Холокост
материал по истории на тему
Предварительный просмотр:
Урок памяти: «Что такое Холокост? Помнить и никогда не забывать".
Цели урока:
Образовательные: раскрыть сущность нацистской идеологии и политики тотального уничтожения народов, закрепить у учащихся понятия «национализм», «холокост», »геноцид».
Воспитательные: способствовать формированию основы национальной и религиозной терпимости, толерантности и сострадания жертвам нацизма.
Развивающие: активизировать и актуализировать знания, умение сравнивать, делать выводы, вести дискуссию.
Задачи:
1. Добиться четкого понимания учащимися таких явлений как национализм, геноцид ,Холокост.
2. Подвести учащихся к психологическому и этическому осмыслению уроков Холокоста, пониманию его беспрецедентного характера в истории человечества.
3. Развивать навыки и умения по формулированию своей позиции и ее аргументации
Тип урока: лекция с элементами беседы с использованием видеоматериала.
Ход урока
Беседа по вопросам:
Приведите примеры событий, которые унесли много человеческих жизней?
Приведите примеры крупнейших военных столкновений?
ХХ век принес человечеству две мировых войны и огромное количество локальных войн, которые унесли миллионы человеческих жизней. Начался ХХI век, и, кажется, люди не усвоили уроков прошлого: агрессия, экстремизм, конфликты, нетерпимость и неуважение друг к другу – все это черты современности.
Сегодня мы с вами рассмотрим только один, но очень страшный, пример жестокого обращения людей к «другим» людям. А именно о злодеяниях фашизма на захваченных территориях многих европейских стран. Многие народы пострадали от нацизма, но особенно эта трагедия коснулась еврейского народа и детей.
Геноцид евреев в Европе, проводимый нацистской Германией во время Второй мировой войны, обычно Называют греческим словом «Холокост», а иногда словом «Шоа» на иврите. Это было преступление против человечества, принявшее исторические масштабы, преступление, которое, по мнению большинства людей, необходимо понять и изучить.
Наши задача – сегодня попытаться ответить на вопросы:
- что такое Холокост?
- каковы его уроки?
- почему стала возможна эта трагедия?
- что значит – «помнить и никогда забывать»?
Холоко́ст ( из др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение»): в узком смысле — преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны...
Катастрофа еврейского народа охватывает период 1933-1945гг. с приходом к власти нацистов и назначением Адольфа Гитлера на пост рейхсканцлера.
В 1935г. были приняты нюрнбергские законы, которые лишали евреев права гражданства, запрещались браки между евреями и германскими гражданами. Это стало началом кампании по преследованию и уничтожению евреев.
Еврейские семьи селились в отдельные кварталы “гетто”. Им запрещалось пользоваться библиотеками, посещать театры, отдавать своих детей в “армейские школы”, заниматься торговлей и ремеслом и обязательно носить специальные опознавательные знаки.
Вопрос учителя: Как называлась политика Гитлера по отношению к другим нациям?
Геноцид (от греч. génos — род, племя и лат. caedo — убиваю), истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам, одно из тягчайших преступлений против человечества.
Вопрос учителя: Какие народы и нации, кроме евреев, по мнению нацистов, должны были быть порабощены или уничтожены?
Всех, кто не соответствовал арийским параметрам, отправляли в концлагеря, где подвергали экспериментам, пыткам, убивали. Всего на территории нацистской Германии, в странах-союзниках Третьего рейха и на оккупированных ими территориях было создано более 14 000 таких лагерей.
В Собибор, Освенцим, Треблинку, Майданек и др. концлагеря прибывали эшелоны с евреями:
- в лагере смерти Собибор было убито 250 тыс. евреев;
- в лагере Белжец было убито более 600 тыс. евреев;
- в лагере Треблинка – убито более 750 тыс. евреев.
- в лагере Майданек уничтожено 1 млн 600 тыс. евреев.
- в лагере Освенцим – 1,5 млн евреев.
6 млн чел. было уничтожено, в том числе 1,5 млн детей.
Стих 1 ученик.
27 января, по решению ООН, во всем мире отмечается как Международный день памяти жертв Холокоста. В 1945г. в этот день Советская Армия освободила крупнейший из нацистских концентрационных лагерей — Освенцим (Аушвиц).
Учитель: А сейчас я хочу вам показать видеоролик про этот лагерь (14 мин.)
(После просмотра видео)
Учитель: Что вам больше всего запомнилось о концлагере из видеоролика?
Таким образом, Холокост – величайшая трагедия еврейского народа. Пострадали многие ни в чем неповинные люди, и мы должны помнить об этом, т.к. сегодня ещё страдают и даже погибают люди от того, что они другой национальности, религии.
Ученик стих 2.
Учитель: Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.
В начале урока были поставлены вопросы, пожалуйста, давайте обсудим.
- Что такое Холокост?
Ожидаемый ответ: это осознанное уничтожение еврейского народа и главное – детей, чтобы не было продолжения их нации. Это бесчеловечное злодеяние, совершенное людьми против невиновных людей и главное детей. Они не просто убивали, они убивали с особой жестокостью – закапывали живьем детей, сжигали.
- Каковы его уроки?
Ожидаемый ответ: эта трагедия показывает нам что мир очень хрупкий и зло может его разрушить, если молчать и не бороться. Главный урок – земля наш общий дом для всех людей разных национальностей и вер, и мы должны быть терпимы друг к другу.
- Почему стала возможна эта трагедия
Ожидаемый ответ: фашистский режим и его нацистская идеология были нацелены против многих людей – не арийцев: славян, евреев. И многие сначала не предавали значения масштабам этой трагедии. Одни молчали, так как боялись за себя и своих детей. Другие поддерживали нацистов и содействовали их злодеяниям. Многие же помогали евреям и их детям, хотя это было очень трудно и опасно.
- Что значит “помнить, и никогда не забывать”
Ожидаемый ответ: это значит – знать все о этой трагедии и делать все для того, чтобы она не повторилась. Все люди на земле имеют право на жизнь и свободу и никто не имеет права убивать, даже если кто-то кому-то не нравится.
Заключительное слово: Закончить хочу словами академика Д. С. Лихачёва из записной книжки: «… над нами одно небо, под нами одна земля. Мы все равны под небом и на земле, независимо от цвета кожи, религии, нации».
Домашнее задание. Дома ещё раз подумайте над этими вопросами и напишите сочинение – эссе на тему: «Что такое Холокост?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/04/picture-17442.jpg)
Память о Холокосте - путь к толерантности. Урок истории для 9-11 классов
Перед вами методическая разработка внеклассного мероприятия в форме презентации, посвященная такой трагической странице истории как уничтожение евреев в период второй мировой войны. Лучше всего ...
Холокост и дети
1.Что такое Холокост? 2.Каковы его уроки? 3.Почему стала возможна эта трагедия? 4.Что значит – «помнить и никогда не забывать»? ...
Холокост.Прошлое или реальность
сравнительная характеристика Осетии 2008и Холокоста...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-44561-1353173526.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост»
Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост» направлена на углубление знаний учащихся по истории Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Ц...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/22/picture-33449-1647927759.jpg)
Проект : "Память о Холокосте – путь к толерантности" «Холокост и футбол» (исследовательская работа)
Исследовательская работа воспитанников детского дома по теме «Холокост и футбол». С этим проектом наши педагоги и воспитанники участвуют в XI международном конкурсе: "Память о Холокосте – путь к...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/20/picture-627354-1521572992.jpg)
"Формирование толерантности у учащихся через преподавание темы "Холокост". Преподавание темы "Холокост"
История Холокоста и проблемы преподавания этой темы привлекают всѐ больший интерес не только историков и педагогов, но и широкой общественности.История Второй мировой и Великой Отече...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/11/picture-865790-1731353305.jpg)
VII Городская научно-практическая конференция учащихся и преподавателей общеобразовательных учреждений г. Симферополя «Холокост…Вечная память», посвященная Международному дню памяти жертв Холокоста. Тема конференции «Праведники народов мира. Люди с чис
Статья о муниципальной конференции, посвященной Дню памяти жертв Холокоста...