Урок по истории в 5 классе по теме "Просветление Древней Индии"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Конспект урока в 5 классе на тему "Просветление Древней Индии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_prosvetlenie_drevney_indii.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Просветление Древней Индии
Цели урока:
Образовательная:
- Познакомить обучающихся с зарождением Древней индийской цивилизации;
Развивающая:
- Развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету;
Воспитательная:
- Прививать обучающихся в духовный мир древних евреев;
- Развивать интерес к историческому прошлому.
Метод: фронтальная беседа по вопросам дом. задания, работа с учебным пособием, сообщение обучающихся, рассказ учителя с постановкой проблемных вопросов.
Оборудование и наглядно-демонстрационные материалы:
мультимедиа установка, экран, компьютер, презентация, глобус, карта.
Ход урока.
- Организационное начало и сообщение темы урока.
- Актуализация предварительных знаний:
Новые слова: Раджа, веды, брахманы, кшатрии, вайшьи, Варна, шудры, Будда, Нирвана, йоги, Сиддхартхи Гаутамы.
Из законов царя Ашоки.
«Вот появилось раска янье у Угодного богам (царя Ашоки) после за воевания Калинги... Ес ли кто-либо причинит ему зло, Угодный богам смирится с этим, на сколько возможно. Угодный богам взирает с благоговением даже на жителей лесов и хо чет внушить им правиль ные мысли. Угодный бо гам желает, чтобы все живое обрело безопас ность, самообуздание, душевное спокойствие и радость».
Индийские мудрецы размышляли над пропо ведью Будды. Представ ление о полной пустоте натолкнуло на мысль об обозначении ее особым знаком — «ноль». Это позволило изобрести систему цифр и записи чисел, которыми мы пользуемся до сих пор.
Из этих источников мы можем сделать вывод, что индийская цивилизация была достаточно высоком уровне.
Теперь послушаем и Антошку с источниковедом:
- Я заметил, - сказал Антошка, - что все древние религии обеща ют людям счастье и удовольствия.
- Ну, насчет всех ты погорячился, - возразил Источниковед. -В учении Будды главная цель - достижение нирваны, что в перево де означает «угасание» всех желаний, отказ от удовольствий.
- Вряд ли много людей пошли за таким учением!
- Судя по археологическим находкам изображений Будды, его учеников, священных предметов, ~ вмешался Археолог, - к началу новой эры половина жителей Индии, Индокитая, Афганистана и Средней Азии была буддистами.
Вопрос: Какое наблюдается противоречие между мнением Антошки и фактами? Какой возникает вопрос?
Почему учение Будды нашло столько сторонников?
Прежде чем начать новую тему, давайте вспомним значения слов: цивилизация, (ступень, общность), государство, народ, религия, искусство по словарю нашего учебника.
Далее обучающиеся слушают ученическое сообщение об зарождении индийской цивилизации на индийском полуострове, его природно-климатические условия.
Используя тест §17, пункта 2, запишите в своих тетрадях, что передавали древние веды (тайные знания от богов) ариям. Как люди создавались от первочеловека и как они распределялись в обществе на слои? Запишите все прослойки общества ариев.
- если сравним цивилизации Междуречья, Индии и Египта, есть ли там схожие черты разделения общества на прослойки?
- сравните представления индийцев о людях и богах с представлениями египтян и евреев.
- найдите представителей четырех варн.
Какой можем сделать вывод?
Вывод: деление на неравноправные варны имеет божественное начало.
Далее учитель рассказывает зарождение новой религии Буддизма. Работаем с рисунком на стр. 109. Учитель задает вопрос: каждый человек переживает постоянно какие либо страдания всю свою жизнь. (Приводятся примеры). Возможно ли избавится от страданий? Учитель знакомит детей с историей Сиддхартхи Гаутамы. После изложения темы, он ставит вопросы на обсуждение с классом:
-что привлекало жителей Индии в учении Будды?
- что общего в учении Будды и библейской религии евреев?
Закрепление: Запоминаем новые слова и понятия: Раджа, веды, брахманы, кшатрии, вайшьи, Варна, шудры, Будда, Нирвана, йоги, Сиддхартхи Гаутамы.
Выставляются оценки и задается домашнее задание.
Домашнее задание: §17, стр. 107-113. Подготовиться к §18. вопросы на стр. 112-113.
1. Докажи, что жители Индии взошли на ступень цивилизации.
2. Можно ли считать, что в Древней Индии к VI веку до н.э. сложи лась своя, особая, отличная от других цивилизация?
3. Какие черты учения Будды привлекали жителей Индии? Как ты считаешь, что общего в учении Будды и библейской религии древ них евреев?
4. Продолжи заполнять таблицу «Религии Древнего мира» (с. 63).
Учебник «Всеобщая история» для 5 класса, М, БАЛАСС – 2010. Образовательная школа – 2100.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по истории 5 класс "Путешествие по Древней Греции"
Цели урока:- контроль знания и умения по разделу «Древняя Греция»;- формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к уч...
Материал-презентация к урокам в 5 классе по теме "Древняя Индия"
Наглядный материал к урокам в 5 классе 1. "природа, основные занятия жителей" 2. "Касты в Индии. Буддизм. Открытия и достижения индийцев"...
Конспект урока по истории Тема "Образование державы Маурьев в Индиил"
Конспект урока по истории для учеников 5 класса к учебнику Древней истории. Автор Михайловский....
Открытый урок по истории 5 класс ( по теме: "Древний Восток")
laquo;Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть ро...
Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Древняя Индия"
Урок- путешествие по Древней Индии. Материал формирует представление учащихся о географическом положении Древней Индии, знакомит с растительным и животным миром и основными занятиями ее жит...
Тестирование для 5 класса на тему "Древняя Индия и Древний Китай"
Тестирование для 5 класса на тему "Древняя Индия и Древний Китай"Учебник: Андреевская...
Практическая работа по истории Древнего мира (5 класс) По теме «Древняя Индия»
Практическая работа включает задания разного уровня сложности, направленные на отработку умений и навыков в соответствии с ФГОС....