Битва под Москвой
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Урок в 9 классе с использованием краеведческого материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта урока по истории России

Кабочкиной И.В., учителя истории и обществознания,

МБОУ «СОШ №1» г.Протвино Московской области

Класс: 9а, общеобразовательный

Дата: 20 января 2016 г.

Тема урока: «Битва под Москвой»

Место урока в теме: 2 урок

Тип урока: урок в школьном  музее Боевой славы

Цель урока: познакомить учащихся с важным событием Великой Отечественной войны, которое обеспечило  начало коренного перехода в годы войны - битвой под Москвой, дать учащимся представление о героической борьбе советского народа

Задачи урока:

                             а) образовательные: дать учащимся представление об обороне 60-й стрелковой дивизии в    

                                      составе 49-й армии на Серпуховском рубеже обороны Москвы, о разгроме немецких

                                      войск под Москвой; на примере подвигов защитников Москвы показать мужество,

                                      стойкость и героизм советских солдат, готовность погибнуть ради освобождения

                                      столицы; раскрыть причины победы Красной Армии под Москвой, дать оценку

                                      историческому значению победы Красной Армии в битве

б) развивающие: развивать аналитический и логический виды мышления, познавательные способности, умения определять на основе учебного материала причинно-следственные связи событий , навыки работы с исторической картой и таблицой; составлять сообщение и презентацию на заданную тему; давать полные и развернутые аргументированные ответы; использовать экспонаты школьного музея в учебной деятельности; закрепить навыки работы с документами и учебником

 в) воспитательные: формировать и развивать чувство уважения к истории, чувство  гордости за героическое прошлое своей Родины, сопричастности к событиям войны, воспитывать чувство патриотизма и восхищения мужеством и героическим подвигом всего советского народа, объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество

Понятийный аппарат: операция «Тайфун», «блицкриг», народная война, коалиция, коренной перелом

Технологии: сотрудничества, ИКТ, проектная, музейной педагогики

Оборудование: карта «Битва под Москвой», презентации «Герои Московской битвы», «Герои 60-й стрелковой дивизии», экспонаты музея (схема обороны 60-й стрелковой дивизии, фотографии и письма военных лет, экспозиция «В землянке» и др.), аудио- и видео- материалы

Учебник: «История России 20-начало 21 века» А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт,  

                 «Просвещение», М., 2010 г.

Ход урока:

1.Актуализация знаний: сегодня мы проводим второй урок по теме: «Битва под Москвой» в школьном музее Боевой славы, в котором собраны материалы, посвященные этой битве. Эти экспонаты являются свидетелями тех грозных событий, они найдены здесь, на месте нашего города, где зимой 1941-42 годов держали оборону бойцы 60-й стрелковой дивизии, имя которой присвоено нашей школе. В составе 49-й армии дивизия держала оборону Москвы на южном Серпуховском направлении. Давайте вспомним какая обстановка сложилась под Москвой осенью 1941 года (учащиеся на карте показывают линию фронта к осени 1941 года).

2.Повторение изученного материала:

  • Почему немецким войскам удалось в столь короткий срок так далеко продвинуться вглубь страны и подойти к Москве? (во время ответа учащиеся делают вывод о причинах неудач Красной Армии в первый период воны).
  • Каковы были планы немецкого командования при осуществлении операции «Тайфун»?
  • Как была организована оборона столицы? Кто держал оборону на южном направлении? (работа с картой)
  • В нашем музее на стенде №2 представлена схема обороны 60-й стрелковой дивизии (работа со схемой, выясняется линия обороны дивизии)

3. Изучение нового материала:

Учитель: бойцы этой дивизии, так же как и все защитники Москвы с нетерпением ждали приказа о начале контрнаступления под Москвой. Ждали подхода сибирских дивизий, перегруппировывались войска, подтягивались резервы и боеприпасы. Однако немцы продолжали неистово рваться к Москве. Весь мир облетели слова легендарного комиссара В.Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!» Немцы уже планировали проведение парада на Красной площади. И такой парад состоялся, только участвовали в нем не немецкие, а советские войска. У  нас в музее хранится пригласительный билет на этот парад (работа с экспонатом музея) приложение 1. Для поднятия боевого и морального духа бойцов Красной армии и населения Москвы было решено провести традиционный парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. На стенде №6 представлены фотографии с этого парада. В нем принимали участие бойцы и офицеры 60-й стрелковой дивизии, их мы тоже видим на фотографии (работа с экспонатами музея).

                                       Звучит песня «В землянке».

         В редкие минуты затишья воины отдыхали в землянках. Учащиеся нашей школы создали проект «В землянке», который  воссоздает военный быт бойцов советской армии.  Об этом расскажет член музея боевой славы 9 класса (рассказ о проекте и экспонатах музея) .

 Заканчивается рассказ цитированием письма советского бойца  с фронта, написанного 23 ноября 1941 года которое хранится в музее (приложение 2).

Учитель: в учебнике на стр.214 у вас есть документ «Из письма немецкого солдата», ноябрь 1941 года. Давайте сравним  два письма и узнаем, о чем писали и что думали в те дни советские и немецкие солдаты (работа с документом и вопросами к нему). Какой вывод мы можем сделать о моральном и боевом духе солдат обеих армий?

Учитель: Красной армии удалось сдержать натиск немецких армий. Второе наступление немцев в середине ноября 1941 года – захлебнулось. И вот, наконец, 5 декабря 1941 года началось советское контрнаступление под Москвой. Ударами по всей линии фронта удалось отбросить врага на 200-300 км от столицы и освободить многие города (учащиеся, работая с картой, называют освобожденные города и показывают новую линию фронта). Ученики нашего класса подготовили презентации о Героях Московской битвы (рассказ о Викторе Талалихине, Зое Космедемьянской и Елизавете Чайкиной) и героях 60-й стрелковой дивизии, отличившихся при освобождении сел и деревень  в ходе контрнаступления 49-й армии (рассказ и показ презентации).

( в случае нехватки времени рассказы можно уменьшить)

Учитель: освобожденное население со слезами на глазах встречало Красную Армию. Еще недавно казалось - нет никакой надежды на освобождение. Вспомним, каким было превосходство немецкой армии в начале битвы под Москвой (таблица на стенде №3 музея).

  • Почему же, несмотря на подавляющее превосходство, немцам не удалось захватить Москву?
  • Что стало причиной победы Красной армии в битве под Москвой?
  • ( Ответы учащихся обобщаются и делается вывод о причинах победы Красной Армии под Москвой, главная из которых – мужество и героизм советского народа).
  • Как вы думаете, почему сегодня мы вспоминаем имена героев, изучаем их подвиги и свято чтим их память?
  • Насколько актуальна сегодня эта тема? Почему? (беседа о современных попытках фальсификации и переписывания истории войны, почему  это опасно и как мы должны этому противостоять).

Учитель: я предлагаю еще раз вспомнить, как это было,  и определить в чем заключается значение этой великой битвы (просмотр видео материалов о битве под Москвой).

Учащиеся отмечают пять основных аспектов:

1) первое крупнейшее поражение немцев во 2 Мировой войне, развенчан миф о «непобедимости» гитлеровской армии

2) крах «блицкрига»

3) начало коренного перелома в ходе войны

4) Япония отказалась от вступления в войну против СССР

5) ускорен процесс создания единой антигитлеровской коалиции государств

4.Первичное закрепление изученного материала: кроссворд с использованием словарных слов или тест (приложение 3).

5. Подведение итогов: сегодня наш урок прошел в школьном музее. Мы благодарим всех учащихся принимавших участие в подготовке и проведении этого урока

         ( рецензирование и оценивание работы на уроке). Я очень надеюсь,  что вам еще не раз захочется придти в наш школьный музей  увидеть его экспозиции и принять участие в его работе.

6. Рефлексия: что нового вы узнали на уроке? Как экспонаты школьного музея помогли нам в изучении этой темы? Кто хотел бы принять участие в работе музея боевой славы?

7. Домашнее задание: п.29, составить путеводитель по местам боевой славы 60-й стрелковой дивизии

8. Литература:

  • История Второй  мировой войны: 1939-1945. В 12 т. т. 4. М., 1975.
  • Грибков  А.И. Военно-политическое значение битвы под Москвой, М., 20010.
  • Вторая мировая война: Краткая история. М., 1984.
  • Райзман Д., Корепанова Д. Москвичи  – Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы. М., 2011.
  • Шумихин В.С., Борисов Н.Б.Немеркнущий подвиг. Героизм советских воинов в годы Великой Отечественной войны. М., 2007.
  • «Врагу не пройти к Москве», сборник военных очерков, М., 2010 г.

9. Интернет-ресурсы:    http://www.novostroy.ru/html/points/bitvamos-7.htm#v-1

                             

                                            http://www.41-45.su

10. Приложения:

  1. Пригласительный билет на парад в Москве 7 ноября 1941 года.

                          C:\Users\Катя\Desktop\0274789.jpg

  1. В Музее Боевой Славы МБОУ «СОШ №1» проект «В землянке»                  C:\Users\Катя\Desktop\5731008haz.jpg

  1. Кроссвод  - дайте определение слова, которое получится, если вы правильно разгадаете кроссворд

                                           

                                    З       к              

2

3

4

5

а

о

 

м

т

с

ж

х

а

1

о

а

о

у

а

л

8

б

л

и

ц

к

р

и

г

е

о

ф

к

о

к

ц

и

р

т

у

о

в

и

и

т

л

о

н

в

н

я

л

и

в

6

7

е

н

р

1. Столица страны, напавшей на СССР в 1941 году

2. Государственный деятель, выступивший с обращением к народу 22 июня 1941 года

3. Операция по захвату Москвы

4. Герой 60-й с.д., погибший под Серпуховым в ноябре 1941 года

5. Полководец Великой Отечественной войны

6. Командующий 49-й армией в 1941 году

7. Военный союз

8. Главнокомандующий немецкой армией, фюрер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Битва под Москвой"

Урок-презентация для 9 и 11 класса "Битва под Москвой 1941 г"...

Внеклассное мероприятие по истории "Битва под Москвой"

Методическая разработка классного часа для 9 класса (в зависимости от аудитории легко адаптировать), посвящённая битве под Москвой....

Доклад на областной конференции:"Коломна и Московская область в битве под Москвой"

Доклад на областной конференции, посвящённой 65-летию битвы под Москвой: "Коломна и Московская область в битве под Москвой"...

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..."

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..." было подготовлено совместно с учениками для учащихся начальной школы. На мероприятии присутствов...

Открытое мероприятие методического объединения ЛИРа по теме «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось…», посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 года и 70-летию битвы под Москвой

Мы – москвичи! Мы живем в огромном городе, столице великого государства, где каждый день проходят какие-то знаменательные события. Но так хочется поговорить о старой Москве, Москве 19-20 веков, котору...

Сценарий праздника "Москва за нами", посвященного Битве под Москвой

По данному сценарию учащимися 8 класса проведен праздник, посвященный 76-й годовщине битве под Москвой. Продолжительность 25 минут. Далее выступление ветеранов 15 минут....

Презентация по теме "Решающие битвы ВОВ". "Битва за Москву".

Данная презентация может быть использована на внеклассных школьных мероприятиях, посвященных ВОВ....