Битва под Москвой
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Урок в 9 классе с использованием краеведческого материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 107.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка конспекта урока по истории России
Кабочкиной И.В., учителя истории и обществознания,
МБОУ «СОШ №1» г.Протвино Московской области
Класс: 9а, общеобразовательный
Дата: 20 января 2016 г.
Тема урока: «Битва под Москвой»
Место урока в теме: 2 урок
Тип урока: урок в школьном музее Боевой славы
Цель урока: познакомить учащихся с важным событием Великой Отечественной войны, которое обеспечило начало коренного перехода в годы войны - битвой под Москвой, дать учащимся представление о героической борьбе советского народа
Задачи урока:
а) образовательные: дать учащимся представление об обороне 60-й стрелковой дивизии в
составе 49-й армии на Серпуховском рубеже обороны Москвы, о разгроме немецких
войск под Москвой; на примере подвигов защитников Москвы показать мужество,
стойкость и героизм советских солдат, готовность погибнуть ради освобождения
столицы; раскрыть причины победы Красной Армии под Москвой, дать оценку
историческому значению победы Красной Армии в битве
б) развивающие: развивать аналитический и логический виды мышления, познавательные способности, умения определять на основе учебного материала причинно-следственные связи событий , навыки работы с исторической картой и таблицой; составлять сообщение и презентацию на заданную тему; давать полные и развернутые аргументированные ответы; использовать экспонаты школьного музея в учебной деятельности; закрепить навыки работы с документами и учебником
в) воспитательные: формировать и развивать чувство уважения к истории, чувство гордости за героическое прошлое своей Родины, сопричастности к событиям войны, воспитывать чувство патриотизма и восхищения мужеством и героическим подвигом всего советского народа, объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество
Понятийный аппарат: операция «Тайфун», «блицкриг», народная война, коалиция, коренной перелом
Технологии: сотрудничества, ИКТ, проектная, музейной педагогики
Оборудование: карта «Битва под Москвой», презентации «Герои Московской битвы», «Герои 60-й стрелковой дивизии», экспонаты музея (схема обороны 60-й стрелковой дивизии, фотографии и письма военных лет, экспозиция «В землянке» и др.), аудио- и видео- материалы
Учебник: «История России 20-начало 21 века» А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт,
«Просвещение», М., 2010 г.
Ход урока:
1.Актуализация знаний: сегодня мы проводим второй урок по теме: «Битва под Москвой» в школьном музее Боевой славы, в котором собраны материалы, посвященные этой битве. Эти экспонаты являются свидетелями тех грозных событий, они найдены здесь, на месте нашего города, где зимой 1941-42 годов держали оборону бойцы 60-й стрелковой дивизии, имя которой присвоено нашей школе. В составе 49-й армии дивизия держала оборону Москвы на южном Серпуховском направлении. Давайте вспомним какая обстановка сложилась под Москвой осенью 1941 года (учащиеся на карте показывают линию фронта к осени 1941 года).
2.Повторение изученного материала:
- Почему немецким войскам удалось в столь короткий срок так далеко продвинуться вглубь страны и подойти к Москве? (во время ответа учащиеся делают вывод о причинах неудач Красной Армии в первый период воны).
- Каковы были планы немецкого командования при осуществлении операции «Тайфун»?
- Как была организована оборона столицы? Кто держал оборону на южном направлении? (работа с картой)
- В нашем музее на стенде №2 представлена схема обороны 60-й стрелковой дивизии (работа со схемой, выясняется линия обороны дивизии)
3. Изучение нового материала:
Учитель: бойцы этой дивизии, так же как и все защитники Москвы с нетерпением ждали приказа о начале контрнаступления под Москвой. Ждали подхода сибирских дивизий, перегруппировывались войска, подтягивались резервы и боеприпасы. Однако немцы продолжали неистово рваться к Москве. Весь мир облетели слова легендарного комиссара В.Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!» Немцы уже планировали проведение парада на Красной площади. И такой парад состоялся, только участвовали в нем не немецкие, а советские войска. У нас в музее хранится пригласительный билет на этот парад (работа с экспонатом музея) приложение 1. Для поднятия боевого и морального духа бойцов Красной армии и населения Москвы было решено провести традиционный парад на Красной площади 7 ноября 1941 года. На стенде №6 представлены фотографии с этого парада. В нем принимали участие бойцы и офицеры 60-й стрелковой дивизии, их мы тоже видим на фотографии (работа с экспонатами музея).
Звучит песня «В землянке».
В редкие минуты затишья воины отдыхали в землянках. Учащиеся нашей школы создали проект «В землянке», который воссоздает военный быт бойцов советской армии. Об этом расскажет член музея боевой славы 9 класса (рассказ о проекте и экспонатах музея) .
Заканчивается рассказ цитированием письма советского бойца с фронта, написанного 23 ноября 1941 года которое хранится в музее (приложение 2).
Учитель: в учебнике на стр.214 у вас есть документ «Из письма немецкого солдата», ноябрь 1941 года. Давайте сравним два письма и узнаем, о чем писали и что думали в те дни советские и немецкие солдаты (работа с документом и вопросами к нему). Какой вывод мы можем сделать о моральном и боевом духе солдат обеих армий?
Учитель: Красной армии удалось сдержать натиск немецких армий. Второе наступление немцев в середине ноября 1941 года – захлебнулось. И вот, наконец, 5 декабря 1941 года началось советское контрнаступление под Москвой. Ударами по всей линии фронта удалось отбросить врага на 200-300 км от столицы и освободить многие города (учащиеся, работая с картой, называют освобожденные города и показывают новую линию фронта). Ученики нашего класса подготовили презентации о Героях Московской битвы (рассказ о Викторе Талалихине, Зое Космедемьянской и Елизавете Чайкиной) и героях 60-й стрелковой дивизии, отличившихся при освобождении сел и деревень в ходе контрнаступления 49-й армии (рассказ и показ презентации).
( в случае нехватки времени рассказы можно уменьшить)
Учитель: освобожденное население со слезами на глазах встречало Красную Армию. Еще недавно казалось - нет никакой надежды на освобождение. Вспомним, каким было превосходство немецкой армии в начале битвы под Москвой (таблица на стенде №3 музея).
- Почему же, несмотря на подавляющее превосходство, немцам не удалось захватить Москву?
- Что стало причиной победы Красной армии в битве под Москвой?
- ( Ответы учащихся обобщаются и делается вывод о причинах победы Красной Армии под Москвой, главная из которых – мужество и героизм советского народа).
- Как вы думаете, почему сегодня мы вспоминаем имена героев, изучаем их подвиги и свято чтим их память?
- Насколько актуальна сегодня эта тема? Почему? (беседа о современных попытках фальсификации и переписывания истории войны, почему это опасно и как мы должны этому противостоять).
Учитель: я предлагаю еще раз вспомнить, как это было, и определить в чем заключается значение этой великой битвы (просмотр видео материалов о битве под Москвой).
Учащиеся отмечают пять основных аспектов:
1) первое крупнейшее поражение немцев во 2 Мировой войне, развенчан миф о «непобедимости» гитлеровской армии
2) крах «блицкрига»
3) начало коренного перелома в ходе войны
4) Япония отказалась от вступления в войну против СССР
5) ускорен процесс создания единой антигитлеровской коалиции государств
4.Первичное закрепление изученного материала: кроссворд с использованием словарных слов или тест (приложение 3).
5. Подведение итогов: сегодня наш урок прошел в школьном музее. Мы благодарим всех учащихся принимавших участие в подготовке и проведении этого урока
( рецензирование и оценивание работы на уроке). Я очень надеюсь, что вам еще не раз захочется придти в наш школьный музей увидеть его экспозиции и принять участие в его работе.
6. Рефлексия: что нового вы узнали на уроке? Как экспонаты школьного музея помогли нам в изучении этой темы? Кто хотел бы принять участие в работе музея боевой славы?
7. Домашнее задание: п.29, составить путеводитель по местам боевой славы 60-й стрелковой дивизии
8. Литература:
- История Второй мировой войны: 1939-1945. В 12 т. т. 4. М., 1975.
- Грибков А.И. Военно-политическое значение битвы под Москвой, М., 20010.
- Вторая мировая война: Краткая история. М., 1984.
- Райзман Д., Корепанова Д. Москвичи – Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы. М., 2011.
- Шумихин В.С., Борисов Н.Б.Немеркнущий подвиг. Героизм советских воинов в годы Великой Отечественной войны. М., 2007.
- «Врагу не пройти к Москве», сборник военных очерков, М., 2010 г.
9. Интернет-ресурсы: http://www.novostroy.ru/html/points/bitvamos-7.htm#v-1
http://www.41-45.su
10. Приложения:
- Пригласительный билет на парад в Москве 7 ноября 1941 года.
- В Музее Боевой Славы МБОУ «СОШ №1» проект «В землянке»
- Кроссвод - дайте определение слова, которое получится, если вы правильно разгадаете кроссворд
З к
2 | 3 | 4 | 5 | а | о | ||
| м | т | с | ж | х | а | |
1 | о | а | о | у | а | л | 8 |
б | л | и | ц | к | р | и | г |
е | о | ф | к | о | к | ц | и |
р | т | у | о | в | и | и | т |
л | о | н | в | н | я | л | |
и | в | 6 | 7 | е | |||
н | р |
1. Столица страны, напавшей на СССР в 1941 году
2. Государственный деятель, выступивший с обращением к народу 22 июня 1941 года
3. Операция по захвату Москвы
4. Герой 60-й с.д., погибший под Серпуховым в ноябре 1941 года
5. Полководец Великой Отечественной войны
6. Командующий 49-й армией в 1941 году
7. Военный союз
8. Главнокомандующий немецкой армией, фюрер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Битва под Москвой"
Урок-презентация для 9 и 11 класса "Битва под Москвой 1941 г"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/31/picture-23232-1477900673.jpg)
Внеклассное мероприятие по истории "Битва под Москвой"
Методическая разработка классного часа для 9 класса (в зависимости от аудитории легко адаптировать), посвящённая битве под Москвой....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/31/picture-23232-1477900673.jpg)
Доклад на областной конференции:"Коломна и Московская область в битве под Москвой"
Доклад на областной конференции, посвящённой 65-летию битвы под Москвой: "Коломна и Московская область в битве под Москвой"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-79352-1362250362.jpg)
Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..."
Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Отступать некуда... Позади Москва!..." было подготовлено совместно с учениками для учащихся начальной школы. На мероприятии присутствов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/24/picture-656937-1440405991.jpg)
Открытое мероприятие методического объединения ЛИРа по теме «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось…», посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 года и 70-летию битвы под Москвой
Мы – москвичи! Мы живем в огромном городе, столице великого государства, где каждый день проходят какие-то знаменательные события. Но так хочется поговорить о старой Москве, Москве 19-20 веков, котору...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/22/picture-440171-1398119785.jpg)
Сценарий праздника "Москва за нами", посвященного Битве под Москвой
По данному сценарию учащимися 8 класса проведен праздник, посвященный 76-й годовщине битве под Москвой. Продолжительность 25 минут. Далее выступление ветеранов 15 минут....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/01/picture-1284702-1604234139.jpg)
Презентация по теме "Решающие битвы ВОВ". "Битва за Москву".
Данная презентация может быть использована на внеклассных школьных мероприятиях, посвященных ВОВ....