Рабочая программа по истории 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кировская средняя общеобразовательная школа»
Пристенского района Курской области
РАССМОТРЕНО: на заседании школьного методического объединения протокол №___ от «____» _________ 201_ г. руководитель МО учителей русского языка и литературы, иностранного языка, истории и обществознания __________ Л. А. Бекетова | СОГЛАСОВАНО: заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе ___________ /Т.И. Надеина/ от «___» __________ 201__ г | УТВЕРЖДАЮ: директор МКОУ «Кировская СОШ» ___________ /В.Г. Пигорева/ приказ № _____ от «______» _________ 201___ г. |
Рабочая программа
по истории
(наименование учебного предмета, курса)
для 8 «А» класса
2016 - 2017 учебный год
СОСТАВИЛ:
учитель истории и обществознания Селиванов Владимир Юрьевич
п. Кировский - 2016 г.
Содержание
№ п/п | Название раздела | Номер страницы |
1 | Пояснительная записка | 3-4 |
2 | Требования к уровню подготовки обучающихся | 4-5 |
3 | Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся | 5-7 |
4 | Содержание учебного курса | 7-9 |
5 | Календарно-тематическое планирование | 10-12 |
6 | Контроль уровня обучения | 13-16 |
7 | Материально-техническое обеспечение | 16 |
Пояснительная записка
Настоящая программа по истории составлена на основе:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- авторских программ А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы «Всеобщая история», М. «Просвещение», 2011 г.
- программы и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов,. — М. : Просвещение, 2013
- Учебного плана МКОУ «Кировская СОШ».
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.
В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира – гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.
Место учебного предмета
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 8 классе 2 часа в неделю, 70 часов в год:
УМК по предмету:
- Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
- А. А. Данилов и История России 8 класс. М., Просвещение 2015 г.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения истории ученик должен
знать \понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию отечественной и всемирной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России и ее роль в мировом сообществе.
- уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах;
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Критерии оценки ЗУН обучающихся
Устный, письменный ответ.
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
• осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;
• логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;
• соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;
• анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;
• давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);
• сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
• применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
• толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;
• демонстрировать знание основных дат отечественной истории;
• составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;
• оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
• читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;
• преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
• показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла;
• демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;
• дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;
• не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
• демонстрирует общие представления об историческом процессе;
• путается в датах, допускает неточности в определении понятий;
• показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;
• отсутствует логически построенный и продуманный ответ;
• не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;
• не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.
Нормы оценок работы с историческим источником
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
• установил тип источника и время (дату) его появления;
извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;
• сопоставил факты нескольких исторических источников;
• применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.)
для объяснения содержания исторического источника;
• дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;
• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
• аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• определил тип источника и историческую эпоху его появления;
• извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;
• сопоставил факты нескольких исторических источников;
• применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;
• прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;
• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией свою позиции.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся
• не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;
• на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
• попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;
• не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.
Отметка «2»выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
• не увидел проблему и не смог ее сформулировать;
• пересказал текст источника без его комментирования;
• или дал ответ не в контексте задания.
Нормы оценок работы с исторической картой
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся
• читает легенду карты;
• правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;
• раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;
• правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся
• допускает неточности при чтении легенды карты;
• описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины;
• затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
• не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
• не соотносит историческую информацию с картой;
• не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
• не умеет читать легенду карты;
• не распознает историческую информацию, представленную на карте;
• отказался работать с контурной картой.
Содержание учебного курса
№ п/п темы (раздела) | Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | Количество часов |
1 | Всеобщая история | Европа в эпоху Наполеоновских войн.Значение переворота 18-19 брюмера 1799г. Наполеон Бонапарт. Установление империи. Внешняя политика. Гибель империи. Значение наполеоновских войн. Реакция и революции Венский конгресс и Венская система международных отношений Усиление реакции в Европе Либеральные и национальные революции. Предпосылки подъема освободительного движения в Латинской Америке. Либеральные революции в Испании, Португалии, Италии. США и освободительная война в Латинской Америке. Образование независимого греческого государства. Революции и реформы Реформы как альтернатива революциям. Разочарование общественностью ограниченностью либеральных реформ. Возникновение демократического движения. Требования демократов. Демократы и республиканское движение. Влияние американской демократии на Европу. Республиканские восстания во Франции. Чартисты. Консервативная политика. Влияние политики на художественную жизнь Промышленная революция и социальный вопрос Предпосылки. Свобода торговли. Промышленное производство машин. Рождение индустриального общества. Демографический взрыв, урбанизация. Споры о путях решения социального вопроса 1848-1849в. Революции в европейских государствах. Национальные войны и «революции сверху» Борьба за объединение Германии и Италии . Бисмарк. Гражданская война в США. Великобритания – крупнейшая колониальная страна. Создание Германской империи. Век европейской культуры Новое в Науке, образовании, музыке архитектуре и т.д. Конец столетия преобладание Европы Расширение избирательных прав, женское равноправие. «Великая депрессия» экономический кризис. Новое соотношение сил в Европе. Тройственный союз. Антанта. Цели колониальной политики | 29 |
2 | История России | Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в.(1 ч) Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в.(8 ч) Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз. Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. Россия при Николае I(10 ч) Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 гг. Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х – 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы. Внешняя политика второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Русская культура первой половины XIX в.(2 ч) Создание системы общеобразовательных учреждений. Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир). Великие реформы 60-70-х гг. XIX в.(13 ч) Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Крестьянское самоуправление. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России. Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. А.И. Герцен и Н.И. Огарев. Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол». Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник». Революционные организации и кружки середины 60-х начала 70-х гг. XIX в. Россия конце XIX в Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX в. Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский.. «Хождение в народ». Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Внешняя политика во второй половине XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Народы Российской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг. | 37 |
3 | Повторение пройденного | 2 | |
4 | Проверочные работы | 2 | |
Итого: | 70 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Примечание |
1 | Индустриальная революция: достижения и проблемы. | 1 | ||
2 | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. | 1 | ||
3 | Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. | 1 | ||
4 | Наука: создание научной картины мира. | 1 | ||
5 | XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. | 1 | ||
6 | Искусство в поисках новой картины мира. | 1 | ||
7 | Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство. | 1 | ||
8 | Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство. | 1 | ||
9 | Консульство и образование наполеоновской империи. | 1 | ||
10 | Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. | 1 | ||
11 | Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. | 1 | ||
12 | Франция Бурбонов и орлеанов: от революции 1930 г. к политическому кризису. | 1 | ||
13 | Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. | 1 | ||
14 | Германия: на пути к единству. | 1 | ||
15 | «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?». | 1 | ||
16 | Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. | 1 | ||
17 | Германская империя: «борьба за место под солнцем». | 1 | ||
18 | Великобритания: конец Викторианской эпохи. | 1 | ||
19 | Франция: Третья республика. | 1 | ||
20 | Италия: время реформ и колониальных захватов. | 1 | ||
21 | От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. | 1 | ||
22 | США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. | 1 | ||
23 | США: империализм и вступление в мировую политику. | 1 | ||
24 | Латинская Америка в XIX в.: время перемен. | 1 | ||
25 | Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». | 1 | ||
26 | Китай: традиции против модернизации. | 1 | ||
27 | Индия: насильственное разрушение традиционного общества. | 1 | ||
28 | Африка: континент в эпоху перемен. | 1 | ||
29 | Международные отношения: дипломатия или войны. | 1 | ||
30 | Повторение пройденного материала. | 1 | ||
31 | Полугодовая проверочная работа за I полугодие. | 1 | ||
32 | Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг. | 1 | ||
33 | Внешняя политика в 1801-1812 гг. | 1 | ||
34 | Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. | 1 | ||
35 | Отечественная война 1812 года. | 1 | ||
36 | Заграничные походы русской армии. | 1 | ||
37 | Внутренняя политика Александра в 1815-1825 гг. | 1 | ||
38 | Социально-экономическое развитие России после Отечественной войны 1812 г. | 1 | ||
39 | Общественное движение при Александре I | 1 | ||
40 | Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов | 1 | ||
41 | Внутренняя политика Николая I | 1 | ||
42 | Социально-экономическое развитие страны в 20-50-е годы | 1 | ||
43 | Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг | 1 | ||
44 | Общественное движение при Николае I | 1 | ||
45 | Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя | 1 | ||
46 | Образование и наука. | 1 | ||
47 | Русские первооткрыватели и путешественники. | 1 | ||
48 | Художественная культура. | 1 | ||
49 | Быт и обычаи. | 1 | ||
50 | Накануне отмены крепостного права. | 1 | ||
51 | Крестьянская реформа 1861 г. | 1 | ||
52 | Либеральные реформы 60-70-х гг. | 1 | ||
53 | Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. | 1 | ||
54 | Общественное движение: либералы и консерваторы. | 1 | ||
55 | Зарождение революционного народничества и его идеология. | 1 | ||
56 | Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. | 1 | ||
57 | Внешняя политика Александра II. | 1 | ||
58 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 1 | ||
59 | Внутренняя политика Александра II. | 1 | ||
60 | Экономическое развитие в годы правления Александра II. | 1 | ||
61 | Положение основных слоев российского общества.. | 1 | ||
62 | Положение основных слоев российского общества. | 1 | ||
63 | Общественное движение в 80-90-х гг. | 1 | ||
64 | Внешняя политика Александра III. | 1 | ||
65 | Просвещение и наука во второй половине XIX века. | 1 | ||
66 | Литература и изобразительное искусство. | 1 | ||
67 | Архитектура, музыка, театр, народное творчество. | 1 | ||
68 | Быт: новые черты в жизни города и деревни. | 1 | ||
69 | Повторение пройденного. | 1 | ||
70 | Итоговая проверочная работа за год. | 1 |
Контроль уровня обучения
Для контроля уровня обучения используются:
- устные развернутые ответы;
- творческие работы (эссе)
- работа с терминами (устно и письменно);
- тестирование.
Итоговый тест по истории России
8 класс
1. Высшая законодательная власть, согласно реформе М.М.Сперанского, должна была принадлежать:
1. Государственной Думе; 3. Императору;
2. Государственному совету; 4. Сенату.
2. Расположите в хронологическом порядке вхождения в состав России.
1. Грузия. 2. Сибирь 3. Бессарабия. 4. Среднеазиатские ханства.
3. О каком историческом событии начала XIX века говорится в стихотворении известного поэта того времени Н.М. Шатрова ?
«Пою Пожар Москвы несчастной!
Нагрянул новый Тамерлан
И бранью тяжкою, ужасной
Вломился в Кремль, как ураган;
И нет от сильных обороны;
Повсюду страх, повсюду стоны,
Здесь горький плач, там страшный бой,
Везде насильство, притесненье
Везде убийство, истребленье,
Везде грабеж, везде разбой».
В приведенном отрывке речь идет о событиях_______________________________.
4. Александр I решился учредить военные поселения, чтобы:
1. сделать армию самодостаточной;
2. получить дешевую рабочую силу;
3. защитить восточные границы империи;
4. приучить русских людей к европейскому образу жизни.
5. Укажите, что является лишним в ряду:
учреждение Собственной его императорского величества канцелярии, реформа управления государственными крестьянами, создание Негласного комитета, издание “Полного собрания законов Российской империи”.__________________________
6. Соотнесите события и даты.
1. Отечественная война а) 1802 г.
2. Замена коллегий министерствами б) 1803 г.
3. Указ о вольных хлебопашцах в) 1807 г.
4. Тильзитский мир г) 1812 г.
7. Противником либеральных реформ в первые годы XIX века был:
1. Н.М.Карамзин; 2. М.М.Сперанский; 3. Н.Н.Новосильцев; 4. П.А.Строганов.
8. Выберите неправильный ответ. По «Конституции» Н.Муравьева:
1. Россия должна была стать конституционной монархией;
2. Россия должна была стать демократической республикой;
3. в России отменялось крепостное право;
4. земля оставалась у помещиков, крестьяне получали 2 десятины.
9. Кого характеризует данное описание?
«Полковник. Сын нижегородского губернского предводителя дворянства. Был избран Диктатором 14.12.1825 г.. По приговору Верховного Уголовного Суда осужден на каторжную работу вечно. По амнистии 26.08.1856г. восстановлен в правах дворянства, но без княжеского титула.»
1. С.П.Трубецкой. 3. П.Г.Каховский.
2. К.Ф.Рылеев. 4. С.Г.Волконский.
10. Соотнесите сферы творчества и имена деятелей культуры.
1. История а) П.Н.Федотов
2. Поэт б) И.П.Мартос
3. Художник в) Т.Н.Грановский
4. Скульптор г) М.Ю.Лермонтов
11. Назовите имя российского императора по описанию.
В манифесте при вступлении на престол в начале XIXв. новый император обещал, что
будет управлять « по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой». ____________________________
12. Обедневшего крестьянина, нанимавшегося на работу к разбогатевшему односельчанину-кулаку, в России во второй половине XIXв называли__________________.
13. Автором теории «официальной народности» является:
1. В.Г. Белинский; 2. А.И. Герцен; 3. Н.М. Карамзин; 4. С.С. Уваров.
14. Развитие промышленности в пореформенной России характеризовалось следующим:
а) расцвет металлургической промышленности в 60-е годы XIX в.;
б) превращение металлургии в ведущую отрасль русской промышленности;
в) активное строительство железных дорог;
г) завершение в основном промышленного переворота;
д) закрытие или передача в частные руки некоторых убыточных государственных
предприятий;
е) исчезновение кустарного производства;
ж) формирование кадрового пролетариата;
з) превращение текстильной промышленности в ведущую отрасль русской промышленности
1. (а, б, в, д) 2. (б, г, е, з) 3. (в, г, д, з) 4. (г, е, ж, з)
15. В России в начале XIXв. был (а, о, и):
1. конституция; 3. самодержавие;
2. парламент; 4. легальные политические партии.
16. В годы царствования Николая I был (о, а):
1. отменено крепостное право; 3. проведена реформа государственных крестьян;
2. издан указ о “вольных хлебопашцах”; 4. созданы военные поселения.
17. Укажите имена путешественников в последовательности, соответствующей проводимым ими исследованиям - открытие Антарктиды, - исследование Центральной Азии, - изучение населения Новой Гвинеи, - исследование Камчатки.
1. Н. Миклухо-Маклай, С. Крашенинников, Н. Пржевальский, И. Беллинсгаузен;
2. И. Беллинсгаузен, С. Крашенинников, Н. Миклухо-Маклай, Н. Пржевальский;
3. И. Беллинсгаузен, Н. Пржевальский, Н. Миклухо-Маклай, С. Крашенинников;
4. Н. Миклухо-Маклай, Н. Пржевальский, И. Беллинсгаузен, С. Крашенинников.
18. Выберите неправильный ответ. Одна из реформ Александра II – это:
1. отмена крепостного права; 3. военная реформа;
2. указ о «вольных хлебопашцах»; 4. земская реформа.
19. Известный общественный деятель второй половины XIXв. А.Н. Энгельгардт в письмах «Из деревни» сообщал о настроениях русских крестьян в 70-е годы XIX в.: «Коробочник Михайло принес военные картины, и «Чудесный обед генерала Скобелева под неприятельским огнем», и «Штурм Карса», и «Взятие Плевны».
«Вот это, - объясняет он собравшимся около него бабам и батракам, -вот это Скобелев – генерал Плевну взял. Вот Осман-пашу под руки ведут – ишь, скрючился!»
В данном отрывке речь идет о событиях ________________________ войны ______годов.
20. Расположите в хронологическом порядке.
1. Земская реформа.
2. Отмена крепостного права в России.
3. Проект реформы государственного управления М.Т. Лорис-Меликова.
4. Военная реформа.
21. В результате «хождения в народ» в 70-е годы XIX в.:
1. началась крестьянская война на территории России;
2. началось массовое вступление крестьян в народнические организации;
3. развернулось массовое движение рабочих за свои права;
4. усилились репрессии против народников.
22. Соотнесите имена исторических деятелей с тем, что их объединяло.
1. Н.Н. Новосильцев и В.П. Кочубей а) Генералы-герои войны 1812 г.
2. Н.Н. Раевский и А.П. Ермолов б) Личная дружба и революционная деятельность
3. А.И. Герцен и Н.П. Огарев в) Деятельность в государственных органах по подготовке крестьянской реформы
4. вел.князь Константин Николаевич и г) Члены “Негласного комитета
Н.А. Милютин
23. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. завершилась подписанием:
1. Берлинского трактата; 3. Айгунского договора;
2. Сан-Стефанского договора; 4. Портсмутского договора.
24. Уроженец Н.Новгорода, великий ученый, механик-самоучка, самолично сделавший телескоп, микроскоп, модель телеграфа, модель дугообразного деревянного моста через Неву, и «водохода» – это________________________________.
25. Выделите фактор, ускоривший промышленное развитие России после реформы 1861г.
1. Сохранение помещичьего землевладения.
2. Сохранение самодержавия.
3. Личная свобода крестьян.
4. Необходимость выкупа земли крестьянами.
26. В состав Российской империи во второй половине XIX века вошла территория:
1. Украины; 2. Финляндии; 3. Хивинского ханства; 4. Бессарабии.
27. В XIX веке Россия по форме правления была:
1. демократической республикой; 3. феодальной республикой;
2. конституционной монархией; 4. самодержавной монархией.
28. Расположите в хронологическом порядке.
1. Начало промышленного переворота в России.
2. Смерть императора Александра II.
3. Участие России в континентальной блокаде.
4. Окончание Крымской войны.
29. С каким событием русской истории связана дата 14 декабря 1825 г.?
1. Бородинской битвой. 3. Обороной Севастополя.
2. Восстанием декабристов. 4. Основанием Московского университета.
30. Ф.И.Тютчев
Императору
«Ты взял свой день… Замеченный от века
Великою господней благодатью –
Ты рабский образ сдвинул с человека
И возвратил семье меньшую братью…»
Ответьте на вопросы.
- О каком событии XIXв. идет речь в стихотворении?
- Когда оно произошло?
Ответы к тесту:
1 | 1 |
2 | 2-1-3-4 |
3 | Отечественная война |
4 | 1 |
5 | 3 |
6 | 1-г, 2-а, 3-б, 4-в |
7 | 1 |
8 | 2 |
9 | 1 |
10 | 1-в, 2-г, 3-а, 4-б |
11 | Александр I |
12 | батрак |
13 | 4 |
14 | 3 |
15 | 3 |
16 | 3 |
17 | 3 |
18 | 2 |
19 | Русско-турецкая война1877-1878гг. |
20 | 2-1-4-3 |
21 | 4 |
22 | 1-г, 2-а, 3-б, 4-в |
23 | 2 |
24 | Кулибин |
25 | 3 |
26 | 3 |
27 | 4 |
28 | 3-1-4-2 |
29 | 2 |
30 | Александр II, отмена крепостного права 19 февраля 1861 г. |
Материально-техническое обеспечение
- Примерные программы по учебным предметам: История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с.- (Стандарты второго поколения).
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М, Новая история.1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.; Просвещение, 2008.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2008.
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история: 1800-1913»: 8 класс.- М.: Просвещение, 2009.
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории: 1800-1913: 8класс. М.: Просвещение, 2010.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. ХIХ век». М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...