Формирование фамилистических компетенций у студентов СПО
статья по истории на тему

Ноготысая Елена Александровна

В статье дан анализ формирования фамилистических компетенций студентов Ненецкого аграрно-экономического техникума

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nogotysoy.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«НЕНЕЦКИЙ АГРАРНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

………………………………………………………………………………………

Ноготысая Елена Александровна

«Формирование фамилистических компетенций у студентов

ГБОУ СПО АО «Ненецкий аграрно-экономический техникум» во внеурочной деятельности»

Нарьян – Мар

2012 г.

      Эффективность модернизации  среднего образования зависит от многих

факторов и условий, ориентированных на выявление резервных возможностей качества подготовки профессионально компетентного и конкурентоспособного специалиста. В соответствии с новыми ФГОС СПО удельный вес времени, отводимого на организацию самостоятельной работы студентов, возрастает, следовательно, повышение эффективности самостоятельной работы будет существенно влиять и на качество подготовки специалиста.

         Самостоятельная работа студентов – это многообразные виды

индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые

под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в

специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.

При изучении дисциплин организация самостоятельной работы  представляет единство трех взаимосвязанных форм:

- аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;

- внеаудиторная самостоятельная работа;

- творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

     Одной из форм внеаудиторной  самостоятельной работы при кабинете истории в Ненецком аграрно-экономическом техникуме является внеклассная проектно-исследовательская деятельность «История моей семьи», направленная на формирование у студентов фамилистических компетенций.

     В современном обществе образование функционирует как элемент культуры и развивается в общей культуре ценностей. Овладение системой ценностей является важнейшей  целью образования. Существуют так называемые субъективные ценности. Усвоение субъективных ценностей возможно при условии включения в содержание образования и воспитания  регионального компонента. Особенно эффективно это происходит и при формировании у студентов фамилистических компетенций.

     Фамилистика -  система знаний о семье; совокупность факторов, процессов и явлений при изучении семьи (социология семьи и здоровья, социальная психология и этнопсихология семьи, семейное право и демография семьи, основные функции и структура семьи, институт семьи и его психологические характеристики). Фамилистика является одним из новейших научных направлений, системно изучающих семью на междисциплинарном уровне, а историко – генеалогические исследования  являются важной частью семьеведения и способствуют гуманизации преподавания истории. 

      Кризисные явления в современном российском обществе, связанные с экономическими, социальными, политическими и другими преобразованиями, государственная и общественная нестабильность оказывают негативное воздействие на состояние и функционирование института семьи. Для того чтобы в ходе развития общества семья трансформировалась, приобретая новые положительные качества, необходимо предпринимать незамедлительные меры, способствующие укреплению института семьи: воспитанию ценностного отношения к семье, корректировке системы поведенческих норм в сфере семьи и брака, представлений о содержании семейных ролей и обязанностей и т. д.

        В связи с этим актуализируется проблема планомерной, систематической, целенаправленной психолого-педагогической подготовки молодежи к семейной жизни, которая является настоятельной потребностью для современного социально-педагогического пространства, и очевидным является тот факт, что огромная роль в решении данной проблемы принадлежит учителю. Поэтому целью внеклассной проектно – исследовательской деятельности  студентов является  систематизация знаний по истории своей семьи, являющейся основой духовной жизни человека.

Задачи  деятельности:

- развитие социокультурной компетенции через знакомство студентов с культурой и традициями семейного уклада; социальной психологией  семьи и этнопсихологией;

- развитие навыков самостоятельной работы студентов; изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;

- закрепление умения работать с документами (в частности семейного архива);

- развитие творческих способностей и логического мышления студентов;

        Особенностью  данной проектной деятельности является достаточно отдаленное проживание значительной части студентов от остальных членов семьи, в связи с отъездом на учебу был существенно затруднен сбор и обработка информации. Оптимальным вариантом в данном случае виделось  знакомство с теорией и методикой генеалогических исследований в начале учебного года (чаще всего это происходило на первых занятиях по истории  - так, при знакомстве с вспомогательными историческими дисциплинами особое внимание уделялось генеалогии). Во внеаудиторное время  студентам  раздавался методический материал – информационный лист, список литературы и интернет – ресурсов. Для работы в кабинете сформирована  папка «Теоретические основы генеалогического исследования».

    Непосредственно внеаудиторная самостоятельная деятельность студентов по сбору, анализу и  обработке собранного материала приходится на начало II семестра учебного года (чаще всего после зимних каникул, когда многие студенты имеют шанс поближе пообщаться с родственниками). На каждом этапе сбора материала осуществляется  текущий контроль, вносятся необходимые корректировки.  

      В ходе исследования студенты приобретали источниковедческие, краеведческие, генеалогические, коммуникативные навыки. Студенты, успешно осуществившие внеклассную проектно – исследовательскую деятельность, имели  возможность подготовить материалы для выступления на учебных или краеведческих конференциях. По окончании срока внеклассной  деятельности совместно со студентами определялась  многоуровневая реализация  национально-регионального компонента в урочное и внеурочное время:

  1. использование результатов исследовательской деятельности студентов в качестве дополнительного материала на уроках истории при изучении определенных тем («Коллективизация», «Великая Отечественная война», «СССР в 1953-1964 гг.» и т.д.)
  2. внеклассное мероприятие по истории, предусматривающее защиту проектов;
  3. участие в конференциях («День науки», конкурс исследовательских работ им.А.П.Пырерки, Аввакумовские чтения, «Юнэко» и.т.д).

       Анализируя проведенную работу  можно сделать следующие выводы:

1. основное количество семей ценит и бережет память о своих предках, так, больше половины построенных родственных цепочек состоит из четырех, пяти поколенных звеньев.

2. при осуществлении данной внеклассной проектно- исследовательской деятельности отмечается большая познавательная ценность, позволяющей  узнать не только собственную генеалогию, но и по новому осмыслить те исторические события, на фоне которых разворачивались страницы истории семьи.

3. формирование исследовательской культуры студентов, приобретение навыков сбора информации об истории семьи из уст старших поколений, использование  документов и семейных реликвий.

4. развитие творческого потенциала студентов, а также вовлечение  родителей в учебный процесс, активизация  их роли в воспитании детей.

5. процесс реализации НРК дает преподавателю  возможность сочетать различные формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения.

6. часть работ студентов была выполнена не на высоком уровне, так как возможно у этих представителей подрастающего поколения не  достаточно сформирован  внутренний стимул к поиску собственных генеалогических корней.

    Учебно – методическое пособие «История моей семьи», созданное как обобщение педагогического опыта, в 2012 году было признано победителем  регионального этапа Второго Открытого Всероссийского конкурса культурологических, образовательных, социально-просветительских, информационно-медийных проектов «Семья  - основа государства».

  1. Описание проекта.

Тема  проекта – «История моей семьи».

Вид проекта - внеурочная проектно- исследовательская  деятельность по истории.

Цели проекта :

- создание условий для активного и творческого развития личности и стимулирование интереса студентов к изучению истории;

- развитие исследовательской деятельности по сбору, анализу и обработке собранного материала, подготовка материалов для выступления на итоговом мероприятии;

-нравственное воспитание (возможность больше узнать об истории своей семьи), воспитание толерантности к традициям;

- формирование информационной компетентности студентов

Сферы формирования   компетентностей:

 - в сфере самостоятельной деятельности;

- в сфере гражданско-общественной деятельности;

- в сфере социально-трудовой деятельности;

- в  бытовой сфере;

-  в сфере культурно-досуговой деятельности;

Методические задачи проекта:

- развитие социокультурной компетенции через знакомство студентов с культурой и традициями семейного уклада;

- развитие навыков самостоятельной работы студентов; изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;

- закрепление умения работать с документами (семейный архив), умения редактирования  и форматирования электронных документов, умения создания качественной мультимедийной презентации;

- развитие творческих способностей и логического мышления студентов

Самостоятельные исследования, которые студенты  реализуются в проекте:

- поисковые умения (исследовательские): умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию (работать с краеведческой литературой, материалами периодической печати); запросить недостающую информацию (преподавателя, родителей),

- менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс, планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности.

- коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, находить компромисс,  отстаивать свою точку зрения, вести интервью, устный опрос и т.п.

-презентационные навыки и умения:  навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления,  умение представлять результаты работы с использованием ИКТ, умение отвечать на незапланированные вопросы, навыки критического мышления

3. Ход проекта:

1. погружение в проект

- выбор темы проекта.

2. организация деятельности

- анализ проблемы

-определение источников необходимой информации

- выбор формы реализации проекта.

3. осуществление деятельности

- выполнение проекта

- консультации с учителем

4.защита проекта

- подготовка доклада, обоснование процесса проектирования

- защита проекта (с использованием ИКТ)

- анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.

- оценка результатов.

4.Методическая разработка внеклассного мероприятия (форма защиты проекта).

 

«История моей семьи»

план

внеклассного мероприятия по истории.

Тема:

История моей семьи

Цели и задачи занятия:

Цель: показать ценность семьи, являющейся основой духовной жизни человека.

Задачи: 

-развитие социокультурной компетенции через знакомство студентов с культурой и традициями семейного уклада:

-развитие навыков самостоятельной работы студентов; изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;

-закрепление умения работать с документами (семейный архив), умения редактирования  и форматирования электронных документов, умения создания качественной мультимедийной презентации;

-развитие творческих способностей и логического мышления студентов

-формирование умения добывать самостоятельно те знания в области ИКТ, которые актуальны на сегодняшний день.

Учебно–наглядный комплекс:

комплект материалов для выполнения исследовательской работы, мультимедийное оборудование, компьютер, мультимедийная презентация.

Оформление :

на доске – семейные фотографии, афоризмы и пословицы о семье, организация книг о семье, музыкальное оформление.

План занятия:

Ход занятия,

этапы/ время

Студенты

Преподаватель

I.Организационный момент.

1-2 мин. Вводная беседа.

Сегодня мы подводим итоги проектно - исследовательской работы «История моей семьи».

II. Основная часть:

1.Актуальность темы.

(3-5 мин.)

2.Викторина

(7-10 мин.)

Сообщение студентов - «Почему мне интересна  эта тема»

Отвечают совместно с родителями.

Органическое свойство человека – потребность в узнавании своего прошлого. Почему нас всех интересует: кто мы? Откуда мы?

Викторина  (знание терминов родства)

3.Задание «Вставьте пропущенное слово»

(7-10 мин.)

Отвечают совместно с родителями.

Задание: Даны пословицы или поговорки о семье, с пропущенными ключевыми словами.

4.Представление результатов работы.

(15-20 мин.)

  Представляют результаты работы.

Представление результатов работы

по направлениям:

  1. Мое генеалогическое дерево.
  2. Географическая карта проживания
  3. Семейная реликвия.
  4. История моей семьи в истории моей страны.
  5. Связь с техникумом (для выявления семейных династий)

5.Подведение итогов.

Определение лучших работ.

Оценивание студентов по показателям:

- качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов, объем.

- объем и глубина знаний по теме, межпредметные связи.

- культура речи

- чувство времени;

- новизна, научное и практическое значение результатов работы;

- логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления.

- доступность, логичность и свобода публичного изложения содержания и результатов исследования;

-умение отвечать на вопросы: полнота, аргументированность, корректность в дискуссии.

- использование наглядных средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональных компетенций студентов ГБОУ СПО КО «ИПК» в области финансовой грамотности

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формирование профессиональных компетенций студентов по финансовой грамотности через организацию работу студенческого научного сообществаКлючевые сло...

Внеаудиторная работа как средство формирования общих компетенций у студентов техникума

Кривенкова В.В. Внеаудиторная работа как средство формирования общих компетенций у студентов техникума. СПб ГБОУ СПО "МТ№2"В данной презентации анализируются возможности внеаудиторной работы для ...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: "Роль мультимедийной презентации в изучении английского языка при формировании ключевых компетенций у студентов".

Мультимедийная  презентация - одна из форм работы со студентами, направленная на формирование ключевых компетенций учащихся через применение информационно-коммуникационных технологий.Мультимедиа ...

Формирование общих компетенций у студентов на уроках русского языка и литературы

Уроки литературы и русского языка - важное звено в современном личностно - ориентированном образовании, в формировании компетенций студентов. Основная цель обучения на уроках русского языка и литерату...

СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ССУЗов В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

СТАТЬЯ:" ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ССУЗов В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ"...

СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА...