Рабочая программа по истории 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
1.Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений,
2.Авторской программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России»,
Программа ориентирована на использование УМК:
Новая история 1800-1913гг:
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М, Новая история.1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение, 2006.
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. : Поурочные планы по учебнику Юдовской А.Я., Ванюшкиной Л.М.. – М.: «Просвещение», 2014;
История России:
- учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России XIX век», 8-й класс, М, Просвещение, 2009 год;
- История России XIX век: 8 кл.: поурочные разработки: пособие для учителя / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.- М.: Просвещение, 2009;
- рабочая тетрадь к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2010.
Актуальность.
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.
Цели:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи изучения:
- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,
-формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
-показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;
историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.
Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.
2. Общая характеристика учебного курса.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В рамках стандарта понятие «результат образования» рассматривается с позиций деятельностного подхода. От того, какими понятиями, операциями наполнено содержание обучения, зависит успешность проектирования определенного типа мышления, способов восприятия окружающего мира, возможности самореализации личности ученика.
Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, а также способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Это означает, что результаты общего образования должны иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений. Универсальные учебные действия, приобретенные учеником в результате обучения, должны обеспечить его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Что касается требований, предъявляемых к результатам освоения основных образовательных программ, то они структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим, индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Таким образом, предполагается решение важнейшей стратегической национальной задачи – преобразование образовательного стандарта в инструмент опережающего развития образования.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиальное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути народов мира важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Наше время характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
3.Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «История». Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 учебных часа в неделю) - « Новая история (19 век)» (27 часов на всеобщую историю и 39 часов на историю России), в том числе 7 контрольных работ после изучения ключевых тем.Предполагается последовательное изучение двух курсов.
4. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в 8 классе
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира
Учащиеся должны знать:
- хронологию, работу с хронологией;
- исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
- Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
- Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
Уметь:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; -
- работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории
Метапредметные результаты
- способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками,
Личностные результаты
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Учащиеся должны владеть:
- способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); -
- чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.
5. Содержание тем учебного курса
История Нового времени. 1800-1900. 8 класс (27 часов)
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. | 6 |
2 | Строительство новой Европы . | 8 |
3 | Европа время реформ и колониальных захватов . | 5 |
4 | Две Америки. | 2 |
5 | Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости. | 5 |
6 | Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. | 1 |
| Итого: | 27 |
Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. (6ч.)
Вводный урок. От традиционного общества к обществу индустриальному. Черты традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны капиталистическогого развития. Проблемы, порожденные модернизацией.
Индустриальная революция: достижения и проблемы. Основные технические изобретения и научные открытия. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Экономические кризисы как одна из причин перехода к монополистическому капитализму. Черты монополистического капитализма.
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность Изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Наука: создание научной картины мира XIX в. В зеркале художественных исканий. Литература и искусство. Причины быстрого развития естественно-математических наук. Основные научные открытия XIX – начала XX в., их значение. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. XIX в. в зеркале художественных изысканий. Основные художественные направления в живописи и музыке.
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство. Причины появления главных идейнополитических течений XIX в. Характеристика основных положений либерализма, консерватизма, социализма. История развития социалистической мысли, воззрения социалистов утопистов. Причины возникновения неолиберализма, неоконсерватизма, основные течения в социалистическом лагере.
Основные понятия темы:
Традиционное общество; индустриальное общество, модернизация; индустриализация; индустриальная революция; демократизация; обмирщение сознания; правовое государство; гражданское общество. Индустриальная революция, свободный фабрично-заводской капитализм, монополия, монополистический капитализм, империализм, конкуренция, экономический кризис, синдикат картель, трест, концерн. Социальная структура общества, аристократия, буржуазия, средний класс, наемные рабочие, эмиграция, эмансипация. Научная картина мира, связь науки и производства Романтизм, реализм, натурализм, критический реализм, импрессионизм, постимпрессионизм. Либерализм, неолиберализм, консерватизм, неоконсерватизм, социализм, утопический социализ, марксизм, социал-реформизм, анархизм.
Строительство новой Европы (8 часов)
Консульство и образование наполеоновской империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика Наполеона в годы Консульства и Империи.
Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию, освобождение европейских государств, реставрация Бурбонов. Венский конгресс. Священный союз.
Англия: сложный путь к величию и процветанию. Экономическое развитие Англии в XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1932., установление законодательного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – крупнейшая колониальная держава.
Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису. Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. Революция 1830 г. : причины и ход. Кризис Июльской монархии.
Франция: революция 1848г. и Вторая империя. Причины революции 1848. Ход Февральской революции. Основные мероприятия Временного правительства и Учредительного собрания, июльское восстание рабочих в Париже Установление Второй республики. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III.
Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Экономическое и политическое развитие Германии и Италии в первой половине XIX в. Причины и цели революции 1848г. в Германии и Италии. Ход революцию Пруссия и Сардинское королевство – центры объединения Германии и Италии.
Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Объединение Германии. Объединение Италии. Два пути объединения.
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Причины, ход, результаты франко-прусской войны, причины поражения Франции в этой войне. Сентябрьская революция 1870 г., провозглашение республики. Окончание войны. Причины восстания 18 марта 1871 г. Внутренняя политика Парижской коммуны. Причины поражения и роль Парижской коммуны в истории.
Основные понятия темы
Империя, коалиция, консульство, буржуазная монархия, Кодекс Наполеона, континентальная блокада. Венский конгресс, Священный союз, система европейского равновесия. Викторианская эпоха, имущественный ценз, чартизм, хартия, тред-юнионы, Парламентская монархия. Конституционно-монархический режим, Июльская монархия, бланкизм. Вторая республика, Вторая империя, авторитарный режим. Юнкер, радикал, ландтаг, карбонарий. Канцлер, путь объединения «сверху», путь объединения «снизу». Мобилизация, оппозиция, Парижская коммуна, реванш, реваншизм.
Европа время реформ и колониальных захватов (5 часов).
Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за место под солнцем. Политическая устройство. Политика «нового курса» - социальные реформы. От «нового курса» к мировой политике. Подготовка к войне.
Великобритания: конец Викторианской эпохи. Экономическое развитие и причины замедления темпов развития промышленности Великобритании к концу XIX в. Колониальные захваты Великобритании в конце XIX в. и создание Британской колониальной империи. Система двух партий и эпоха реформ.
Франция: Третья республика. Особенности экономического развития Франции в конце XIX в. – начале XX в. Особенности политического развития. Эпоха демократических реформ. Коррупция государственного аппарата. Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX в.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Особенности экономического развития Италии в конце XIX – начале XX в. Политическое развитие Италии. «Эра Джолитти». Внешняя политика Италии в конце XIX – начале XX в..
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Характеристика Австрийской империи в первой половине XIX в. Революции 1848г. в Австрии и Венгрии. Образование Австро-Венгрии, особенности политического строя страны. Политическое и экономическое развитие Австро-Венгрии. Внешняя политика Австро-Венгрии в конце XIX – начале XX в..
Основные понятия темы
Милитаризация, пангерманизм, шовинизм, антисемитизм, Тройственный союз. Колониальный капитализм, Антанта, гомруль, доминион. Государственные займы, ростовщический капитализм, Третья республика, радикал, атташе, коррупция. Государственный сектор в экономике, «эра Джолитти». Национально-освободительное движение, двуединая монархия.
Две Америки (2 часа).
США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Характеристика экономического и социально-политического развития США в первой половине XIX в. Отличия между Севером и Югом. Экономическое развитие США в конце XIX в. Внешняя политика США в конце XIX – начале ХХ в. Политическое развитие США в конце XIX – начале ХХ в.
Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Ход национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки против колониального гнета Испании. Итоги и значение освободительных войн в Латинской Америке в первой половине XIX в. Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в XIX в.
Основные понятия темы
Абсолютизм, гомстед, расизм, иммигрант, конфедерация, Гражданская война. Олигархия, резервация. Каудильизм, авторитарный режим.
Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости
(5 часа)
Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника». Черты традиционных обществ Востока. Причины реформ в Японии во второй половине XIX в. «Открытие» Японии. Реформы «эпохи Мэйдзи». Причины быстрой модернизации Японии. Особенности экономического развития Японии в XIX в. Внешняя политика японского государства во второй половине XIX в.
Китай: сопротивление реформам. «Открытие» Китая, «опиумные войны» Попытка модернизации Китая империей Цыси и императора Гуансюем. Причины поражения реформаторского движения. Восстание тайпинов и ихэтуаней.
Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Разрушение традиционного общества в Индии. Великое восстание 1857г.
Африка: континент в эпоху перемен. Традиционное общество. Раздел Африки. Создание ЮАС.
Основные понятия темы
Сегунат, самурай, контрибуция, колония, Мэйдзи. «опиумные войны», полуколония, движение тайпинов и ихэтуаней. Сипаи, «свадеши», индийский Национальный Конгресс.
Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (1 час)
Международные отношения: дипломатия или войны? Причины усиления международной напряженности в конце XIX в. Шаги к войне. Борьба мировой общественности против распространения военной угрозы.
Итоговое повторение (1ч). Итоги мирового развития в XIX веке – начале XX века.
Содержание тем учебного курса История России XIX век.(41ч.)
8 класс
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Россия в первой половине XIX в. | 20 |
2 | Россия во второй половине XIX в. | 19 |
| Итого: | 39 |
Россия в первой половине XIX в.(20ч.)
Российское государство на рубеже веков. Территория. Население. Социально-экономическое и политическое развитие.
Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Император Александр I и его окружение. «Негласный комитет». Начало преобразований. Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по развитию системы образования. Аграрная реформа в Прибалтике.
Внешняя политика в 1801—1812 гг. Международное положение России в начале века. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Войны России с Турцией, Ираном, Швецией. Расширение российского присутствия на Кавказе. Присоединение к России Финляндии и Бессарабии. Разрыв русско-французского союза.
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Личность реформатора и начало его деятельности. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия.
Отечественная война 1812 г. Причины и начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Оставление Москвы и Тарутинский маневр. Патриотический подъем в русском обществе. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Герои войны. Причины победы России в войне.
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813 —1825 гг. Начало Заграничных походов, его цели. Смерть М. И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка.
Внутренняя политика в 1815—1825 гг. Перемены во внутриполитическом курсе Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Экономический кризис 1812—1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.
Общественное движение при Александре I. Зарождение организованного общественного движения. Первые тайные общества. Южное и Северное общества. Конституционные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и тайные общества.
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и причины его неудачи. Восстание Черниговского полка на Украине. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
Внутренняя политика Николая I. Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и социальной опоры самодержавия. Кодификация законодательства. Попытки решения крестьянского вопроса, реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями, основные способы и методы борьбы.
Социально-экономическое развитие в 1820-1850-е гг. Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Первые железные дороги и пароходства. Помещичье и крестьянское хозяйства. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.
Внешняя политика Николая I в 1826—1849 гг. Россия и революционное движение в Европе. Польский вопрос. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Россия и Центральная Азия.
Общественное движение в годы правления Николая I. Особенности общественного движения 1830—1850-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники и славянофилы о прошлом, настоящем и будущем России. Революционное движение. Кружки 1820-1830-х гг. Петрашевцы. Теория «общинного социализма» А. И. Герцена.
Крымская война 1853—1856 гг. Обострение Восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.
Образование и наука. Развитие образования, его сословный характер. Открытия русских ученых в биологии, медицине, геологии, астрономии, математике, физике, химии. Внедрение научных и технических новшеств в производство.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Освоение Русской Америки. Дальневосточные экспедиции. Русское географическое общество.
Художественная культура. Особенности и основные стили в художественной культуре (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Золотой век русской литературы: писатели и их произведения. Театр. Становление национальной музыкальной школы. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.
Быт и обычаи. Особенности жилища, одежды, питания разных слоев населения. Досуг. Семья и семейные обряды.
Россия во второй половине XIX в.(21ч.)
Начало царствования Александра II. Личность Александра II и начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России.
Крестьянская реформа 1861 г. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич и Я. И. Ростовцев. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Либеральные реформы 1860—1870-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в сфере просвещения. Претворение реформ в жизнь. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ.
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества: формирование буржуазии, рост пролетариата.
Общественное движение: либералы и консерваторы. Особенности российского либерализма середины 1850-х — начала 1860-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы.
Зарождение революционного народничества и его идеология. Причины роста революционного движения. Революционные народники конца 1850-х – начала 1860-х гг. Н. Г. Чернышевский. Первая «Земля и воля». Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев.
Революционное народничество второй половины 1860-х – начала 1880-х гг. Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», вторая «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Террор. Убийство Александра П.
Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.
Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Причины войны, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс. Причины победы России в войне. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
Экономическое развитие в годы правления Александра III. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. «Золотое десятилетие» русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.
Положение основных слоев общества. Социальная структура пореформенного общества. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Особенности российского пролетариата. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Казачество.
Общественное движение в 80—90-х гг. XIX в. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России, зарождение российской социал-демократии.
Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Просвещение и наука. Развитие образования: достижения и проблемы. Успехи естественных, физико-математических и прикладных наук. Важнейшие достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие географических знаний и гуманитарных наук. С. М. Соловьев и В. О. Ключевский.
Литература и изобразительное искусство. Критический реализм в литературе. Живопись: академизм и реализм. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. Скульптура.
Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Основные архитектурные стили. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Художественные промыслы, их хозяйственное и культурное значение.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
БЛОК 1. ИСТОРИЯ РОССИИ
.
Раздел II. Россия в Новое время
Учебно-методический комплект
Содержание раздела программы по истории Россия в Новое время последовательно отражено в учебнике «История России с конца XVI-VIII в.» для 7 класса авторов А.А. Данилов, А.Г. Косулина, в учебнике «История России XIX в» для 8 класса авторов А.А. Данилов, А.Г. Косулина.
Освоение программы реализуется посредством УМК (учебно-методический комплект), электронных (СD) ресурсов и ресурсов интернет-сети.
УМК по истории Россия в новое время составляют:
- Учебник «История России с конца XVI- VIII в.» для 7 класса авторов А.А. Данилов, А.Г. Косулина.- М., «Просвещение», 2011.
- А.А. Данилов, А.Г. Косулина. Рабочая тетрадь «История России с конца XVI- VIII в.»- М., «Просвещение», 2011.
- А.А. Данилов, А.Г. Косулина «История России с конца XVI- VIII в. Поурочные разработки. - М., «Просвещение», 2010.
- Учебник «История России XIX в.» для 8 класса авторов А.А. Данилов, А.Г. Косулина.- М., «Просвещение», 2011.
- А.А. Данилов, А.Г. Косулина. Рабочая тетрадь «История России XIX в.»- М., «Просвещение», 2011.
- А.А. Данилов, А.Г. Косулина «История России XIX в. Поурочные разработки. - М., «Просвещение», 2010.
Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Россия в новое время.
Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Россия в Новейшее время.
БЛОК 2. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
РАЗДЕЛЫ III-IV. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Учебно-методический комплект
• Раздел рабочей программы по всеобщей истории «История Нового времени» для 7—8 классов.
• Юдовская А. Я. Всеобщая история: История Нового времени, 1500—1800: учеб. для 7 кл./А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. — М.: Просвещение, 2011.
- Юдовская А. Я. Всеобщая история: История Нового времени, 1500—1800: рабочая тетрадь для 7 кл./А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. — М.: Просвещение, 2010.
- Юдовская А. Я. Поурочные разработки по Новой истории, 1800—1913: пособие для 8 кл. / А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. — М.: Просвещение, 2009.
- Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Нового времени, электронные и интернет-ресурсы.
Электронные издания
Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Поурочные разработки по Новой истории 1500—1800 гг. 7 класс.
Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Поурочные разработки по Новой истории 1800—1913 гг. 8 класс.
Календарно-тематическое планирование
Всеобщая история
№ урока | Тема урока | Часы | Элементы содержания | Тип урока | Дата по плану | Дата по факту | Домашнее задание |
1 | Вводный урок. Индустриальная революция: особенности промышленного переворота начала XIX века | 1 | Модернизация. Эшелоны модернизации. Основные характеристики индустриального общества. | вводный | § 1-2, Таблица | ||
2 | Индустриальная революция: особенности промышленного переворота начала XIX века | 1 | Промышленный переворот. Основные черты индустриального общества. Рост городов. Переворот в средствах связи и транспорта. | комбинированный | § 1-2, вопросы | ||
3 | Индустриальное общество | 1 | Изменения в структуре общества | комбинированный | § 3, вопросы | ||
4 | Человек в изменившемся мире | Печатное дело. Изменения в быту. Мода. | комбинированный | §4 ,вопросы | |||
5 | Наука в XIX веке | Научная картина мира. Наука и образование. | § 5,вопросы | ||||
6 | Литература в XIX веке | Изменение взгляда человека на общество и природу. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-XX вв. | комбинированный | § 6 ,вопросы | |||
7 | Искусство XIX века | Основные течения в художественной культуре (барокко, классицизм, романтизм, реализм, модерн). Культурное наследие Нового времени | Урок - заочная экскурсия | §7-8, вопросы | |||
8 | Либералы, консерваторы, социалисты | Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. | комбинированный | §9-10, вопросы | |||
9 | Консульство и образование наполеоновской империи | Причины эволюции Франции от республики к империи; Авторитарный режим Наполеона; Причины войн Наполеона; Значение Гражданского кодекса для развития индустриального общ-ва в Европе | комбинированный | §11 ,вопросы | |||
10 | Разгром империи Наполеона. Венский конгресс | Жизнь во времена империи Кризис и военные поражения Сто дней наполеона Венский конгресс | комбинированный | §12 ,вопросы | |||
11 | Англия в первой половине XIX века | Парламентская реформа 1832 г; Чартистское движение; Расцвет Британской империи Внешняя политика | комбинированный | §13 ,вопросы | |||
12 | Франция на пути к новому политическому кризису | Реставрация Бурбонов; Продолжение промышленной революции; Кризис Июльской монархии | комбинированный | §14 ,вопросы | |||
13 | Революция 1848 года во Франции. Вторая империя. | Революция 1848 года Вторая республика Вторая монархия | комбинированный | §15 ,вопросы | |||
14 | Германия в первой половине XIX века | Соперничество Пруссии и Австрии за лидерство; Объединение Германии | комбинированный | § 16,вопросы | |||
15 | Борьба за объединение Италии | Национальное объединение Италии | комбинированный | §17 ,вопросы | |||
16 | Франко – прусская война. Парижская коммуна | Причины и ход франко-прусской войны Третья республика Парижская коммуна | комбинированный | §18,вопросы | |||
17 | Германская империя в конце XIX – начале XX века | Политическое устройство Германии Завершение модернизации в экономике | комбинированный | §19 ,вопросы | |||
18 | Великобритания во второй половине XIX века | Демократические реформы - метод управления гос-вом либералов и консерваторов; переход от капитализма свободной конкуренции к кап-зму монополистичесому | комбинированный | § 20,вопросы | |||
19 | Третья республика во Франции | Политич. борьба создает во Франции республиканское устройство; шовинизм и реваншизм приводят к войнам | комбинированный | §21 ,вопросы | |||
20 | Италия в конце XIX – начале XX века | Роль гос-ва в процессе модернизации; последствия нищеты населения - рост насилия и эмиграции; политика колониальных захватов и националистич. пропаганды | Лекция с элементами беседы | §22 ,вопросы | |||
21 | Австрийская империя в конце XIX – начале XX века | причины кризиса Австрийской империи; политика частич. уступок не разрешает существующие в империи противоречия | комбинированный | §23 ,вопросы | |||
22 | США в первой половине XIX века | Идеалы америк. нации; институт рабства как насилие над личностью, расизм; главные задачи Гражд. войны | комбинированный | §24 ,вопросы | |||
23 | США во в торой половине XIX века | Причины успешного развития эк-ки США; Либеральные реформы; Внешняя политика США экспансион. характера | комбинированный | §25 ,вопросы | |||
24 | Латинская Америка в XIX — начале XX в. | Господство в латиноамер. обществе традиционных черт; причины задержки формирования индустриального общества | комбинированный | §26 ,вопросы | |||
25 | Япония в XIX веке | Особый путь модернизации Японии; Особенности развития монополистич. кап-зма в Японии | комбинированный | § 27,вопросы | |||
26 | Китай в XIX веке | Китай - сфера влияния европейских держав; Превращение Китая в полуколонию западных индустр. держав | комбинированный | §28 ,вопросы | |||
27 | Индия в XIX веке | Роль колонизаторов в разрушении традиц. общества в Индии; Создание ИНК и усиление антиколониального движения протеста | комбинированный | §29 ,вопросы | |||
28 | Африканские страны в XIX веке | Особенности традиционного общества Африканского континентам; Завершение: к началу XX в. колониального раздела Африки | комбинированный | §30 ,вопросы | |||
29 | Международные отношения в конце XIX – начале XX века | Раздел мира на зоны влияния; Создание военных блоков Пацифистское движение | урок пресс-конференция | §31 ,вопросы | |||
30 | Итоговое повторение по теме «Основные итоги развития в XIX веке» | Политика. Экономика. Социальная структура. Духовная жизнь | повторительно-обобщающий |
Календарно-тематическое планирование
История России
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Тип урока | Дата по плану | Дата по факту | Домашнее задание | |
1 | Внутренняя политика в 1801 – 1806гг. | Император Александр I. Переворот 11 марта 1801 года. Преобразования. Реформа народного просвещения. | Вводный, изучение нового материала | §1, вопросы. | |||
2 | Внешняя политика 1801-1812 гг. | Войны со Швецией, Турцией, Ираном, Францией; Участие России в антифранцузской коал.; Тильзитский мир и русс-фр.союз; Континен.блокада | комбинированный | §2 ,вопросы. | |||
3 | Реформаторская деятельность М.М. Сперанского | Попытки проведения реформ. Раздел. Властей; Полит. права; Избират. право | комбинированный | §3 ,вопросы. | |||
4 | Отечественная война 1812 г. | Причины, планы сторон, ход воен.действий; Бородинская битва; Изгнание наполеоновских войск из России | комбинированный | § 4,вопросы. | |||
5 | Заграничный поход русской армии. Внешняя политика 1813-1825 гг. | Загран. поход 1812-1814 гг.; Российская дипломатия на Венском конгрессе; Россия и Священный союз | комбинированный | § 5,вопросы. | |||
6 | Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. | Противоречивость внутренней политики в 1815-1825 гг.; Усиление консервативных тенденций | комбинированный | §6 ,вопросы. | |||
7 | Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. | А.А.Аракчеев Аракчеевщина. Экономический кризис 1812-1815 гг. | комбинированный | §7 ,вопросы. | |||
8 | Общественное движение при Александре I | Тайные общества: Северное и Южное; Их программы | практическое занятие | §8 ,вопросы. | |||
9 | Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов | Движение декабристов; Восстание на Сенат.площ.14дек.1825 г.; Восст.Чернигов. полка; Суд над декабристами | комбинированный | §9 ,вопросы. | |||
10 | Внутренняя политика Николая I | Усиление самодержавной власти; Ужесточение контроля над обществом; III отделение полиции; А.Х. Бенкендорф; Кодификация законов | Изучение нового материала | §10, вопросы. | |||
11 | Диагностическая работа «Россия в первой четверти XIX в.» | контрольный | |||||
12 | Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. | Противоречия хоз. развития; «Манифест о почетном гражданстве»; «Указ об обязанных крестьянах» | изучение нового материала | §11, вопросы. | |||
13 | Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг. | Россия и революции в Европе; Вхождение Кавказа в состав России; Шамиль. Кавказская война | комбинированный | §12, вопросы. | |||
14 | Общественное движение в годы правления Николая I | Общественная мысль: западники и славянофилы; Н.М. Карамзин «Теория официальной народности» П.А. Чаадаев Русский утопич. социализм Петрашевцы | комбинированный | §13, вопросы. | |||
15 | Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя | Причины, участники войны; Оборона Севастополя, ее герои; Парижский мир; Причины и последствия поражения | комбинированный | §14, вопросы. | |||
16 | Образование и наука в первой половине XIX века | Создание системы общеобразовательных учреждений; Достижения науки; Н.И. Лобачевский | изучение нового материала | §15 ,вопросы. | |||
17 | Русские первооткрыва-тели и путешественники | Открытие Антарктиды русскими мореплавателями | комбинированный | §16, вопросы. | |||
18 | Художественная культура первой половины XIX века | Достижения культуры и искусства; Основные стили в художественной культуре; «Золотой век» русской поэзии | комбинированный | §17, вопросы. | |||
19 | Быт и обычаи | Новые черты в быту русских сословий | комбинированный | §18, вопросы. | |||
20 | Повторительно-обобщающий урок «Россия в первой половине XIX века» | Ведущ.роль с/х в эк-ке; Росс. самодер-е; Черты упадка феодально-крепост системы Необход-ть преобраз.; Положение России на междунар. арене | обобщающее повторение | ||||
21 | Накануне отмены крепостного права | Предпосылки отмены кр.пр.; Причины отмены крепостного права | изучение нового материала | §19, вопросы. | |||
22 | Крестьянская реформа 1861 г | Положение 19 февраля 1861 г.; Наделы; Выкуп и выкупные операции; Повинности временнооб. кр-ян | комбинированный | §20, вопросы. | |||
23 | Либеральные реформы 60-70-х гг. | Реф.мест.самоупр. Судеб.реф. Воен.реф. Реф.в обл.просвещ | комбинированный | §21, вопросы. | |||
24 | Претворение реформ в жизнь. «Диктатура сердца» Лорис-Меликова | Значение реформ 60-70-х гг.в истории России | комбинированный | §22, вопросы. | |||
25 | Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права | Особенности модер-ции России; Кризис самодер.; Политикака лавирования; Убийство Александра II | комбинированный | §23, вопросы. | |||
26 | Общественное движение: либералы и консерваторы | Подъем обществ. движ после поражения в Крым. войне; Либер., консер. течения; Земск. движение; Герцен, Огарев Чернышевский, Добролюбов; | комбинированный | §24, вопросы. | |||
27 | Зарождение революционного народничества и его идеология | Радикальные течения; Теория революц. народничества; | комбинированный | §25, вопросы. | |||
28 | Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. | Методы практич. деят-ти народ-ников 60-х гг. «Хожд. в народ»; «Земля и воля»; «Черный передел» «Народная воля» | комбинированный | §26, вопросы. | |||
29 | Внешняя политика Александра II. | Внешняя политика 60-70-х гг. Завершение Кавказской войны | комбинированный | §27, вопросы. | |||
30 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | Причины русско-турецкой войны; Основные события на фронтах; Сан-Стефанский мирный договор; Берлинский конгресс | комбинированный | §28, вопросы. | |||
31 | Начало царствования Александра III | Личность Александра III; Начало царствования императора; К.П.Победоносцев | изучение нового материала | §29, вопросы. | |||
32 | Внутренняя политика Александра III | Попытки решения крест.вопроса; Рабочее законодательство; Политика в области просвещения и печати; Наступление на местное самоуправление; Национальная и религиозная политика | комбинированный | § 30, вопросы. | |||
33 | Экономическое развитие в годы правления Александра III | Завершение пром. переворота; Новые пром. районы и отрасли хозяйства; Эк. политика Александра III | комбинированный | § 31, вопросы. | |||
34 | Положение основных слоев населения | Формирование классов индустр. об-ва; Изменения в социальной струк-ре общества | комбинированный | §32-33, вопросы. | |||
35 | Общественное движение в 80-90-х гг. | Земск. движение; Распространение марксизма Г.В. Плеханов; «Освобож. труда»; В.И. Ленин «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» | изучение нового материала | §34, вопросы. | |||
36 | Внешняя политика Александра III | Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны; А.М. Горчаков; Присоединение Средней Азии; Русско-тур.война 1877-1878 гг; «Союз трех императоров» | изучение нового материала | §35, вопросы. | |||
37 | Просвещение и наука во второй половине XIX века | Развитие образования; Успехи естествен. наук;Развитие гуманит.наук | комбинированный | §36, вопросы. | |||
38 | Культура второй половины XIX в. | Литература; Живопись; Скульптура | урок-заочная экскурсия | §37-38, вопросы. | |||
39 | Быт: новые черты в жизни города и деревни | Урбанизация; Изменение облика городов; Изменения в деревенской жизни | самостоятельная работа | §39, вопросы. | |||
40 | Итоговое повторение по теме «Россия на пороге XX века» | Рождение и развитие индустр. общества; Модернизация всех сфер жизни об-ва | викторина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...