рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
рабочая программа по всеобщей историию История Древнего мира УМК Уколова В.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5_klass_istoriya_posl_versiya.docx | 67.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 18»
Всеобщая история
5 класс.
Рабочая программа.
Ленинск-Кузнецкий
2015
Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 18»
Всеобщая история
5 класс.
Рабочая программа
Составлена на основе программы основного общего образования, учебнику для 5 класса общеобразовательной школы автора В. И. Уколовой авторской программы по всеобщей истории.
Москва: Просвещение, 2014 г.
Автор: В. И. Уколова.
Количество часов: 70
Учитель: Данченко А. А.
Согласовано на
заседании методического
объединения
протокол № 4
от 28.05.2015г.
руководитель м/о ________
Утверждено Научно-методическим
советом
протокол № 3
от 28.08.2015 г.
председатель НМС_________
Ленинск-Кузнецкий
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по всеобщей истории для 5 класса разработана в соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в РФ» и основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Данная программа составлена на основе программы основного общего образования, учебнику для 5 класса общеобразовательной школы автора В. И. Уколовой авторской программы по всеобщей истории (М.: Просвещение 2014) к История Древнего мира. (М.: Просвещение, 2014) . Первостепенное значение данной учебной дисциплины определяется тем, что изучение истории во многом определяют социальные, политические, идентификационные процессы в современном мире, международные отношения, культурные и религиозные взаимодействия народов и стран.
Актуальность изучения программы возрастает в связи с переходом от системы, отдающей приоритет усвоению строго очерченного круга знаний, к непрерывному образованию, нацеленному на постоянное приращение и переосмысление знаний, на их реализацию как механизма социальных преобразований, обновления и совершенствования общества, экономики, социальных институтов, культуры.
В связи с этим программа нацеливает не только дать учащимся определённый объём знаний, замкнутых на конкретных исторических периодах и цивилизациях, но, и, выявить основные линии исторического движения к современному миру; объяснить, как разные исторические события связаны с нашим временем, обнажить корни современных процессов и явлений; показать, что окружающий нас мир стоит на фундаменте исторического наследия.
Целью освоения программы является сформировать ощущение неразрывной связи поколений через исторический опыт, который должен стать частью личностного опыта молодых людей. При таком подходе учащиеся не |только смогут усвоить определённую сумму знаний, но научатся анализировать исторические события и процессы, обдумывать их и давать им собственную оценку.
Данная цель обусловливает решение следующих задач:
- усвоение интегративной системы знаний об истории человечества с особым вниманием к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;
- развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов;
- осуществление сквозного изучения исторических истоков современных отношений между народами, этническими и религиозными общностями, цивилизационными образованиями;
- обучение современным методам поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- становление гуманитарной культуры, базирующейся на анализе проблематики «человек в истории».
В результате усвоения данных курсов исторических дисциплин учащиеся должны знать содержание основных эпох и цивилизаций в истории человечества, уметь дать оценку их места в историческом процессе и основных достижений, вошедших в сокровищницу мировой истории и культуры; понимать взаимосвязь и обусловленность исторических явлений, специфику разных форм исторического и социального детерминизма; учитывать мировой контекст исторических феноменов, явлений и процессов; анализировать роль человеческого фактора в истории; уметь определять позиции и мотивы действий участников исторических событий; на базе исторических знаний вырабатывать навыки социальной ориентации в условиях динамичных перемен в современном мире, соотносить общечеловеческие, национальные и личностные ценности.
Общая характеристика учебного предметаПредмет "Всеобщая история" является составной частью единого учебного предмета «История». Он ориентирован на новую модернизированную модель школьного исторического образования инаправлен на выработку у учащихся на базе современных научных знаний представлений об историческом движении человечества к миру в XXI в.
Изучение всеобщей истории позволяет увидеть и осмыслить единство и универсальность мирового развития от первобытности и древности до наших дней, реализовавшихся во множестве конкретных исторических феноменов, событий и процессов. Учащиеся получают критерии для позиционирования исторических фактов, социальных общностей, выдающихся исторических деятелей, массовых движений, культурных и религиозных явлений во времени и пространстве. У детей и подростков формируется понимание трансформаций и взаимодействия различных цивилизаций и культур, видение общего и особенного в истории различных стран, регионов мира и народов.
Курс всеобщей истории даёт представителям молодого поколения фундаментальную основу для формирования личностной самоидентификации в её соотношении с идентификационными параметрами Отечества, гражданами которого они являются. Он позволяет самоопределиться в контексте мирового исторического опыта и поколенческих взаимосвязей. Эго особенно важно в условиях нарастания глобального информационно-коммуникативного воздействия, активного использования учащимися компьютерных технологий.
Исключительное значение данный учебный предмет имеет для складывания у учащихся собственной системы гуманистических ценностей, основанной на усвоении высших ценностных ориентиров человечества, традиционных ценностей своего народа и страны, для формирования толерантности по отношению к гуманистическим ценностям других народов и культур. Усвоение опыта всемирной истории должно способствовать адекватному соотношению личностной и общественной систем ценностей, выработке социального взаимопонимания, сочетанию патриотизма и уважения к другим народам и историко-культурным общностям.
Специфика всеобщей истории как учебного предмета заключается не только в том познавательном материале, с которым имеет дело учащийся, но и в тех мыслительных операциях и способах интеллектуальной работы, каким он обучается; в формировании мотиваций социального поведения и перспектив личностного развития. Изучение всеобщей истории открывает широкие возможности гуманитарного и социального поиска, реализации творческих устремлений детей и подростков.
Содержание курса всеобщей истории коррелируется с состоянием мировой исторической науки в XXI в., новыми теоретическими представленнями и концепциями исторического развития, иновационными подходами к аналитической интерпретации. Про этом главным методологическим принципом работы авторов остаётся принцип историзма, требующий анализа всей совокупности фактов В проблеме их взаимосвязи и развитии с учётом исторических обстоятельств, времени и места.
В основу отбора предметного содержания предлагаемого курса всеобщая история положен проблемно-хронологический принцип. Раскрытие ключевых элементов всемирно-исторического процесса осуществляется в социально-экономическом, политическом, историко-культурном, этнонациональном аспектах. Реализуются методы цивилизационного, сравнительно-исторического и мультикультурного освещения и анализа исторического материала, теории модернизации. При этом проводится чёткое отличие мнений учёных от конкретных исторических фактов, даётся подтверждение их достоверности.
Направленность на обновление и совершенствование качества исторического образования при изучении всеобщей истории позволит сформировать у учащихся основы образовательно-научных, социально-личностных и инструментально-практических компетенций.
Образовательно-научные компетенции:
- усвоение системного знания всемирной истории;
- понимание исторических основ современного мира;
- чёткое представление о месте и роли России в истории, о перспективах ее развития в условиях глобализации;
- владение основами гуманитарной культуры.
Социально-личностные компетенции:
- формирование мировоззренческих убеждений;
- обретение позитивной системы ценностей;
- формирование гражданской позиции, патриотизма;
- умение на историческом опыте находить свою позицию в социуме;
- способность быть толерантным и открытым социальным коммуникациям.
Инструментально-практические компетенции:
— умение находить и использовать исторические источники;
- умение анализировать информацию исторического характера;
- использование исторических знаний для выработки и обоснование свой социальной позиции;
ключевым результатом освоения курса всеобщая история становится формирование активной гражданской позиции учащихся.
Описание места учебного предмета в учебном планеПредмет «Всеобщая история» изучается общем объёмом 70 часов, в по 2 часа в неделю.
В планировании определены как содержание-последователь изучения исторического материала, так и основные виды деятельности учащихся (в соответствии с предполагаемыми результата изучения истории). Тем самым реализуются деятельностный и компетентностный подходы к обучению.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Всеобщая история.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в 5 классе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в 5 классе относятся следующие убеждения и качества:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися в 5 классе включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5 классов по истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
- Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых
- процессов, а также даты важнейших событии отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
- Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
- Работа с историческими источниками:
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
- Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
- Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
- Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории.
- Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и другим
- народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).Содержание курса.
Древний мир.
Зачем изучать историю. Что такое история. Ключи к познанию прошлого. Исторические источники. Науки-помощницы: археология, антропология, этнология, этнография. Периоды истории, исторические эпохи. История Древнего мира — часть всеобщей истории. Счёт лет в истории. Историческая хронология. Календарь. Наша эра. Лента времени. Счёт лет до нашей эры.
От первобытности к цивилизации.
Древнейшие люди, их жизнь и деятельность как как этап предыстории человечества. Современные взгляды на происхождение человека древнейших людей. Древнейший человек и природа. Появление орудий труда. Каменный век. Овладение огнём и роль этого процесса в жизни древнейших людей. Зарождение сообществ.
Появление «человека разумного». Неандертальцы и кроманьонцы. Собирательство и охота, присваивающее хозяйство. Изобретения кроманьонцев. Родовые общины. Появление человеческих рас.
Возникновение религии и искусства. Древнейшие формы религиозных верований. Духи природы и душа человека. Зарождение мифа. Художники пещер. Древние земледельцы и скотоводы на исходе первобытности. Неолитическая революция. Возникновение древнейших цивилизаций. Возникновение земледелия. Орудия труда земледельцев, первые выращиваемые культуры. Одомашнивание животных и скотоводство. Переход от присваивающего к производящему хозяйству— основное содержание неолитической революции. Появление ремесла, изобретение гончарного круга, простейшего ткацкого станка и другие новшества неолита.
Соседская община. Племя. Семья. Возникновение имущественного н социального неравенства. Выделение знати: вождь, дружина. Зарождение обмена. Возникновение древнейших цивилизаций. Понятие «цивилизация». Первые города. Медный век. Изобретение бронзы. От бронзового века к железному.
Древний Восток.
Начало собственно истории Древнего мира. Понятия «Ближний Восток» и «Дальний Восток» в истории Древнего мира. Передняя и Западная Азия. Плодородный полумесяц.
Древние цивилизации Месопотамии речные цивилизации. Природа и население Древней Месопотамия. Необходимость ирригации. Шумер — древнейшая цивилизация. Облик и язык шумеров. Шумерские города-государства Ур, Урук, Лагаш. Цари, династии; законы. Понятие «государство». Территория, границы, казна, налоги, войско, управление государством. Формы государства. Монархия. Подданные, рабы. Культура Шумера. Возникновение письменности. Клинопись. Рождение литературы. Поэма о Гильгамеше. Миф о потопе. Знания шумеров. Древний Вавилон. Законы царя Хаммурапи. Устройство общества Древнего Вавилона. Особенность «власти-собственности». Восточная деспотия. Боги и храмы Древней Месопотамии. Жрецы. Храмовые хозяйства.
Древний Египет
Цивилизация Древнего Египта — ровесница цивилизации Древнего Шумера. Страна на берегах Нила и её обитатели. Труд и жизнь на берегах Нила. Оросительные сооружения. Египет становится единым государством. Власть фараона. Мир пирамид; Для чего строились пирамиды. Строители пирамид. Пирамиды первое из семи чудес света. Мир живых и мир мёртвых. Мумия. Пирамида власти. Царь и его чиновники, писцы, пирамидальное устройство общества. Сравнение систем власти в Древнем Египте и Древней Месопотамии. Превращение Египта в могущественную военную державу. Армия фараона. и завоевания. Культура Древнего Египта. Иероглифы, папирус. Верования древних египтян. Главные боги Древнего Египта. Миф об Осирисе и Исиде Древнеегипетские храмы. Египетское жречество. Реформы фараона Эхнатона.
Восточное Средиземноморье в древности
Финикия — страна мореплавателей. Финикийцы торговцы и строители городов. Города финикийцев Тир, Сидон, Библ, Угарит. Жизнь в финикийских городах. Финикийские ремесленники, производство пурпура, стекла. Создание алфавита и его poль в истории культуры. Финикийская колонизация Средиземноморья. Боги финикийцев. Финикийцы и название континента Европа. Древняя Палестина. Переселение древних евреев в Палестину, отношения с местным населением. Племенной союз Израиля. Борьба древних евреев с филистимлянами. Цари Израиля. Иерусалим. Храм Соломона. Ветхий Завет — часть Библии. Ветхозаветные сказания. Иудейский монотеизм. Библейские пророки Авраам, Ной, Илья, Моисей и десять заповедей. Сопоставление религии древних евреев с религиями Месопотамии и Древнего Египта.
Великие империи Ближнего Востока
Роль железа в истории Древнего мира. Понятия «военная держава» и «империя». Ассирийская империя: от города Ашшур к могущественной державе. Военная мощь ассирийцев. Цари-завоеватели. Жестокость ассирийцев по отношению к покорённым народам. Судьба столицы Ниневии как исполнение ветхозаветных пророчеств. Царские дворцы. Глиняная библиотека царя Ашшурбанапала. Государство Урарту. Нововавилонское царство. Завоевания нововавилонских царей. Город Вавилон — «царь городов», символ могущества власти и смешения народов. Ветхозаветное повествование о Вавилонской башне. Вавилонские зиккураты. Висячие сады — одно из семи чудес света. Падение Вавилона. Библейский рассказ о пире Валтасара. Персидская империя крупнейшее государство Древнего мира. Кир Великий, его завоевания, гибель в войне с массагетами. Дарий I во главе «страны стран». Управление Персидской империей. Сатрапии. Учреждение государственной почты. Обновление денежной системы. Столица персов. Зороастризм — религия древних персов.
Древняя Индия
Природа и древнейшее население полуострова Индостан. Труд и занятия древнейших жителей Индии. Дравиды. Первые города-государства, жизнь в них. Арии в Индии. Санскрит. Веды. Древние поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата».
Иддуизм — религия древних индийцев. Карма. Йога. Знания индийцев, цифры, изобретение нуля, шахматы. Устройство общества в Древней Индии. Варны и касты. Образ жизни представителей разных варн и каст. Возникновение буддизма. Жизнь Будды. Государство Маурьев.
Древний Китай
Природа и люди Древнего Китая. Берега рек Хуанхэ и Янцзы — центры формирования древнекитайской цивилизации. Первые китайские государства. Объединение Китая. Первая Китайская империя, её император Цинь Шихуанди. Устройство Китайской империи. Войны Великая Китайская стена. Китайские иероглифы. Китайские мудрецы. Конфуций и его учение. Представления с китайцев об устройстве мира. Изобретения и открытия древних китайцев. Великий шёлковый путь.
Античный мир.
Понятие «Античность». Карта античного мира. История Древней Греции и история Древнего Рима — две составные части Античности.
Древняя Греция
Древнейшая Греция. Природа и население. Эллада и эллины. Области Гецин. Земледелие и скотоводство. Бронзовый и железный века в истории Древней Греции. Боги Древней Греции. Герои греков. Мифы об их подвигах. Геракл. Персей. Значение примера героев в жизни древних греков. Первые государства на Крите. Держава царя Миноса. Дворец в Кносе. Лабиринт и Минотавр. Раскопки на Крите. Минойская культура. Греки-ахейцы. Ахейская Греция. Города-государства Тиринф, Пилос, Микены. Войны и воины-ахейцы. Троянская война. Доринское завоевание и гибель ахейской (микенской) цивилизации. Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея".
Афины ври Перикле. Вождь афинской демократии Перекл. Народное собрание. Должностные лица. Суд. Граждане Афин и переселенцы (метеки). Военная сила Афин. Рабство в Афанах Строительство Афин при Перикле. Акрополь. Парфенон. Фидий.
Греческая культура эпохи классики. Греческие архитектурные ордеры. Скульптура. Мирон, Поликлет, Пракситель. Древнегреческий театр. Происхождение и устройство театра. Актёры. Трагедия и комедия. Великие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид; Комедиограф Аристофан. Олимпийские игры. Спорт в жизни древня греков. Организация Игр. Виды состязаний. Судьи. Олимпионики. Греческая философия. Великие философы Пифагор, Платон Аристотель. Образование. Школа. Педагоги и ученики. Гимнасий Первый Академия и Ликей. Воспитание мальчиков. Воспитании девочек. Повседневная жизнь греков. Греческий дом. Одежда. Еда. День афинского гражданина. Как жили женщины.
Упадок Древней Греции. Рождение нового мира
Возвышение Македонии. Пелопоннесская война. Македонский царь Филипп и его завоевания. Македонская армия. Борьба греческих полисов против македонского завоевания. Оратор Демосфен. Битвапри Херонее и её последствия. Александр Македонский —- историческая личность и легенды о нём. Первые победы Александра. Походы в Малую Азию. Завоевание Сирии, Финикии, Египта. Разгром державы персов. Борьба народов Средней Азии против македонян. Индийский поход Александра. Смерть Александра в Вавилоне. Империя Александра. Восток и Греция после Александра Македонского. Возникновение новых государств, царство Селевкидов, царство Птолемеев в Египте, Македония, Пергам, Александрия Египетская. Фаросския маяк.
Древний Рим
Ранний Рим
Природа Италии. Предшественники римлян. Этруски. Рим Империя эпохи царей. Предания об основании Рима. Город на семи холмах. Римская община, её сравнение с греческим полисом. Гражданин римской общины, сочетание прав и обязанностей. Цари и знаки царской власти. Патриции и плебеи. Преобразования царя Сервия Туллия в сравнении с реформами Солона в Афинах. Свержение последнего римского царя и установление республики. Ранняя республика. Государственное устройство. Магистраты. Народное представительство. Римские сословия. Патроны и клиенты. Сенат. Консулы. Диктатор. Завершение борьбы патрициев и плебеев. Римская семья. Нравы древних римлян. Римская религиях высшие боги, хранители домашнего очага. Завоевание Италией Римом. Нашествие галлов на Рим. Самнитские войны. Аппиева дорога. Пиррова война. Завершение истории ранней республики.
Поздняя республика
Пунические войны. Карфаген — могущественная держава Древнего мира. Причины Пунических войн. Первая Пуническая война, её итоги. Ход второй Пунической войны. Битва при Каннах Ганнибал. Сципион Африканский Старший. Третья Пуническая война и окончательное падение Карфагена. Римская армия, вооружение римлян. Завоевание Греции и Македонии Римом. Превращение Рима в мировую державу. Римские провинции. Гражданские войны в Риме. Гибель республики Земельные реформы братьев Гракхов. Земельный закон Тиберия Гракха, гибель Тиберия Гракха. Судебная реформа Гая Гракха. Римские всадники. Деятельность Гая Гракха по созданию римских колоний за пределами Италии. Гибель Гая Гракха. Рабство в Древнем Риме. Источники рабства. Положение рабов. Занятия рабов. Гладиаторы. Восстание Спартака. Гражданские войны в Риме. «Новые люди». Гай Марий и Корнелий Сулла. Проскрипции. Внешние войны. Первый триумвират и его распад. Установление диктатуры Цезаря. Гай Юлий Цезарь — историческая личность и легенды. Мартовские иды, гибель Цезаря. Великий оратор Марк Туллий Цицерон. Возникновение и расцвет Римской империи Второй триумвират. Завершение гражданских войн. Первый император Рима Октавиан Август. Единовластие Августа. Расширение Римской империи. Попытка Августа восстановить древние нравы римлян. «Век золотой латыни», поэма Вергилия «Энеида», Гораций, Меценат. Преемники Августа, «кровавые императоры» Тиберий, Калигула, Нерон. Флавии — строители империи. Колизей. Гибель Помпей. Возникновение христианства. Исторические свидетельства об Иисусе Христе. Евангельская история Иисуса Христа; Апостолы. Первые общины христиан. Возникновение церкви. «Золотой век» Римской империи. Император Траян. Война с даками. Марк Аврелий: философ на троне. Рим — столица империи. Архитектура и строительное искусство римлян. Пантеон, Римляне в повседневной жизни. Жилища римлян. Одежда, еда и питьё. Бани. Римская школа. Дети в семье и в школе.
Империя в III в. Солдатские императоры. Распад единой империи, положеиие населения империи. Колоны и магнаты. Восстановление империи. Император — «бог и господин». Диоклетиан. Табель о рангах. Обожествление и неограниченная власть императора. Константин I Великий. Константинополь — новая столица империи. Христианская церковь во времена Константина Великого. Первый Вселенский собор в Никее. Символ веры. Разделение империи на Западную и Восточную. Великое переселение народов. Готы, вандалы. Нашествие гуннов. Падение Западной Римской империи.
Материально – техническое обеспечение образовательной жеятельности.
Список литературы для учителя
- Arафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл.:. М.: Русское слово, 2014.
- Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2012
- Быльева В. и др. История Древнего мира: Пособие для учителя истории. 5 кл. Брянск, 2013
- Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Просвещение, 2003-350 с.
- Вяземский Е., Стрелкова О. Как сегодня преподавать историю в школе. М., Просвещение, 1999
- Древний Восток: сложные вопросы школьной программы / В. Хачатурян, Н. Россель. М.: Чистые пруды, 2010.
- Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М., 2014.
- Зверева Л.И., Тувельман А.Е. Древний мир. 5 кл.: Краткие конспекты уроков для учителя истории. М.:, 2011.
- Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,2010.
- Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998.
- Колпаков С.В Селунская Н.А. «История древнего мира» 5 класс М. Дрофа 2012
- Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 КЛ.:Методическое пособие к учебнику / Е.В. Саплина, АИ. Саплин. М.: Дрофа, 2005.
- Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2000.
- Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003
- Уколова В. И. История. Древний мир. 5 класс. Учебник.. 2014.
- Уколова. История. Древний мир. 5 класс. Поурочное тематическое планирование. 2014 История. Древний мир. 5 класс. Электронное приложение к учебнику В. И. Уколовой
- История. Древний мир. 5 класс. Поурочное тематическое планирование. 2014.
Список литературы для обучающихся
- Атлас История. Древний мир..5 класс. 2014.
- Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 2000
- Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,2010.
- Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 КЛ.:Методическое пособие к учебнику / Е.В. Саплина, АИ. Саплин. М.: Дрофа, 2005.
- Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003.
- Уколова. .И.Е. История. Древний мир. Тетрадь-тренажёр. 5 класс. 2014
- Уколова. .И.Е. История. Древний мирТетрадь-экзаменатор. 5 класс. 2014
Технические средства кабинета истории
- Компьютер
- Проектор
- Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в интернет)
- Экран навесной
- Настенные карты.
Интернет – ресурсы. Сайты для учителей и учащихся по истории Древнего мира
- А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен>, (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)
- История Востока (Восток в древности) (l1ttр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1)
- Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным УКа3ателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам-
- Античная мифология ( http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index/htm) предполагает не только изучение материала, но и .возможность on-line тестирования, а Мифология (http://mifologia.cjb.net) содержит статьи, очерки, библиографию, произведения классиков, рисунки в «мифологическом» стиле, рецензии на книги (научные и художественные), тексты песен, статьи по музыке и т.д.
- http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
- http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
- http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
- http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
- http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
- http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ
- http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания
- http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
- http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
- http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
- http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
- http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
- http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
- http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»
- http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
- http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
- http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
- http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
Дополнительные Интернет-ресурсы
- hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»
- http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.
- http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам
- http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории»
- http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека
- http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов
- http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»
- http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса
- http://www.lib-history.info - историческая библиотека
- http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»
- http://www.vciom.ru– Всероссийский Центр изучения общественного мнения
- http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о России
- www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека
- http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
- http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Ученик научится
- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных
хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
- использовать историческую карту как источник информации о расселении
человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних
цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных
памятниках Древнего мира;
- описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в
древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного
устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис»,
«республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения
основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и
подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
- объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства
памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта,
произведений искусства;
- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Ученик получит возможность научиться
- давать характеристику общественного строя древних государств;
- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них
общее и различия;
- видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия
древних обществ в мировой истории
Перечень ключевых слов
Археология, история, всеобщая история, исторический источник, орудия труда, человеческое стадо, племя, рубило, палка-копалка, гарпун, родовая община, религия, искусство, старейшина, мотыга, плуг, неравенство, знать, классы,Государство.Цивилизация, фараон, налог, ремесленники, земледельцы, пирамида, жрецы, культура, иероглифы, рабы, рабство, долговое рабство, колония, Ветхий завет, миф, предание, заповеди, завет, праща, касты, Конфуций, буддизм.
Эллада, о. Крит, Микены, Афины, Троянская война, Ахиллес, Гектор, Гомер, полисы, архонты, Ареопаг, демократия, Народное собрание, граждане, Спарта, спартанское воспитание, скифы, Олимпийские игры, атлеты, Марафонская битва, Акрополь, Агора, гимнасии, палестра, театр, орхестра, комедия, трагедия, стратег, Македония, Александр Македонский, чудеса света.
Ромул, Рем, Рим, патриции, плебеи, республика, консулы, галлы, Сенат, фаланга, Карфаген, Ганнибал, провинция, наместник, амфитеатр, гладиаторы, гражданская война, Тиберий и Гай Гракх, восстание, Спартак, легион, Цезарь, диктатор, император, империя, варвары, славяне, Вифлеем, христиане, Нагорная проповедь, колоны, «рабы с хижинами», термы, Константинополь, готы, вандалы.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | ||||||||||
план | факт | Тема урока | План | факт | план | факт | ||||
5в | 5г | 5 В | 5 Г | |||||||
1. | Что такое история. Ключи к познанию прошлого | |||||||||
2. | Счет лет в истории. Историческая карта | |||||||||
3. | Древнейшие люди | |||||||||
4. | Появление «человека разумного» | |||||||||
5. | Рождение религии и искусства | |||||||||
6. | Древние земледельцы и скотоводы | |||||||||
7. | От неолита к медному веку | |||||||||
8. | Первые очаги цивилизации | |||||||||
9. | Стартовая контрольная работа «От первобытности к цивилизации» | |||||||||
10. | Междуречье: рождение цивилизации | |||||||||
11. | Культура Шумера | |||||||||
12. | Древний Вавилон | |||||||||
13. | Страна на берегах Нила и ее жители | |||||||||
14. | Мир пирамид | |||||||||
15. | Могущество Древнего Египта | |||||||||
16. | Верования древних египтян | |||||||||
17 | Контрольное тестирование | |||||||||
18. | Финикия — страна мореплавателей | |||||||||
19. | Библейские пророки | |||||||||
20. | Древняя Палестина | |||||||||
21. | Ассирийская империя | |||||||||
22. | Нововавилонское царство | |||||||||
23. | Древняя Персия — «страна стран» | |||||||||
24. | Ранние цивилизации Древней Индии | |||||||||
25. | Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия | |||||||||
26. | Первые китайские государства | |||||||||
27. | Древняя мудрость и изобретения китайцев | |||||||||
28. | Проектная деятельность | |||||||||
29. | Контрольная работа за I полугодие | |||||||||
30. | Природа и население Греции | |||||||||
31. | Боги греков | |||||||||
32. | Герои греков | |||||||||
33. | Первые государства на Крите. Держава Миноса | |||||||||
34. | Ахейская Греция. Тиринф, Пилос, Микены. | |||||||||
35. | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» | |||||||||
36. | Возникновение полиса. Великая греческая колонизация | |||||||||
37. | Рождение демократии в Афинах | |||||||||
38. | Олигархическая Спарта | |||||||||
39. | Начало Греко-персидских войн. Битва при Марафоне | |||||||||
40. | Нашествие персидских войск на Элладу | |||||||||
41. | Афины при Перикле | |||||||||
42. | Афинский Акрополь. Греческая архитектура и скульптура | |||||||||
43. | Философия. Наука. Образование | |||||||||
44. | Театр. Трагедии и комедии | |||||||||
45. | Олимпийские игры | |||||||||
46. | Повседневная жизнь греков | |||||||||
47. | Города Греции подчиняются Македонии | |||||||||
48. | Александр Македонский и завоевание Востока | |||||||||
49. | Восток и Греция после Александра Македонского | |||||||||
50. | Обобщающий тест по теме «Древняя Греция». Проектная деятельность | |||||||||
51. | Предшественники римлян | |||||||||
52. | Рим эпохи царей | |||||||||
53. | Ранняя республика | |||||||||
54. | Римская семья, нравы, религия | |||||||||
55. | Рим завоевывает Италию | |||||||||
56. | Пунические войны | |||||||||
57. | Рим превращается в мировую державу | |||||||||
58. | Земельные реформы братьев Гракхов | |||||||||
59. | Рабство в эпоху Поздней республики | |||||||||
60. | Гибель республики | |||||||||
61. | Диктатура Цезаря | |||||||||
62. | Рим становится империей | |||||||||
63. | Преемники Августа | |||||||||
64. | Возникновение христианства | |||||||||
65. | «Золотой век» Римской империи | |||||||||
66. | Повседневная жизнь римлян | |||||||||
67. | Империя в III в. — начале IV в. | |||||||||
68. | Падение. Западной Римской империи | |||||||||
69. | Обобщающий шест по теме «Древний Рим». Проектная деятельность | |||||||||
70. | Итоговое повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...