Рабочая программа по истории 6 класс
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа 6 класса в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_6_klass.docx | 89.06 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНА на заседании педагогического/методического совета Руководитель МО ___________ Е.И. Омельчук Протокол №___от ________2016г. | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УМР МБОУ «Клюквинская СОШИ» _________О.А. Сафарова «___»__________ 2016г. | УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ «Клюквинская СОШИ» _____________Т.И.Чумаченко Приказ № ___ от ______2016г. |
Рабочая программа по истории для 6 класса
и календарно-тематическое планирование
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Учитель истории и обществознания
Ленев Александр Николаевич
- Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции нового УМК по Отечественной истории; Историко-культурного стандарта; Рабочей программы Всеобщая история 5-9 класс. Рабочей программы и тематического планирования курса «История России» 6-9 классы (основная школа) А.А.Данилов/ М: «Просвещение», 2016.
Рабочая программа для 6 класса ориентирована на использование следующих учебников:
- Всеобщая история : История средних веков. 6 кл. :учебник / М.В. Пономарев, А.В. Абрамов, С.В. Тырин. – 4- е изд., М. : 2016.
- Н.М.Арсентьев, ДаниловА.А и др.под ред.А.В.Торкунова. История России. 6 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение», 2016 г.
Сроки реализации рабочей программы: 1 год, 2 часа в неделю, 68 часов в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- познавательный интерес к прошлому своей страны
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
- уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
- уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- формирование коммуникативной компетентности;
- обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
- расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
- активно примененять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты изучения истории включают:
- определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
- установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
- составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
- применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности, начале исторического России и судьбах народов, населяющих её территорию;
- использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
- использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств;
- описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
- понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;
- высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
- описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
- поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;
- анализ информации, содержащейся в летописях и других исторических документах;
- использование приёмов исторического анализа;
- понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками;
- оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
- сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
- систематизация информации в ходе проектной деятельности;
- поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
- личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
- уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ (VIII—XV вв.)
Выпускник научится:
• локализовать во времени этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси, памятников материальной и художественной культуры, рассказывать о значительных событиях средневековой российской истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси; б) ценностей, господствовавших в средневековом российском обществе, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное
государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
Общая характеристика курса История.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.
В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.
Описание места учебного предмета "История" в учебном плане
Курсы «История России» и «Всеобщая история» изучаются синхронно - параллельно.
На изучение истории в 6 классе отводится 68 часов в год по 2 часа в неделю.
Содержание курса
Всеобщая история. История средних веков. (29 часов)
Введение (1ч)
Западная Европа на заре Средневековья (5 ч)
Восточно-христианский мир и мир ислама (5 ч)
Западноевропейское общество в XI—XV вв. (4 ч)
Международные отношения в Средние века (3ч)
Западная Европа в XI—XV вв.: от расцвета к закату Средневековья (8ч)
Народы и государства Азии и Америки в Средние века (5 ч)
История России (39 ч) От Древней Руси к Российскому государству (с древности до конца 15 века).
Введение (1 ч)
Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч)
Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.
Русь в IX-первой половине XII века (11 ч)
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных,западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие.
Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: «Русская Правда», церковные уставы. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами, странами Центральной, Западной и Северной Европы.
Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.
Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.
Русь в середине XII — начале XIII века (5 ч)
Формирование системы земель — самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли.
Русские земли в середине XIII—XIV веке (9 ч)
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго). Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Золотой Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.
Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV веке (8 ч)
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.
Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитетура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Состав учебно-методического комплекта:
- Учебник. История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова.
- Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.
Система оценивания в соответствии с Уставом школы: пятибальная
Календарно - тематическое планирование 6 класс
Всеобщая история. История средних веков. (29 часов)
№ урока, тема | Содержание урока | Вид деятельности ученика | Дата (план) | Дата (факт) | ||
1. Введение | Средние века во всемирной истории | Работа с текстом учебника, участие в обсуждении вопроса, почему история Средних веков изучена лучше, чем история Древнего мира | ||||
Западная Европа на заре Средневековья (5 ч) | ||||||
2. Начало эпохи Средних веков | Упадок античного мира. Мир варваров. Гибель Западной Римской империи. Начало Средневековья | Работа с исторической картой, текстом учебника | ||||
3. Варварские королевства в V—VIII вв. | Королевства германцев в Британии. Королевства германцев в Италии. Рождение Франкского королевства. «Ленивые короли» и энергичные майордомы | Работа с исторической картой, текстом учебника | ||||
4. Империя Карла Великого и ее распад | Карл Великий. Войны Карла Великого. Возникновение империи Карла Великого. Распад империи Карла Великого | Работа с исторической картой, текстом учебника | ||||
5. Новая волна завоеваний | Норманны - варяги – викинги под полосатым парусом. «Ярость норманнов». Завоевание Англии. Нашествие венгров | Работа с исторической картой, текстом учебника | ||||
6.Культура Средневековья и христианство в V – X вв. | Варвары и культура античности. Христианство и язычество. «Каролингское Возрождение» | Работа с текстом учебника, составление рассказа по иллюстрациям, представление презентаций | ||||
Восточно-христианский мир и мир ислама (5 ч) | ||||||
7. Византийская империя: между Европой и Азией | Византия — государство ромеев. Государство и церковь в Византии. Византия при императоре Юстиниане I. Византия в VII—XI вв. Культура Византии. Византийская архитектура и живопись | Работа с исторической картой, текстом учебника | ||||
8. Южнославянские государства в VI—XI вв. | Жизнь славянских племен. Византия и славяне. Славянские просветители. Первое Болгарское царство и Византия. Восстановление независимости Болгарии. Культура южнославянских народов | Работа с исторической картой, текстом учебника | ||||
9. Возникновение ислама | Природа и население Аравии. Священный город Мекка. Пророк Мухаммед. Победа Мухаммеда и утверждение ислама в Аравии. Основы исламского вероучения | Работа с текстом учебника, составление рассказа по иллюстрациям, | ||||
10. Завоевания арабов и создание Арабского халифата | Начало завоевательных походов арабов. Военные успехи мусульман. Первые халифы и раскол в исламе. Внутренняя жизнь Арабского халифата. Распад Арабского халифата. Мусульманская культура | Работа с исторической картой, текстом учебника | ||||
11. Обобщающий урок по теме «Складывание западноевропейского, восточнохристианского и исламского миров Средневековья» | ||||||
Западноевропейское общество в XI—XV вв. (4 ч) | ||||||
12. Феодальное общество | Феодалы и феодализм. Зависимые крестьяне. Феодальное поместье. Феодальная раздробленность. Три сословия | Работа с текстом учебника, составление рассказа по иллюстрациям, | ||||
13. Средневековая церковь и духовенство | Христианская церковь в жизни средневекового общества. Раскол христианской церкви. Духовенство — первое сословие средневекового общества. Монашество. Нищенствующие ордена. Еретики и их учения. Движение альбигойцев. Борьба церкви с еретиками | Работа с текстом учебника, составление рассказа по иллюстрациям, | ||||
14. Рыцарство | От пажа до рыцаря. Сеньоры и вассалы. Образ жизни рыцарей. В рыцарском замке | Работа с текстом учебника, составление рассказа по иллюстрациям, представление презентаций | ||||
15. Третье сословие: крестьяне и горожане | Крестьянская община. Новые черты в сельском хозяйстве. Города и сеньоры. Средневековые ремесленники. Купцы, ростовщики, банкиры. Облик деревни и города | Работа с текстом учебника, составление рассказа по иллюстрациям, представление презентаций | ||||
Международные отношения в Средние века (3ч) | ||||||
16. Крестовые походы | Причины и цели движения крестоносцев. Первый крестовый поход. Государства крестоносцев на Востоке. Второй и Третий крестовые походы. Четвертый крестовый поход. Последние Крестовые походы | Работа с исторической картой, текстом учебника | ||||
17. Реконкиста. Государства Пиренейского полуострова | Испания под властью мавров. Начало Реконкисты. Завершение Реконкисты. Костры инквизиции | Работа с исторической картой, текстом учебника | ||||
18. Балканы и Малая Азия в XIII—XIV вв. | Возрождение Византии. Страны Балканского полуострова в XIII—XIV вв. Возникновение Османского государства. Турки-османы и Византия в XIV в. Покорение турками-османами Болгарии и Сербии. Успехи и неудачи турок-османов. Византийская империя XV в. Падение Константинополя и гибель Византийской империи. Османское государство | Работа с исторической картой, текстом учебника | ||||
Западная Европа в XI—XV вв.: от расцвета к закату Средневековья (8ч) | ||||||
19. Англия и Франция в XI—XIII вв. | Последствия нормандского завоевания Англии. Реформы Генриха Плантагенета. Великая хартия вольностей и рождение парламента. Франция в X—XII вв. Усиление королевской власти во Франции. Филипп IV и Генеральные штаты | Работа с исторической картой, текстом учебника | ||||
20. Столетняя война и торжество королевской власти в Англии и Франции | Причины и повод к войне. Начало войны. Жакерия. Продолжение войны. Восстание Уота Тай-лера. Жанна д'Арк спасает Францию. Торжество королевской власти в Англии и Франции | Работа с исторической картой, текстом учебника | ||||
21.Германия и Священная Римская империя в Х—XV вв. | Рождение Священной Римской империи. Борьба пап и императоров. Два Фридриха. «Натиск на восток». Германия в XIII— XV вв. | Работа с исторической картой, текстом учебника | ||||
22. Государства западных славян | Западные славяне. Чешское государство. Учение Яна Гуса. Гуситские войны. Польша в X—XV вв. | Работа с исторической картой, текстом учебника | ||||
23. Итальянские государства в XI—XV вв. | Характеристика итальянских государств в XI—XV вв. | Работа с исторической картой, текстом учебника | ||||
24. Искусство и литература в XI—XIII вв. Раннее Возрождение | Архитектура и скульптура романского стиля. Готическая архитектура. Средневековая литература. Возникновение культуры Возрождения. Гуманизм. Данте — предвестник Возрождения. Искусство раннего Возрождения | Работа с текстом учебника, составление рассказа по иллюстрациям, представление презентаций | ||||
25. Образование и наука в Средние века | Школьное образование. Появление средневековых университетов. Обучение в университете. Жизнь студентов. Средневековая наука | Работа с текстом учебника, составление рассказа по иллюстрациям, представление презентаций | ||||
Народы и государства Азии и Америки в Средние века (5 ч) | ||||||
26. Монголы и их завоевания | Создание единого государства у монголов. Монгольское войско. Завоевания монголов в Центральной Азии и Китае. Завоевание монголов в Средней Азии и на Кавказе. Походы монголов после смерти Чингисхана | Работа с исторической картой, текстом учебника | ||||
27. Китай и Япония в Средние века | Китай — «Срединное государство». Монгольское завоевание Китая. Учение китайских мудрецов. Государство в Китае. Китайские чиновники. Поэзия и живопись Китая. Японское государство. Самураи. Захват власти сегунами. Религия средневековой Японии | Работа с исторической картой, текстом учебника | ||||
28. Средневековая Индия | Характеристика Индии и ее общества | Работа с текстом учебника, составление рассказа по иллюстрациям, представление презентаций | ||||
29. Государства доколумбовой Америки | Заселение Американского континента. Города-государства майя. Держава ацтеков. Империя сынов Солнца | Работа с исторической картой, текстом учебника |
История России (39 часов)
№ ур п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Предметные результаты | Вид и форма контроля | Дата по плану | Дата фактич. |
1 | Введение. Наша Родина – Россия. | 1 | Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников. Характеризовать источники по российской истории. Использовать информацию учителя для формирования первичных представлений об основных этапах истории России. Знакомиться с особенностями учебника и учебной деятельности на уроках истории | Фронтальный опрос | ||
2 3 4 | Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. | 1 1 1 | Актуализировать знания о роли природы в жизни общества, о происхождении человека и возникновении первых государств. Реконструировать отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам. Составлять рассказ об их жизни. Давать определение понятия археологическая культура. Объяснять особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита. Характеризовать особенности неолитической революции и последствия использования металлов. Проводить первичный анализ находок со стоянки Сунгирь (по описанию и реконструкции) жизни отдельных народов Восточной Европы в древности. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Систематизировать имеющиеся научные знания о ранней истории славян и источниках по этой истории. Определять признаки принадлежности людей к тому или иному народу. Сравнивать образ жизни греков и народов Северного Причерноморья. Характеризовать изменения в Восточной Европе в результате Великого переселения народов. Анализировать фрагменты рассказа Геродота о скифах. | Работа в паре, взаимоопрос | ||
5 | Восточные славяне и их соседи | 1 | Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту). Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей. Анализировать отрывки из арабских источников о славянах и русах; установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии; составление и анализ генеалогических схем и таблиц; | Пересказ по плану | ||
6 | История заселения территории родного края в древности | 1 | Знать историю заселения территории родного края в древности; использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств; | Тест | ||
7 | Первые известия о Руси. | 1 | Высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей; поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого | Составление плана | ||
8,9 | Становление Древнерусского государства. | 2 | Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Объяснять, почему первые русские князья были иноплеменниками. Объяснять смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье. Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет» (в форме хронологической таблицы). Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Готовить сообщение / презентацию об одном из правителей Древней Руси (используя миниатюры из Радзивилловской летописи, помещенные на интер-нет-сайте: http://radzivilovskayaletopis.ru/ и другие изображения | Тест | ||
10 | Правление князя Владимира и Крещение Руси | 1 | Князь Владимир I (980-1015): личность в зеркале легенд, правление.Крещение Руси (988 г.): причины, ход, значение, становление Русской православной церкви. Сохранение двоеверия. Вхождение Руси в круг цивилизации православного мира. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Объяснять причины отказа от язычества и выбора православия.Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Объяснять смысл понятий: митрополит, епископ. | Взаимоопрос | ||
11 | Русское государство при Ярославе Мудром | 1 | Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику (исторический портрет) Ярослава Мудрого.Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для подготовки сообщения / презентации о сыновьях или дочерях Ярослава Мудрого | Практическая работа | ||
12 13 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. | 1 1 | Характеризовать причины народных восстаний на Руси в XI — начале XII в. Составлять характеристику (исторический портрет) Владимира Мономаха Объяснять причины временного объединения древнерусских земель при Владимире Мономахе. Характеризовать роль княжеских съездов в древнерусской истории. Описывать взаимоотношения рус- ских княжеств с половцами и объяснять эволюцию этих отношений. Анализировать информацию о народных выступлениях в «Повести временных лет». Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси(используя информацию учебника и отрывки из «Русской Правды»). Объяснять смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, челядь, закуп, рядович, тиун, вервь, смерд. Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по древнерусскому городу» | Фронтальный опрос | ||
14 | Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. | 1 | Древнерусская культура: фольклор (былины), влияние Византии (православная литература и идеи, кириллица, правила изобразительного искусства). Письменность: летописи, «Повесть временных лет» Нестора. Живопись (иконы, мозаики, фрески) и зодчество (София Киевская и София Новгородская). Историческое и культурное наследие Древней Руси. Личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси; уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период. | Контрольная работа Фронтальный опрос | ||
15 | Повседневная жизнь населения. | 1 | Образование древнерусской народности; описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории; понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями; | Фронтальный опрос | ||
16,17 | Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по главе 2. РК Урок истории и культуры родного края в древности. | 2 | Обучающиеся учатся основам социально критического мышления при работе над таблицей «положительные и отрицательные последствия раздробленности Руси»; использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств; поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России | Практическая работа | ||
18 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси. | 1 | Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответа на вопрос. Давать определения понятий: удел, политическая раздробленность.Раскрывать причины и последствия раздробленности, причины упадка Киева в изучаемый период. Показывать на исторической карте территорию Галицко-Волынского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Галицко-Волынского княжества. Продолжать описание эволюциивзаимоотношений русских земель с половцами. | Тест Взаимоопрос | ||
19 | Владимиро-Суздальское княжество. | 1 | Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответов на вопросы. Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества. Составлять характеристику (исторический портрет) Андрея Боголюбского и объяснять причины его убийства. Объяснять причины и последствия усиления княжеской власти во Владимиро-Суздальской земле. | Фронтальный опрос Тест | ||
20 21 | Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества. | 2 | Обучающиеся учатся основам социально критического мышления при работе над таблицей «положительные и отрицательные последствия раздробленности Руси». Объяснять причины установления в Новгороде республиканских порядков. Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики. Характеризовать берестяные грамоты как источник по истории Новгородской и других земель (используя материалы интернет- сайта Института русской литературы: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4948 и сайта «Древнерусские берестяные грамоты»: http://gramoty.ru/) | Практическая работа | ||
22 | Повторительно-обобщающий урок по главе 3. | 1 | Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответа на вопросы | Тест | ||
23 24 | Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. | 2 | Борьба против внешней агрессии в XIII веке и монгольское завоевание: империя Чингисхана, битва на Калке, поход Батыя на Русь 1237–1242 (причины поражения, последствия); применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории. Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.); сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины успеха монголовХарактеризовать значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. | Тест | ||
25 | Северо-западная Русь между Востоком и Западом. | 1 | Экспансия с Запада (причины). Александр Невский: личность в свете источников, Невская битва 1240 г. и Ледовое побоище 1242 г. Рассказывать о Невской битве, Ледовом побоище и Раковорской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, карт и схем). Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель. Объяснять причины успеха русских в данных сражениях. | Тест Пересказ | ||
26 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. | 1 | Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответа на вопросы. Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды. Характеризовать повинности населения. Завершить составление характеристики (исторического портрета) Александра Невского. Объяснять смысл понятий: баскак, ярлык, «выход» | Итоговое тестирование Защита проекта | ||
27 | Литовское государство и Русь. | 1 | Русь и Великое княжество Литовское: объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси. Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответов на вопросы. | Фронтальный опрос | ||
28 | Усиление Московского княжества в северо-восточной Руси. | 1 | Понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы Давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты. Рассказывать о Куликовской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты) | Контрольная работа Фронтальный опрос | ||
29 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. | 1 | Оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок; сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей. Раскрывать значение Куликовской битвы. | Самостоятельная работа Фронтальный опрос | ||
30 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV веков. | 1 | Упадок русской культуры после монгольского завоевания. Завершение христианизации. Возрождение русской культуры в XIV–XV веках; личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси; уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период. | Практическая работа | ||
31 | Повторение и контроль по главе 4. | 1 | Систематизировать исторический материал об изученном периоде. Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы. Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) | Тест Взаимоопрос | ||
32 33 34 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV века. Московское княжество в первой половине XV века. Распад Золотой Орды и его последствия. | 3 | Обучающиеся учатся делать выводы о последствиях династических войн для Московского княжества и других удельных земель. Формулировать проблему наследования власти в государстве. Раскрывать причины распада Золотой Орды, сравнивать ее процессом дробления других государств в эпоху Средневековья, самостоятельно выбирать основания и критерии для сравнения. Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответа на вопросы | Практическая работа Пересказ. Тест | ||
35 | Московское государство и его соседи во второй половине XV века. | 1 | Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления Страной. Завершить составление характеристики (исторического портрета) Ивана III Сравнивать боярство и дворянство. Объяснять смысл понятий: Боярская дума, кормление, местничество, поместье. Раскрывать роль Православной церкви в становлении российской государственности. Характеризовать взаимоотношения Церкви с великокняжеской властью Объяснять суть разногласий между нестяжателями и иосифлянами, | Тест | 19.05 | |
36 | Русская православная церковь в XV- начале XVI века. | 1 | использование приёмов исторического анализа; понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками; | Докончи предложение | ||
37 38 | Человек в Российском государстве второй половины XV века. Формирование культурного пространства единого Российского государства. | 1 1 | Описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории; личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси. Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры; уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период. Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV—XV вв. Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений / презентаций об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях Описывать памятники культуры, предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике, на интернет-сайтах, или непосредственных наблюдений, в том числе с использованием регионального материала). Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XIV—XV вв. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации) | Контрольная работа | ||
39 | Резервный. Обобщающее повторение по курсу «История России» | 1 | Систематизировать исторический материал об изученном периоде. Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе. Высказывать суждения о значении наследия периода объединения русских земель вокруг Москвы для современного общества. Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте). Подводить итоги проектной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...