Измерение времени
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Игнатенко Екатерина Николаевна

Третье занятие в курсе истории в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3._izmerenie_vremeni.doc74 КБ
Office presentation icon 3._izmerenie_vremeni.ppt284 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка занятия №5.3

ФИО преподавателя: Игнатенко Екатерина Николаевна.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип занятия: изучение нового материала.

Тема занятия: Измерение времени. (1 час).

Цель занятия: познакомить учащихся с порядком в исторической хронологии: все события выстраиваются по годам.

Задачи занятия:

образовательные: дать представление об особенностях измерения времени у разных народов, показать особенности современного летоисчисления: счет лет нашей эры и до нашей эры.

развивающие: сформировать навыки работы с мерами времени: определять век, тысячелетие.

воспитательные: сформировать у учащихся представление о времени, как о среде, в которой живет и развивается человек и человечество в целом.

Структура занятия:

Этапы занятия

Тайминг

Основные информационные единицы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

3 мин

-

1. Создание рабочей атмосферы.

2. Проверка посещаемости.

Проверка д\з

5 мин

-

Точечные вопросы:

1. Что такое исторический источник?

2. Приведите примеры устных, письменных и вещественных исторических источников.

3. Что такое документ? Приведите пример документа.

4. Что такое памятник истории? Приведите пример памятника.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Мотивация, актуализация знаний

8 мин

-

1 слайд

Работа с картиной С.Дали «Постоянство памяти»:

1. Как бы вы назвали эту картину?

2. Какие чувства настроение вызывает у вас эта картина?

3.Что, по вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова ее главная мысль, зачем он ее написал?

Ученики отвечают на вопросы.

1. «Текучесть времени».

2. Чувство необратимости.

3. Время утекает как вода сквозь пальцы, мы не можем его увидеть, почувствовать, поймать, но мы можем его измерить, а значит, оно настоящее и существует.

Целеполагание

2 мин

-

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

2 слайд

О том, что такое время, и как его измеряют.

Запись в тетрадь темы занятия:

Измерение времени.

Изучение нового материала

20 мин

Хронология,

Дата,

время до н.э.,

время н.э.,

век,

историческая хронология.

1. Хронология – порядок событий.

3 слайд

1. Что значит порядок?

2. Зачем в истории нужно знать порядок событий?

3. Приведите пример хронологии из вашей личной жизни.

2. Что называют датой.

4, 5 слайды

1. Какие деления времени вы знаете?

2. Какие из них подходят для изучения истории?

3. Какие деления времени человек открыл раньше других?

4. Что такое дата?

5. Почему некоторые даты неизвестны или приблизительны?

6, 7 слайды

Почему сейчас именно 2017 год?

Линия времени разделена на две части точкой отсчета нашего летоисчисления – Рождеством Христовым. То, что происходило до этого события, обозначается фразой до н.э. То, что происходит после этого события, обозначается фразой н.э.

Летоисчисление до н.э. идет в обратном порядке.

Какой год был раньше: 512 г. до н.э. или 310 г. н.э.?

3. Историческая хронология.

Рождество Христово – не единственная точка отсчета времени. Существуют и другие календари. 8 слайд.

4. Измерение времени по векам и тысячелетиям

9, 10, 11 слайды

Век – 100 лет.

1. Как определить век, если известна дата?

2. На сколько лет и на сколько полных веков Москва старше Филадельфии?

3. Задать несколько точечных вопросов тем, кто не проявил активность на занятии. Назовите век: 2007, 1999, 1600…

4. Как определить тысячелетие, если известна дата?

Переписывают определения в тетрадь.

1. Порядок – правильное состояние чего-нибудь.

2. Порядок необходим для установления причинно-следственных связей.

3. Сначала ходил в детский сад, потом учился в начальной школе, теперь учусь в основной.

1. День, год, минута.

2. День, год.

3. День.

4. Дата – календарное время какого-нибудь события.

Учащиеся переписывают определение даты в тетрадь.

5. О ней нет точных сведений в источниках.

Потому что точкой отсчета времени является событие, произошедшее 2017 лет назад – Рождение Христа.

512 г до н.э.

1. Найти количество полных столетий и, если надо, прибавить один. (Вынести на доску).

2. 535 лет, 5 веков.

3. 21, 20, 16.

4. Найти количество полных тысячелетий и, если надо, прибавить один. (Вынести на доску).

Закрепление

3 мин

-

Точечные вопросы:

1. Зачем в истории нужно знать порядок событий?

2. Что такое дата? Примеры дат.

3. 1917 – к какому веку относится этот год?

4. Что такое календарь?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Итоги занятия, рефлексия

2 мин

-

Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия:

Что вы узнали о порядке в исторической хронологии?

12 слайд

Рефлексивный экран.

Ученики пишут в тетрадь в качестве завершения занятия 6 предложений о нем.

Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию.

Домашнее задание

2 мин

11 слайд

Подготовиться к проверочной работе по определению века и тысячелетия, если известна дата.

Схема доски (9 слайд):

Определение века:

Год = количество полных столетий + 1 = искомый век.

Пример: 1380 год = 13 столетий + 1 = 14 век.

Исключения: все года, оканчивающиеся на 00.

Пример: 1300 год = 13 столетий = 13 век.

Определение тысячелетия:

Год = количество полных тысячелетий + 1 = искомое тысячелетие.

Пример: 1380 год = 1 тысячелетие + 1 = 2-ое тысячелетие.

Исключения: все года, оканчивающиеся на 000.

Пример: 1000 год = 1-ое тысячелетие.

Схема тетради:

Измерение времени

Хронология – порядок событий.

Историческая хронология – последовательность исторических событий во времени.

Дата – календарное время какого-либо события.

Определение века:

Год = количество полных столетий + 1 = искомый век.

Пример: 1380 год = 13 столетий + 1 = 14 век.

Исключения: все года, оканчивающиеся на 00.

Пример: 1300 год = 13 столетий = 13 век.

Определение тысячелетия:

Год = количество полных тысячелетий + 1 = искомое тысячелетие.

Пример: 1380 год = 1 тысячелетие + 1 = 2-ое тысячелетие.

Исключения: все года, оканчивающиеся на 000.

Пример: 1000 год = 1-ое тысячелетие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Измерение времени Цель занятия: познакомить вас с порядком в исторической хронологии: все события выстраиваются по годам.

Слайд 3

Хронология – порядок событий. Историческая хронология – последовательность исторических событий во времени.

Слайд 4

Человек всегда стремился делить, измерять и отсчитывать время. Какие деления времени вы знаете? Какие из них подходят для изучения истории? Какие деления времени человек открыл раньше других? Что такое дата? Почему некоторые даты неизвестны или приблизительны?

Слайд 5

Человек всегда стремился делить, измерять и отсчитывать время. Какие деления времени вы знаете? Какие из них подходят для изучения истории? Какие деления времени человек открыл раньше других? Что такое дата? Почему некоторые даты неизвестны или приблизительны? Дата – календарное время какого-либо события.

Слайд 6

Почему сейчас именно 2017 год?

Слайд 7

Почему сейчас именно 2017 год? Рождество Христово

Слайд 8

2017 год Японский календарь: 29 год эпохи Хэйсэй Еврейский календарь: 5777 год Исламский календарь: 1438 год Иранский календарь: 1395 год Индийский календарь: 1938 год Французский календарь: 225 год Республики

Слайд 9

Как определить век, если известна дата? Век = 100 лет

Слайд 10

Как определить век, если известна дата? Век = 100 лет На сколько лет и на сколько полных веков Москва старше Филадельфии?

Слайд 11

Как определить век, если известна дата? Век = 100 лет На сколько лет и на сколько полных веков Москва старше Филадельфии? Как определить тысячелетие, если известна дата?

Слайд 12

1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен легким / трудным Рефлексивный экран

Слайд 13

Домашнее задание: Подготовиться к проверочной работе по определению века и тысячелетия, если известна дата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Измерение времени"

Введение в историю 5 класс...

Основы измерения времени

Конспект открытого урока по астрономии...

"измерение времени"

урок в 5 классе по теме измерение времени...

Исследовательская практическая работа "Способы измерения времени"

Текст работы, представленной на школьной конференции...

Инструмент измерения времени

Научно-исследовательская работа по теме "Инструмент измерения времени". Цель исследовательской работы: изучить системы счисления времени у различных народов. Задачи:Ознакомиться с историей в...

открытый урок математики в 6 классе "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении времени"

конспект урока закрепления полученных знаний, презентация к уроку...

« Измерение времени по часам с точностью до 1 часа» Урок по математике во 2 классе коррекционной школы VIII вида

Цели урока: познакомить с новой величиной, формировать представления о единицах времени - часе, минуте, совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи, развивать умение н...