" Эффективность групповой работы на уроках истории".
статья по теме
Статья содержит анализ собственного многолетнего опыта применения групповой формы работы, рекомендации по использованию данной формы работы на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnost_gruppovoy_raboty.popova_o.n.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №1 г.Никольска»
II научно-практическая педагогическая конференция
МБОУ « СОШ №1 г Никольска»
Тема:Эффективность групповой работы на уроках истории.
Автор: Попова О.Н
Учитель истории
Высшая категория
МБОУ « СОШ №1 г.Никольска»
Аннотация: в работе анализируется собственный многолетний (к.90-х годов 20 в.- 2017г) опыт применения групповой формы работы на уроках истории. Рассматриваются способы формирования ученических групп, разнообразные формы работы в группах, анализируется эффективность применения групповой формы работы в целях формировании учебных действий учащихся, усвоения содержания образования.
Также исследуется эффективность групповой работы с точки зрения самих учащихся.
В работе обращается внимание на трудности, встречающиеся при использовании данной формы работы.
Работа содержит выводы о наиболее оптимальных условиях использования групповой работы на уроках истории.
Пояснительная записка
Применение групповой формы работы( или технологии групповой работы) достаточно широко освещается в работах как теоретиков, так и учителей практиков. Актуальность этой темы сегодня вызвана теми требованиями, которые предъявляет Закон об образовании и ФГОС ООО, а именно необходимостью формирования таких метапредметных УУД как коммуникативные, личностные, овладения учащимися компетенциями проектной деятельности, развития их творческого потенциала.
Авторы называют плюсы групповой работы. «Такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств. Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата, а классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Обращается внимание и на минусах групповой работы: «Часто учащихся объединяют в группы по принципу “сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу.»(3)
В своей работе я постаралась проанализировать свой опыт работы учащихся в группах, акцентировав внимание на тот результат, который дает данная форма работы.
Инновацией в своем исследовании считаю наличие оценки групповой работы с точки зрения самих учащихся. Подобные выводы мне не встречались в работах, посвященных этой теме.
Цель-
изучение эффективности применения групповой формы работы в целях формирования учебных действий учащихся, усвоения содержания образования с точки зрения учителя и с точки зрения самих учащихся.
Задачи-
1.проанализировать способы формирования ученических групп
2. описать разнообразные формы работы в группах, применяемые мною на уроках
3.назвать наибольшие трудности в данной форме работы и пути их преодоления
4.определить наиболее оптимальные ( исходя из моего опыта) условия использования групповой работы на уроках истории.
При организации ученических групп использовались разные способы их формирования.Наиболее эффективным оказались два- определение групп учителем и случайный выбор.При этом не стоит бояться слабых ребят объединять в одну группу- они понимают, что надеяться не на кого и пытаются работать сами, что повышает их самооценку.
При работе в группах мною использовались разнообразные методы, например:
« мозговой штурм»- « Причины поражения « белых»- 11класс,
« охота за сокровищами»-« Культура средневекового Запада»- 10 класс, «пазлы»- «Опричнина»- 7 класс,
творческий проект-« Туристический буклет»- 8 класс, « Журналисткая заметка»- 9 класс, « Даешь победу социализма!»- 11 класс
модульное изучение раздела курса-« СССР во 2 пол.20 века»- 11 класс.
Мини- исследование-« Роль средневекового города в европейской цивилизации»-10 класс.
Особое внимание уделялось разнообразию форм деятельности в группах.Назову наиболее часто используемые:
А) составление плана текста( каждый участник группы предлагает свой вариант плана или один из пунктов, группа выбирает оптимальный)
Б) составление схемы( каждый предлагает какой- либо элемент схемы)
В) составление первичного и вторичного кластера
Г) составление заданий для других групп- вопросов, кроссвордов, исправление неверных суждений)
Д) составление сводных и сравнительных таблиц
Ж) подготовка мини-сообщений на уроке
С учащимися был разработан лист оценки работы в группе:
Отметка за работу:
«3»- самый активный участник группы, больше всего предложил верных идей
«2»- активность поменьше, верные идеи были, но немного
«1»- активность наименьшая, верных идей очень мало
«0»- не проявлял никакой активности, ничего не предлагал или неверные идеи
Фамилия , имя | Самооценка | Оценка группы | Оценка учителя |
После проведения уроков в форме групповой работы проводилось анкетирование учащихся, чтобы узнать их мнение по поводу данной формы работы- в 1999г., в 2004г.,в 2016г.
Выводы:
1.Определился опытным путем наиболее оптимальный способ формирования групп.
2.Организация и проведение групповой работы в старших классах( 9-11) имеет преимущества - более высокий уровень самодисциплины и самоорганизации учащихся повышает результативность работы.
3.Эффективность групповой работы высока ( с точки зрения учителя)-
А) при осуществлении проектной деятельности и мини- исследования на уроках
Б) при изучении объемного по содержанию нового материала - если материал несложный, легко делится на части для работы в группах, легко усваивается, если основные факты и выводы записаны в тетрадь в ходе обсуждения.
В) при освоении указанных выше видов деятельности
4. Не стоит применять групповую форму работы( с точки зрения учителя)-
при изучении сложных для понимания тем, требующих раскрытия причинно- следственных связей.В этом случае самый эффективный способ- объяснение учителя.Мой вывод совпал с рекомендациями разработчиков КИМов по истории, сделанных по результатам анализа ЕГЭ. « В связи с изложенным выше хотелось бы предостеречь педагогов от отказа от такого важного метода обучения истории, как объяснение. …Но при формировании умений приводить причинно-следственные связи, аргументировать и др. объяснение учителя незаменимо.»(1,с.23)
5.Как показывает анализ контрольных работ, содержание тем, изученных в форме групповой работы, усваивается хуже по сравнению с темами, изученными с применением других форм работы.
6.Огромные проблемы вызвала оценка работы в группе: учащиеся оценивают очень необъективно как свою работу, так и работу других в группе.
7. По результатам анкетирования учащихся:
1) наименьшее количество отдают предпочтение групповой форме работы
2) в качестве преимуществ, выбравшие групповую работу, называют- интересно, общение в коллективе, возможность проявить лидерские качества, возможность выслушать мнение других
3) в качестве недостатков, не выбравшие групповую форму работы,
называют:
-не всегда внимательны, т.к. надеются на других;
-трудно самим разобраться в вопросе;
-хуже усваивается содержание вопроса;
- слабо понимаешь вопрос, который рассматривает другая группа, т.к.все внимание на своей цели;
-часто, когда другая группа отвечает, не слушаешь ее, а доделываешь свою работу, т.к. не всегда успеваешь по выше изложенным причинам.
- в группе мешают сосредоточиться
Таким образом, групповая форма работы не является единственно возможной на уроках истории. Она должна использоваться только в тех условиях( указаны выше), когда она наиболее эффективна.Эффективность ее применения с точки зрения формирования коммуникативных и личностных УУД нисколько не больше по сравнению с другими формами работы.Эффективность усвоения содержания материала ниже, по сравнению с другими формами работы. Пожалуй, наиболее эффективна групповая работа в проектной деятельности.
Для решения задач, которые учитель ставит на уроке, она более важна, чем для задач, которые ставит для себя большинство учеников.Таким образом, возникает противоречие между мотивацией учителя и учеников, а такого быть не должно.
Что касается оценивания работы в группе, то решение этой проблемы- моя перспектива на ближайшее будущее.
В завершение хотела бы привести выводы, которые совпали с моими:
«Никому из учителей не нужно объяснять лежащие на поверхности минусы групповой работы, которые очень трудно преодолеть на практике: проблема дисциплины, проблема включения в работу всех участников группы (а не только самых ответственных), проблема усвоения знаний и умений всеми обучающимися, проблема оценивания каждого обучающегося учителем и т. д. Как правило, по итогам групповой работы учителя не рискуют проводить закрепляющую проверочную работу, поскольку нет уверенности в том, что дети, несмотря на всю проявленную внешнюю активность, усвоили материал на достаточном уровне. Учителю, выбирающему групповую форму работы, следует продумать средства минимизации последствий каждого из минусов.»(2)
Источники и литература:
1.Артасов.И. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по истории, ФИПИ.
2.Кочережко С.С.Современный урок: мифы и реальность.Учительская газета, 17.02.2017
3.Правило С.Н. «Из опыта работы: групповая форма работы на уроках математики и информатики»,http://festival.1september.ru/articles/500078/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
о групповой работе на уроках истории
Особенности групповой работы на уроках истории. Личный опыт применения данной формы работы....
Методические рекомендации «Организация групповой работы на уроках истории Древнего мира»
Методические рекомендации «Организация групповой работы на уроках истории Древнего мира»...
Рабочий лист и задания для групповой работы на уроке истории в 9 классе по теме "Китай, Япония и новые индустриальные страны во второй половине 20 века"
Рабочий лист и задания для групповой или парной работы на уроке истории в 9 классе по теме "Китай, Япония и новые индустриальные страны во второй половине 20 века" могут быть использованы как на уроке...
Организация групповой работы на уроках истории
статья на тему "Организация групповой работы на уроках истории"...
Материалы для кейса "Фасадная империя" для групповой работы на уроке истории в 8 классе.
Кейс - метод, использующий описание учебных ситуаций, которые разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий....
Организация групповой работы на уроках истории и обществознания
методические рекомендации...
«Организация групповой работы на уроках истории»
Технология разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность ее использования на уроках истории...