе VIII вида я столкнулась с рядом проблем: во первых, малое количество литературы по истории Орловского края для составления программы, во вторых - отсутств...
Практическая работа с историческими письменными источниками на уроках истории в 11 классе (примеры текстов)
Работа с письменными источниками...
Учебно-методические материалы по истории для 5 класса Тексты для групповой работы по теме "7 чудес света"
Учебно-методические материалы по истории для 5 класса Тексты для групповой работы по теме "7 чудес света"...
Выступление на МО гуманитарного цикла на тему: "Формирование УУД при работе с текстом учебника истории в пятом классе".
Выступление на МО гуманитарного цикла....
- Мне нравится (1)