Методическая разработка урока истории в 10 классе на тему: «Экспансия с запада. Борьба с крестоносной агрессией»
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
Методическая разработка урока истории в 10 классе на тему: «Экспансия с запада. Борьба с крестоносной агрессией» с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekspansiya_s_zapada._borba_s_krestonosnoy_agressiey.docx | 35.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока истории
на тему «Экспансия с запада. Борьба с крестоносной агрессией»
Класс: 10
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок – экспедиция.
Методы: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Технологии, используемые при проведении урока:
- Игровые технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- Информационно-коммуникативные
Ярославцева Анастасия Владимировна,
учитель истории и обществознания МОБУ СОШ № 92 г. Сочи
Конспект открытого урока истории в 10 классе на тему: «Экспансия с запада. Борьба с крестоносной агрессией»
(Линия УМК по истории 10 класса под редакцией А.Н.Сахарова )
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок – обсуждение.
Цели:
-активизировать знания, полученные школьниками на других уроках; установить межпредметные связи: обществознание– история- ИКТ.
-продолжить формирование навыков обработки исторической информации, умение обобщать и делать выводы из полученных результатов; отработать практические навыки и умения при решении исторических задач
- разобрать отношения Руси и Запада
-продолжить формирование культуры личности, вызывать чувство сопричастности в решении исторических проблем своей страны; воспитывать чувство любви к природе своей Родины
- сформировать у учащихся представление о личности Александра Невского
- рассмотреть значение победы Александра Невского в сражениях на Неве и Чудском озере
- оценить внешнюю политику Александра Невского
Задачи:
- показать полководческий талант Александра Невского
-способствовать развитию умений извлекать информацию, навыков работы в сотрудничестве, анализировать, сопоставлять, оценивать историческую ситуацию и аргументировать собственную позицию
-продолжить развитие у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности и уважения к своей Родине, ее историческим корням и национальным традициям
Оборудование: учебник, мультимедиа, карта «Ледовое побоище», «Невская битва»
Ход урока.
1.Организационный момент (2 мин)
Приветствие учителя, рассмотрение плана урока
2. Проверка домашнего задания (10 мин)
А) Письменный опрос учащихся (выполнение теста «Монгольское нашествие»)
1.Основатель Монгольского государства _______________________________
2.Прочтите отрывок из летописи.
«…Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: «Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей». На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславич Галицкий — они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было. А младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодич, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много. <…> Оттуда они шли восемь дней до реки Калки. Встретили их татарские сторожевые отряды. Когда сразились сторожевые страды, был убит Иван Дмитриевич и еще двое с ним. Татары отъехали; около самой реки Калки встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: "Вооружайтесь!" Мстислав Романович и Другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда… Сошлись полки вместе. Даниил выехал вперед, и Семен Олюевич и Василько Гаврилович ударили в полки татарские, и Василько был ранен. А сам Даниил, будучи ранен в грудь, по молодости и храбрости не почувствовал ран на теле своем. Ему было восемнадцать лет, и он был силен <…> За грехи наши побеждены были русские полки…»
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) участие в битве русских дружин объясняется просьбой половецких князей поддержать их в борьбе с агрессией монголо-татар
2) причиной поражения русских воинов стал переход на сторону противника половецкого войска
3) битва на реке Калке состоялась в 1223 г.
4) после битвы монголо-татарское войско двинулось на Рязань и после кратковременной осады взяло её штурмом
5) описанная в летописи битва закончилась победой монголо-татарского войска
6) описанные в летописи события относятся к последнему десятилетию существования Древнерусского государства как единого целого
3 Город, который Батый назвал «злым», —
4.Когда произошли события, описанные в отрывке из летописи?
Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Игоревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях, и в остальном. И услышал великий князь Юрий Игоревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Юрию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел.
1) в 1223 г. 2) в 1237 г. 3) в 1240 г. 4) в 1242 г
5.Прочтите отрывок из «Повести о разорении Рязани Батыем»
«В год 6745 (от Сотворения Мира)….<…> Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу (Игоревичу) Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях, и в остальном. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими: за князем Давидом Ингваревичем Муромским, и за князем Глебом Ингваревичем Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским, и за другими князьями. И стали совет держать, как утолить нечестивца дарами. И послал сына своего князя Федора Юрьевича Рязанского к безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю. И пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары, и молил царя, чтоб не воевал Рязанской земли. Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной на Рязанскую землю. Но хвалился-грозился повоевать всю Русскую землю. И стал просить у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе. И некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что есть у князя Федора Юрьевича Рязанского княгиня из царского рода и что всех прекраснее она красотой телесною. Царь Батый лукав был и немилостив в неверии своем, распалился в похоти своей и сказал князю Федору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Благоверный же князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». Безбожный царь Батый разъярился и оскорбился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его велся бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал…».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) вторжение на Русь войск Батыя началось зимой 1237 г.
2) вскоре после гибели Рязани удару войск Батыя подверглись города Владимиро-Суздальского княжества
3) после разгрома Рязани на войско монголо-татар было совершено нападение дружины рязанского боярина Евпатия Коловрата
4) двигаясь через Черниговское княжество, отряд монголо-татар с ходу захватил и разграбил Козельск
5) автор повести не противопоставляет возвышенный христианский дух рязанского князя «плотским» помыслам завоевателя-мусульманина
6) защитники Новгорода сумели выдержать штурм города войска Батыя
6.Где произошла первая встреча русских дружин с монголо-татарами?
1) на реке Калке 2) на реке Волге 3) на реке Сити 4) на берегах озера Ильмень
Б) Устные ответы учащихся:
- Расскажите о создании Монгольской империи и о завоеваниях Чингисхана. (В 1206 году хана Темучина провозгласили Чингисханом – «великим ханом», начались великие завоевания. В 1211 году Чингисхан предпринял попытку завоевания Северного Китая, а в 1215 захватил его столицу Пекин, затем монголы отправились в Среднюю Азию, в Северный Иран, вторглись в Азербайджян и на Северный Кавказ, а потом пришла очередь Руси )
- Расскажите о причинах поражения Руси (К причинам поражения можно отнести отсутствие единства между русскими князьями, занижение воинских способностей врага, большая самоуверенность князей, раздробленность Руси)
-Что можно отнести к последствиям монголо-татарского завоевания? (К последствиям завоевания монголов можно отнести уничтожение населения, утрату многих ремёсел, практическую остановку культурного развития, разрушения централизации государства, установление новых духовных ценностей)
В) Что означают эти слова (баскак, выход, ярлык, улус, Золотая орда)?
3. Актуализация знаний
Рассказ учителя: Первая половина 13 века для Руси – это время страшных испытаний. В то время, как со стороны Востока на Русь надвигалась беспощадная орда, западные агрессоры также планировали захват территории. В начале 13 века в Прибалтике столкнулись интересы нескольких стран. Немецкие рыцари при поддержке Католической церкви вторглись в прибалтийские земли с целью захвата территории, покорения местного населения. Не дремали и Шведы, они хотели контролировать устье Невы и финские заливы для господства на Балтийском море, а русичи являлись серьёзным препятствием. После разгрома Литвой ордена меченосцев, их остатки соединились с Тевтонским орденом и образовали Ливонский орден, он то и решил напасть на Новгород. (Формулирование темы урока)
План
- Натиск с Запада
- Александр Невский
- Невская битва.
- Ледовое побоище.
- Отношения с Ордой
- Значение деятельности Александра Невского.
Показ слайдов
Учитель: На экране вы видите фразу: «Не в силе Бог, а в Правде». Кому принадлежат эти слова? Слайд 1
Ответ учащихся: Александру Невскому.
Учитель: Правильно, ребята. Давайте познакомимся с этим героем поближе
Александр Ярославич Невский был сыном князя Ярослава Всеволодича и княгини Феодосии (дочери Мстислава Удалого). Он родился 13 мая 1221 г. Известно, что в 1228 и 1230 гг. отец оставлял братьев Александра и Федора на княжение в Новгороде.. Отрочество и юность Александра Ярославича большей частью протекали в Новгороде, где княжил его отец. В 1223 году (по другим сведениям - в 1225 году) Ярослав «учинил сыновьям княжеский постриг»- обряд посвящения в воины. Маленького княжича впервые сажали на боевого коня. В знак первого шага на пути возмужания ребенку отрезали прядь волос, что и дало название всему обряду. Первые годы правления были посвящены укреплению города. К тому времени старший брат Федор умер. В 1239 г. он женился на Александре Брячиславне, полоцкой княжне. Этот союз принес Александру трех сыновей: Даниил стал московским князем, а Андрей и Димитрий княжили во Владимире. Но только с 1236 г. начался период длительного княжения Александра в Новгороде, а после смерти Ярослава, в Киеве. Слайд 2
Учитель: В начале 1240 года шведы захватили крепость Изборгск, для того чтобы затем овладеть Новгородом. Дозор успел предупредить новгородскую дружину о приближении неприятеля. По преданию, в ночь, накануне битвы, Александру приснился сон, будто он стоит на берегу реки, и, внезапно, появляется ладья со святыми Борисом и Глебом, которые зовут его за собой. Александр идёт за ними, а они предрекают ему неминуемую битву. Князь проснулся и уже знал, что враг близко, он решил напасть первым. 15 июля 1240 года русское войско обрушилось на шведов устье р. Ижоры, при впадении ее в р. Неву. Русичи ворвались в лагерь, Александр лично нанёс удар копьём в глаз предводителю шведов Биргеру. Во время столкновения настоящими героями проявили себя дружинник Савва, сбивший королевский шатёр, новгородец Миша, потопивший 3 вражеских корабля, слуга Александра Ратмир, сражавшийся сразу против нескольких шведов. (Слайд 3)
Учитель: Зимой 1241 года, Тевтонские рыцари, воспользовавшись ссорой новгородцев с Александром, захватили новгородские земли и возвели там крепость Капорье, отрезав тем самым торговые пути. Новгородцы вынуждены были просить Александра вернуться и помочь им справиться с врагами. Весной 1242 года русская пехота и тевтонские рыцари, закованные в тяжёлые доспехи, встретились около Чудского озера. И здесь проявилась дальновидность Александра, он дождался, когда рыцари плотным строем двинулись в атаку, построившись своим знаменитым клином - «свиньёй». Александр издали наблюдал, как тяжёлая масса вступила на тонкий лёд. Прошло совсем немного времени, когда лёд не выдержал и треснул, закованные в тяжёлую броню, люди с криками стали идти на дно, тут то и поспешил Александр со своей дружиной навстречу врагу. Русские ратники, одетые лишь в лёгкую кольчугу, добивали противников. Победа была полной. (Слайд 4)
Работа с учебником
Учитель: Какие цели ставили перед собой немецкие рыцари?
Ответ учащихся: Они хотели контролировать устье Невы и финские заливы для господства на Балтийском море
Учитель: Какое значение имела победа Александра над немецкими рыцарями?
Ответ учащихся: Немцы запросили мира и вернули все захваченные территории.
Учитель: Не только военными победами против западных рыцарей прославился Александр Невский. Будучи князем Киевским, Владимирским он вынужден был вести осторожную политику с правителями Золотой Орды. Используя текст учебника, давайте сравним действия Александра и его брата Андрея.
Ответ учащихся: Андрей выступал против монголо-татар, Александр поддерживал ордынских ханов.
Учитель: Как вы считаете, такая позиция была предательством по отношению к своему народу или, наоборот, его спасением?
Выступление учащихся. (Ученики высказывают своё мнение, аргументируя его доказательствами)
4. Закрепление изученного материала
Учитель: Ребята, давайте подведём итоги деятельности князя Александра Невского. Перечислите основные направления деятельности князя и сформулируйте основные итоги княжения Александра Невского.
Ответ учащихся:
Основные направления деятельности:
1.Противостояние шведско-немецкой экспансии (Невская битва-1240 г., Возвращение Пскова -1240, Ледовое побоище -1242 г.,)
2.Курс на сотрудничество с Ордой в условиях постоянной угрозы вторжения монголов, тем самым он сумел сохранить мир в своих землях и противостоять другим захватчикам с помощью орды.
3.Участие в организации переписи населения для упорядочения сбора дани для Орды, тем самым он вошёл в доверие к монголам с целью дальнейшего утаивания налогов
4.Активное сотрудничество князя с Православной Церковью
5. Подведение итогов
Учитель: Какие итоги и выводы можно сделать?
Ответ учащихся:
- Превращение ордынцев в своих политических союзников в борьбе с экспансией Запада
- Сохранение политических и духовных основ русской жизни в Северо-Восточных и Северо-Западных землях Руси в условиях политической зависимости русских земель от Орды
- Превращение Северо-Восточных земель в потенциальный центр возрождения русской государственности
- Урегулирование отношений между мятежными русскими князьями и Ордой
Рефлексия.
Учитель: Оцените значимость нашего урока, удалось ли нам достичь поставленных целей.
сегодня я узнал…
было интересно…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
я попробую…
мне захотелось…
VI. Домашнее задание по выбору учащихся:
1. Прочитать п.
2.Составить в рабочей тетради основные направления внешней и внутренней политики Александра
3.Опишите исторический портрет князя Александра Невского.
4.Заполните таблицу «Завоеватели, вторгшиеся в пределы Руси в XIII в.»
Линии сравнения | Планы по отношению к Руси | Снаряжение и вооружение | Религия |
Монголо-татары | |||
Шведы и немецкие рыцари |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»
«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...
Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"
Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
Методическая разработка урока истории 8 класс.
Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....
Методическая разработка урока истории 8 класс.
Причины и предпосылки отмены крепостного права. Император - освободитель....
Методическая разработка урока истории 7 класс.
Смутное время....