Формирование фамилистических компетенций у студентов СПО
статья по истории на тему
В статье дан анализ формирования фамилистических компетенций студентов Ненецкого аграрно-экономического техникума
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nogotysoy.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«НЕНЕЦКИЙ АГРАРНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
………………………………………………………………………………………
Ноготысая Елена Александровна
«Формирование фамилистических компетенций у студентов
ГБОУ СПО АО «Ненецкий аграрно-экономический техникум» во внеурочной деятельности»
Нарьян – Мар
2012 г.
Эффективность модернизации среднего образования зависит от многих
факторов и условий, ориентированных на выявление резервных возможностей качества подготовки профессионально компетентного и конкурентоспособного специалиста. В соответствии с новыми ФГОС СПО удельный вес времени, отводимого на организацию самостоятельной работы студентов, возрастает, следовательно, повышение эффективности самостоятельной работы будет существенно влиять и на качество подготовки специалиста.
Самостоятельная работа студентов – это многообразные виды
индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые
под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в
специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.
При изучении дисциплин организация самостоятельной работы представляет единство трех взаимосвязанных форм:
- аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;
- внеаудиторная самостоятельная работа;
- творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Одной из форм внеаудиторной самостоятельной работы при кабинете истории в Ненецком аграрно-экономическом техникуме является внеклассная проектно-исследовательская деятельность «История моей семьи», направленная на формирование у студентов фамилистических компетенций.
В современном обществе образование функционирует как элемент культуры и развивается в общей культуре ценностей. Овладение системой ценностей является важнейшей целью образования. Существуют так называемые субъективные ценности. Усвоение субъективных ценностей возможно при условии включения в содержание образования и воспитания регионального компонента. Особенно эффективно это происходит и при формировании у студентов фамилистических компетенций.
Фамилистика - система знаний о семье; совокупность факторов, процессов и явлений при изучении семьи (социология семьи и здоровья, социальная психология и этнопсихология семьи, семейное право и демография семьи, основные функции и структура семьи, институт семьи и его психологические характеристики). Фамилистика является одним из новейших научных направлений, системно изучающих семью на междисциплинарном уровне, а историко – генеалогические исследования являются важной частью семьеведения и способствуют гуманизации преподавания истории.
Кризисные явления в современном российском обществе, связанные с экономическими, социальными, политическими и другими преобразованиями, государственная и общественная нестабильность оказывают негативное воздействие на состояние и функционирование института семьи. Для того чтобы в ходе развития общества семья трансформировалась, приобретая новые положительные качества, необходимо предпринимать незамедлительные меры, способствующие укреплению института семьи: воспитанию ценностного отношения к семье, корректировке системы поведенческих норм в сфере семьи и брака, представлений о содержании семейных ролей и обязанностей и т. д.
В связи с этим актуализируется проблема планомерной, систематической, целенаправленной психолого-педагогической подготовки молодежи к семейной жизни, которая является настоятельной потребностью для современного социально-педагогического пространства, и очевидным является тот факт, что огромная роль в решении данной проблемы принадлежит учителю. Поэтому целью внеклассной проектно – исследовательской деятельности студентов является систематизация знаний по истории своей семьи, являющейся основой духовной жизни человека.
Задачи деятельности:
- развитие социокультурной компетенции через знакомство студентов с культурой и традициями семейного уклада; социальной психологией семьи и этнопсихологией;
- развитие навыков самостоятельной работы студентов; изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
- закрепление умения работать с документами (в частности семейного архива);
- развитие творческих способностей и логического мышления студентов;
Особенностью данной проектной деятельности является достаточно отдаленное проживание значительной части студентов от остальных членов семьи, в связи с отъездом на учебу был существенно затруднен сбор и обработка информации. Оптимальным вариантом в данном случае виделось знакомство с теорией и методикой генеалогических исследований в начале учебного года (чаще всего это происходило на первых занятиях по истории - так, при знакомстве с вспомогательными историческими дисциплинами особое внимание уделялось генеалогии). Во внеаудиторное время студентам раздавался методический материал – информационный лист, список литературы и интернет – ресурсов. Для работы в кабинете сформирована папка «Теоретические основы генеалогического исследования».
Непосредственно внеаудиторная самостоятельная деятельность студентов по сбору, анализу и обработке собранного материала приходится на начало II семестра учебного года (чаще всего после зимних каникул, когда многие студенты имеют шанс поближе пообщаться с родственниками). На каждом этапе сбора материала осуществляется текущий контроль, вносятся необходимые корректировки.
В ходе исследования студенты приобретали источниковедческие, краеведческие, генеалогические, коммуникативные навыки. Студенты, успешно осуществившие внеклассную проектно – исследовательскую деятельность, имели возможность подготовить материалы для выступления на учебных или краеведческих конференциях. По окончании срока внеклассной деятельности совместно со студентами определялась многоуровневая реализация национально-регионального компонента в урочное и внеурочное время:
- использование результатов исследовательской деятельности студентов в качестве дополнительного материала на уроках истории при изучении определенных тем («Коллективизация», «Великая Отечественная война», «СССР в 1953-1964 гг.» и т.д.)
- внеклассное мероприятие по истории, предусматривающее защиту проектов;
- участие в конференциях («День науки», конкурс исследовательских работ им.А.П.Пырерки, Аввакумовские чтения, «Юнэко» и.т.д).
Анализируя проведенную работу можно сделать следующие выводы:
1. основное количество семей ценит и бережет память о своих предках, так, больше половины построенных родственных цепочек состоит из четырех, пяти поколенных звеньев.
2. при осуществлении данной внеклассной проектно- исследовательской деятельности отмечается большая познавательная ценность, позволяющей узнать не только собственную генеалогию, но и по новому осмыслить те исторические события, на фоне которых разворачивались страницы истории семьи.
3. формирование исследовательской культуры студентов, приобретение навыков сбора информации об истории семьи из уст старших поколений, использование документов и семейных реликвий.
4. развитие творческого потенциала студентов, а также вовлечение родителей в учебный процесс, активизация их роли в воспитании детей.
5. процесс реализации НРК дает преподавателю возможность сочетать различные формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения.
6. часть работ студентов была выполнена не на высоком уровне, так как возможно у этих представителей подрастающего поколения не достаточно сформирован внутренний стимул к поиску собственных генеалогических корней.
Учебно – методическое пособие «История моей семьи», созданное как обобщение педагогического опыта, в 2012 году было признано победителем регионального этапа Второго Открытого Всероссийского конкурса культурологических, образовательных, социально-просветительских, информационно-медийных проектов «Семья - основа государства».
- Описание проекта.
Тема проекта – «История моей семьи».
Вид проекта - внеурочная проектно- исследовательская деятельность по истории.
Цели проекта :
- создание условий для активного и творческого развития личности и стимулирование интереса студентов к изучению истории;
- развитие исследовательской деятельности по сбору, анализу и обработке собранного материала, подготовка материалов для выступления на итоговом мероприятии;
-нравственное воспитание (возможность больше узнать об истории своей семьи), воспитание толерантности к традициям;
- формирование информационной компетентности студентов
Сферы формирования компетентностей:
- в сфере самостоятельной деятельности;
- в сфере гражданско-общественной деятельности;
- в сфере социально-трудовой деятельности;
- в бытовой сфере;
- в сфере культурно-досуговой деятельности;
Методические задачи проекта:
- развитие социокультурной компетенции через знакомство студентов с культурой и традициями семейного уклада;
- развитие навыков самостоятельной работы студентов; изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
- закрепление умения работать с документами (семейный архив), умения редактирования и форматирования электронных документов, умения создания качественной мультимедийной презентации;
- развитие творческих способностей и логического мышления студентов
Самостоятельные исследования, которые студенты реализуются в проекте:
- поисковые умения (исследовательские): умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию (работать с краеведческой литературой, материалами периодической печати); запросить недостающую информацию (преподавателя, родителей),
- менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс, планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности.
- коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, находить компромисс, отстаивать свою точку зрения, вести интервью, устный опрос и т.п.
-презентационные навыки и умения: навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления, умение представлять результаты работы с использованием ИКТ, умение отвечать на незапланированные вопросы, навыки критического мышления
3. Ход проекта:
1. погружение в проект
- выбор темы проекта.
2. организация деятельности
- анализ проблемы
-определение источников необходимой информации
- выбор формы реализации проекта.
3. осуществление деятельности
- выполнение проекта
- консультации с учителем
4.защита проекта
- подготовка доклада, обоснование процесса проектирования
- защита проекта (с использованием ИКТ)
- анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.
- оценка результатов.
4.Методическая разработка внеклассного мероприятия (форма защиты проекта).
«История моей семьи» план внеклассного мероприятия по истории. | ||
Тема: | История моей семьи | |
Цели и задачи занятия: | Цель: показать ценность семьи, являющейся основой духовной жизни человека. Задачи: -развитие социокультурной компетенции через знакомство студентов с культурой и традициями семейного уклада: -развитие навыков самостоятельной работы студентов; изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности; -закрепление умения работать с документами (семейный архив), умения редактирования и форматирования электронных документов, умения создания качественной мультимедийной презентации; -развитие творческих способностей и логического мышления студентов -формирование умения добывать самостоятельно те знания в области ИКТ, которые актуальны на сегодняшний день. Учебно–наглядный комплекс: комплект материалов для выполнения исследовательской работы, мультимедийное оборудование, компьютер, мультимедийная презентация. Оформление : на доске – семейные фотографии, афоризмы и пословицы о семье, организация книг о семье, музыкальное оформление. План занятия: | |
Ход занятия, этапы/ время | Студенты | Преподаватель |
I.Организационный момент. 1-2 мин. Вводная беседа. | Сегодня мы подводим итоги проектно - исследовательской работы «История моей семьи». | |
II. Основная часть: 1.Актуальность темы. (3-5 мин.) 2.Викторина (7-10 мин.) | Сообщение студентов - «Почему мне интересна эта тема» Отвечают совместно с родителями. | Органическое свойство человека – потребность в узнавании своего прошлого. Почему нас всех интересует: кто мы? Откуда мы? Викторина (знание терминов родства) |
3.Задание «Вставьте пропущенное слово» (7-10 мин.) | Отвечают совместно с родителями. | Задание: Даны пословицы или поговорки о семье, с пропущенными ключевыми словами. |
4.Представление результатов работы. (15-20 мин.) | Представляют результаты работы. | Представление результатов работы по направлениям:
|
5.Подведение итогов. | Определение лучших работ. | Оценивание студентов по показателям: - качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов, объем. - объем и глубина знаний по теме, межпредметные связи. - культура речи - чувство времени; - новизна, научное и практическое значение результатов работы; - логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления. - доступность, логичность и свобода публичного изложения содержания и результатов исследования; -умение отвечать на вопросы: полнота, аргументированность, корректность в дискуссии. - использование наглядных средств. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций студентов СПО в условиях билингвизма посредством межпредметной интеграции на уроках русского языка при реализации ФГОС
В докладе содержится методический материал об интеграции русского языка с предметами спеццикла....
Формирование профессиональных компетенций студентов ГБОУ СПО КО «ИПК» в области финансовой грамотности
В статье рассматриваются вопросы, связанные с формирование профессиональных компетенций студентов по финансовой грамотности через организацию работу студенческого научного сообществаКлючевые сло...
Внеаудиторная работа как средство формирования общих компетенций у студентов техникума
Кривенкова В.В. Внеаудиторная работа как средство формирования общих компетенций у студентов техникума. СПб ГБОУ СПО "МТ№2"В данной презентации анализируются возможности внеаудиторной работы для ...
Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: "Роль мультимедийной презентации в изучении английского языка при формировании ключевых компетенций у студентов".
Мультимедийная презентация - одна из форм работы со студентами, направленная на формирование ключевых компетенций учащихся через применение информационно-коммуникационных технологий.Мультимедиа ...
Формирование общих компетенций у студентов на уроках русского языка и литературы
Уроки литературы и русского языка - важное звено в современном личностно - ориентированном образовании, в формировании компетенций студентов. Основная цель обучения на уроках русского языка и литерату...
СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ССУЗов В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
СТАТЬЯ:" ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ССУЗов В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ"...
СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА...