Мотивация к урокам истории
материал по истории на тему

Симонова Инна Николаевна

Мотивация к урокам истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivatsiya_k_urokam_istorii.doc415 КБ

Предварительный просмотр:

Варианты проведения мотивации

к урокам истории России по темам периода

«Российская империя во 2-й половине XIX века»


 п. 19 Накануне отмены крепостного права  

1 вариант    

 Вставьте пропущенные слова и термины в историческом диктанте.

Социально-экономическое развитие России в I  половине  XIX века.

Российская империя была _________ (сельскохозяйственной)  страной, так как большую часть населения составляли_______ (крестьяне).  В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостническая система землевладения, при которой собственниками земли являлись______ помещики, а работали ________(крепостные)  крестьяне, находившиеся в полной собственности помещика. За пользование землей крестьяне несли повинности: платили ______(оброк) и обрабатывали _______(барщину).

В это время происходит  расслоение крестьянства. Из крестьянской среды выделяются так называемые ________(капиталистые)  крестьяне, которые занимались предпринимательством.

Отсутствие ________(личной свободы) у крестьян  препятствовало  дальнейшему  развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять  наемных рабочих.

Экономическое развитие России свидетельствовало о кризисе крепостнической системы. Жизнь настоятельно требовала скорейшей отмены ________(крепостного права), тяжелым камнем лежавшего на экономике и в целом на России

Слова:

- крестьяне.

- барщина

- сельскохозяйственная.

- помещик

-крепостное право

- капиталистые

- личная свобода

- крепостные

- оброк

 Задание по тесту: определить главную мысль исторического текста. О чем идет речь? Это и есть тема сегодняшнего урока: «Россия  накануне отмены крепостного права».

2 вариант

         Перед вами – письма двух помещиков, написанных накануне отмены крепостного права. Они датируются 1857 годом. Авторы размышляют о возможном освобождении крестьян от крепостной зависимости. Подумайте, из каких губерний  они написаны и почему столь противоречивое мнение об освобождении крестьян существовало в среде дворян?  Чьё мнение, ваш взгляд, более соответствовало действительности?

       1.   «Чем мы более отпустим людей на волю, тем более получим земли                                       при освобождении крестьян, а ты сам знаешь, что у нас земли немного. Пожалуйста, убедись в моей правде, что каждый крестьянин, отпускаемый     теперь на волю, хотя и с потерею для меня, сохраняет мне в будущем три или четыре  десятины земли и что, во всяком  случае, при появлении указа, чем будет  менее крестьян, тем будет менее крестьян, тем будет для нас покойнее.

      2.   «Ты спрашиваешь меня насчёт проектов уничтожение крепостного   права. Я читал их со вниманием и грустью. Ежели  теперь  в России существует какой-либо порядок в народе, то с уничтожением крепостного права  он  совершено  разрушится. Скажу  тебе,  что  вместе  с  дарованием  крестьянам  вольности  государь   подпишет  мне  и  многим  тысячам  помещиков  смертный  приговор».

П.20 Крестьянская реформа 1861 г.

1 вариант

Документ: Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства:

“Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувства, враждебные между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу”.

Вопросы к документу:

Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права?

Как вы понимаете слова, что крепостное право лучше отменить “свыше, нежели снизу”?

 2 вариант

 Ученик: Манифест 19 февраля 1861 года "Объявляем все нашим верноподданным... мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей наилучшее есть для нас завещание Предшественников наших и жребий, поданный нам рукою Провидения. Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение" 

Учитель: Содержание крестьянской реформы излагалось в документе под названием Положение 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимость. Составлял документ Московский митрополит Филарет Дроздов - филька, как звали его в народе. Отсюда и пошло выражение - филькина грамота.  Вообще то понятие "Филькина грамота" касается отмены крепостного права. Готовил Филарет и порядок определения собственника земель между барями и хрестьянами.

- Слышали вы такой фразеологический оборот «филькина грамота» в наши дни?

- Что он означает?

- Почему Манифест об отмене крепостного права называли «филькиной грамотой»? Только ли потому, что его составителем был митрополит Филарет?

А теперь давайте более подробно рассмотрим содержание этого документа и условия освобождения крестьян. В самом ли деле он был таким запутанным и непонятным?

3 вариант

Учитель: Я предлагаю вам ознакомиться с двумя цитатами:

1.С.В.Мироненко:

«…Главной причиной, не позволившей освободить крестьян уже в начале ХIХ в., оказалось сопротивление подавляющей         части  дворянства. Александр I, попробовавший встать на путь реформ, вынужден был под напором мощной силы повернуть вспять».

 

2.Николай I на заседании Государственного Совета 30 марта 1842 г.:

«Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех ощутительное и очевидное; но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно еще более гибельным».

Как вы считаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Запишите тему урока «Отмена крепостного права в России». 

Класс делится на две группы: 1 вариант - крестьяне и 2 вариант - дворяне. Определяется задача: выдвинуть условия освобождения крестьян: освобождение крестьян без земли - освобождение и наделение землей за выкуп - не освобождать совсем - сохранение помещичьего землевладения - дать землю без выкупа - освободить с землей - предоставить гражданские права и свободы - предоставить землю в собственность - разрушить общину- сохранить общину.

  Представьте, насколько трудно императору далось решение данной проблемы: нужно было одновременно учесть интересы и помещиков и крестьян. Какую позицию заняли бы вы на его месте?

Как вы думаете, какой путь  мог выбрать Александр II?

- Что мы должны сделать для того, чтобы выяснить, как Александр II справился с этой сложной задачей?

- Так что же нам сегодня предстоит узнать?

- Сформулируйте цель урока. 


4 вариант

Давайте посмотрим с вами на эпиграф к нашему уроку: это слова из поэмы А.Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»:

Порвалась цепь великая,

Порвалась и ударила:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!

-Как Вы понимаете слова Некрасова? 

- Почему Н.А. Некрасов о крестьянской реформе написал такие строки?

-Можно ли сказать, что отмена крепостного права в России - это единовременный акт?

Наша задача сегодня выяснить, почему же так пессимистично относился А.Н. Некрасов к отмене крепостного права.

5 вариант

С одной стороны, отмена крепостного права устранила главное препятствие на пути модернизации России, но с другой – условия освобождения вызвали резкое недовольство крестьян и значительной части образованного общества России.  Реформа 1861 года вызвала недовольство и помещиков и крестьян. Однако, несмотря ни на что, отмена крепостного права имела огромное значение для России. Теперь все россияне становились свободными. Было уничтожено право собственности на труд и личную свободу людей. Перед нашей страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений. Александр II за эту историческую реформу получил почётное звание царь-освободитель.

-Так почему же его убили? Покушались восемь раз?

- Кто и почему был недоволен условиями отмены крепостного права?

П.26 Революционное народничество второй половины 60-х гг. – нач. 80-ггXIX в.

1 вариант

- Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «революционное народничество»?

- Какие вопросы являются предметом изучения в данной теме?

- Используя понятие «революционное народничество» и формулировку темы урока определите его цель.

Описание картины Ильи Репина «Арест пропагандиста»

Учитель предлагает рассмотреть сюжет картины И. репина «Арест пропагандиста» и ответить на вопросы:

- Где разворачиваются действия картины?

- Кто главный герой картины, почему вы так решили?

-Почему художник назвал его пропагандистом?

- Чем он занимался?

- Как относятся к происходящему крестьяне?

2 вариант

- Прочитайте высказывание одного из теоретиков народничества:

«Бросайте же скорее этот мир, обречённый на гибель, бросайте университеты, академии, школы, ступайте в народ, чтобы стать «повивальной бабкой» самоосвобождения народного, спасителем народных сил и усилий».

- Как вы понимаете, кого и к чему призывает автор?

- Кому принадлежат эти слова? Почему вы так решили?

- Что бы вы ему ответили? Свою позицию аргументируйте.



п. 36 Просвещение и наука

Эпоха Великих реформ, освобождение крестьянства дали сильный импульс развитию культуры и научных знаний в России. Образование становится доступным значительно более широким слоям населения.

«Ноги босы, грязно тело,

 И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! Что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку,

Так, учиться ты идешь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

               ***

Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете…

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится на яву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь.

Вот за что тебя глубоко

Я люблю родная Русь!

(стихотворение «Школьник» Н.А. Некрасова)

1) На какие трудности и проблемы в обучении крестьянских детей указывается в произведении?

2) Какие учебные заведения должен был окончить школьник, чтобы поступить в университет?

3) О каком архангельском мужике узнает в школе ученик?

4) Можно ли говорить о о развитии образования во второй половине XIX в.?

П. 37. Литература и изобразительное искусство.

Говоря о культурном развитии во второй половине XIX в., можно выделить несколько общих черт, присущих творчеству русской интеллигенции (писателей, художников и др.):

1) стремление к реализму, тесная связь с социальными проблемами эпохи, желание продемонстрировать неприглядные черты общественной жизни,

2) желание заглянуть во внутренний мир человека.

В творчестве Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова, И.Е. Репина, В.Г. Перова, Г.Г. Мясоедова и др. мы можем увидеть данные принципы.

Г.Г. Мясоедов, уроженец с. Паньково Новодеревеньковского уезда Тульской губернии (ныне Орловская область), выдающийся русский живописец, член товарищества передвижных выставок, пишет в это время картины:

                             

«Земство обедает» (1872 г.)

                                                                                                             «Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г.» (1873 г.)

                                     

«Страдная пора. Косцы» (1887 г.)

                                                                                                         «Сеятель» (1889 г.)

1) Как вы думаете, какие социальные проблемы эпохи России второй половины XIX в. волновали нашего земляка; о которых он знал не понаслышке?

2) Что в названия картин Г.Г. Мясоедова связывает его с Орловщиной, куда он не раз приезжал?

3) Можно ли найти аналогичные примеры переживания о складывающейся жизни в России, в творчестве других художников того времени?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• интегрированный урок по теме «Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...

Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...

Искусство как вид мотивации на уроках истории

Современный урок истории требует от учителя не только знаний закономерностей исторического развития, исторических фактов,  методик преподавания предмета, но, на мой взгляд, и особой увлечён...

Искусство как вид мотивации на уроках истории

Современный урок истории требует от учителя не только знаний закономерностей исторического развития, исторических фактов,  методик преподавания предмета, но, на мой взгляд, и особой увлечённости ...

Проблема формирования учебно-познавательной мотивации на уроках истории и обществознания.

«Все наши замыслы,все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».В.А. Сухомлинский...

Статья "Формирование внутренней мотивации на уроках истории и обществознания"

Данная статья поможет в организации учебного процесса основанного на внутренне мотивированной деятельности обучающихся....

Мотивация на уроках истории через творческую работу учащихся на примере темы «Возникновение искусства и религиозных верований»

В условиях глубоких преобразований различных сфер общественной жизни страны, возрастает необходимость в знание истории подрастающего поколения, способного понять, оценить и преобразовать в своей практ...