ЕГЭ по истории задание №25 2017г
презентация к уроку по истории (11 класс) на тему
Презентация содержит материал, рассказывающий о том, на что надо обратить внимание учителю и ученику при подготовке к данному заданию. Критерии оценивания, по которым эксперт проверяет работу. Шаблон для тренировки написания сочинения. Дан пример, как с ним работать.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Терминология критериев оценивания исторического сочинения Причина - - событие , порождающее в качестве своего следствия другое событие; то, что необратимо вызывает изменение вещи , определяет собой следствие . Причинно-следственные связи - один из видов закономерности, они необходимы для объяснения связности всего происходящего в мире. Причина - - философская категория , отражающая то, что вызывает другое явление , предопределяет его появление или возникновение и обусловливает его развитие .Исторический процесс- цепь взаимосвязанных во времени и пространстве причинно-следственными связями исторических событий и явлений Исторический факт- действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью. Историческое событие – совокупность логически завершенных и ограниченных в пространстве и времени исторических фактов.
Терминология критериев оценивания исторического сочинения Историческое явление – комплекс аналогичных исторических фактов или их признаков, которые хранились или хранятся в течение определенного времени и в определенном пространстве( территории). Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая. выделяющая предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам . Термин – это слово или словосочетание специальной сферы употребления, являющееся наименованием понятия. Термин называет специальное понятие и в совокупности с другими терминами данной системы является компонентом научной теории определенной области знания
Общие рекомендации к написанию сочинения одного из периодов истории России 1.Сделайте осмысленный выбор из трех представленных в КИМе исторических периодов .Для этого: А)определите, какие события являются хронологическими рамками этого периода; Б)выявите, какими процессами и явлениями характеризуется выбранный вами период; В) подумайте, какие события являются определяющими исторические явления и процессы эпохи 2. Выбирая события и явления эпохи , приведите в пример наиболее важные, которые оказали значительную роль на дальнейший ход событий. Необходимо в сочинении показать это значение, сделать вывод по каждому явлению; не только привести в пример то или иное событие, но и кратко охарактеризовать его, показать суть.
Общие рекомендации к написанию сочинения одного из периодов истории России 3.Не ограничивайтесь двумя событиями, явлениями, процессами. Во- первых, указывая только 2 события ( явления, процесса) крайне сложно составить качественную характеристику исторического периода. Во- вторых, такой минимализм затрудняет выполнение требования указать 2 причинно- следственные связи между событиями (явлениями, процессами). 4. При подготовке к ЕГЭ уделяйте больше внимания сведениям о современниках руководителя государства, внесших вклад в различные сферы общественной жизни. 5. Из многих событий периода рекомендуем выбрать те, характеризуя которые вы можете привести в пример две – три исторические личности.
Общие рекомендации к написанию сочинения одного из периодов истории России 6. При подготовке к ЕГЭ используйте схемы, которые позволят выстроить причинно-следственные связи. 7. При работе над исторической оценкой значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков используйте опыт подготовки к выполнению задания №24( аргументация различных точек зрения на историческое событие, явление, процесс)
Критерии оценивания задания №25 По первому критерию (К1) баллы выставляются за правильное указание событий (процессов, явлений, относящихся к выбранному выпускником периоду истории России. За правильное указание двух событий (процессов, явлений) эксперт должен выставить 2 балла, за правильное указание одного события (процесса, явления) – 1 балл даже в том случае, если выпускник ошибочно указал другие события (процессы, явления), не относящиеся к выбранному им периоду. При оценивании по критерию К1 оценивается только указание событий (процессов, явлений), но не учитывается их связь между собой, последовательность изложения и т.п.
Критерии оценивания задания №25 По критерию К2 оценивается указание исторических личностей, деятельность которых связана с названными событиями (явлениями, процессами), и характеристика роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах). Под ролью исторической личности следует понимать её деятельность, в значительной степени повлиявшую на ход и результат событий в данный период истории. При выставлении баллов по критерию К2 важно учитывать: – количество указанных элементов ответа: для выставления максимального балла по критерию К2 в ответе должны быть названы два исторических деятеля и роли обоих в названных событиях (явлениях, процессах); – указание роли личности должно быть основано на исторических фактах, общие формулировки, лишённые конкретного содержания не принимаются в качестве правильных ответов; – указание роли личности в событии не должно подменяться указанием других характеристик (например, занимаемой должности, титула и т.п.); – события (процессы, явления), в которых личность сыграла охарактеризованную в сочинении роль, обязательно должны быть названы.
Критерии оценивания задания №25 По критерию К3 оценивается указание в сочинении причинно-следственных связей. Под причинно-следственной связью следует понимать связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (процесс, явление), называемое причиной, при наличии определенных исторических условий порождает другое событие (процесс, явление), называемое следствием. При указании причинно-следственных связей могут быть использованы не только причины, но и предпосылки событий (явлений, процессов). Указанные причинно-следственные связи должны существовать в рамках данного периода. Нельзя путать причинно-следственные связи, указанные выпускником в рамках данного периода, с оценкой значимости данного периода, которая, хотя и имеет определённые характеристики причинно-следственных отношений, но всегда выходит за рамки данного периода истории. По критерию К3 не учитываются указания роли личности в событиях (процессах, явлениях) данного периода (уже учтенные по критерию К2), даже в том случае, если эти указания роли содержат элементы причинно-следственных связей. 4 . При подготовке к ЕГЭ уделяйте больше внимания сведениям о современниках руководителя государства, внесших вклад в различные сферы общественной жизни. 5. Из многих событий периода рекомендуем выбрать те, характеризуя которые вы можете привести в пример две – три исторические личности.
Критерии оценивания задания №25 По критерию К4 выпускник может получить один балл за правильное указание оценки значения данного периода для истории России. Оценка представляет собой обобщающий вывод о значении данного периода для истории страны в целом, его влиянии на процессы, характерные для эпохи, в рамках которой выделен данный период. Согласно критериям, оценка может быть дана с опорой на исторические факты и (или) мнения историков. Это означает, что указание мнений историков в работе не обязательно, выпускник может для оценки периода использовать только знание фактов. Не может быть засчитана общая формулировка, лишённая конкретного содержания .
Критерии оценивания задания №25 По критерию К5 оценивается использование исторической терминологии. Под историческим термином следует понимать слово или словосочетание, обозначающее историческое понятие, связанное с определённым историческим событием, характерное для определенного исторического периода (эпохи), или исторического процесса в целом. Для получения одного балла по критерию К5 выпускнику достаточно корректно использовать в историческом сочинении один исторический термин. Термин должен быть вписан в контекст сочинения, называние термина вне контекста сочинения не может быть признано его корректным употреблением .
Критерии оценивания задания №25 По критерию К6 оценивается наличие/отсутствие в сочинении фактических ошибок. По данному критерию работа оценивается только в том случае, если по критериям К1–К4 выпускник набрал не менее 4 баллов. Критерий К6 является «обратным», т.е. выпускник как бы изначально получает 2 балла, но при условии, что он не допустит в сочинении фактических ошибок. При оценивании работы по данному критерию учитываются фактические ошибки любого характера, допущенные в любой части сочинения: неправильное указание событий (явлений, процессов), неправильное указание исторических деятелей, ошибки в фактах их биографий, неправильно указанные причинно-следственные связи, оценки значимости периода, ошибки в указании мнений историков (например, оценка значимости ордынского владычества, данная Л.Н. Гумилёвым приписана Б.А. Рыбакову) и т.д. Необходимо отметить, что речь идёт именно о фактических ошибках, стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные выпускником, не учитываются.
Критерии оценивания задания №25 По критерию К7 оценивается форма изложения. По данному критерию, как и по критерию К6, работа оценивается только в том случае, если по критериям К1–К4 выпускник набрал не менее 4 баллов. Ответ выпускника может представлять собой или последовательное, связное изложение материала (историческое сочинение), или отдельные отрывочные положения (например, в форме плана). В первом случае выпускник получит по критерию К7 1 балл, во втором – 0 баллов. При оценке задания 25 следует учитывать, что в случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов). Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные выпускником при выполнении заданий 20 – 25, не являются основанием для снижения оценки.
Алгоритм сочинения Характеристика правителя: 1. Годы правления. 2. Занимаемое положение. 3. Главные сферы деятельности. Здесь вы должны указать стратегии, использовавшиеся деятелем в своей внутренней и внешней политике, а также осветить его вклад в социальную и экономическую области. 4. Итоги правления. Укажите на результаты, которых добилась личность. Расскажите об оценке ее деятельности современниками и учеными
Алгоритм сочинения Характеристика культурного деятеля: 1. Годы жизни. 2. Характеристика периода жизни. Здесь необходимо указать на культурные стили и идеи рассматриваемой эпохи и как они нашли свое отражение в творческой деятельности личности. 3. Результаты творчества деятеля и их влияние на других выдающихся личностей. 4. Роль в культуре России . ( Русский художник Илья Ефимович Репин )
Алгоритм сочинения Характеристика государственного деятеля: 1. Годы жизни. 2. Занимаемая должность и область деятельности. 3. Главные достижения и их оценка.
Последовательность действий хотим порекомендовать краткий шаблон, пользуясь которым легче выстроить для себя некоторую последовательность действий. • ___ (нужный период) — это период правления ___. Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них. • Событие (явление, процесс) № 1 + итог. • Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль. • Событие (явление, процесс) № 2 + итог. • Историческая ли Последовательность действий В завершение нашего краткого обзора особенностей работы над новым заданием 25 хотим порекомендовать краткий шаблон, пользуясь которым легче выстроить для себя некоторую последовательность действий. • ___ (нужный период) — это период правления ___. Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них. • Событие (явление, процесс) № 1 + итог. • Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль. • Событие (явление, процесс) № 2 + итог. • Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль. • Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события — ___ и ___ — были продиктованы общими причинами: ___. • Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___. • ___ правил в течение продолжительного времени — ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно. • С одной стороны, ___. • Но, с другой стороны, ___. • Сама фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив. • Эпоха правления ___ в целом стала периодом ___.
Практикум. Внесите информацию в таблицу согласно указанным критериям Период 1992-2000г.г. 1.Исторические события(явления, процессы 2.Исторические личности (1-2) и их роль в данный период истории России. 3.Причинно-следственные связи 4. Историческая оценка событий 5. Исторические термины, понятия
Выполнение работы согласно условиям практикума. 1 .Процесс перехода к рыночной экономике и становление российской государственности. Явления: « шоковая терапия» События: март 1992г.-подписание Федеративного договора между субъектами РФ; сентябрь 1993г-указ Б.Ельцина о поэтапной конституционной реформе; 3-4октября 1993г.вооруженное выступление сторонников Верховного Совета; 12декабря 1993г.- выборы в Федеральное собрание и референдум по проекту Конституции; август 1998г. – дефолт. 2 .Борис Ельцин – первый президент РФ, с именем которого связаны революционные перемены в 1990-х.годах. Егор Гайдар – экономист, фактический глава правительства РФ в 1992г., сторонник монетаристской модели регулирования экономики. Анатолий Чубайс –член правительства реформаторов, отвечал за разработку и техническую подготовку программы приватизации.
Выполнение работы согласно условиям практикума 3. Радикальная рыночная реформа—гиперинфляция, банкротство предприятий, имущественное расслоение. Приватизация– формирование слоя частных собственников. Трудности в проведении реформ—противостояние исполнительной власти а лице президента и правительства и законодательной власти (Верховный Совет РФ). 4. Реформы 1990-х гг. означали вступление России в новую эпоху исторического развития. И сторики оценивают преобразования как революционные, а сам период как переходный. Период становления становления демократического государства и гражданского общества. Период изменения социальной политики, кризиса ценностей и роста преступности.
Выполнение работы согласно условиям практикума 5. « Шоковая терапия» , приватизация, ваучер, либерализация цен, рыночная экономика, конституционный кризис, гиперифляция , олигархия, дефолт.
Спасибо за внимание Список использованных источников и литературы 1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Федеральный институт педагогических измерений »\ Для предметных комиссий субъектов РФ Методические материалы для председателей и членов РПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2016 2.Ю.Г . Войцик «Методические рекомендации к написанию исторического сочинения ( в рамках подготовки к ЕГЭ по истории). /Москва, Издательство МЦНМО 2016г./ 3. Н.И. Вурста «Историческое сочинение Новое задание на ЕГЭ» /Ростов на Дону «Феникс» 2016г./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ по истории. Задания типа С6.
В данном документе представлен теоретический материал с разбором критериев в заданиях С6 в ЕГЭ по истории. Также имеется пример исторического сочинения, памятка выпускнику при подготовке С6....
"Русские изобретатели и умельцы" урок истории в 8 классе (применение устных и письменных заданий в практической деятельности на уроках истории в специальной (коррекционной) школе 8 вида
урок имеет пракическую значимость. на всех этапах уделяется внимание формированию у учащихся обобщенных мыслительных умений (анализировать, планировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и т.д. Прим...
ЕГЭ История Задания С6
Подготовка к ЕГЭ по истории.Задания С6. Исторические портреты...
Всероссийская акция «Тест по истории Отечества» (федеральный проект Молодёжного парламента при Государственной Думе РФ)- 2017г
Итоговая таблица работы площадки МБОУ "Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского" Всероссийская акция «Тест по истории Отечества» (федеральный проект Молодёжного парламента пр...
Всероссийская акция «Тест по истории Отечества» (федеральный проект Молодёжного парламента при Государственной Думе РФ)- 2017г.
Итоговая таблица работы площадки МБОУ "Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского" Всероссийская акция «Тест по истории Отечества» 2017г....
Итоговая таблица работы площадки Международной акции «Тест по истории Великой Отечественной войны»-2017г.
Результаты работы площадки...
Подготовка к ЕГЭ по истории. Задания повышенной сложности
Материал посвящен анализу заданий по новой структуре ЕГЭ 2022. Проведен обзор второй части , где представлены задания повышенной сложности, краткий разбор каждого из низ, алгоритмы их выполнения...