Рабочая программа по истории 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Рабочая программа по истории с Древнейших времен до конца 19 века, 10 класс к учебнику А.Н. Сахарова рассчитана на 68 ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ist_10_kl_ik_68_ch.docx | 54.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по истории России. С древнейших времен до конца 19 века.
( 10 класс )
Рабочая программа курса истории для 10 классов составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
- Приказ Министерства образования РФ №1080 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «б образовании в Российской Федерации»
- Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ ( приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312)
- Школьный учебный план на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, федеральному базисному учебному плану, и учебному плану образовательного учреждения 2016-2017 учебный год с учетом режимных требований исправительной колонии общего режима с. Бестях.
Программа ориентирована к учебникам А.Н. Сахарова «История России. С древнейших времен до конца 19 века» и А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. 17-19 вв.» рассчитана на 68 часов и соответствует требованиям Государственного стандарта общего образования по истории.
Основные цели курса:
- актуализация и углубление знаний, ранее полученных учащимися в процессе изучения истории Древнего мира, истории Средних веков, Нового времени и новейшей истории зарубежных стран, соответствующих курсов истории России;
- формирование у старшеклассников целостного представления о роли и месте России в мировом развитии на различных этапах.
В результате изучения курса учащиеся должны знать/ понимать:
- основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всеобщей истории;
- периодизацию всеобщей и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов.
Общая характеристика:
Изучение предмета «история» можно рассматривать как важнейший компонент общегуманитарного образования в школе при исправительных колониях, направленный на решение приоритетных воспитательных задач. Обеспечивается возможность определения учащимися собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, к наиболее значительным событиям и личностям истории России, осознанного выбора собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования в школе связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно- историческому анализу, а на этой основе- развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, обьяснения и оценки исторических фактов и явлений. Таким образом, критерий качества исторического образования в школе при исправительных колониях, связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением анализа, обьяснения оценки исторических явлений, реконструкции образов исторической реальности.
Место учебного предмета в учебном плане:
Учебная программа разработана на основе федерального учебного базисного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса истории в 10 классе отводится 68 часов ( по 2 часа в неделю).
Содержание курса истории:
Глава 1. Русь изначальная.( 6 ч.)
История России- часть мировой истории. Источники по истории Отечества. Место славян среди индоевропейцев. Индоевропейцы и их расселение. Анты и склавины. Нашествие скифов. Соседи восточных славян. Великое переселение с конца 4 в. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования. Усиление роли племенных вождей, появление дружин. Борьба восточных славян с аварами и хазарами. Славяне и Волжская Булгария. Особенности становления социокультурного пространства славян. Формирование восточнославянских племенных союзов. Влияние местоположения и природных ресурсов и природных условий на развитие соседской общины. Развитие ремесла, рост городов, торговые связи. Проблема происхождения слова «Русь» и образования Древнерусского государства и историографии. Норманнская теория. Рюрик в Новгороде. Начало династии Рюриковичей. Политика Олега. Поход на Византию в 907 г. Первый письменный договор. Княжение Игоря. Полюдье. Правление Ольги и ее крещение.
Глава 2. Расцвет Руси. 11- первая треть 12 вв.( 4 ч.)
Русь в 11 в. Система управления страной. Возникновение земельной феодальной собственности. Феодально- зависимое население. Войско: структура, вооружение, порядок боевых действий. Города, торговля, устройство Русской Православной церкви, религиозная жизнь. Первые восстания на Руси. Русская правда Ярославичей. Предпосылки распада Руси
Глава 3. Политическая раздробленность Руси. ( 2 ч.)
Ю.В. Долгорукий. Причины распада Руси. Политическая раздробленность Руси- закономерный этап в развитии страны. Русские княжества 12-13 вв Культура народа- часть его истории. Единство культуры восточных славян. Влияние на Русь византийской культуры. Соединение в культуре Руси языческого мира и христианской культуры. Письменность, грамотность, школа. Летописи, литература. Архитектура. Живопись, скульптура, музыка. Зарождение русской цивилизации. Расцвет культуры домонгольской Руси
Глава 4. Борьба Руси за независимость в 13- начале 14 вв. ( 5 ч.)
Монголы: государственное устройство, хозяйственная жизнь, быт. Образование монгольского государства. Чингисхан и его завоевания. Битва на Калке. Нашествие монголов на Русь .Причины поражения русских княжеств. Монголо- татарское ига. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Натиск врагов на северо- западные границы Руси. Первые схватки с крестоносцами и литовцами. Невская битва 1240 г. Александр Невский. Ледовое побоище 1242 г. Новые центры объединения. Усиление великого Новгорода. Великое княжество Литовское в 14 в. Первый Московский князь Даниил. Борьба Твери и Москвы за лидерство. Разделение Руси на два враждующих лагеря. Политические, социальные, территориально- географические предпосылки превращения Москвы в центр объединения земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания Руси.
Глава 5. В борьбе за единство и независимость ( 6 ч.)
Расстановка сил накануне Куликовской битвы. Битва на реке Воже. Куликовская битва и ее значение. великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Расширение земель Московского княжества. Поход Тимура на Русь. Роль Русской православной церкви в объединении Руси.Борьба за московский трон. Расстановка сил. Ход борьбы, ее этапы. Юрий Звенигоровский, Василий 2. Итоги войны, ее роль в дальнейшем развитии русских земель.Расширение земель Московского государства. Подчинение Новгорода. Освобождение от ордынского ига. Иван 3- государь Всея Руси. Завершение объединения русских земель под властью Москвы. Формирование новой системы управления страной. «судебник» 1497 г. формирование многонационального государства.Роль свободного крестьянства в обеспечении процесса внутренней колонизации страны, подъема, подъема сельского хозяйства, укрепление военной мощи государства. Города ремесла, торговля в условиях централизованного государства.
Глава 6. Россия в 16 веке. ( 5 ч.)
Власть Ивана 4 и реформы 1550-х г. Внешняя политика Ивана Грозного. Опричнина последние годы Грозного царя. Новые явления в русской культуре.
Раздел 1. Россия в 17 столетии ( 11 ч.)
Смутное время. Сущность и причины смуты. Кризис общества и государства. Спасители Отечества. Новые черты старой России. Россия после смуты. Новые черты в жизни России. 17 «бунташный век». Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича. Народы России. Рост территории. Окончательное присоединение Сибири. Освоение дальнего востока. Россия накануне преобразований. Культура и быт. Развитие культуры на переломе эпох. Роль церкви в общем развитии культуры.
Раздел 2. Россия в 18 столетии ( 11 ч.)
Эпоха Петра 1. Северная война и ее итоги. Россия- империя. Значение победы в северной войне. Россия в эпоху дворцовых переворотов и второй половине18 века. Расцвет дворянской империи. Экономика и население России вор второй половине 18 века. Культура и быт России в 18 веке. Тревожное окончание века.
Раздел 3. Россия в 19 веке. ( 21 ч.)
Россия в первой четверти 19 века. Первые годы правления Александра 1. Отечественная война 1812 г. жизнь России в послевоенный период. Движение декабристов. Российская империя в годы правления Николая 1. 9 1825-1855). Внутренняя внешняя политика Николая 1. Общественная и духовная жизнь России в первой половине 19 века. Русская культура первой половины 19 века. Россия в эпоху преобразований. 1860-1870. Реформы Александра 1. Россия после отмены крепостного права. Россия в 1880- 1890 гг. Россия в годы правления Александра 3 1881-1894 гг. Государственно- социальная система России в конце 19 века. Русская культура во второй половине 19 века.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты изучения истории:
-целостное представление об историческом развитии человечества;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры;
-способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории, их анализа, сопоставления обобщенной характеристики, аргументации собственных версий;
- умения датировать события и процессы в истории, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями;
-уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко- географические обьекты, анализировать и обобщать данные карты;
-уметь характеризовать важные факты истории, классифицировать и группировать по предложенным признакам;
-умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры;
-готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории.
Метапредметные результаты изучения истории:
-способность планировать и организовывать свою учебную деятельность в соответствии с задачами изучения истории;
-готовность сформулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов;
Личностные результаты изучения истории:
-представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
-приобщение к истокам культурно- исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
-опыт эмоционально- ценностного и творческого отношения к фактам прошлого историческим источникам.
Формы и виды контроля:
Текущий контроль знаний проводится в виде опросов. Промежуточный контроль за качеством обучения и усвоения материала осуществляется в форме письменных контрольных, тестирование. Итоговый контроль знаний проводится в форме тестирования.
Материально- техническое обеспечение:
- Сахаров А.Н. Боханов А.Н. «История России с древнейших времен до конца 19 века»: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.
- Старобинская Г.И. «История России с древнейших времен до конца 19 века. Поурочное планирование 10 класс»
- Программы курса «Истории России с древнейших времен до конца 19 века»: для 10 класса общеобразовательных учреждений
- Агафонов С.В. «Схемы по истории России»
- Интернет ресурс
- Компьютер, медиапроектор
- Карты по истории России
Календарно- тематическое планирование по курсу « Истории России. С древнейших времен до конца 19 века» 10 класс
№ п/п | Тема урока | Кол. час | Тип урока | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | ||||||||
Глава 1. Русь изначальная. | |||||||||
1 | Индоевропейцы. Исторические корни славян | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческими источниками ( урок лекция ) | История России- часть мировой истории. Источники по истории Отечества. Место славян среди индоевропейцев. Индоевропейцы и их расселение. Анты и склавины. Нашествие скифов. Соседи восточных славян. Великое переселение с конца 4 в. | Называть основные источники по истории Отечества. Показывать на карте места расселения индоевропейцев, славян и их соседей, маршруты переселения и наносить на контурную карту | Анализ источников. Составление схемы «Расселение индоевропейцев» | 5.09 | ||
2 | Восточные славяне в 8-9 веке | 1 | Урок содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок) | Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования. Усиление роли племенных вождей, появление дружин. Борьба восточных славян с аварами и хазарами. Славяне и Волжская Булгария. Особенности становления социокультурного пространства славян. Формирование восточнославянских племенных союзов. Влияние местоположения и природных ресурсов и природных условий на развитие соседской общины. Развитие ремесла, рост городов, торговые связи | Описывать уровень развитие ремесла, торговли у славян. Раскрывать о верованиях славян. Приводить разные точки зрения на проблему создания государства у славян, давать им оценку. Указывать основные направления внутренней политики русских князей | Анализ «Повести Временных лет» | 5.09 | ||
3 | Появление государства Русь в Поднепровье. Первые русские князья | 1 | Урок содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок) | Проблема происхождения слова «Русь» и образования Древнерусского государства и историографии. Норманнская теория. Рюрик в Новгороде. Начало династии Рюриковичей. Политика Олега. Поход на Византию в 907 г. Первый письменный договор. Княжение Игоря. Полюдье. Правление Ольги и ее крещение. | Приводить разные точки зрения на проблему создания государства у славян, давать им оценку. Указывать основные направления внутренней и внешней политики русских князей. Давать оценку завоеваниям русских князей и их значению для государства. Давать характеристику историческим деятелям, используя источники и дополнительную литературу | Заполнение сравнительной таблицы « политика русских князей» выполнение письменного задания | 12.09 | ||
4 | Правление Святослава | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим источником (урок практику) | Правление Святослава. Дальнейшее объединение земель и централизации системы управления. Военные походы Святослава. | Определять главные направления политики Святослава, давать оценку его деятельности | Составление таблицы «основные направления внешней политики Руси» | 12.09 | ||
5 | Древнерусское государство при Владимире | 1 | Урок содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок) | Борьба за власть после смерти Святослава. Приход к власти Владимира. Борьба с печенегами. Крещение Руси. Двоеверие .Значения принятия христианства. Влияние христианства на культуру Руси | Уметь работать с различными источниками дополнительной информации. | Составить тезисы своего ответа по теме «Владимир- язычник и Владимир- христианин два исторических образа» | 22.09 | ||
6 | Становление Древнерусского государства | 1 | Урок повторение | Становление и развитие Древнерусского государства | Уметь обобщать ранее полученные знания, анализировать информацию по теме. | Обсуждение вопросов, выступление учащихся, тематический контроль | 22.09 | ||
Глава 2. Расцвет Руси. 11- первая треть 12 вв. | |||||||||
7 | Правление Ярослава Мудрого | 1 | Урок применения знаний при изучении нового материала | Приход Ярослава Мудрого к власти. Деятельность Я. Мудрого. Порядок престолонаследия. | Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Я.Мудрого, определять основные особенности лествичного порядка престолонаследия | Тестовые задания | 29.09 | ||
8 | Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах | 1 | Урок применения знаний при изучении нового материала (урок практикум) | Русь в 11 в. Система управления страной. Возникновение земельной феодальной собственности. Феодально- зависимое население. Войско: структура, вооружение, порядок боевых действий. Города, торговля, устройство Русской Православной церкви, религиозная жизнь. Первые восстания на Руси. Русская правда Ярославичей. Предпосылки распада Руси | Знать систему государственного управления в Древней Руси и уметь представлять ее виде схемы. Раскрывать основные положения Русской Правды. Объяснять причины междоусобных войн. Знать понятия. | Доказать что древнерусское государство было раннефеодальным | 29.09 | ||
9 | Русь при внуках Ярослава Мудрого. Правление Владимира Мономаха. | 1 | Урок применение знаний при изучении нового материала | Продолжение междоусобных войн. Съезд в Любече в 1097 г. деятельность Владимира Мономаха: разрешение социальных конфликтов, поддержание единства Руси, внешняя политика | Раскрывать суть политики Владимира Мономаха. Знать основные решения съезда в Любече. Определять основные направления внешней политики Руси. Знать основные понятия. | 6.10 | |||
10 | Расцвет Руси 11- первая треть 12 вв. итоговое обобщение | 1 | Урок повторение | Особенности развития Руси в домонгольский период | Умение применять полученные ранее знания, анализировать исторические факты, сопоставлять их | 6.10 | |||
Глава 3. Политическая раздробленность Руси. | |||||||||
11 | Политическая раздробленность Руси | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок практикум) | Ю.В. Долгорукий. Причины распада Руси. Политическая раздробленность Руси- закономерный этап в развитии страны. Русские княжества 12-13 вв | Выявлять причины распада Руси: экономические, политические и социальные. Перечислять и характеризовать самостоятельные княжества: местоположение, политическое устройство, экономическое развитие, социальные отношения, отношения с соседями. Знать основные понятия | Составление таблицы « Русские княжества 12-13 вв.» | 13.10 | ||
12 | Культура Руси 10- начала 13 века | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Культура народа- часть его истории. Единство культуры восточных славян. Влияние на Русь византийской культуры. Соединение в культуре Руси языческого мира и христианской культуры. Письменность, грамотность, школа. Летописи, литература. Архитектура. Живопись, скульптура, музыка. Зарождение русской цивилизации. Расцвет культуры домонгольской Руси | Характеризовать памятники культуры. Объяснять причины влияния Византии на русскую культуру. Знать основные понятия | Выступления учащихся с сообщениями | 13.10 | ||
Глава 4. Борьба Руси за независимость в 13- начале 14 вв. | |||||||||
13 | Монголо- татарское нашествие на Русь | 1 | Урок применения знаний при изучении нового материала (урок лекция) | Монголы: государственное устройство, хозяйственная жизнь, быт. Образование монгольского государства. Чингисхан и его завоевания. Битва на Калке. Нашествие монголов на Русь .Причины поражения русских княжеств. Монголо- татарское ига. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории руси | Знать особенности государственного устройства, хозяйственной жизни и быта монголо- татар. Характеризовать Чингисхана, хана Батыя. Объяснять причины поражения русских войск. Знать основные понятия | Дискуссии о последствиях монгольского завоевания для русских земель | 20.10 | ||
14 | Натиск завоевателей на северо- западные границы Руси. Первые схватки с крестоносцами и литовцами | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок практикум) | Натиск врагов на северо- западные границы Руси. Первые схватки с крестоносцами и литовцами. Невская битва 1240 г. Александр Невский. Ледовое побоище 1242 г. | Объяснять причины победы русских войск в 1240, 1242 гг. характеризовать А. Невского как полководца. Католическое духовенство | Выступление учащихся с сообщениями личности А. Невского | 20.10 | ||
15 | Русь и Золотая Орда при Александре Невском. Предпосылки возрождения Руси | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок практикум) | Два подхода в отношениях с Ордой. Роль русской православной церкви в возрождении Руси | Уметь работать с различными источниками дополнительной информации, систематизировать и анализировать материал | Выступление учащихся с сообщениями об А. Невском, выполнение тестовых заданий | 27.10 | ||
16 | Начало собирания земель вокруг Москвы | 1 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок) | Новые центры объединения. Усиление великого Новгорода. Великое княжество Литовское в 14 в. Первый Московский князь Даниил. Борьба Твери и Москвы за лидерство. Разделение Руси на два враждующих лагеря. Политические, социальные, территориально- географические предпосылки превращения Москвы в центр объединения земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания Руси | Объяснять причины возвышения Великого Новгорода. Объяснять причины усиления Твери и Москвы. Описать этапы борьбы за первенство. Характеризовать объединительную политику московских князей | Работа с атласом, дополнительной информацией | 27.10 | ||
17 | Борьба Руси за независимость в 13- нач. 14 вв. | 1 | Повторительно- обобщающий урок | Обсуждение вопросов по теме. Тематический контроль | 10.11 | ||||
Глава 5. В борьбе за единство и независимость | |||||||||
18 | Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского | 1 | Урок обобщения знаний | Расстановка сил накануне Куликовской битвы. Битва на реке Воже. Куликовская битва и ее значение. великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Расширение земель Московского княжества. Поход Тимура на Русь. Роль Русской православной церкви в объединении Руси | Характеризовать политику сыновей Ивана Калиты. Перечислять основные этапы взаимоотношений Руси и Золотой Орды. Объяснять причины победы русских войск в Куликовской битве | Выступления учащихся с развернутыми планами ответов по теме, выполнение тестовых заданий | 10.11 | ||
19 | Феодальная война на Руси | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок- практикум) | Борьба за московский трон. Расстановка сил. Ход борьбы, ее этапы. Юрий Звенигоровский, Василий 2. Итоги войны, ее роль в дальнейшем развитии русских земель | Знать причины феодальной войны, оценивать ее последствия для развития Руси | Ответ на вопрос: «можно ли было избежать феодальной войны?» (письменно с аргументацией) | 17.11 | ||
20 | Иван 3- государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом | 1 | Урок обобщения знаний | Расширение земель Московского государства. Подчинение Новгорода. Освобождение от ордынского ига. Иван 3- государь Всея Руси. Завершение объединения русских земель под властью Москвы. Формирование новой системы управления страной. «судебник» 1497 г. формирование многонационального государства | Показывать на карте границы Московского княжества. Раскрывать последствия ордынского ига. Составлять схему государственного устройства. Знать основные понятия по теме, признаки централизованного государства | Ответить на вопросы | 17.11 | ||
21 | Хозяйство, власть и Церковь в 15 в | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок- практикум) | Роль свободного крестьянства в обеспечении процесса внутренней колонизации страны, подъема, подъема сельского хозяйства, укрепление военной мощи государства. Города ремесла, торговля в условиях централизованного государства | Характеризовать процесс внутренней колонизации. Объяснять влияние природно- климатических условий на развитие страны. Объяснять причины быстрого экономического роста страны знать основные понятия | Обсуждение вопроса: «Какие процессы во взаимоотношениях Церкви и государства отразила теория Москва третий Рим?» | 24.11 | ||
22 | Культура и быт в 14- 15 вв. | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Летописание. Создание исторических сочинений. Жития, сказания. Зодчество. Живопись. Фольклор. Существенное изменение быта богатых людей. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского, белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности | Раскрывать значение летописания. Описывать памятники культуры. Объяснять влияние исторических событий на культуру государства. Перечислять новые жанры исторической литературы. Знать основные понятия. | Выступление учащихся с сообщениями | 24.11 | ||
Глава 6. Россия в 16 веке | |||||||||
23 | Приход к власти Ивана 4 и реформы 1550 г | 1 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок) | Борьба за власть в юные годы Ивана 4. Первое боярское правительство. Правительство Елены Глинской. Боярские группировки у власти. Иван 4. Венчание на царство. Восстание 1547 г. реформы Избранной рады. Судебник 1550 г. складывание идеологии самодержавия. Создание органов сословного представительства. Развитие поместной ситемы | Объяснять причины усиления власти монарха. Составлять схему государственного устройства. Характеризовать внешнюю политику России. Объяснять причины восстания 1547 г. дать характеристику реформ Избранной рады. Знать основные понятия | Обсуждение вопроса: « чем сословное представительство в России отличалась от аналогичного явления в Западной европе» | 1.12 | ||
24 | Внешняя политика Ивана 4 | 1 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок) | Присоединение Казани и Астрахани. Борьба с Крымским ханством. Ливонская война. Присоединение Сибири и ее освоение. Расширение территории России 16 века. Рост международного авторитета Российского государства | Объяснять значение присоединения Казани и Астрахани. Раскрывать причины и последствия Ливонской войны. Объяснять причины присоединения Сибири для развития России и народов Сибири. Знать основные направления внешней политики и ход Ливонской войны | Составить ответ в форме тезисов по теме «Ливонская война и ее роль в истории России» | 1.12 | ||
25 | Опричнина. Последние годы Грозного царя | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Сущность опричнины. Опричный террор. Конец опричнины. Влияние опричнины на жизнь страны. Прекращение династии Рюриковичей. Формирование новой системы управления страной | Раскрыть роль опричнины. Знать основные понятия | Составить сравнительную характеристику Ф. Ивановича и Б.Годунова | 8.12 | ||
26 | Новые явления в русской культуре | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Особенности русской культуры 16 века. Начало русского книгопечатывания. Рождение публицистики. Новые явления в архитектуре, живописи, музыки | Характеризовать памятники культуры. Объяснить влияние контактов с иностранными на жизнь высших слоев общества | Подготовить сообщение о русской культуре второй половины 16 века | 8.12 | ||
27 | Россия в 16 в. Итоговое повторение | 1 | Повторительно- обобщающий урок | Обсуждение вопросов, контрольное тестирование | 15.12 | ||||
Раздел 1. Россия в 17 столетии. Глава 1. Смутное время | |||||||||
28 | Начало смуты | 1 | Урок изучения нового материала | Сущность и причины Смуты. Политика Б. Годунова. Рост преступности. Восстание Хлопка в 1603 г. поход Лжедмитрия 1 на Москву и итоги его правления | Характеризовать положение страны в период Смуты, народных восстаний, используя документы. Показывать на карте районы восстаний, места сражений, территории. Характеризовать последствия самозванца и интервенции для страны | Подготовить сообщение «Начало смуты» | 15.12 | ||
29 | Кризис общества и государства | 1 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок) | Боярский царь Василия Шуйский. Попытка перехода России от самодержавия и деспотизма к боярскому коллективному правлению. Гражданская война. Поход повстанцев на Москву. Поражение народного восстания. Лжедмитрий 2. | Характеризовать политику Василия Шуйского. Объяснять причины восстания Болотникова. Описывать ход военных действий. Объяснять причины поражения восставших. Знать основные понятия | 22.12 | |||
30 | Спасители отечества | 1 | Первое ополчение Патриарх Гермоген. Бои ополченцев в Москве. Захват Новгорода шведами. Распад первого ополчения. Освобождение Москвы. Причины победы второго ополчения. Земский собор 1613 г. восстановление независимой страны | Объяснять причины распада первого ополчения. Сравнивать программы первого второго ополчения. Характеризовать роль церкви в условиях Смуты. Объяснять причины победы второго ополчения и избрание М. Романова на царство. Знать основные понятия | Заполнение таблицы периоды Смутного времени, выступления учащихся с сообщениями | 22.12 | |||
Глава 2. Новые черты старой России | |||||||||
31 | Россия после Смуты | 1 | Урок сообщение нового материала | Последствия смуты. Возрождение самодержавия. Личность царя Романова. Война с Польшей и Швецией. Частичное восстановление сельского хозяйства. Появление первых крупных предприятий в России. Восстановление международных связей России. Возрождение международных связей России | Отмечать положительные и отрицательные стороны последствия Смуты. Влияния преобразований в армии на обороноспособность страны. Причины и последствия Смоленской войны. Последствия Смуты. Знать основные понятия | Дать характеристику правления царя Михаила Федоровича | 29.12 | ||
32 | Новые черты в жизни России | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок практикум) | Правление царя Алексея Михайловича, соборное уложение 1649 г. Новые явления в экономике. Начало складывания всероссийского рынка. Промышленность, торговля купечество. Сословия в России 17 в. | Уметь систематизировать, анализировать изученный материал и представлять его в виде сравнительной таблицы | Сравнить мануфактуру в России и западной Европе в 17 веке. Составить схему «сословия 17 в.» | 29.12 | ||
33 | 17, «бунташный» век | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок практикум) | Рост социального напряжения в стране. Соляной бунт. Медный бунт. Восстание С.Т. Разина | Охарактеризовать причины социальных потрясений, выявлять сходства и отличия. Характеризовать личность С.Т. Разина. Уметь объяснять причины поражения восстаний. Знать понятия | Сравнить по социальному составу участников восстания 17 в. Их требования методы борьбы | 12.01 | ||
34 | Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича | 1 | Урок применения знаний при изучении нового материала | Рост противоречий между церковью и государством. Церковная реформа. Патриарх Никон. Старообрядчество. Смещение Никона. Усиление царской власти. Укрепление армии. Отношение России с Польшей. Положение на украинских землях. Присоединение Левобережной Украины к России | Уметь объяснять основные причины церковной реформы, характеризовать основные направления внешней политики России во второй пол 17 века | Составить развернутый план ответа по теме «внешняя политика России в период царствования Алексея Михайловича» | 12.01 | ||
35 | Народы России | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок практикум) | Рост территории страны. Окончательное присоединение Сибири. Освоение Дальнего Востока. С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров | Уметь работать с исторической картой, перечислять территории, вошедшие в состав России. Объяснять влияние на жизнь народов их включение в состав России. Характеризовать деятельность землепроходцев и первооткрывателей | 19.01 | |||
36 | Россия накануне преобразований | 1 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок) | Правление Федора Алексеевича. Восстание стрельцов 1682 г. и приход царевны Софьи к власти. Правление Софьи. Приход к власти Петра | Характеризовать преобразования проведенные Федором Алексеевичем. Определять значение отмены местничества. Определять внешнеполитические задачи России в годы правления царевны Софьи. Знать основные понятия | Сравнительная таблица | 19.01 | ||
37 | Культура и быт | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок практикум) | Развитие культуры на переломе эпох. Роль церкви в общем развитии культуры. Борьба против западной культуры. Влияние колонизационных процессов на развитие русской культуры. Народная культура. Новые культурные веяния. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России | Объяснять противоречивость роли церкви в формировании культуры. Характеризовать новые культурные веяния. Описывать памятники культуры. Знать основные понятия | Выступление учащихся с сообщениями | 26.01 | ||
38 | Россия в 17 веке | 1 | Повторительно- обобщающий урок | Систематизировать знания учащихся по истории России | Тестовые задания, работа с контрольно- измерительными материалами | 26.01 | |||
Раздел 2. Россия в 18 столетии Глава 3. Эпоха Петра 1 | |||||||||
39 | Эпоха Петра 1. Северная война | 1 | Урок применения новых знаний при изучении нового материала | Северная война и ее итоги. Ништадтский мир. Россия- империя. Значение победы в Северной войне | Объяснять цели и значение Великого посольства. Объяснять причины Северной войны. Характеризовать сражение под Полтавой. Характеризовать Ништадтский мир. Знать основные понятия | Заполнение таблицы «северная война» | 2.02 | ||
40 | Реформы Петра 1 | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок практикум) | Протекционизм, привлечение частного капитала, мануфактуры. Реформы армии и флота. Табель о рангах, новая система государственного устройства .Перемены положений сословий. Новшества культуры и быта. Развитие науки. Личность Петра 1 и методы проведения реформ | Раскрывать суть экономических реформ, характеризовать их. Сравнивать государственную политику допетровского периода и после реформ Петра 1.характеризовать положение сословий. Знать основные понятия. | Составить развернутый план по теме «реформаторская деятельность Петра 1» | 2.02 | ||
41 | Эпоха дворцовых переворотов | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок практикум) | Борьба за власть после смерти Петра 1. Власть «верховников». Анна Иоанновна. Бироновщина. Приход к власти Елизаветы Петровны и реформы в экономике. Формирование буржуазии. Внешняя политика в 1740- 1750 гг. семилетняя война и ее итоги. Петр 3. Манифест о вольности дворянства | Уметь систематизировать и анализировать изученный материал, представлять его в заданной форме | Сравнивать периоды правления Екатерины 1, Петра 2 | 9.02 | ||
42 | Расцвет дворянской империи | 1 | Урок применения полученных ранее знаний при изучении нового материала | Личность Екатерины 2. Уложенная комиссия. Восстание Емельяна Пугачева. Реформы. Рост территории и населения Российской империи | Уметь анализировать изученный материал, аргументировать свою точку зрения, сравнивать исторические факты | 9.02 | |||
43 | Могучая внешнеполитическая поступь империи | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Характеристика основных направлений внешней политики Российской империи в 18 в. Русско- турецские войны Суворов, Потемкин, Ушаков. Разделы Речи Посполитой | Уметь работать с различными источниками дополнительной информации | 16.02 | |||
44 | Экономика т население России во второй пол 18 века | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок практикум) | Рост территории и населения. Вмешательство государства в экономику. Состояние финансов. Формирование национальной политики | Уметь работать с текстом учебника, знать основные понятия по теме | Составление развернутого плана ответа « развитие промышленности, сельского хозяйства и торговли России второй пол 18 в» | 16.02 | ||
45 | Культура и быт России в 18 в. | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок- презентация) | Влияние культуры на общество. Открытие Московского университета М.В. Ломоносов. Наука. Светский характер литературы. Классицизм. Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин | Уметь работать с различными дополнительными источниками информации | Сравнение быта россиян в 18 в. И в 17 в. | 23.02 | ||
46 | Тревожное окончание века | 1 | Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения | Личность Павла 1. Внутренняя и внешняя политика. Переворот 11-12 марта 1801 г | Уметь составлять сравнительные характеристики исторических личностей конца 18 века | Сопоставить цели политики Павла 1 и методы ее осуществления | 23.02 | ||
47 | Россия во второй четверти 18 века | 1 | Повторительно- обобщающий урок | Уметь анализировать и обобщать факты, выполнять тестовые задания | 2.03 | ||||
48 | Первые годы правления Александра 1 | 1 | Урок сообщение нового материала | Территория и население страны в нач 19 века. Сословный строй. Крепостная система. Роль городов. Либерализация общественной жизни. Указ о вольных хлебопашцах. Негласный комитет. Проекты Сперанского М.М. | Показывать на карте территорию Российской империи. Характеризовать деятельность негласного комитета. Разъяснять суть реформ проводимых Александром 1. Раскрывать основные положения проекта Сперанского | Охарактеризовать суть реформы Сперанского | 2.03 | ||
49-50 | Отечественная война 1812 г. | 2 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Россия и антифранцузкая коалиция. Аустерлиц. Тильзитский мир. Русско- турецская война. Вторжение армии Наполеона в России. Цели, соотношение сил. Священный союз и участие в нем России | Соотношение сил и планы противников перед началом военных действий. Описывать основные сражения Отечественной войны 1812 г. знать основные понятия и термины | Заполнение таблицы: ход отечественно войны 1812 г. | 9.03 | ||
51 | Жизнь России в послевоенный период | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом | Реформы в Прибалтике, Польше и Финляндии. А.А. Аракчеев, Н.Н. Новосильцев | Уметь сопоставлять исторические факты и явления, выражать собственную точку зрения и уметь ее аргументировать | Сравнение проектов реформ Сперанского и Новосильцева | 16.03 | ||
52-53 | Движение декабристов | 2 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок практикум) | Истоки декабризма. Тайные общества: состав, программные документы. Конституция. Русская правда. События 14.12.1825 г.: ход итоги влияния на общество | Характеризовать тайные общества и их деятельность. Раскрывать основные положения программных документов, их отличия. Объяснять причины поражения декабристов. Тайные союзы | Сравнивать программы декабристов | 16.03 23.03 | ||
54-55 | Россия времен Александра 1 | 1 | Повторительно- обобщающий урок | Основные события первой четверти 19 века | Уметь систематизировать анализировать исторические факты и участвовать в дискуссии | Тестовые задания | 23.03 | ||
56-57 | Внутренняя политика Николая 1 | 2 | Урок применения полученных ранее знаний при изучении нового материала | Кодификация законов, денежная реформа Е.Ф. Канкрина, П.Д. Киселев. Теория официальной народности С.С. Уварова. польское восстание. Участие в подавлении венгерской революции. Кавказская война. Шамиль | Уметь систематизировать анализировать изученный материал и представлять его в виде таблицы | Составить таблицу « реформы времен Николая 1» | 6.04 | ||
58-59 | Внешняя политика Николая 1 | 2 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок практикум) | Сущность восточного вопроса. Крымская война. Оборона Севастополя. Корнилов. Нахимов. Итоги и последствия войны | Уметь работать с исторической картой, дополнительным материалом | Заполнить таблицу Крымская война | 13.04 | ||
60 | Общественная и духовная жизнь России в первой половине 19 века | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок практикум) | Славянофилы и Западники. Русский утопический социализм. В.Г. Белинский, А.И. Герцен | Уметь систематизировать материал и представлять в заданном вде | Составление сравнительной таблицы | 20.04 | ||
61-62 | Русская культура первой пол 19 века | 2 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок практикум) | Золотой век русской культуры | Умение работать с дополнительной литературой, представлять подготовленные сообщения | Выступление учащихся с сообщениями | 20.04 27.04 | ||
63 | Реформы Александра 2 | 1 | Урок применения ранее полученных знаний при изучении нового материала | Личность Александра 2. Отмена крепостного права. Судебная, военная, городская реформы 1860-1870 гг. итоги и значение либеральных реформ | Знать причины отмены крепостного права. Выделять этапы подготовки данного процесса. Оценивать характер мер правительства, анализировать основные формы положений | Характеристика реформ 1861- 1864 гг | 27.04 | ||
64 | Россия после отмены крепостного права | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок практикум) | Сельское хозяйство и промышленность после реформы. Общественное движение в конце 19 века. Идеология и практика народничества, зарождение рабочего движения, политический террор | Проводить сравнительный анализ основных направлений общественного движения, их идеологии, социального состава, способов деятельности | 4.05 | |||
65 | Россия в годы правления Александра 3 | 2 | Урок применения ранее полученных знаний при изучении нового материала | Личность Александра 3. Политика контрреформ. Новые положения о земстве судопроизводстве, усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями. Внешнеполитический курс Александра 3 | Уметь анализировать социальное развитие империи, внутреннюю и внешнюю политику правительства Александра 3. Определять последствия контрреформ для исторической судьбы России | Заполнить табл. Контрреформы 1880 гг | 4.05 11.05 | ||
66 | Государственно- социальная система России в конце 119 века | 1 | Урок содержащий основные звенья процесса обучения (комбинированный урок) | Самодержавная монархия. Российские сословия. Управление Российской империей. Промышленная модернизация России | Знать динамику развития пореформенной экономики страны | 11.05 | |||
67 | Русская культура во второй пол 19 века | 1 | Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок практикум) | Литература. Изобразительное искусство | Уметь работать с различными источниками дополнительной информации, готовить рефераты, презентации с использованием компьютерной техники | 18.05 | |||
68 | Россия второй половины 19 в | 1 | Урок повторения (семинар) | Основные события истории России во второй пол 19 в. | Уметь обобщать изученный исторический материал | Итоговой контроль | 18.05 |
25 мая – резервный день
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...