конспект урока иго
план-конспект урока по истории (6, 7 класс) на тему

Карагозян Кристине Врамовна

конспект содержит информацию для полного раскрытия темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._igo.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок проблемного обучения по истории

 10 класс

«Ордынское иго: было ли оно?»

Автор: Карагозян К.В.

                                            учитель истории и  

                           обществознания

        2016

Цель урока: определить отношение учащихся к исследуемой проблеме.

Задачи:

  • установить, было ли порабощение Руси монголо-татарами (рассмотрев разные версии, предложенные российскими учеными XIX – XX в.);
  • определить формы монголо-татарского владычества над русскими землями;
  • определить последствия монголо-татарского ига;
  • закрепить умения самостоятельной работы с историческими документами и научно-популярной литературой;
  • совершенствовать коммуникативные навыки через организацию работы по индивидуальному образовательному маршруту.

Методы и приемы:

  • проблемный метод
  • метод опережающего обучения
  • исследовательский

Ход урока: 1. Организационный момент (1 минута).

2. Проверка изученного материала:

I.  Актуализация знаний (5 минут).

Выполнение задания: на партах у учащихся лежат карточки  с заданиями: предложения с пропущенными фразами, необходимо заполнить пропуски.

  1. Империя монголов была образована в __________ году.
  2. Первая встреча русских с монголо-татарами произошла в ________г. на реке _____.
  3. Чингисхан разделил сою империю на улусы, Русь и Западные земли достались его сыну ____________.
  4. Владимирское княжество было разорено Батыем в __________ в ходе ____похода на Русь.
  5. Из-за осенней распутицы монголо-татары не дошли до ________________ и повернули назад.
  6. Дольше всего войскам Батыя противостоял город ________________, осада которого длилась ___ недель.
  7. Второй поход Батыя на Русь был в ______________гг., в ходе которого пали княжества: _______________________________________.

Проверка задания: взаимопроверка, один ученик отвечает устно.

  1. Империя монголов была образована в 1206 году.
  2. Первая встреча русских с монголо-татарами произошла в 1223 г. на реке Калке.
  3. Чингисхан разделил сою империю на улусы, Русь и Западные земли достались его сыну Джучи.
  4. Владимирское княжество было разорено Батыем в 1238 г. в ходе I похода на Русь.
  5. Из-за осенней распутицы монголо-татары не дошли до Новгорода и повернули назад.
  6. Дольше всего войскам Батыя противостоял город Козельск, осада которого длилась 7 недель.
  7. Второй поход Батыя на Русь был в 1239-1242 гг., в ходе которого пали княжества: Киевское, Переяславльское, Черниговское, Галицко-Волынское.

II. Изучение материала.

Слово учителя: Мы вспомнили основные этапы, причины, итоги завоевания Руси монголо-татарами. Давайте попытаемся дать оценку последствиям этого завоевания. На уроке мы рассмотрим различный материал, познакомимся с мнениями известных историков, и к концу занятия сделаем общий вывод по данному вопросу.

1. Беседа: Прежде чем мы будем говорить о Золотой Орде и ее роли в истории нашего государства, нужно определить понятия Золотая орда и монголо-татарское иго. Дайте им определения.

Монголо-татарское иго – традиционное название системы эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями, установленное в результате нашествия Батыя.

Золотая Орда – государство монголо-татар, образованное ими в XIII в. На завоеванных территориях Азии и Европы.

1. Просмотр видеофрагмента «Русь под властью Золотой Орды» (10 минут)

Анализ видеофрагмента:

  1. Назовите особенности политического, экономического устройства Золотой Орды. (Во главе государства был хан (царь, как его называли на Руси), основой экономики было натуральное хозяйство, также развито ремесло, торговля с Западом и Востоком).
  2. В чем особенность зависимости Руси от Золотой Орды? Являлась ли Русь частью Золотой Орды? (Русь не входила непосредственно в состав Орды, была лишь зависима от нее).
  3. Как изменилась жизнь на Руси после установления монголо-татарского ига? (Править продолжали русские князья, но им необходимо было получить на это ярлык от хана – грамоту на право княжения; Русь выплачивала Орде дань – ее называли ордынским выходом, несла ряд других повинностей – содержала монголо-татарские отряды, когда они были на территории Руси, русские люди входили в состав ордынского войска, и пр.; церковь имела особое положение: не платила дани, и в целом монголо-татары не меняли религии).
  4. Выскажите собственное мнение, как данные перемены отразились на развитии нашего государства? (замедлили развитие, подорвали экономику).

Сделайте записи о политическом, экономическом устройстве Золотой Орды, основных формах зависимости Руси от Орды.

2.Работа в группах (5 минут)

Слово учителя: Класс делится на 3 группы: политики, экономисты, культурологи, назначается руководитель группы. Необходимо каждой группе проанализировать свою часть текста и сделать вывод о влиянии монголо-татарского ига на политическое, экономическое, культурное влияние Руси

  1. Политические и социальные последствия
  2. Экономические последствия
  3. Культурные и духовные последствия

Анализ работы: выступление участников группы, заполнение таблицы:

(8 минут)

Последствия:

Положительные

Отрицательные

Политические, социальные

Экономические

Культурные, духовные

Примерная заполненная таблица:

Последствия:

Положительные

Отрицательные

Политические, социальные

Прекратились междоусобицы, наметился вектор на собирательство русских земель.

Заложены основы самодержавия, вече потеряло свою роль, росла пропасть между правителем и управляемыми.

Экономические

Большие разрушения, дань, не прекращались набеги на Русь, были потеряны традиционные связи с западными государствами.

Культурные, духовные

Новые темы (патриотизм), Русь постепенно объединялась с целью отпора монголо-татарам.

Незначительное культурное влияние Орды: заимствовано незначительное количество новых слов.

По ходу ответов каждой группы остальные заполняют другие графы таблицы в своих тетрадях.

Аналитическая беседа:

  1. Каждая группа «политики», «экономисты», «культурологи» заполняет свою часть таблицы, объясняя, почему те или иные последствия отнесены к положительным или отрицательным.
  2. Подводится итог по заполненной таблице: в целом больше положительного или отрицательного влияния Ордынского ига на развитие Руси. (Каждый ученик может обосновать ту или иную точку зрения).

3.Анализ документов: (5 минут)

Слово учителя: влияние монголо-татарского ига на Русь по-разному оценивалось историками прошлых времен и современниками. Вашему вниманию представлены отрывки работ некоторых из них, ознакомьтесь с ними, ответьте на вопросы (выведены на доске). Учащиеся анализируют разные работы.

Какие оценки Золотоордынского ига дают историки?

  1. (1.Н.М. Карамзин: положительное влияние, так как прекратились междоусобицы, власть стала сосредотачиваться в одних руках, то есть монголо-татарское иго положило конец раздробленности, ускорило процесс объединения русских земель.
  2. 2. Л.Н. Гумилев: ига как таковог не было, был некий военный союз, который помог противостоять Западу, угроза которого для Руси была намного страшнее.
  3. 3. В.В. Каргалов + С.М. Соловьев, В.О. Ключевский: отрицательное влияние монголо-татарского ига на Русь, так как оно тормозило экономическое развитие, нарушили естественный процесс объединения земель).
  4. Какие нетрадиционные точки зрения на монголо-татарское иго существуют? (современные исследователи считают, что иго не существовало совсем)

4. Аналитическая беседа: (5 минут)

  1. Какие оценки Золотоордынского ига дают историки? Знакомы ли вам эти люди, на каких уроках вы о них уже говорили? (1.Н.М. Карамзин: положительное влияние, так как прекратились междоусобицы, власть стала сосредотачиваться в одних руках, то есть монголо-татарское иго положило конец раздробленности, ускорило процесс объединения русских земель. 2. Л.Н. Гумилев: ига как таковог не было, был некий военный союз, который помог противостоять Западу, угроза которого для Руси была намного страшнее. 3. В.В. Каргалов + С.М. Соловьев, В.О. Ключевский: отрицательное влияние монголо-татарского ига на Русь, так как оно тормозило экономическое развитие, нарушили естественный процесс объединения земель).
  2. Приведите аргументы каждой точке зрения из документов, процитируйте выдержки из них.
  3. Какие нетрадиционные точки зрения на монголо-татарское иго существуют? (современные исследователи считают, что иго не существовало совсем)
  4. Что говорят о влиянии Золотой Орды башкирские исследователи? (Рустем Вахитов подчеркивает влияние монголо-татар на последующее присоединение Башкортостана к Московской Руси)
  5. Что вы знаете об оценках Золотой Орды писателей, поэтов?
  6. Какую точку зрения склонны поддержать вы? Почему?

Запишите в тетрадь названные точки зрения историков на влияние золотой Орды на развитие Руси.

5. Подведение итогов: Каково же влияние монголо-татарского ига на развитие Руси? (ученики делают вывод, что однозначной оценки влияния монголо-татарского ига на Русь нет).

Заключительное слово учителя, подведение итога урока:

Сегодня на уроке мы познакомились с последствиями монголо-татарского владычества на Руси, рассмотрели ряд оценок этого процесса. Несмотря на то, что иго продолжалось более двух столетий, определяло таким образом дальнейший процесс развития нашего государства, однозначно отрицательную оценку данному процессу дать нельзя. Аргументы разных точек зрения прозвучали сегодня на уроке, каждый из вас в праве поддержать любую из них.

6. Домашнее задание: (1 минута)

Комментирование учителем д/з, обозначение сроков выполнения 3-го творческого задания.

  1. с.133-138 учебник Данилов А.А. Россия и мир.
  2. С. 140, вопросы 5, 7.
  3. Допустим, что в 13 веке монголы не дошли до Руси. Составьте вероятный сценарий дальнейшей русской истории на 200 лет или на больший срок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...