«Битва на Курской дуге »
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Молявкина Татьяна Яковлевна

Дать учащимся общее представление о ходе Курской битвы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_kurskaya_duga.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Бугульминская школа №10 для детей ,воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

          «Битва на Курской дуге »

            открытый урок по истории

                 в 9-б классе

                                                     Учитель истории Молявкина Т.Я.

                                    2017 г.

Целъ урока 1.Дать учащимся общее представление о ходе Курской битвы

Задачи:

Образовательные:  разъяснить суть  произошедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и ее истоки; разъяснить цели и планы фашистов летом 1943 г.; разъяснить понятие «Курская битва»;подвести к пониманию, что Курская битва завершила коренной перелом в ходе войны

 Коррекционно-развивающие: продолжить работу над формированием ОУУН: продолжить развивать умения устанавливать последовательность событий, показывать на карте места исторических событий, территорию, линию фронта; поддерживать беседу по оценке исторических событий

  Воспитательные: объяснить ,почему люди  во все времена чтут героев, защищавших   Отечество. Воспитание патриотизма на примере героизм советских  солдат

Основные знания

Июль 1943г-битва на Курской дуге;12 июля 1943г- танковое сражение под деревней Прохоровкой; освобождение советских территорий

Основные термины и понятия  Коренной перелом,коалиция

Оборудование  : карта «Великая Отечественная война», таблица «Главные битвы войны», хронологическая   таблица, видео ролик «Курская битва»,    карточки с заданием ,  презентация «Курская битва».

Тип урока

Комбинированный

Ход урока

Орг.момент

  1. Повторение пройденного материала

   Звучит песня  из к/ф «Белорусский вокзал».

     Учитель: Эта песня перенесла нас в те далекие годы  когда шла  какая война ?   (Великая Отечественная война)

     Учитель  предлагает решение кроссворда  и раздает индивидуальные карточки

      -Назовите дату начала ВО войны  (22 июня 1941-

-С кем воевала наша страна (с фашистской Германией)?

- Как  назывался план захвата нашей страны (Барбаросса)?

-  По каким направлениям продвигался враг по нашей стране  (показ на карте)?

-Где начался коренной перелом в ходе войны? (Сталинградская битва)?

Назовите   дату  битвы  (17 июль 1942- 2 февраля 1943г) на ленте времени

Сколько дней и ночей продолжалась битва?.(200 дней и ночей)

Индивидуальные карточки ( итог  )

Высота , на которой решалась судьба города ?( Мамаев Курган)

Дом ,который героически защищали 58 дней бойцы?  ( сержанта Павлова)

Операцию по освобождению города возглавили маршалы? ( ГК Жуков и АМ Василевский)

Советские войска окружили и пленили армию немецкого командующего ? (Паульса)

Сталинградская  битва стала началом ? (коренного перелома)

3.   Актуализация знаний

.Объявление новой темы.  «Битва на Курской дуге  »-завершение коренного перелома

      Ученики говорят  о цели урока (о завершении коренного перелома в войне).

Тема записывается в тетрадь. Можно пояснить, что 49 дней проходила битва.

Постановка проблемы.

Перед вами две оценки Курской битвы

 Слайд 1

«Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко-фашистской армии, то битва под Курском поставила ее перед катастрофой».

                                                                                       И.В. Сталин

«Наступление на Курской дуге является ограниченным, поэтому и его поражение не слишком значительно в истории второй мировой войны»

                                                                                О. Штольц (немецкий историк)

   В конце урока вы должны выбрать одну точку зрения, доказать аргументами  ее правильность высказываний

2.Изучение нового материала

                               План

  1. Планирование военных действий на 1943г

      Гитлером и Сталиным.

2 Перехваченная внезапность

3  Контрнаступление советских войск

4 Великое танковое сражение под Прохоровкой

    5. Контрнаступление  советских войск.

6.Освобождение Орела,Белгорода,Харькова) .

     7.Создание  антигитлеровской коалиции

     8.Значение битвы.

Вводное слово учителя

После победы под Сталинградом советские войска продвинулись на запад на 500-600 км. К концу марта фронт стабилизировался. Советская армия начала наступление по всему фронту. Ход войны  изменился в пользу Советского Союза. К лету 1943 года наши войска оттеснили немцев к Курску. Здесь на линии фронта образовался выступ вглубь обороны противника. Этот выступ и получил название Курская дуга. (учитель показывает на настенной карте, а ученики в своих атласах).

Задание. 1

 Подумайте и предположите Каковы были планы:

А) План Гитлера  , вермахта

Б)Ставки Верховного Главнокомандованияи Сталина

Итак, начинаем с планов сторон.(работа с текстом учебника стр.201

1)«.Гитлер решил в районе Курской дуги нанести мощный удар по советским войскам и уничтожить их Немцы  начали передрасывать к Курской дуге мощные танки «тигр» «Пантера»( читают дети…  Военная операция н Курской дуге готовилась в тайне. Эту операцию немцы назвали « Цитдель» 

«Но вы должны помнить, что успех этой великой битвы 1943 года решит больше, чем любая иная обычная победа  …  .Гитлер

2).читаем в тексте стр.201  ..Советское командование получило  от разведки точную дату начало битвы и решило опередить немцев….

Слад №

Обе армии готовились к активным действиям.

Задание2  По ходу презентации заполнить таблицу  - сравнение сил сторон. 

Слайд № просмотр фрагмента видео фильма.

Мы продолжим заполнение таблицы, которую начали, изучая Сталинградскую битву

в Великой Отечественной войне

Дата

События

Результат

5 июля

Артподготовка и контрнаступление советских войск в

7 дней шли бои .немцам удалось  отбросить советские войска на 12 км. К Прохоровки

12 июля

1200 танков с обоих сторон участвовали в сражении Новые танки Тигр и Пантера,самоходное оружие Фердинант у немцев и русские Т-34 с высокой прочнолй браней

Победа русских. Германская армия терпит поражение

23 августа

Наступление сов. войск под командованием Вотутина и Конева

Освобождение Орла,Белгорода,Брянска,Смоленска,Харькова.Противник был отброшен на15 км. К границе

Текст с ошибками

 

                                                                                                               

5 июля    на рассвете  за несколько часов до  начала наступления немцев      с мощной советской артподготовки началась Курская битва.

Был сорван план Гитлера по внезапному нападению под Курской дугой

   Слайд №  В ней участвовали войска Центрального фронта – командующий    , Воронежского -  Ватутин, Степного – Конев. 7 дней шли бои. Немцам удалось отбросить наши войска на 12 км..Наша армия остановилась  в районе деревни Прохоровки (показ по карте)

 65 армия, которая участвовала в этой операции, стояла под Курском и немцы сбрасывали над позициями армии листовки следующего содержания:

“Сталинградские бандиты Рокоссовского!

Зачем вы прибыли под Курск? Не думайте, что вам здесь удается так, как под Сталинградом.

Тут мы вам сделаем Сталинград”.

Слайд №

 Немцы с задержкой перешли в наступление. На юге  в сторону Курска двинулась танковая армия Гота. В районе деревни Прохоровка были стянуты стратегические резервы.

  12 июля произошло танковое сражение под Прохоровкой. 

Рассказ учителя (по ходу просмотра  видео ) с обеих сторон  сошлись 1200 танков.

70% всех танков  Германии

70% всехсамоходных орудий Германии

Самолеты истребители-штурмовикиФокс-Вульф

900 тыс. солдат (30 дивизий было уничтожено)

Дивизия «Рейх «Великая   Германия», «Мертвая голова»

 (Просмотр видео фильма фрагмент) Грандиозное  танковое сражение.

 Слайд №

После того, как наступление противника было отражено, советское командование без пауз перешло в контрнаступление.

На Орловском направлении – операция «Кутузов»;

На Белгордско-Орловском – «Румянцев».

Освобожден Орел, Белгород, Харьков. 

Слайд №23

Героизм советских солдат не знал границ.

 

Итак, мы возвращаемся к оценке Курской битвы. Выскажите свою точку зрения, аргументируйте ее. «Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко-фашистской армии, то битва под Курском поставила ее перед катастрофой».

                                                                                       И.В. Сталин

«Наступление на Курской дуге является ограниченным, поэтому и его поражение не слишком значительно в истории второй мировой войны»

                                                                                О. Штольц (немецкий историк)

   вы должны выбрать одну точку зрения, доказать аргументами  ее правильность высказывания

Задание  по учебнику  стр.204. найдите значение Курской битвы.

  1. Рефлексия.

А) что означает «коренной перелом»

Б) найдите ошибки в тексте в рабочем листе.

 

В) синквейн на тему «Курская битва»

     Г) Выбери начальную фразу и составь минирезюме по итогам работы на

         уроке.

  1. Задание.

Разноуровневое, на рабочих листах у каждого.

Приложение  №1.

Рабочий лист к уроку по теме «49 дней в огне»  (раздается каждому ученику)

Документ №1 .

Г.К.Жуков: «Лучше будет, если мы измотаем противника на нашей обороне, выбьем его танками, а затем, введя свежие силы, переходом в общее наступление добьем основную группировку противника».

Из приказа Гитлера 15 апреля 1943 года: «Я решил: провести в качестве наступательного удара этого года операцию «Цитадель». Победа под Курском должна послужить факелом для всего мира.

Для этого приказыыаю:1) посредством массированного, беспощадного и быстро проведенного наступательного удара из района Белгорода и Орла окружить находящиеся в Курске силы противника и концентрированным наступлением уничтожить их».

                     Коренной перелом в Великой Отечественной войне

фронт

Советско-германский фронт

Другие фронты

битва

Сталинградская битва

Курская битва

Дата

17. 07. 1942-2.02 1943(200 дней и ночей)

5.07-23.08 1943

49 дней и ночей

Советский план

Немецкий план

Тактика

Командующие

Бои

значение

Текст с ошибками.

Весной 1943 года в ставке Гитлера была разработана наступательная операция под кодовым названием «Тайфун». Она должна проходить на большом Курском выступе, образовавшемся после Московской битвы. Советское командование решило перейти здесь к вынужденной обороне. Битва началась 12 июля 1943 года. В этот день произошло самое крупное сражение Курской битвы – бой под г. Калач-на-Дону. 5 августа советские войска освободили Орел и Белгород. В деревне Прохоровка сошлись с обеих сторон 1200 танков

  • Что такое коренной перелом в ходе войны?
  • Почему считается, что коренной перелом в ходе войны окончательно произошел после Курской битвы?
  • В чем заключается значение и каковы последствия Курской битвы для обеих сторон?
  • Расскажите о битве за Днепр и об итогах и значение коренного перелома в ходе войны.
  • Решение тестов с помощью электрических игр.
  • Работа с карточками-сорбонками

Домой: продолжить заполнение таблицы “Основные военные операции Великой Отечественной войны”.

Домашнее задание.

  1. Стр.201-207 читать и отвечать на вопросы
  2.  Составить схему сражения  на Курской дуге
  3. Почему 1943 год был годом коренного перелома в ходе войны?
  4. Подготовьте сообщение об одном из героев Сталинградской или Курской битвы уроженцев  из Татарстана

Выбери начальную фразу и составь минирезюме по итогам работы на уроке:

- для меня этот вопрос представляется сложным, потому что….

- меня в данной проблеме  больше всего волнует…

- я не задумывался над этой проблемой раньше, но могу сказать, что…

- меня особенно удивило и поразило…

   

Список используемой литературы.

  1. Арсенин, Н.Д. 49 дней в огне: о героях Курской битвы / Н.Д. Арсенин, В.Н. Назаров.- М.: Соцэкгиз, 1961.
  2. Букейханов, П. Е. Курская битва: планирование и подготовка операции «Цитадель»: Сражение на северном фасе Курской дуги: июль 1943 г. Оборона / П.Е. Букейханов.- М.: Центрполиграф, 2011.
  3. Огненная Дуга: Курская битва 5 июля-23 августа 1943 г. / cост. Ю. А. Алексеев [и др.].- М.: Звонница-МГ, 2003.
  4. История России:Учеб.для специальных(коррекционных)образовательных учреждений VIII вида.-М:Гуманит.изд.центр.ВЛАДОС,2012 г

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Великая Отечественная война. CD, 2005.
  2.  Песня из к/ф «Белорусский вокзал», слова и музыка Б.Окуджавы.
  3. Видеофильм » «Великое танковое сражение»
  4. http://ru.wikipedia


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС ПОСВЯЩЕННЫЙ 70 - ЛЕТИЮ БИТВЫ НА КУРСКОЙ ДУГЕ

Материал содержит разработку классного часа и мультимедийную презентацию....

Классный час на тему: "Битва на Курской дуге"

Классный час посвящён героическим страницам нашей истории....

Презентация "Битва на Курской дуге"

Урок презентация "Битвы на Курской дуге"...

«Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны» Разработка урока по истории России. Урок № 22. Класс 9.

Мы продолжаем изучать один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. На прошлом уроке разобрали Сталинградскую битву, которая положила начало коренному пере...

Битва на Курской дуге

Карточка с заданием по истории России для 9 класса коррекционной школы VIII вида...

Презентация Курская битва "Герои советского союза получившие звания на северном фасе курской дуги"

В сражениях под Курском советские воины проявили мужество и стойкость, массовый героизм. Родина высоко оценила величие их подвига. Проект предоствляет возможность расширить знанния о героях - зем...