Парламентский урок
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Валитова Зульфия

Методическая разработка парламентского урока "Гражданин. Общество. Государство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parlamentskiy_urok.docx6.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка Парламентского урока  по теме

«Гражданин. Общество. Государство» Валитовой З.К., учителя истории МБОУ «Гимназия №10» Авиастроительного района г. Казани

Цели:

  • Познавательные- способствовать осознанию значимости и необходимости гражданства, показать пути и формы участия граждан в развитии общества .
  • Развивающие- развивать правовую грамотность через изучение источников.
  • Воспитательные-воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока:

  • Игра «Согласие»

Разыграть в ролях басню Л.Н. Толстого «Отец и сыновья»

Басня «Отец и сыновья»

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

- Сломайте!

Сколько они не бились, не могли сломать.

Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломили прутья  поодиночке. Отец и говорит:

- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; если вы будете ссориться, да все врозь -  вас всякий погубит.

Вопросы для обсуждения игры

-Почему необходимо согласие между людьми?

- Приведите примеры, когда вам помогали дружба и согласие.

Наша Родина – многонациональное государство, это очень здорово,  если все граждане живут в согласии и дружбе друг с другом.

  • Конституция РФ и Закон «О гражданстве РФ» определяют гражданство как устойчивую правовую связь лица и государства, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Куиз-куиз-трейд

Шаг 1. Каждая группа получает по 1 карточке с извлечениями из Закона «О гражданстве РФ» от 19.11.2003 года. В течение 4-5 мин. Учащиеся изучают материалы и обучают друг-друга.  (Статьи 4, 8,12,13,14)

Шаг 2. Группы получают по 1 казусу, обсудив, предлагают варианты ответа.

Казусы

  • Звезда шоу-бизнеса Е. собирается замуж за иностранца. Может ли он получить гражданство России, если он нигде не работает и живет за счет богатых женщин?
  • Гражданин Украины О., покинувший страну  в 2014 году, обратился с заявлением о приеме его в гражданство РФ в виду того, что на Украине идут боевые действия. Что говорит закон?
  • Семья Ивановых проживает в одной из восточных стран , где родители работают по контракту. Ивановы опасаются, что со временем их дети потеряют гражданство РФ. Что говорит закон?
  • В августе 2005 года в американском городе Новый Орлеан произошло стихийное бедствие. Ураган «Катрин» разрушил город. Среди пострадавших были студенты из России. Кто должен помочь гражданам России за рубежом?

3. Государство, где обеспечены и защищены права граждан, называется правовым.

Граждане имеют право активно участвовать в жизни общества. Демократия –это самая популярная форма правления. В период развития современной демократии развиваются две мощные социальные силы:

  • правовое государство
  • Гражданское общество.

Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал, что демократия требует большей зрелости народа.  Это должен быть народ, осознающий свои права и уважающий чужие,  понимающий свои обязанности и способный к самоограничению. Демократия возможна, если поднять нравственный уровень народа.

Игра.

-Какие качества народа, «созревшего для управления самим собой» вы могли бы назвать?

Если вы хотите ответить «да» - поднимите руку.

- толерантность;

-активность и высший уровень участия на выборах;

-правовой нигилизм;

-абсентизм;

-политическая и правовая культура;

-самостоятельность общественных организаций.

Мы можем говорить о гражданском обществе.

Тимбилдинг

- Каждая группа должна написать письмо в редакцию газеты, описывая ситуацию из их жизни, где были нарушены , т.е. несправедливо ограничены их права и спросить мнение редакции. Запечатать письмо в конверт.

- Обменявшись письмами, учащиеся становятся журналистами – работают над короткой статьей, отвечая на письмо.

- Спикер группы зачитывает письмо и ответ из газеты классу. Следует выяснить , насколько ответ из газеты устраивает группу, которая писала письмо.

Контрольные вопросы

  • Как вы понимаете выражения «правовое государство» и «гражданское общество»?
  • Каковы формы участия граждан в государственных делах?

Выводы

  • Защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
  • Полная реализация прав и свобод возможна только в условиях правового государства и гражданского общества.

Рефлексия

- Я прошу вас по очереди положить  руку на плечо соседа и , вспомнив те знания, что вы приобрели на данном занятии, сказать о вашем понимании слова «Родина»

Спасибо.

Литература: Т.А. Фалькович . По законам добра. Изд. «5 за знания», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парламентский урок 2011

Конспект внеклассного мероприятия "Парламентский урок - 2011" на тему  "Я ребенок! Я граждагин!"...

Парламентский урок

Круглый стол. Встреча учащихся с депутатами села. Цель встречи обсудить очень много важных и актуальных вопросов, касающихся роли парламента в нашем демократическом обществе.Учащиеся получают общее пр...

Парламентский урок

Парламентский урок "Где рождаются законы".  Урок знакомит с парламентом РФ и  Адыгеи....

Парламентский урок.

Актуальность этой темы велика в наши дни. Рекомендуется проводить для 9-11 классов....

Парламентский урок

С 23 по 30 сентября в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Мензелинска РТ в рамках правового воспитания школьников прошли мероприятия...

Парламентский урок "Государственная Дума - главный законодательный орган России"

Данный материал - методическая разработка открытого парламентского урока для 10 классов. Расчитан материал на один урок, тема - Государственная Дума главный законодательный орган России. Материал пред...

Парламентский урок, конспект урока

Открытый парламентский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка ....