Рабочая программа по истории 9 класс.
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Шнайдер Андрей Александрович

Рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_istoriya_9klass.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

     Рабочая программа учебного курса «история» для 9 класса (далее Рабочая программа) построена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года на основе программ курса «Новейшая история» авторов: Н.В.Загладин  в сборнике Программы общеобразовательных учреждений «История. Обществознание. 5-11 классы» - М., «Просвещение», 2007 год,  и программы курса по  Истории России для 6-9 классов общеобразовательных учреждений авторов: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Программа «История России», М., «Просвещение», 2007 год,

     Рабочая программа учебного курса «Новейшая история» для 9 класса (далее Рабочая программа)

Рабочая программа составлена с учётом методического письма «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».

     Программа рассчитана на изучение исторического курса в 9 классе в объёме 68 часов, из них 4 повторительно-обобщающих уроков. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений, навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает материал, предусмотренный федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории и все темы авторской программы учебного курса.

         

. Основной формой текущего и итогового контроля являются устные ответы, разноуровниевые задания и  тестовые задания.

        Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Учебник «Новейшая история. 9 класс»: учеб. для 9 класса общеобр. учреждений/Н.В.Загладин. –М.: Русское слово, 2007.;
  2. Учебник Данилов А.А. История России. 9 класс: / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.  –М.: Просвещение, 2007.

Цель программы обучения:

  • Знать основные этапы и ключевые события истории России и мира в XX – начале XXI века и выдающихся деятелей истории;

Задачи программы обучения

  • освоение школьниками ключевых исторических понятий;
  •  ознакомление с основными религиозными системами;
  • раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XX- начале XXI  века;
  • раскрытие специфики власти;
  •  раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XX- начале XXI века;
  • раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.  

   

2. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории   ученик должен

  • знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • знать изученные виды исторических источников;
  • уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новейшей  истории;
  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • уметь читать историческую карту и  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь,  сжато давать ответ;
  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и  иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
  • уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  • уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и  связей между ними;
  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.

наименование раздела

Основные даты, понятия и термины

1.Страны Европы и США в 1900-1918 гг.Первая Мировая война

 протекторат, модернизация, индустриальное общество, политическая система, гражданское общество, Порт-Артур,  Портсмутский мир, агрессия, Маньчжурия, революция,, парламент, конституционная монархия, отруб, хутор, артель, кооперация, ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм, Антанта, Тройственный союз, Брусиловский прорыв, «тайная дипломатия», «14 пунктов» Вильсона, репарации, Лига Наций

Тема 2.Версальско-Вашингтонская система в действии

Концессии, автономия, Коминтерн, Генуэзская конференция, Раппалльский договор, система коллективной безопасности, фашизм, Лига Наций, политика умиротворения, идеология, геополитические интересы, коммунистические партии, фашисты, пацифизм, Великая Депрессия, неолиберализм, кейнсианство,м «Новый курс» Рузвельта, национал-социализм,

Тема 3. Вторая Мировая война и её уроки

пакт, агрессия, денонсация, эшелонированный, превентивный, Вермахт, блицкриг, ГКО, «Тайфун»,демилитаризация, «Багратион», Уран», «Цитадель», плацдарм, эвакуация, антигитлеровская коалиция, «молниеносная война», закон о ленд-лизе, Тройственный пакт.

Тема 4. Мир во второй половине  XX  века. Основные тенденции развития

железный, , Карибский кризис, мирное сосуществование, мораторий,«холодная война», доктрина Трумэна, план Маршалла, СЭВ, НАТО, биполярный мир, экономическая интеграция, неофашизм,

Тема 5. Страны и регионы мира во второй половине  XX  века. Единство и многообразие

«Политический маятник», консервативная революция, «третий путь», левый эксперимент, ГДР, ФРГ, социалистический лагерь, деколонизация, Солдатский билль о правах, законы Вагнера и Тафта-Хартли, шпиономания импичмент, ,«английская болезнь», Британское содружество, ирландская проблема, «железная леди» ФРГ, бундестаг и бундесрат,  федеральный канцлер, СДПГ« обновление социализма», «железный занавес», «шоковая терапия», СНГ

национал-реформизм, военная хунта,«белая революция», исламский фундаментализм, , КНР, «прагматики»,

Тема 6.. XX  век и культура

Революция в естествознании, кризис рационализма. Иррациональность. Авангардизм, психоанализ, постмодернизм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, абстракционизм, футуризм, сюрреализм

Тема 7.. Глобализация, тенденции и проблемы современного мира

Глобализация, мировая торговля, глобальные проблемы современности.

Тема 8.Россия в начале  XX  века

Индустриальное общество, модернизация, гражданское общество, многоукладная экономика, монополистический капитализм,  маргинализация населения, финансовая олигархия,  аграрное перенаселение, конституционная  монархия, Антанта, Брусиловский прорыв кризис власти

Тема 9. Россия в 1917-1938 гг.

альтернатива, амнистия, коалиционное правительство, декрет, ВЦИК, СНК, сепаратный мир, национализация, аннулирование, интервенция, гражданская война, анархисты, эскалация, военный коммунизм, продразверстка, красный террор, демократическая контрреволюция, денационализация, НЭП, продовольственный налог, , рентабельный, «Командные высоты»,федерализм,  ,  саботаж,  , ,«мирное сосуществование» ,Номенклатура, тоталитаризм, репрессии, культ личности, оппозиция, Мировой экономический кризис, Коллективизация, индустриализация, атеизм, конструктивизм, социалистический реализм, «культурная революция

Тема 10. Великая Отечественная война

пакт, агрессия, денонсация, эшелонированный, превентивный, Вермахт, блицкриг, ГКО, «Тайфун»,демилитаризация, «Багратион», Уран», «Цитадель», плацдарм, эвакуация, антигитлеровская коалиция, «молниеносная война», закон о ленд-лизе, Тройственный пакт.

Тема 11.СССР в 1945- сер.60-х гг.

репарации, репатриация, национальное богатство, ВПК, железный занавес, ГУЛАГ, космополитизм, Карибский кризис, мирное сосуществование, мораторий,«холодная война», десталинизация, реабилитация, волюнтаризм, субъективизм, доктрина Трумэна, план Маршалла, СЭВ, НАТО

Тема 12. СССР в середине 60-х середине 80-х гг.

коррупция,«теневая экономика», диссидент, экстенсивная экономика, диссидент

пражская весна, интеграция, «доктрина Брежнева», суверенитет, кооперация, ускорение, инфляция, приватизация, консенсус, плюрализм, разделение властей, «гласность», ускорение,«новое мышление», биполярная система международных отношений

Тема 13. Перестройка в СССР. 1985-1991

приватизация, ваучер, либерализация экономики, рыночная экономика, валютный коридор, онвертируемая валюта, Федеральное собрание, спикер, референдум, фракция, электорат, судебная инстанция, сепаратизм, терроризм

3. Учебно – тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Тема 1.Страны Европы и США в 1900-1918 гг.Первая Мировая война

4 ч.

2

Тема 2.Версальско-Вашингтонская система в действии

9ч.

3

Тема 3. Вторая Мировая война и её уроки

4ч.

4

Тема 4. Мир во второй половине  XX  века. Основные тенденции развития

4ч.

5

Тема 5. Страны и регионы мира во второй половине  XX  века. Единство и многообразие

6ч.

6

Тема 6.. XX  век и культура

1ч.

7

Тема 7.. Глобализация, тенденции и проблемы современного мира

2ч.

8

Тема 8.Россия в начале  XX  века

6 ч.

9

Тема 9. Россия в 1917-1938 гг.

10 ч.

10

Тема 10. Великая Отечественная война

6 ч.

11

Тема 11.СССР в 1945- сер.60-х гг.

6 ч.

121

Тема 12. СССР в середине 60-х середине 80-х гг.

2 ч.

3

Тема 13. Перестройка в СССР. 1985-1991

3 ч.

14

Тема 14. Новая Россия.

5 ч.

15

Итого

68

4. Календарно-тематический план

урока

тема

часы

учебно – методические средства

дата

план

факт

Тема 1. Страны Европы и США в 1900-1918 гг.Первая Мировая война (4 ч.)

Индустриальное общество в начале XX века

1ч.

 Карта «Территориально-политический раздел мира с 1876 по 1914 гг»

02.09

02.09

Политическое развитие в начале XX  в.

1ч.

06.09

06.09

Происхождение Первой мировой войны.

09.09

09.09

Первая мировая война. 1914-1918гг.

Карта  «Первая Мировая война 1914-1918 гг.»

Презентация «Первая Мировая война»

13.09

13.09

Тема 2. Версальско-Вашингтонская система в действии ( 9 ч.)

Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система. Последствия войны.

16.09

16.09

Последствия войны: революция и распад империй

Карта «Западная Европа после Первой Мировой войны 1918-1923 гг.)

20.09

20.09

Капиталистический мир. Страны Европы и США в 20-е гг.

Карта « Карта мира с 1924 по 1939 гг.»

23.09

23.09

Мировой экономический кризис 1929 – 1932 годов.  

1ч.

Презентация « мировой экономический кризис»

27.09

27.09

США: «новый курс» Ф.Рузвельта

1ч.

30.09

30.09

Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии.

1ч.

04.10

04.10

Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции.

07.10

07.10

Международные отношения  в 30- гг.

Карта « Карта мира с 1924 по 1939 гг.»

11.10

11.10

Начальный период мировой войны и «новый порядок» в Европе и Азии. Движение Сопротивления.

14.10

14.10

Тема 3. Вторая Мировая война и её уроки ( 4ч.)

Антигитлеровская коалиция.

1ч.

карта «Вторая Мировая война 1939-1945 гг.» учебный диск

«От Кремля до Рейхстага»

18.10

18.10

Трудный путь к победе.

1ч.

карта «Вторая Мировая война 1939-1945 гг.» учебный диск

21.10

21.10

Итоги и уроки второй мировой войны. Создание ООН.

1ч.

«От Кремля до Рейхстага»

25.10

25.10

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Хроника Мировых войн XX века»

1ч.

28.10

28.10

Тема 4. Мир во второй половине  XX  века.

Основные тенденции развития ( 4 ч.)

«Холодная война». Военно-политические блоки

Презентация «Холодная война»

08.11

08.11

Завершение эпохи индустриального общества 1945-1970-е гг.

11.11

11.11

Кризисы 70-80-х гг. Становление индустриального общества.

Презентация «НТП и её последствия»

15.11

15.11

Политическое развитие стран Запада

18.11

18.11

Тема 5. Страны и регионы мира во второй половине  XX  века.

Единство и многообразие. ( 6 ч.)

Соединенные Штаты Америки. Великобритания.

22.11

Франция. Италия

1ч.

25.11

Германия: раскол и объединение

1ч.

29.11

Преобразования и революции в странах Восточной Европы

1ч.

02.12

Латинская Америка во второй половине XX века

Карта «Латинская Америка во второй половине XX века»

06.12

Япония. Китай. Индия.

09.12

Тема 6. XX  век и культура (1 ч.)

Культура второй половины  XX века.

13.12

Тема 7. Глобализация, тенденции и проблемы современного мира (2 ч.)

Глобальные проблемы современности и устойчиво-безопасное развитие.

1ч.

Презентация «Глобальные проблемы современности»

16.12

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Мир после Второй мировой войны»

1ч.

20.12

Тема 8.Россия в начале  XX  века (6 ч.)

Государство и российское общество в конце XIX- начале XX века

1ч.

23.12

Экономическое и политическое развитие России в конце XIX- начале XX века

1ч.

27.12

Внешняя политика. Русско – японская война 1904-1905гг

30.12

Первая российская революция. Политические и экономические реформы.

Презентация «Революция 1905 г.»

13.01

Политическая жизнь. Духовная жизнь Серебряного века.  

17.01

Россия в Первой мировой войне

Карта  «Первая Мировая война 1914-1918 гг.»

Презентация «Первая Мировая война»

20.01

Тема 9. Россия в 1917-1938 гг. ( 10 ч.)

Свержение монархии. Россия весной – летом 1917г.

24.01

Октябрьская революция. Формирование советской государственности

1ч.

27.01

Гражданская война

1ч.

Презентация «Гражданская война»

31.01

Экономический и политический кризис начала 20-х гг.

1ч.

03.02

Переход к НЭПу. Образование СССР

07.02

Политическое развитие и международное положение СССР в 20-н гг.

10.02

Индустриализация и коллективизация.

14.02

Внешняя политика СССР в 30-е гг.

1ч.

17.02

Духовная жизнь советского общества в 20-30-е гг.

1ч.

21.02

Повторительно-обобщающий урок по теме:   «Россия в первой трети XX века»

1ч.

28.02

Тема 10. Великая Отечественная война (6 ч.)

Начало Великой Отечественной войны

1ч.

карта «Вторая Мировая война 1939-1945 гг.» учебный диск

«От Кремля до Рейхстага»

03.03

Немецкое наступление 1942 года. Советский тыл в Вов.

карта «Вторая Мировая война 1939-1945 гг.» учебный диск

«От Кремля до Рейхстага»

07.03

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

карта «Вторая Мировая война 1939-1945 гг.» учебный диск

«От Кремля до Рейхстага»

10.03

Борьба народов СССр в борьбе с фашизмом.

карта «Вторая Мировая война 1939-1945 гг.» учебный диск

«От Кремля до Рейхстага»

14.03

СССР на завершающий этап Великой мировой войны.

карта «Вторая Мировая война 1939-1945 гг.» учебный диск

«От Кремля до Рейхстага»

17.03

Советский союз в войне 1941-45 гг. (обобщающий урок)

карта «Вторая Мировая война 1939-1945 гг.» учебный диск

«От Кремля до Рейхстага»

21.03

Тема 11.СССР в 1945- сер.60-х гг. ( 6 ч.)

Восстановление экономики

1ч.

24.03

Политическое развитие. Идеология.

1ч.

04.04

Внешняя политика

1ч.

07.04

Политическая система и экономика СССР в 1953-1964 гг.

Презентация «Хрущёв и реформы»

11.04

«Оттепель» в духовной жизни.

14.04

Политика мирного существования: успехи и противоречия.

18.04

Тема 12. СССР в середине 60-х середине 80-х гг. ( 2 ч.)

Консервация политического режима. Экономика «Развитого социализма». Л.И.Брежнев

1ч.

21.04

Политика разрядки: надежды и результаты.

1ч.

25.04

Тема 13. Перестройка в СССР. 1985-1991 ( 3 ч.)

Политические и экономические реформы 1985-1991гг.

1ч.

Презентация «НТП и её последствия»

28.04

Политика  «гласности»: достижении и издержки

1ч.

02.05

Российская экономика на пути к рынку.

05.05

Тема 14. Новая Россия.( 5 ч.)

Политическая  и духовная жизнь России в конце XX – начале XXIв.

12.05

Промежуточная аттестация

1 ч.

16.05

Строительство обновленной Федерации. Геополитическое положение и внешняя политика России

Презентация «Соцреализм»

19.05

Россия на пороге XXI века

23.05

Повторительно-обобщающий урок по теме: « Россия в XX веке»

25.05

5. Содержание программы учебного курса.

                     Содержание программы курса полностью соответствует программам курса «Новейшая история 9 класс» автора: Н.В.Загладин    в сборнике Программы общеобразовательных учреждений «История. Обществознание. 5-11 классы» - М., «Просвещение», 2007 год,  и программы курса по  Истории России для 6-9 классов общеобразовательных учреждений авторов: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Программа «История России», М., «Просвещение», 2007 год.

6. Средства контроля

При осуществлении текущего контроля знаний в форме устного ответа используются  следующие критерии оценки:

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.

При осуществлении текущего и итогового контроля в форме тестов (разноуровниевых и в формате ГИА) используются следующие критерии оценки:

задания части А – 1 балл за каждое задание,

задания части В – 1- 2 балла за каждое задание,

задания части С – до 2 баллов за каждое задание, в зависимости от степени выполнения.

Отметка по

пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

% от максимальной суммы баллов

0 – 30 %

31 – 55 %

56 - 80 %

81 – 100 %

7. Учебно – методические средства обучения

Литература для учителя:

  • Журналы «Преподавание истории и обществознания в школе»   2000 - 2010 годы
  • Познавательные игры по Отечественной истории. – М.: Чистые пруды, 2007
  • Романов А.С. Учебные кроссворды и головоломки по отечественной истории. – М.: Чистые пруды, 2006
  • «Политическая история: Россия –СССР -Российская Федерация. Т2. С 1917 года до наших дней»
  • Кузьменко А.Ф. «Тематические схемы по истории России 20 век » 10-11 класс
  • Короткова М.В. «Методические разработки и сценарии уроков к курсу Отечественной и зарубежной истории 20 века. 11 класс
  • Лупиков К.В. Игры на уроках истории 10-11 классы
  • Кочетов Н.С. «История России 11 класс: методическое обеспечение урока

Справочные материалы:

  • Мир русской истории. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1997
  • Рыжов К. Все монархи мира. Россия. (600 кратких жизнеописаний) – М.: Вече, 1998
  • Энциклопедия для детей. том 27. Великие люди мира. -  М.: «Мир энциклопедий», 2005
  • Знаменская Р.А. «История России с таблицах и схемах»
  • История в таблицах 5-11 классы
  • Словарь терминов и понятий по Отечественной истории 20 века
  • Аванта.  Энциклопедия для детей. «История России 20 век »
  • Аванта.  Энциклопедия для детей. «История Зарубежных стран 20 век »
  • Аванта.  Энциклопедия для детей. «Общество. Экономика и политика»
  • Руссика. Школьная энциклопедия. Новейшая история 20 век
  • Руссика. Школьная энциклопедия. История России 20 век
  • Энциклопедия Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Литература для учащихся:

           «Политическая история: Россия –СССР -Российская Федерация. Т2. С 1917 года до наших    дней»

        Восленский М.С.  «Номенклатура. Господствующий класс Советского союза»

        Такер Р. Сталин: Путь к власти. 1879-1929. История и личность»

        Плоткин Г.М. «Материалы и познавательные задания по Отечественной истории для 11 класса»

        Краскова В.С. «Кремлёвские кланы»

        Радзинский Э.С. «Распутин: жизнь и смерть»

        Сенокосов .П. «Суровая драма народа: учёные и публицисты о природе сталинизма»

        Горбачёв М.С. «Перестройка и новое мышление Для нашей страны и для всего мира»

Образовательные ресурсы сети Интернет:

Цифровые образовательные ресурсы

  • Подшивка газеты История за 2004 год
  • Подшивка газеты История за 2005 год
  • Подшивка газеты История за 2006 год
  • Учебный диск «От Кремля до Рейхстага»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...