Воспитание толерантности на примере сохранения традиций и культуры малочисленных народов Камчатки
статья по истории на тему

Арсланова Ольга Геннадьевна

Знакомство с обрядами, их изучение и исследование, сохранение традиционных знаний и культуры народов полуострова является одним из приоритетных направлений воспитания толерантности и развития сознания обучающихся в нашем образовательном учреждении, поскольку Камчатка - это территория активного промышленного освоения и, прежде всего, территория, на которой проживаем мы. Это очень важно для городских школьников, так как утрачиваются связи между традиционной и современной культурой, между городом и селом. В связи с этим в статье педагогам предлагаются пути решения данной проблемы на примере опыта работы учителей истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности на примере сохранения традиций и культуры малочисленных народов Камчатки

Память сильна неповторением. Но историческая память помогает нам увидеть и прошлое и настоящее. Каждый регион нашей огромной России имеет своё лицо, и каждый человек должен знать историю и особенности того края, где он живёт, помнить творцов, хранителей культуры земли, где будут созидать его дети и внуки. Традиционная культура и знания коренных народов мира, в том числе малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в настоящее время признаны мировым сообществом как культурное достояние, которое необходимо сохранить.

В микрорайоне Завойко города Петропавловска-Камчатского проживает около 4000 человек, основную часть населения составляют семьи военнослужащих. Среди сотрудников и обучающихся средней школы № 17 им. В.С. Завойко более двадцати человек являются представителями коренных народов (ительмены, чукчи, алеуты, эвенкийка, эвенкийка/чукчанка, коряки).

Знакомство с обрядами, их изучение и исследование, сохранение традиционных знаний и культуры народов полуострова является одним из приоритетных направлений воспитания толерантности и развития сознания обучающихся в нашем образовательном учреждении, поскольку Камчатка - это территория активного промышленного освоения и, прежде всего, территория, на которой проживаем мы. Это очень важно для городских школьников, так как утрачиваются связи между традиционной и современной культурой, между городом и селом. В связи с этим перед педагогами стоят вопросы не только обучения, но и воспитания личности, которая способна ориентироваться в сложнейших и противоречивых условиях современной общественной, политической и экономической действительности, готова к выполнению основных социальных функций, к общественно-преобразующей деятельности, сформированной гражданской позиции.

В соответствии с ФГОС педагогическим коллективом разработана долгосрочная Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся «Растим патриотов России», основные задачи которой:

развивать чувства патриотизма, гуманизма и толерантности, любви к своей Родине и гордости за неё;

формировать представление о жизни населения Камчатки в контексте исторических условий;

воспитывать активную гражданскую позицию, уважение к лучшим традициям семьи, школы, народа, страны, к культурам других народов.

Успешная реализация этих задач в условиях образовательного пространства школы осуществляется через:

  • курсы «История Камчатки» и «География Камчатки» в качестве регионального компонента, главной задачей которого является формирование представлений о жизни населения Камчатки в контексте исторических условий, знакомство с традиционными видами хозяйственной деятельности, обрядами, материальной и национальной культурой народов Камчатки;
  • курс «Основы религиозной культуры» в начальной школе;
  • введение в учебный план элективных и факультативных занятий для обогащения кругозора учащихся, снижения уровня националистических настроений и ксенофобии;
  • организация  на базе школьного краеведческого музея конкурсов, викторин и других мероприятий, приуроченных к празднованию национальных традиций разных народов, направленных на знание обычаев, традиций, ритуалов, обрядов, фольклора;
  • ознакомление обучающихся с национальными промыслами народов Камчатки на занятиях туристско-краеведческого объединения, создание творческих групп для проведения мастер-классов по изготовлению изделий из бисера, природных материалов;
  • привлечение сотрудников органов образования и культуры, музейных и библиотечных работников для подготовки семинаров, «круглых столов», экскурсий, передвижных выставок для обучающихся и гостей школы;
  • включение обучающихся и педагогов в совместную научно-исследовательскую, спортивную, культурно-досуговую деятельность;
  • использование школьного краеведческого музея как Центра гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Разработана рабочая программа внеурочной деятельности туристско-краеведческого объединения «Здесь России моей начало», предусматривающая изучение истории и культуры народов России и Камчатки с целью привития интереса и обогащения знаний школьников и молодёжи в данном направлении. Созданы творческие группы, которые занимаются поисково-исследовательской деятельностью, собирают и обрабатывают информацию по истории малой Родины, создают проекты и презентации, успешно защищают свои работы на конференциях муниципального, регионального и всероссийского уровней.

В апреле 2011 года старшеклассники разработали исследовательский проект «Ритуальные обереги коряков», основу которого составили исследования материальных ценностей коренных народов Камчатки – кукол-оберегов. Данная работа была представлена на очной XXVII Всероссийской конференции обучающихся «Юность. Наука. Культура» в г. Москве и отмечена дипломом первой степени. Проект положил начало пополнению музейной коллекции предметами национальной культуры и промыслов коренных жителей края.

Для более глубокого изучения культуры малочисленных народов были организованы просмотры видеофильмов о Камчатке, выставки рисунков, поделок из природного материала, инсценированные постановки, конкурсы чтецов «Моя малая Родина». Традиционными стали экскурсии в школьный музей с презентацией предметов национальной культуры из музейных фондов и частных собраний. Были организованы передвижные выставки «Народные промыслы», на которых посетители познакомились с уникальными экспонатами из фондов Тигильского районного музея Камчатского края: изделиями из меха и рыбьей кожи, рога оленя, резьбой по дереву и кости. Это вызвало у школьников и педагогов большой интерес к традициям коренных народов, желание глубже проникнуться данной темой, принимать активное участие в исследовании исторических и культурных ценностей народов. На уроках литературы, истории, географии учащиеся выступили с докладами и рефератами по данной теме. Большую методическую помощь в работе музея оказывают собственно носители культуры коряков и ительменов - Алексеева Ольга и Морилова Альбина, проводят консультации, предоставляют предметы культуры и быта для проведения занятий и выставок. Школьный музей пополнился интересными рефератами и презентациями на темы «Легенды народов Камчатки», «Писатели и поэты о Камчатке», «Родовой камень Аняпель», «Ритуальные обереги коряков», «Национальные праздники и традиции». Создана электронная методическая копилка, материалы которой успешно используются на уроках и во внеурочной деятельности. Учащиеся, родители и педагоги приняли активное участие в пополнении экспонатов школьного музея национальными орудиями труда и предметами быта народов Камчатки: рубило, каменные ножи и тёсла, каменные и обсидиановые наконечники, сшивайка (орудие труда для вязания рыболовных сетей), жирник из кварца, цепь из рога оленя, фигурка ворона Кутха, деревянные маски.

На основе собранных материалов была разработана экскурсия по теме «Культурное наследие народов Камчатки» для учащихся, воспитанников детского сада № 9, гостей школы. Данная экскурсия стала победителем краевого конкурса экскурсий и экскурсоводов в 2016 году.

Накопленный опыт позволил разработать новый проект «Создание этнографического отдела «Культурное наследие народов Камчатки» на базе школьного краеведческого музея», целью которого является создание условий для ознакомления, изучения и сохранения традиционных знаний и культуры коренных малочисленных народов Севера. Проект ориентирован на становление личностных характеристик обучающегося, любящего свой край и своё Отечество, знающего русский и родной языки, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества и направлен на сохранение традиционных знаний и культуры коренных малочисленных народов Севера.

С этим проектом наша образовательная организация в марте 2016 года вошла в число победителей Краевого конкурсного отбора проектов общеобразовательных организаций, реализующих программы изучения национальных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и иных этнокультурных предметов.

Получение гранта дало возможность создать в школьном музее постоянную экспозицию «Культурное наследие народов Камчатки». Накопленные по теме материалы систематизированы. Предметы культуры и быта коренных жителей края и другие экспонаты с краткой информацией о них размещены в специально оборудованных музейных витринах. Приобретена новая методическая и научно-популярная литература: географические атласы, исторические издания Г. Стеллера, С. Крашенинникова, справочники, иллюстрированные книги, красочные фотоальбомы о природе Камчатки и её жителях. В музее создан уголок природы. Для этого приобретены чучела глухаря, куропатки, горностая, топорка и совы. Школьники-экскурсоводы расскажут посетителям музея о далёком прошлом полуострова, его первопроходцах, исследователях, путешественниках, познакомят с настоящим Камчатки, её неповторимой и уникальной природой, огнедышащими вулканами, завораживающими гейзерами, редкими видами животных, а также поэтами и художниками, воспевающими красоту и неповторимость нашего края. Несомненный интерес вызовет фольклор и творчество народов, проживающих на территории полуострова. Инсценированные легенды и сказки не только дадут эстетическое наслаждение, но и введут в мир, живущий по своим законам красоты. Школьники под руководством опытных педагогов продолжат поисковую работу, встретятся с жителями города и края, коренными носителями культуры, оформят рефераты и презентации. Запланированы и такие мероприятия, как посещение библиотечных центров, музеев и города и края, встречи с интересными людьми, экскурсии под руководством специалистов туристических центров к исторических местам, походы на вулканы, природные зоны. Соприкосновение с живой природой, культурой и традициями народов, населяющих наш край, позволит школьникам и молодёжи сохранить те исторические ценности, которые были заложены многими поколениями нашей России.

Победа в региональном конкурсе этнонациональных проектов подтвердила необходимость проведения систематической работы по сохранению знаний о традициях, обычаях, фольклоре, народных промыслах народов России, особенностях национальной самобытности и языка, а также предоставила возможность дальнейшему развитию нашей образовательной организации в данном направлении.

Арсланова Ольга Геннадьевна, учитель истории, руководитель школьного музея

Черний Елена Геннадьевна, учитель истории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 17 им. В.С. Завойко»

Петропавловск-Камчатского городского округа

(МБОУ «Средняя школа № 17 им. В.С. Завойко»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «Сохранение традиций русской культуры».

Программа элективного курса « Сохранение традиций русской культуры» является одним из вариантов курсов, ориентирующих учащихся 9 –х классов на выбор профиля обучения в старшей школе.Обучаясь по этой п...

Калмыцкий язык, 10 класс. Урок развития речи "Традиции, обычаи, культура калмыцкого народа"

Урок развития речи "Традиции, обычаи, культура калмыцкого народа" раскрывает традиции калмыцкого народа, связанные с поведением человека в обществе....

Духовно-нравственное воспитание детей на примере семейных традиций. Статья "Моральный дух семьи Василисиных не угасает..."

Василисина Людмила Дмитриевна - моральный дух этой женщины не угасает, а крепнет с годами, у этого человека есть чему поучиться.Как часто говорят «человек старой закалки», но я бы сказала человек, пол...

Урок развития речи "Традиции, обычаи, культура калмыцкого народа", 10 класс

Урок развития речи "Традиции, обычаи, культура калмыцкого народа" раскрывает традиции калмыцкого народа, связанные с поведением человека в обществе....