открытый урок в 5 классе на тему: "Расцвет демократии в Афинах"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Основная современная образовательная технология - технология критического мышления. Технологическая карта содержит все этапы данной технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 5 «А» классе на тему: «Расцвет демократии в Афинах».      

Составитель: Козырева Светлана Николаевна                                                                                                                                                Дата проведения: 25.01.2016г

Цель: выявить черты сходства демократии в Древней Греции и современной России

 

Задачи урока:  

Предметные: обучающиеся выявляют характерные черты демократии в Древней Греции. Оценивают роль и значение народного собрания в Афинах. Сравнивают государственный строй Афин с политическим устройством современной России. Дают образную характеристику Перикла, формулируют оценочные выводы о роли его личности в истории Афин и Древней Греции.

Формирование познавательных УУД: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами

Формирование коммуникативных УУД: планируют цели и способы взаимодействия, понимают позицию партнера, согласуют с ним свои действия.

Формирование регулятивных УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действий;

Формирование личностных УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы, выражают положительное отношение к процессу познания

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы: словесный, наглядный, практический

 Современные образовательные технологии: 

технология развития критического мышления (продуктивного чтения);

ИКТ;

здоровье-сберегающая технология (метод учебных проектов)

Ресурсы: карта «Древняя Греция», учебник «История Древнего мира» для 5 класса М.А. Михайловского, презентация; проектор; настенная картина «Народное собрание в Афинах»; плакаты с высказываниями о демократии и ее ценностях, карточки для групповой работы; оценочные листы

Основные понятия: демократия, народное собрание, остракизм, стратег, оратор, метеки

Структурные компоненты урока.

 1. Мотивация к учебной деятельности 

 2. Создание проблемной ситуации. Целеполагание

 3.Актуализация знаний.  

 4.Поиск решения проблемы:

                          I.  Путь Афин к демократии

                          II. Народное собрание в Афинах. Ограниченность афинской демократии

                          III. Деятельность Перикла

  5. Контроль усвоения знаний

 6.Домашнее задание

7. Рефлексия

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 Современные образовательные технологии

УУД

Мотивация к учебной деятельности 

 Слышны раскаты грома. На экране появляется изображение горы Олимп. Слайд №1(гора Олимп)

Учитель: Зевс приказал, и муза истории Клио с Олимпа на землю спустилась, чтоб сообщить нам великую новость!

Учитель: президенты обеих стран уже подписали соответствующие документы

Учитель: что ж, возражать мы не будем! Так ведь, ребята?

Учитель: чем удивите прекрасную музу в начале?

 Обучающиеся слушают.

Клио (роль исполняет ученица): год 2016 объявляю перекрестным годом России и Греции.

Клио: Боги Олимпа одобрили это решение и повелели урок провести необычный в 5 «А» классе 47 школы.

Обучающиеся одобрительно кивают.

Ученица: греческий танец станцуем Сиртаки

Звучит музыка «Сиртаки», девочки исполняют небольшой фрагмент танца. Слайд№2 (танец «Сиртаки»)

Клио (ставит стул и кладет на него конверт): вам, ученики 5 «А» боги письмо передали, но что в нем написано – тайна.  Чтобы ее открыть, нужно получить право посидеть на этом стуле.  Шанс есть у каждого из вас. Вы для меня все равны, и только случай даст вам возможность открыть это письмо! Дерзайте! В этом поможет ваш педагог! Ему слово!

Технология развития критического мышления (стимул на этапе вызова)

ИКТ

-Формирование эмоционального настроя на урок (Л)

-Взаимодействие с учителем (К)

Создание проблемной ситуации. Целеполагание

Учитель: что будет в центре внимания на нашем уроке вы узнаете, если вставите нужное слово в пробелы задания №1 (1 минута на выполнение) Слайд№ 3 (задание с пробелами)

Проверка выполнения задания.   Выводится слайд с верным ответом. Слайд №4(с верным ответом)

Учитель подводит итог и говорит, какие группы могут поставить себе в оценочный лист 3 балла

Учитель: запишите тему нашего урока «Расцвет демократии в Афинах».

В Афинах государством управлял демос. Ни в одном другом государстве Древнего мира в управлении не участвовало так много людей, простых тружеников, как в Афинах. Но, действительно ли, афинская демократия – образец для подражания? Есть ли сходство современной демократии с древнегреческой? Решением этой проблемы мы займемся сегодня на уроке. Слайд №5

(проблемные вопросы)

Обучающиеся работают над заданием:

Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства, и гордились тем, что участвуют в управлении своим полисом.

Идея_______ возникла в Древней Греции, прошла через века и утвердилась в наиболее развитых странах, в том числе и в Российской Федерации. Многие историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую_______ времен Перикла можно извлечь важные для современных политиков уроки бескорыстного служения своей Родине.

Обучающиеся записывают тему в тетради.

Технология развития критического мышления (формулирование проблемы определение темы на этапе вызова)

Технология работы малыми группами

ИКТ

-Взаимодействие с учителем и друг с другом (К)

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения материала (Р)

- проявление заинтересованности к личному успеху и успеху всей группы (Л)

Актуализация знаний

Учитель (фронтальный опрос):

Что означает термин «демократия»? (народовластие)

Кто заложил основы демократии в Афинах? (Солон в 594 году до н.э.)

Какие преобразования осуществил Солон? (простил долги, отменил долговое рабство в решении государственных дел принимали участие все граждане Афин)?

В каком веке в Афинах окончательно утвердилась демократия? (в VI веке до н.э.)

Учитель подводит итог и говорит, какие группы могут поставить себе в оценочный лист 3 балла.

Обучающиеся отвечают на вопросы

- Технология развития критического мышления (активизации познавательной деятельности обучающихся на этапе вызова)

- установление причинно-следственных связей между событиями и явлениями (Поз.)

- выявление сущности понятия «демократия» (Пр.)

Поиск решения проблемы.

Первый этап: путь Афин к демократии

Учитель: ученые считают, что наивысший расцвет демократии в Афинах наступил после греко-персидских войн именно демос через народное собрание определял политику полиса.  Используя учебник &30, п.1, письменно приведите не менее 3-х аргументов в подтверждение этой версии.  На выполнение этого задания 3 минуты. Слайд № 6(Путь Афин к демократии)

Учитель: для проверки задания первая группа передает свой листок второй группе, вторая – третьей, третья – четвертой, четвертая – пятой, пятая –первой. На слайде вы увидите возможные аргументы.  Оцените работу одноклассников по тем критериям, которые указаны на слайде. Помните, что в последствии вашу работу оценит учитель.

(Аргументы:

  • народное собрание заступилось за восставший Милет;
  • Мильтиад, победивший в Марафонской битве, был выбран демократическим путем;
  • Фемистокл опирался не только на гоплитов, но и на простых людей, которые служили на флоте. Флот – опора демократии) Слайд №7 (Аргументы)

Обучающиеся ищут аргументы и записывают их на листок.

Обучающиеся обмениваются рабочими листами и оценивают работы друг друга

- Технология развития критического мышления (продуктивное чтение на этапе осмысления содержания)

ИКТ

Технология работы группами

- работа с учебным материалом: поиск аргументов в подтверждении версии «Демос определял политику полиса» (Пр)

- принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действий) (Р)

- проявление заинтересованности к личному успеху и успеху всей группы (Л)

- установление причинно-следственных связей между событиями и явлениями (П)

- принимают позицию партнера и согласуют свои действия (К)

Поиск решения проблемы.

Второй этап: Народное собрание в Афинах

Учитель: мы выяснили, что главную роль в афинской демократии играло народное собрание. Но что собой представляло народное собрание? Как часто собиралось? Какие вопросы решало? Этот вопрос вы рассматривали самостоятельно. Каждая группа подготовила творческое задание по этой теме. Название и план у всех групп одинаковый, а вот представить о ее вы должны по-разному.    Теперь вам предстоит не только выслушать товарищей, но и оценить их работу по тем критериям, которые указаны в оценочных листах.

Далее группы презентуют свою работу по плану:

Творческое задание на тему: «Народное собрание в Афинах», по плану:

а) кто мог участвовать, а кто не имел права на участие в народном собрании;

б) какие вопросы решались на Народном собрании

в) какими способами принимались решения на Народном собрании

г) кого и на какой срок избирали на Народном собрании

д) какие порядки царили на Народном собрании (на выступление не более 3 минут) Слайд №8 (Творческое задание на тему: «Народное собрание в Афинах»)

Группа №1: кластер

Группа №2: рассказ по иллюстрации

Группа№3: презентация

Группа №4: таблица

Группа №5: инсценировка

Группы представляют свои работы и оценивают работу друг друга по критериям, указанным в оценочных листах.

 - Технология развития критического мышления (акцентирование, анализ и представление систематизированного материала, на этапе осмысления содержания)

ИКТ

Технология работы группами

- оценивают роль и значение народного собрания в Афинах (Пр)

- принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действий) (Р)

- проявление заинтересованности к личному успеху и успеху всей группы (Л)

- выполнение творческого задания (Поз.)

- планируют цели и способы взаимодействия, понимают позицию партнера, согласуют с ним свои действия на этапе подготовки творческого задания и его представления (К)

- развитие связной осмысленной речи (Р)

Физкультминутка

Учитель: греки были жизнерадостным народом. Они любили танцевать. Разомнемся и мы.

Обучающиеся двигаются под музыку «Сиртаки». Показывают движения девочки, выступавшие в начале урока

Поиск решения проблемы.

Третий этап:

Деятельность Перикла

Учитель: наивысшего расцвета афинская демократия достигла при Перикле, который с 443 года до н. э. избирался народным собранием на должность стратега 14 раз.  В чем проявилось развитие демократии при этом стратеге? Попробуем выяснить это. Слайд №9(Перикл)

Используя учебник &30, п.2:

  1. Определите, что изменилось в управлении афинским полисом при Перикле
  2. Кто получил возможность занимать различные должности благодаря нововведению Перикла
  3. Составьте синквейн о стратеге Перикле. На выполнение работы не более 5 мин.

 Учитель: ребята, сверьте свою работу по пунктам №1 и 2 с ответами на слайде. Оцените свою работу по критериям, указанным на слайде (слайд №8 «Нововведения Перикла»)

  1. Перикл ввел оплату за выборные должности

(2 балла).

  1. Бедняки получили возможность занимать государственные должности (2 балла)

Слушаем синквейны команд. Не забудьте оценить работу товарищей ( 4 балла)

Обучающиеся работают в группах.

Проводят взаимопроверку работ и оценивают работу одноклассников по критериям, которые указаны в оценочных листах

Технология развития критического мышления (выделение главной мысли и обобщение изученного материала на этапе осмысления содержания)

ИКТ

Технология работы группами

- определение новых черт демократии при Перикле и составление образной характеристики Перикл (Пр.)

- принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действий (Р)

- проявление заинтересованности к личному успеху и успеху всей группы (Л)

- выполнение творческого задания (П)

- понимают позицию партнера, согласуют с ним свои действия (К)

 Контроль усвоения знаний и рефлексия

Учитель: Подведем итог нашей работы и попробуем ответить на вопрос: какие черты сходства афинской современной демократии вы можете назвать? Слайд №9 (Сходство афинской и современной демократии)

 (выбираем правителей;

должности оплачиваются;

можно сменить чиновников;

можно критиковать власть;

народ может контролировать деятельность представителей власти;

используем открытое и тайное голосование)

За каждую верно названную черту поставьте себе в оценочный лист 3 балла.

Учитель: а теперь нам предстоит выбрать лучшего оратора. Путем голосования, решите, кто в вашей группе лучший оратор.

Лучших ораторов пригашаю к доске. Путем жребия определим, кто сядет на этот стул и вскроет конверт. Это право получит человек, доставший белую фасоль (прямо как в Афинах)

Учитель: ребята, в духе демократии вам предоставляется право тайно проголосовать. Если урок был познавательным и интересным, опустите белую фасоль в большой горшочек, если скучным и малоинтересным красную фасоль

Обучающиеся высказывают свои версии сходства древнегреческой и современной демократии

Обучающиеся голосуют. Участвуют в жеребьевке.

Лучший оратор открывает конверт и читает:

«Боги –олимпийцы решили, что в школе №47 царит демократия»

Обучающие голосуют по желанию

Обучающиеся по желанию голосуют

Технология развития критического мышления (обмен мнениями о новой информации на этапе рефлексии)

ИКТ

Технология работы группами

- сравнение Афинской демократии с современной Российской (Пр.)

- побуждение к дальнейшему расширению информационного поля (Поз.)

- соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции (Р)

- выражают положительное отношение к процессу познания через голосование (Л)

Инструктаж домашнего задания

Учитель: (слайд №10) домашнее задание. Найдите не менее 5 различий в афинской и современной демократии. Систематизируйте материал в виде сравнительной таблицы «Сходство и различие афинской и современной демократии». Для этого можете использовать любые ресурсы. Сдайте, пожалуйста, оценочные листы. Я подсчитаю баллы и сообщу оценки на следующем уроке

Обучающиеся записывают домашнее задание

Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля (Поз.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 6 классе по теме "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Тема урока: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром» Цели урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого, о системе ...

Конспект интегрированного урока новейшая история + англ.язык для 8 класса по теме "Расцвет и падение могущества Великобритании в 19 веке"

Конспект интегрированного урока новейшая история + английский язык для 8 класса по теме "Расцвет и падение могущества Великобритании в 19 веке"  представляет собой набор заданий по истории и англ...

Открытый урок в 5 классе по теме"Зарождение демократии в Афинах"

Урок с использованием ИКТ, интерактивных методов, ролевой игры...

Презентация по истории Древнего мира 5 класс на тему "Расцвет Древнего Египта"

Презентация для урока по истории Древнего мира за 5 класс на тему "Расцвет Древнего Египта"...

Открытый урок по истории древнего мира "Зарождение демократии при Солоне"

Благодаря реформам Солона в Древней Греции сделаны первые шаги к демократии . Демократия с греческого переводится как «власть народа». Власть, котор...

Конспект открытого урока 5 класс. Тема: Афинская демократия при Перикле

5 класс. История. Тема. Афинская демократия при Перикле Цель урока: изучить общественно- политический строй Афин, после греко-персидских войн;Планируемые результатыПредметные:Знать общественно-по...