Рабочая программа по истории 6 класс
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) на тему

Ленев Александр Николаевич

Рабочая программа 6 класса  в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_6_klass.docx89.06 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического/методического совета

Руководитель МО

___________  Е.И. Омельчук

Протокол №___от ________2016г.

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УМР МБОУ «Клюквинская СОШИ»

_________О.А. Сафарова

«___»__________  2016г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор

 МБОУ «Клюквинская СОШИ»

_____________Т.И.Чумаченко

Приказ № ___ от ______2016г.

Рабочая программа по истории для  6 класса

и календарно-тематическое планирование

на  2016-2017 учебный год

Составитель: Учитель истории и обществознания

 Ленев Александр Николаевич

                                                           


                                                                 


  1. Пояснительная записка

Рабочая   программа разработана на основе   Федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования,  Концепции нового УМК по Отечественной истории; Историко-культурного стандарта; Рабочей программы  Всеобщая история 5-9 класс. Рабочей программы и тематического планирования курса «История России» 6-9 классы (основная школа) А.А.Данилов/ М: «Просвещение», 2016.

 Рабочая программа  для 6 класса ориентирована на использование  следующих  учебников:

  1. Всеобщая история : История средних веков. 6 кл. :учебник / М.В. Пономарев, А.В. Абрамов, С.В. Тырин. – 4- е изд., М. : 2016.    
  2.  Н.М.Арсентьев, ДаниловА.А и др.под ред.А.В.Торкунова. История России. 6 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./  М., «Просвещение», 2016 г.

Сроки реализации рабочей программы: 1 год,  2 часа в неделю, 68 часов в год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • познавательный интерес к прошлому своей страны
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
  • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
  • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • формирование коммуникативной компетентности;
  • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

 Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
  •  решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • организовывать учебное  сотрудничество и совместную деятельность с учителем  и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
  • активно примененять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать  с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты изучения истории включают:

  • определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
  • установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
  • составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
  • применение  понятийного аппарата и  приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
  • овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности, начале исторического России и судьбах народов, населяющих её территорию;
  • использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
  • использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств;
  • описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
  • понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;
  • высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
  • описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
  • поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;
  • анализ информации, содержащейся в летописях и других исторических документах;
  • использование приёмов исторического анализа;
  • понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками;

- оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

  • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
  • систематизация информации в ходе проектной деятельности;
  • поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
  • личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
  • уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ  К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ (VIII—XV вв.)

Выпускник научится:

• локализовать во времени этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси, памятников материальной и художественной культуры, рассказывать о значительных событиях средневековой российской истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси; б) ценностей, господствовавших в средневековом российском обществе, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное

государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

Общая характеристика курса История.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.

 В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.

Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.

Описание места учебного предмета "История" в учебном плане

     

     Курсы «История России» и «Всеобщая история» изучаются синхронно - параллельно.

На изучение истории в 6 классе отводится 68 часов в год по 2 часа в неделю.

Содержание курса

Всеобщая история. История средних веков. (29 часов)

Введение (1ч)

Западная Европа на заре Средневековья (5 ч)

Восточно-христианский мир и мир ислама (5 ч)

Западноевропейское общество в XI—XV вв. (4 ч)

Международные отношения в Средние века (3ч)

Западная Европа в XI—XV вв.: от расцвета к закату Средневековья (8ч)

Народы и государства Азии и Америки в Средние века (5 ч)

История России (39 ч)                                                                                                                                                    От Древней Руси к Российскому государству (с древности до конца 15 века).

Введение (1 ч)

Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч)

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.

Русь в IX-первой половине XII века (11 ч)

Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных,западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.  Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие.

Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: «Русская Правда», церковные уставы. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами, странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Русь в середине XII — начале XIII века (5 ч)

Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли.

Русские земли в середине XIII—XIV веке (9 ч)

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго). Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Золотой Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.

Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Формирование единого Русского государства в XV веке (8 ч)

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в.  Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитетура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

Состав учебно-методического комплекта:

  • Учебник. История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова.
  • Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.

Система оценивания в соответствии  с Уставом школы: пятибальная


Календарно - тематическое планирование 6 класс

Всеобщая история. История средних веков. (29 часов)

№ урока, тема

Содержание урока

Вид деятельности ученика

Дата (план)

Дата (факт)

1. Введение

Средние века во всемирной истории

Работа с текстом учебника, участие в обсуждении вопроса, почему история Средних веков изучена лучше, чем история Древнего мира

Западная Европа на заре Средневековья (5 ч)

2. Начало эпохи Средних веков

Упадок античного мира. Мир варваров. Гибель Западной Римской империи. Начало Средневековья

Работа с исторической картой, текстом учебника

3. Варварские королевства в V—VIII вв.

Королевства германцев в Британии. Королевства германцев в Италии. Рождение Франкского королевства. «Ленивые короли» и энергичные майордомы

Работа с исторической картой, текстом учебника

4. Империя Карла Великого и ее распад

Карл Великий. Войны Карла Великого. Возникновение империи Карла Великого. Распад империи Карла Великого

Работа с исторической картой, текстом учебника

5. Новая волна завоеваний

Норманны -  варяги – викинги под полосатым парусом. «Ярость норманнов». Завоевание Англии. Нашествие венгров

Работа с исторической картой, текстом учебника

6.Культура Средневековья и христианство в V – X вв.

Варвары и культура античности. Христианство и язычество. «Каролингское Возрождение»

Работа с текстом учебника, составление рассказа по иллюстрациям, представление презентаций

Восточно-христианский мир и мир ислама (5 ч)

7. Византийская империя: между Европой и Азией

Византия — государство ромеев. Государство и церковь в Византии. Византия при императоре Юстиниане I. Византия в VII—XI вв. Культура Византии. Византийская архитектура и живопись

Работа с исторической картой, текстом учебника

8. Южнославянские государства в VI—XI вв.

Жизнь славянских племен. Византия и славяне. Славянские просветители. Первое Болгарское царство и Византия. Восстановление независимости Болгарии. Культура южнославянских народов

Работа с исторической картой, текстом учебника

9. Возникновение ислама

Природа и население Аравии. Священный город Мекка. Пророк Мухаммед. Победа Мухаммеда и утверждение ислама в Аравии. Основы исламского вероучения

Работа с текстом учебника, составление рассказа по иллюстрациям,

 10. Завоевания арабов и создание Арабского халифата

Начало завоевательных походов арабов. Военные успехи мусульман. Первые халифы и раскол в исламе. Внутренняя жизнь Арабского халифата. Распад Арабского халифата. Мусульманская культура

Работа с исторической картой, текстом учебника

11. Обобщающий урок по теме «Складывание западноевропейского, восточнохристианского и исламского миров Средневековья»

Западноевропейское общество в XI—XV вв. (4 ч)

12. Феодальное общество

Феодалы и феодализм. Зависимые крестьяне. Феодальное поместье. Феодальная раздробленность. Три сословия

Работа с текстом учебника, составление рассказа по иллюстрациям,

13. Средневековая церковь и духовенство

Христианская церковь в жизни средневекового общества. Раскол христианской церкви. Духовенство — первое сословие средневекового общества. Монашество. Нищенствующие ордена. Еретики и их учения. Движение альбигойцев. Борьба церкви с еретиками

Работа с текстом учебника, составление рассказа по иллюстрациям,

14. Рыцарство

От пажа до рыцаря. Сеньоры и вассалы. Образ жизни рыцарей. В рыцарском замке

Работа с текстом учебника, составление рассказа по иллюстрациям, представление презентаций

15. Третье сословие: крестьяне и горожане

Крестьянская община. Новые черты в сельском хозяйстве. Города и сеньоры. Средневековые ремесленники. Купцы, ростовщики, банкиры. Облик деревни и города

Работа с текстом учебника, составление рассказа по иллюстрациям, представление презентаций

Международные отношения в Средние века (3ч)

16. Крестовые походы

Причины и цели движения крестоносцев. Первый крестовый поход. Государства крестоносцев на Востоке. Второй и Третий крестовые походы. Четвертый крестовый поход. Последние Крестовые походы

Работа с исторической картой, текстом учебника

17. Реконкиста. Государства Пиренейского полуострова

Испания под властью мавров. Начало Реконкисты. Завершение Реконкисты. Костры инквизиции

Работа с исторической картой, текстом учебника

18. Балканы и Малая Азия в XIII—XIV вв.

Возрождение Византии. Страны Балканского полуострова в XIII—XIV вв. Возникновение Османского государства. Турки-османы и Византия в XIV в. Покорение турками-османами Болгарии и Сербии. Успехи и неудачи турок-османов. Византийская империя XV в. Падение Константинополя и гибель Византийской империи. Османское государство

Работа с исторической картой, текстом учебника

Западная Европа в XI—XV вв.: от расцвета к закату Средневековья (8ч)

19. Англия и Франция в XI—XIII вв.

Последствия нормандского завоевания Англии. Реформы Генриха Плантагенета. Великая хартия вольностей и рождение парламента. Франция в X—XII вв. Усиление королевской власти во Франции. Филипп IV и Генеральные штаты

Работа с исторической картой, текстом учебника

20. Столетняя война и торжество королевской власти в Англии и Франции

Причины и повод к войне. Начало войны. Жакерия. Продолжение войны. Восстание Уота Тай-лера. Жанна д'Арк спасает Францию. Торжество королевской власти в Англии и Франции

Работа с исторической картой, текстом учебника

21.Германия и Священная Римская империя в Х—XV вв.

Рождение Священной Римской империи. Борьба пап и императоров. Два Фридриха. «Натиск на восток». Германия в XIII— XV вв.

Работа с исторической картой, текстом учебника

22. Государства западных славян

Западные славяне. Чешское государство. Учение Яна Гуса. Гуситские войны. Польша в X—XV вв.

Работа с исторической картой, текстом учебника

23. Итальянские государства в XI—XV вв.

Характеристика итальянских государств в XI—XV вв.

Работа с исторической картой, текстом учебника

24. Искусство и литература в XI—XIII вв. Раннее Возрождение

Архитектура и скульптура романского стиля. Готическая архитектура. Средневековая литература. Возникновение культуры Возрождения. Гуманизм. Данте — предвестник Возрождения. Искусство раннего Возрождения

Работа с текстом учебника, составление рассказа по иллюстрациям, представление презентаций

25. Образование и наука в Средние века

Школьное образование. Появление средневековых университетов. Обучение в университете. Жизнь студентов. Средневековая наука

Работа с текстом учебника, составление рассказа по иллюстрациям, представление презентаций

Народы и государства Азии и Америки в Средние века (5 ч)

26. Монголы и их завоевания

Создание единого государства у монголов. Монгольское войско. Завоевания монголов в Центральной Азии и Китае. Завоевание монголов в Средней Азии и на Кавказе. Походы монголов после смерти Чингисхана

Работа с исторической картой, текстом учебника

27. Китай и Япония в Средние века

Китай — «Срединное государство». Монгольское завоевание Китая. Учение китайских мудрецов. Государство в Китае. Китайские чиновники. Поэзия и живопись Китая. Японское государство. Самураи. Захват власти сегунами. Религия средневековой Японии

Работа с исторической картой, текстом учебника

28. Средневековая Индия

Характеристика Индии и ее общества

Работа с текстом учебника, составление рассказа по иллюстрациям, представление презентаций

29. Государства

доколумбовой

Америки

Заселение Американского континента. Города-государства майя. Держава ацтеков. Империя сынов Солнца

 Работа с исторической картой, текстом учебника

История России (39 часов)

№ ур

п/п

Тема раздела, урока

Кол-во

часов

Предметные результаты

Вид и форма контроля

Дата по плану

Дата фактич.

1

Введение. Наша Родина – Россия.

1

Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических  источников. Характеризовать источники по российской истории. Использовать информацию учителя для формирования первичных представлений об основных этапах истории России. Знакомиться с особенностями учебника и учебной деятельности на уроках истории

Фронтальный опрос

2

3

4

Древние  люди и их стоянки на территории  современной России.

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

Образование первых государств.

1

1

1

Актуализировать знания о роли природы в жизни общества, о происхождении человека и возникновении первых государств. Реконструировать отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам. Составлять рассказ об их жизни. Давать определение понятия археологическая культура. Объяснять особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита. Характеризовать особенности неолитической революции и последствия использования металлов. Проводить первичный анализ находок со стоянки Сунгирь (по описанию и реконструкции) жизни отдельных народов Восточной Европы в древности. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Систематизировать имеющиеся научные знания о ранней истории славян и источниках по этой истории. Определять признаки принадлежности людей к тому или иному народу. Сравнивать образ жизни греков

и народов Северного Причерноморья. Характеризовать изменения в Восточной Европе в результате Великого переселения народов. Анализировать фрагменты рассказа Геродота о скифах.

Работа в паре, взаимоопрос

5

Восточные славяне и их соседи

1

Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту). Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей. Анализировать отрывки из арабских источников о славянах и русах;  установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии; составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

Пересказ по плану

6

История заселения территории родного края в древности

1

Знать историю заселения территории родного края в древности; использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств;

Тест

7

Первые известия о Руси.

1

Высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей; поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого

Составление плана

8,9

Становление Древнерусского государства.

2

Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Объяснять, почему первые русские князья были иноплеменниками. Объяснять смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье. Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет» (в форме хронологической таблицы). Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Готовить сообщение / презентацию об одном из правителей Древней Руси (используя миниатюры из Радзивилловской летописи, помещенные на интер-нет-сайте: http://radzivilovskayaletopis.ru/ и другие изображения

Тест

10

Правление князя Владимира и Крещение Руси

1

Князь Владимир I (980-1015): личность в зеркале легенд, правление.Крещение Руси (988 г.): причины, ход, значение, становление Русской православной церкви. Сохранение двоеверия. Вхождение Руси в круг цивилизации православного мира. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Объяснять причины отказа от язычества и выбора православия.Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Объяснять смысл понятий: митрополит, епископ.

Взаимоопрос

11

Русское  государство  при Ярославе Мудром

1

Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику (исторический портрет) Ярослава Мудрого.Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для подготовки сообщения / презентации о сыновьях или дочерях Ярослава Мудрого

Практическая  работа

12

13

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

Общественный строй и церковная организация на Руси.

1

1

Характеризовать причины народных восстаний на Руси в XI — начале XII в.

Составлять характеристику (исторический портрет) Владимира Мономаха

Объяснять причины временного объединения древнерусских земель при Владимире Мономахе. Характеризовать роль княжеских съездов в древнерусской истории. Описывать взаимоотношения рус-

ских княжеств с половцами и объяснять эволюцию этих отношений. Анализировать информацию о народных выступлениях в «Повести временных лет». Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси(используя информацию учебника и отрывки из «Русской Правды»). Объяснять смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, челядь, закуп, рядович, тиун, вервь, смерд. Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по древнерусскому городу»

Фронтальный опрос

14

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.

1

Древнерусская культура: фольклор (былины), влияние Византии (православная литература и идеи, кириллица, правила изобразительного искусства). Письменность: летописи, «Повесть временных лет» Нестора. Живопись (иконы, мозаики, фрески) и зодчество (София Киевская и София Новгородская). Историческое и культурное наследие Древней Руси. Личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси; уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

Контрольная работа

Фронтальный опрос

15

Повседневная жизнь населения.

1

Образование древнерусской народности; описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории; понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;

Фронтальный опрос

16,17

Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по главе  2.

РК Урок истории и культуры родного края в древности.

2

Обучающиеся учатся основам социально критического мышления при работе над таблицей «положительные и отрицательные последствия раздробленности Руси»; использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств; поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России

Практическая работа

18

Политическая раздробленность в Европе и на Руси.

1

Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответа на вопрос. Давать определения понятий: удел, политическая раздробленность.Раскрывать причины и последствия раздробленности, причины упадка Киева в изучаемый период. Показывать на исторической карте территорию Галицко-Волынского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Галицко-Волынского княжества. Продолжать описание эволюциивзаимоотношений русских земель с половцами.

Тест

Взаимоопрос

19

 Владимиро-Суздальское княжество.

1

Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответов на вопросы. Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества. Составлять характеристику (исторический портрет) Андрея Боголюбского и объяснять причины его убийства. Объяснять причины и последствия усиления княжеской власти во Владимиро-Суздальской земле.

Фронтальный опрос

Тест

20

21

Новгородская республика.

Южные и юго-западные русские княжества.

2

Обучающиеся учатся основам социально критического мышления при работе над таблицей «положительные и отрицательные последствия раздробленности Руси». Объяснять причины установления в Новгороде республиканских порядков. Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики. Характеризовать берестяные грамоты как источник по истории Новгородской и других земель (используя материалы интернет- сайта Института русской литературы: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4948 и сайта «Древнерусские берестяные грамоты»: http://gramoty.ru/)

Практическая работа

22

Повторительно-обобщающий урок по главе  3.

1

Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответа на вопросы

Тест

23

24

Монгольская империя и изменение политической картины мира.

Батыево нашествие на Русь.

2

Борьба против внешней агрессии в XIII веке и монгольское завоевание: империя Чингисхана, битва на Калке, поход Батыя на Русь 1237–1242 (причины поражения, последствия); применение  понятийного аппарата и  приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории. Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.); сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины успеха монголовХарактеризовать значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.

Тест

25

Северо-западная Русь между Востоком и Западом.

1

Экспансия с Запада (причины). Александр Невский: личность в свете источников, Невская битва 1240 г. и Ледовое побоище 1242 г. Рассказывать о Невской битве, Ледовом побоище и Раковорской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, карт и схем). Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель. Объяснять причины успеха русских в данных сражениях.

Тест

Пересказ

26

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура.

1

Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответа на вопросы. Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды. Характеризовать повинности населения. Завершить составление характеристики (исторического портрета) Александра Невского. Объяснять смысл понятий:

баскак, ярлык, «выход»

Итоговое тестирование  Защита проекта

27

Литовское государство и Русь.

1

Русь и Великое княжество Литовское: объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси. Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответов на вопросы.

Фронтальный опрос

28

Усиление Московского княжества в северо-восточной Руси.

1

Понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы

Давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты. Рассказывать о Куликовской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты)

Контрольная работа

Фронтальный опрос

29

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

1

Оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок; сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей. Раскрывать значение Куликовской битвы.

Самостоятельная работа

Фронтальный опрос

30

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV  веков.

1

Упадок русской культуры после монгольского завоевания. Завершение христианизации. Возрождение русской культуры в XIV–XV веках; личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси; уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

Практическая работа

31

Повторение и контроль по главе  4.

1

Систематизировать исторический материал об изученном периоде. Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы. Выполнять контрольные тестовые

задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)

Тест

Взаимоопрос

32

33

34

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века.

Московское княжество в первой половине XV века.

Распад Золотой Орды и его последствия.

3

Обучающиеся учатся делать выводы о последствиях династических войн для Московского княжества  и других удельных земель. Формулировать проблему наследования власти в государстве. Раскрывать причины распада Золотой Орды, сравнивать ее процессом дробления других государств в эпоху Средневековья, самостоятельно выбирать основания и критерии для сравнения.

Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответа на вопросы

Практическая работа

Пересказ.

Тест

35

Московское государство и его соседи во второй половине XV века.

1

Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления

Страной. Завершить составление характеристики (исторического портрета) Ивана III

Сравнивать боярство и дворянство. Объяснять смысл понятий: Боярская дума, кормление, местничество, поместье. Раскрывать роль Православной церкви в становлении российской

государственности. Характеризовать взаимоотношения Церкви с великокняжеской властью

Объяснять суть разногласий между нестяжателями и иосифлянами,

Тест

19.05

36

Русская православная церковь в XV-  начале XVI века.

1

использование приёмов исторического анализа;

понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками;

Докончи предложение

37

38

Человек в Российском государстве второй половины XV века.

Формирование культурного пространства единого Российского государства.

1

1

Описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории; личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси.

Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры;  уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период. Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV—XV вв. Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений / презентаций об отдельных  памятниках культуры изучаемого периода и их создателях

Описывать памятники культуры, предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике, на интернет-сайтах, или непосредственных наблюдений, в том числе с использованием регионального материала). Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XIV—XV вв. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации)

Контрольная работа

39

Резервный. Обобщающее повторение по курсу «История России»      

1

Систематизировать исторический материал об изученном периоде. Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе. Высказывать суждения о значении наследия периода объединения русских земель вокруг Москвы для современного общества. Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ,

в упрощенном варианте). Подводить итоги проектной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...