8 класс. История России, XIX век.
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.

Методическая разработка урока истории в 8 классе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx40.1 КБ
Файл prezentatsiya_k_konspektu_uroka.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока истории в 8 классе

(в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Учитель истории – В. В. Щуко

Школа – МОБУ «Селивановская основная общеобразовательная школа», Ленинградская область, Волховский район,
п. Селиваново.

Класс – 8

Учебник – История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина.-14-е изд.- М.: Просвещение, 2013. - 287 с.

Тема урока: Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов (1 час).

Тип урока: усвоения новых знаний.

Дата урока: 09.02.2017 г.

Цели урока:

Личностные   воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.

Предметные развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по Отечественной войне 1812г.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.  информационно-регулятивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Используемые технологии: технология развития критического мышления (ТРКМ), проблемная, развивающая, групповая, ИКТ-технологии, опережающее задание, сообщение о женах декабристов и презентация

Образовательные ресурсы: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, сравнительные таблицы.

План урока:

-Основные программные документы декабристов.

-Династический кризис.

-Выступление 14 декабря 1825 года.

-Следствие и суд над декабристами.

-Значение восстания декабристов.

Основные термины, понятия и даты: династический кризис; декабристы; 14 декабря 1925 г. – выступление на Сенатской площади; 29 декабря 1825 г. – восстание Черниговского полка; преступление и героизм.

Персоналии: Александр I, Николай II, М. А. Милорадович, П.И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев - Рюмин, К. Ф. Рылеев, П. Г. Каховский.

Планируемые достижения:

Образовательные:

- сформировать у учащихся представления о поколении декабристов, их деятельности;
- познакомить с историческими оценками декабризма;
- рассмотреть понятия «декабризм».
Развивающие: продолжать формирование интеллектуальной, гражданской, коммуникационной, информационной компетентностей.
Воспитательные: дать нравственную оценку поколению декабристов и их деятельности; продолжить формирование представления о гражданском долге.
Планируемые образовательные результаты УУД:
Познавательные:
- постановка проблемного вопроса, побуждающего у учащихся интерес к поиску
ответа в ходе работы с историческими источниками;
- умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее
из одной формы в другую и анализировать.
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли;
- овладение приемами ведения дискуссии;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
Личностные:
- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование,
достижение и др.);
- формирование исторической компетентности, умения соотнести поступки и события с принятыми этическими принципами, знания моральных норм и умений.
Регулятивные:
- самостоятельно ставить учебные цели и задачи;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач;
- умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их;
- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
Межпредметные связи: обществознание, литература.
Внутрипредметные связи: История XIX века (время правления Александра I и Николая I).

Технологическая карта урока

                                 

п/п

Этап урока

Формируемые УУД.

Деятельность

Средства обуч.

Время

(мин.)

учитель

учащиеся

1

Организационный этап

Уметь организовываться к работе

Проверяет предварительную организацию класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей
позы и внешнего вида учащихся, организация внимания)

Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой на работу.

1

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Регулятивные-

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестноэ

Коммуникативные: планирование

учебного сотрудничества

Личностные: -«Я в истории"

Открывает слайд 1. «Мы хорошо поработали над предыдущей темой (Тайные общества), но не усвоили еще одну важную сторону этой темы-различия в программах Северного и Южного обществ. А между тем, это будет необходимо: например, при изучении программ современных политических партий".

Ребята, давайте определим цели урока и сформулируем тему. Прочитайте название параграфа и выскажите, что вам не понятно (с.-59).

Прочитайте п. Историческое значение и последствия восстания декабристов (с.-61-62).

Выделите главные мысли и сделайте вывод.

Определите и запишите тему урока. В чем её актуальность сегодня.

-Понятие «династический кризис»

-Большое историческое значение восстания и его влияние на внутреннюю политику Николая I.

Тема урока:

"Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов"

Вывод: мы не знаем, что такое "династический кризис" и как проходило выступление декабристов.

 Цель урока - узнать о восстании 14 декабря 1825 г.

Актуальность темы состоит в том, что в наше время часто бывают государственные перевороты.

Презентация

(слайд 1,2)

6

п/п

Этап урока

Формируемые УУД.

Деятельность

Средства обуч.

Время

(мин.)

учитель

учащиеся

3

Актуализация знаний по изучаемой теме, проблеме урока

Коммуникативные: - владение монологической и диалогической речью, приёмами аргументации

Познавательные: - отображение учебного материала;

- выделения существенного;

 -  формирование конкретных и обобщенных знаний.

1. Умение работать самостоятельно формировать и высказывать мнение по поставленным учителем проблемам        

Наличие первичной эмоциональной реакции на проблему, её адекватность возрасту и знаниям. Умение выразить свои мысли.

Критика мнений своих и одноклассников о содержании и целях движения декабристов. Рефлексия: почему возникло движение декабристов?

2.Умение зафиксировать проблему или затруднение, озвучивать критику, отвечать на неё при необходимости самостоятельно сформулировать вывод из рассуждения

3. Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.

 

Прочитайте вслух стихотворение А. С. Пушкина "В Сибирь" (Приложение №1)

Какому историческому событию посвящено это стихотворение?

Мы с вами изучаем историю России ХIX века и на прошлом уроке изучали тайные организации, возникшие в России в 1821-1822 гг. Назовите их. 

Вам часто приходилось слышать, что в наше время в разных странах происходят волнения и революции (Грузия, Украина, Египет, Ливия и т. д.)

Как изучение этих обществ н. ХIX века может пригодиться в наше время?

Вернемся к программам декабристов.

Работа с документом (Приложение №2)

 Выделите общие черты и отличия в их взглядах на развитие общества. 

Можем ли мы говорить о том, что каждая из этих программ представляла определённую модель общества.

Какую программу легче было осуществить в тех условиях?

В 7 классе мы изучали буржуазные революции и знаем, что они сопровождались кровопролитием и разрухой.

Предположите, какую проблему мы должны решить на сегодняшнем уроке.   

 

 

Ученик читает стихотворение.

Стихотворение посвящено выступлению декабристов.

Северное и Южное общества

Поможет разобраться с политическими программами партий и восставших революционеров.

Обсуждение программ (Приложение №2)

Ответы учащихся

Программу Н. Муравьёва, так как он предлагал сохранить монархию, а это было более приемлемо для России с абсолютной формой власти.

Проблема урока:

Декабристы- преступники или герои? (Запись в тетрадь)

План урока.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

7

п/п

Этап урока

Формируемые УУД.

Деятельность

Средства обуч.

Время

(мин.)

учитель

учащиеся

4

Первичное усвоение новых знаний.

Учащиеся выявляют место и причину затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают учебные действия:

-ставят цель,

-согласовывают тему урока,

-выбирают способ,

-строят план достижения цели.

Раскройте понятие "династический кризис".

Прочитать три абзаца на 59.

Какой же план разрабатывали декабристы? 

2. Выступление декабристов.

Работа с документом, чтение по ролям. (Приложение №3)

Раскрывают понятие. Династический кризис — нарушение установленного порядка передачи верховной власти при наследственной монархии вследствие отсутствия прямых наследников.

План восстания декабристов:

1.     Восстание в Санкт-Петербурге и Украине. Вывести на Сенатскую площадь гвардейские полки.

2. Недопущение присяги Николаю II.

3.  Сенат должен утвердить «Манифест к русскому народу» введение гражданских прав и свобод, отмена неограниченной власти императора. Отмена крепостного права

4. Арест царской семьи и возможное убийство.

5. Назначить диктатора - человека с неограниченными полномочиями (Сергей Трубецкой)

Сл.6

Сл.7-15

2

5

п/п

Этап урока

Формируемые УУД.

Деятельность

Средства обуч.

Время

(мин.)

учитель

учащиеся

4

Первичное усвоение новых знаний.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

А теперь давайте обратимся к восстанию в Петербурге 14 декабря 1825г ода.

Ø Отметьте, какие пункты плана осуществились, а какие – нет.

Ø Какой можно сделать вывод? Чего не учли декабристы?

Прочитать пункт Выступление 14 декабря 1825 г. на 60-61 со слов "В реальной жизни..."

Просчеты восставших

-Недопущение присяги Сената

-Отказ Каховского убивать Николая I

-Отказ Трубецкого быть диктатором

-Малое количество обманутых солдат на площади

Сл.16-17

4

4

Первичное усвоение новых знаний.

Учащиеся определяют средства, ресурсы и сроки.

29 декабря 1825 г. – восстание Черниговского полка.

     Восстанием руководил член южного общества С. И. Муравьев–Апостол и М. П. Бестужев–Рюмин, но воинские части не поддержали восставших, и выступление удалось быстро подавить.

Почему же восстание декабристов потерпело поражение?

-Недостаточная конспирация

-Отсутствие необходимого единства и согласованности действий, пассивность восставших

-Не было опоры на народные массы

-Декабристы говорили о Конституции, о правах и свободах, но простые люди не понимали, что это такое и не поддержали восставших

-Большая часть общества была не готова к ликвидации самодержавия и крепостничества

Сл.18

3

                                 

п/п

Этап урока

Формируемые УУД.

Деятельность

Средства обуч.

Время

(мин.)

учитель

учащиеся

5

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция

Следствие и суд над декабристами.

Император Николай I проявил гуманность в отношении преступников наказал немногих.

Пятерых император Николай I распорядился повесить (П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев - Апостол, М. Бестужев - Рюмин, П. Каховский)

25 человек сосланы на вечную каторгу, десятки декабристов на каторжные работы сроком на 20 лет, разжалованные рядовые были сосланы на Кавказ.

О женах декабристов.

Еще больше возвысили славу декабристов их жены и любимые, последовавшие за ними в ссылку. Княгини Екатерина Ивановна Трубецкая, Мария Николаевна Волконская и Александра Григорьевна Муравьева были первыми.

Чтобы остановить женщин, Николай I распорядился довести до их сведения, что и они сами лишаются дворянства, а дети, если родятся в Сибири, не будут дворянами. Их пугали страшной и долгой дорогой, тем, что кругом каторжники, убийцы, уголовники… Но они все равно поехали, и оказалось, что чиновники, чинившие всевозможные препятствия и вымогавшие бесконечные взятки, много хуже уголовников.

Давайте подведём итог. Так в чем значение этого восстания, завершившегося полным провалом задуманного? Что изменило оно в России?

Прочитать вывод на с. 62

Выступление показало много глубоких противоречий в российском обществе и необходимость проведения реформ, как экономических (отмена крепостного права), так и политических (ограничение самодержавия).

Сл.19-21

5

                                 

п/п

Этап урока

Формируемые УУД.

Деятельность

Средства обуч.

Время

(мин.)

учитель

учащиеся

6

Первичное закрепление

–анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; –подведение под понятие;

 –установление причинно- следственных связей;

–выполнение действий по алгоритму;

–осознанное и произвольное построение речевого высказывания; –построение логической цепи рассуждений, доказательство; –выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; – формулирование и аргументация своего мнения.

Вернемся к проблеме урока:

Декабристы- преступники или герои?

Выскажите свое мнение по этому вопросу.

И преступники, и герои одновременно.

Доска

Преступники-герои.

2

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

составление плана и последовательности действий

Познавательные:

-поиск нужной для работы информации

Домашнее задание: п. 9, документы на с. 62-63, вопросы и задания, учить новые слова

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Записывают в дневники.

Сл. 22

2

п/п

Этап урока

Формируемые УУД.

Деятельность

Средства обуч.

Время

(мин.)

учитель

учащиеся

8

Рефлексия (подведение итогов занятия)

– рефлексия способов и условий действия;

–контроль и оценка процесса и результатов деятельности

; – самооценка на основе критерия успешности; – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

 – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

 –формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

–использование критериев для обоснования своего суждения;

–планирование учебного сотрудничества;

–следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Какие цели были поставлены в начале урока?

Смогли ли мы достигнуть поставленные цели?

Какие трудности у вас возникали?

Выставление отметок в журнал с комментированием.

Если осталось несколько минут, то можно провести физкультминутку или записать новые слова на с. 63 (каре, тиснение, цензура)

Узнать, что такое "династический кризис" и как проходило выступление декабристов.

2

                                 

                                 

                                     

                               

                                     

Приложение № 1 к уроку п.9

В Сибирь

Пушкин А. С.

Стихотворение

1827 

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Приложение № 2 к уроку п.9

Сравнительная таблица

Северное общество

Основные программные положения

Южное общество

Конституция

Н.М. Муравьева

Программный

документ

Русская Правда

 П.И. Пестеля

Отменяется

Крепостное право

Отменяется

Неприкосновенность помещичьих земель

Земля

Общее достояние. Делится на помещичью и частную

Отменяются

Равенство всех перед законом, но избирательное право - только богатым

Сословия

Отменяются

Равенство всех перед законом, гражданские свободы

Федеративное 

По территориально-государственному устройству  Россия становилась федерацией из 13-14 государств и 2 областей.

Государственное устройство

Унитарное

Россия - единое и неразделимое государство.

13 держав и 2 области

Административное деление

10 областей и 3 удела

Широкий круг

гражданских прав

Демократические права

Широкий круг гражданских прав

Конституционная монархия Законодательная власть - Народному вечу (право голоса - богатым), исполнительная - императору

Форма правления

Республика

Власть на 10 лет Временному правительству.      Созыв Учредительного собрания

Ценз пола, возраста, имущества и образования

Избирательное

право

Ценз пола и возраста

Приложение № 3 к уроку п.9

Учитель: Итак, вечер 13 декабря 1825 года квартира Кондратия Рылеева. Последнее заседание декабристов накануне восстания.

Никита Муравьев.  Я полагаю, мы можем провести восстание при смене императора. Другой возможности может не быть».

Николай Бестужев: Надо спешно приступать к организационной подготовке восстания, выработать его план, распределить обязанности, выявить те воинские части, на которые можно было бы твердо рассчитывать.

Сергей Трубецкой.  Мы не допустим присяги солдат новому царю и выведем их на Сенатскую площадь. С помощью оружия мы принудим Сенат обнародовать наш Манифест об отмене крепостного права и об уничтожении бывшего правления.

Кондратий Рылеев.  Мы арестуем Николая и заключим в Петропавловскую крепость членов царской семьи. В критической ситуации можно пойти и на убийство Николая. Поручим сделать это Петру Каховскому.

Евгений Оболенский.  Нам понадобится поддержка Южного общества. Мы известим их, и они выступят на Украине вместе с нами. Кто будет руководить восстанием в Петербурге? Я думаю, что диктатором нужно назначить полковника Сергея Трубецкого. Он старший по званию. А сейчас я еду в гвардейский экипаж поднимать моряков, потом в лейб-гренадерский полк.

Сергей Трубецкой. И все-таки мы не знаем, какими батальонами или ротами можно будет располагать. Это обстоятельство говорит о нашем бессилии. Не обманывайтесь, мы не имеем четкого плана, никакие меры не приняты. Число наличных членов в Петербурге невелико...

Кондратий Рылеев: Все это так. … О нашем намерении известно правительству. Да, мало шансов на успех, но все-таки надо начать. Начало и пример принесут плоды!   Каховский, открой нам ход – проникни во дворец и убей императора до присяги!  А сейчас, господа, прошу расходиться, уже светает. Я понимаю, наша судьба уже решена! Уверен, что погибнем, но наш пример будет жить. Принесем себя в жертву во имя будущей свободы Отечества!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общественное движение при Александре I . Тайные общества

Слайд 2

Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов. Декабристы – участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х и первой половины 1820-х годов, организовавшие антиправительственное восстание в декабре1825 года и получившие название по месяцу восстания. История России. XIX век.

Слайд 3

В Сибирь Пушкин А. С. Стихотворение 1827 Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут.

Слайд 4

Преступник - это лицо, которое совершает или совершил преступление, правонарушение повлекшее к материальному, физическому или психологическому вреду другого физического или юридического лица. Преступником является лицо, вина которого явно очевидна или доказана. Герой - Выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиги.

Слайд 5

План урока: -Основные программные документы декабристов. -Династический кризис. -Выступление 14 декабря 1825 года. -Следствие и суд над декабристами. -Значение восстания декабристов.

Слайд 6

Династический кризис — нарушение установленного порядка передачи верховной власти при наследственной монархии вследствие отсутствия прямых наследников.

Слайд 8

Никита Михайлович Муравьёв

Слайд 9

Николай Александрович Бестужев

Слайд 10

Сергей Петрович Трубецкой

Слайд 11

Кондратий Фёдорович Рылеев

Слайд 12

Евгений Петрович Оболенский

Слайд 13

Сергей Петрович Трубецкой

Слайд 14

Кондратий Фёдорович Рылеев

Слайд 15

План восстания декабристов: 1. Воссание в Санкт-Петербурге и Украине. Вывести на Сенатскую площадь гвардейские полки. 2. Недопущение присяги Николаю II . 3. Сенат должен утвердить «Манифест к русскому народу» введение гражданских прав и свобод, отмена неограниченной власти императора. Отмена крепостного права 4. Арест царской семьи и возможное убийство. 5. Назначить диктатора - человека с неограниченными полномочиями(Сергей Трубецкой)

Слайд 16

«Да здравствует император Константин и его жена Конституция!» Выступлений 14 декабря 1825 года

Слайд 17

Просчеты восставших: -Недопущение присяги Сената -Отказ Каховского убивать Николая I -Отказ Трубецкого быть диктатором -Малое количество обманутых солдат на площади

Слайд 18

ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ ВОССТАНИЯ: - Недостаточная конспирация; -Отсутствие необходимого единства и согласованности действий, пассивность восставших; -Не было опоры на народные массы; -Декабристы говорили о Конституции, о правах и свободах, но простые люди не понимали, что это такое и не поддержали восставших; - Большая часть общества была не готова к ликвидации самодержавия и крепостничества.

Слайд 19

Екатерина Ивановна Трубецкая

Слайд 20

Мари́я Никола́евна Волко́нская

Слайд 21

Александра (Александрина) Григорьевна Муравьёва

Слайд 22

Домашнее задание: п. 9, документы на с. 62-63, вопросы и задания, учить новые слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

7 класс. История России. Урок повторения "Россия в 17 веке"

Методическая разработка урока-повторения в форме игры, с ответами....

Игра по истории в 10 классе "История России в истории Романовых" - 2014 г.

Эта игра была проведена к 400-летию Романовых среди команд 10-классников Куйбышевского района городского округа Самара...

Практическая работа по истории "П.А. Столыпин - реформатор России", 9 и 11 класс, история России.

Практическая работа « П.А. Столыпин - реформатор России».Цель: анализ документов -II, III, ознакомление с историческими справками.***Материал может быть использован в 9 классе (выборочно), либо 11 кла...

Рабочие программы по истории для 10-11 класса (история России и Всеобщая история)

Рабочие программы по истории для 10го и 11го классов составлены на основе Стандарта среднего (полного) общего образования по истории (Приказ Минобразования науки от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утве...