Внеклассное мероприятие по истории средних веков "Знатоки истории"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Сафиуллина Эльвира Салаватовна

Обобщающее внекласное мероприятие по истории средних веков "Знатоки истории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_istorii.docx31.44 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по истории средних веков

«Знатоки истории»

Цель: повторить, закрепить, углубить знания учащихся по истории средних веков;

         развитие кругозора; воспитание умения работать в коллективе.

Оборудование:

Участники: команды из учащихся  6 В, 6Г, 6Д, 6Е классов

Эпиграф: «Силу уму придают упражненья, а не покой»

                                                         А.Поп

                  «Для того чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять,

                 чем  заучивать»

                                                        Р.Декарт            

Учитель: Во все времена и всегда в человеке ценились не только отвага, смелость, щедрость, честь и достоинство, но и такие качества, как любознательность, ум, смекалка.

В средние века в странах Западной Европы система рыцарского воспитания обеспечивала необходимую физическую закалку будущих рыцарей и способствовала распространению в среде рыцарской молодежи норм рыцарской морали.

Вы должны показать знания по истории средних веков, проявить находчивость, смекалку во время проведения конкурсов, а также умение состязаться.

1 тур

«Приветствие команд» - название, девиз, приветствие соперникам, приветствие жюри (5 баллов)

2 тур

«Всякая всячина»

Вопросы 1 команде (по 1 баллу за ответ)

  1. Группа людей с правами и привилегиями, передающимися по наследству (сословия)
  2. Бесплатная работа крестьян в хозяйстве своего сеньора (барщина)
  3. На какие церкви была разделена христианская церковь в 1054 году ( православная и католическая)
  4. Время, между древним миром и новым временем (средние века)
  5. Правила поведения мусульман (шариат)
  6. Обратное отвоевывание у мусульман христианские земли (реконкиста)
  7. Название религии арабов (ислам)
  8. Начальник монастыря (аббат)
  9. Военный слуга феодала-сеньора (вассал)
  10. Повинность в пользу церкви (десятина)
  11. Где был придуман компас (Китай)
  12.  Словесный поединок (диспут)

Вопросы 2 команде

  1. Люди, не согласные с  учением церкви (еретики)
  2. Доля продуктов с крестьянского хозяйства, отдаваемая сеньору (оброк)
  3. Глава университета в средневековье и сейчас (ректор)
  4. Наука о гербах (геральдика)
  5. Священный день мусульман (пятница)
  6. Как называли последователей Яна Гуса? (гуситы)
  7. Рядовой общины монастыря (монах)
  8. Укрепленное место, поселение ремесленников и мастеров (город)
  9. Военное состязание рыцарей в силе и ловкости (турнир)
  10.  Бродячие артисты, выступающие в селах, на улицах города (жонглеры)
  11. Наука о религии (богословие)
  12. Кто возглавлял факультет в средневековье и сейчас? (декан)

Вопросы 3 команде

  1. Глава городского совета в Германии (бургомистр)
  2. В какой стране императора называли «сыном неба»? (Китай)
  3. Наука о монетах (нумизматика)
  4. Как называли крестьянское восстание во Франции в годы Столетней войны? (Жакерия)
  5. Духовное лицо (епископ)
  6. Город в Палестине (Иерусалим)
  7. Сколько нужно прожить в городе, чтобы стать свободным горожанином? (один год и один день)
  8. Ежегодные торги, в котором принимали участие купцы из разных городов и стран (ярмарка)
  9. Название мусульманских храмов (мечеть)
  10. Защитное оружие, сменившее кольчугу (панцирь)
  11. Поэты-певцы на юге Франции (трубадуры)
  12. Конный воин (рыцарь)

Вопросы 4 команде

  1. Церковная грамота о прощении грехов (индульгенции)
  2. Собрание трех сословий во Франции (Генеральные штаты)
  3. Священная книга мусульман (Коран)
  4. Кочевые арабы (бедуины или степняки)
  5. Основатель ислама (Мухаммед)
  6. Как называется война, длившаяся с 1337 по 1453 годы? (Столетняя война)
  7. Вассал герцога или графа, сеньор рыцаря (барон)
  8. Как называются записи событий по годам (хроники)
  9. Легкий парусник (каравелла)
  10. Обещание монаха (обет)
  11. Жилище феодала и его крепость (замок)
  12. Отличительный знак рода (герб)

3 тур

«Реклама - двигатель истории»

Каждая команда приготовила рекламу, соответствующей темы средневековья (оценивание в 5 баллов)

6 в – учебное заведение, 6 г – компас; 6 д – книги, 6е – рыцарские доспехи

4 тур

«Знаешь ли ты исторических деятелей?»

№1

«Простая крестьянская девушка, родилась в 1412 году  в селении Домреми на границе Шампани и Лотарингии. По свидетельству очевидцев, когда ей исполнилось 13 лет, у девушки появились галлюцинации о предназначенной именно ей роли спасительницы Франции от английских завоевателей.

О ком идет речь?

 

№ 2

Вождем восставших в Англии в 1381 году стал деревенский ремесленник из Кента, чьим именем и называют все восстание. Встав во главе войска, он повел их на Лондон. Они разрушали и сжигали дома королевских чиновников и иноземных купцов, громили тюрьмы и выпускали на свободу заключенных. Английский король Ричард вынужден был согласиться на переговоры. Во время повторных переговоров вождь был убит.

Назовите имя вождя восставших.

№ 3

Сын Пипина Короткого, почти всю жизнь провел в войнах. Он совершил десятки походов и приобрел славу непобедимого полководца. Он разбил лангобардов в Италии, воевал с арабами в Испании, с саксами в Германии. Образовал империю, которую в 843 году в Вердене разделили  его внуки и впоследствии были образованы  три государства – Франция, Германия, Италия.

Назовите имя императора.

№ 4

Опытный воин, руководитель восстания. Был ранен в голову в одном из сражений и ослеп. Враги его называли «страшным слепцом» и боялись одного его имени.

О ком идет речь?

№ 5

Патриот, очень любил свою родину. Обращаясь к народу, он говорил, что «чехи должны быть во главе, а не в хвосте, первыми в должностях…» Был сожжен на костре в 1415 году. Мужественно встретил свою смерть.

О ком идет речь?

№ 6

Принадлежал к обедневшему роду. С 6 лет остался сиротой, о нем заботились родственники, а он пас их овец и коз. Поступил на службу к богатой вдове и вел ее торговые дела, а затем женился на своей хозяйке.

Его посещали «видения» - он говорил, что слышит «голос Бога». В 610 году он выступил с проповедью новой религии.

Как звали этого проповедника? О какой религии идет речь?

№ 7

Любимый герой английских баллад. Мужественный и верный друг угнетенных, непримиримый враг богачей.

      Голодным …. Помогал

      В неурожайный год.

    Он заступался за вдову

     И защищал сирот.

     И тех, кто сеял и пахал,

     Не трогал…

    Кто знает долю бедняка,

    Не грабит бедный люд.

№ 8

Прозван в истории Красивым. Энергичный, решительный, бесцеремонный, настойчиво расширял королевские владения. При нем к Франции были присоединены Шампань, Наварра. Он прибегнул к порче королевской монеты, заменив в ней часть серебра дешевыми металлами. Подданные его прозвали «король фальшивомонетчик».

О ком идет речь?

5 тур

«Решите кроссворд»

Разгадай кроссворд и узнай название войны.

                                                                

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

1. ПОДЧИНЕННЫЙ СЮЗЕРЕНА (СЕНЬОРА)

2. НАСТОЯТЕЛЬ МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

3. ГЛАВНАЯ БАШНЯ ЗАМКА

4. ОБЪЕДИНЕНИЕ КУПЦОВ ОДНОГО ГОРОДА

5. ЗЕМЕЛЬНОЕ ВЛАДЕНИЕ,  ДАННОЕ ЗА И НА ВРЕМЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

6. ЗДАНИЕ ГОРОДСКОГО СОВЕТА В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДАХ, НА КОТОРОМ ЧАЩЕ ВСЕГО РАСПОЛАГАЛИСЬ ЧАСЫ.

7. НОРМАННЫ ПО-ДРУГОМУ

8. НАЗВАНИЕ ЛИЦ, НЕ ИМЕЮЩИХ ДУХОВНОГО САНА

9. СЕЛЬСКИЙ ЖИТЕЛЬ, ОСНОВНЫМ ЗАНЯТИЕМ КОТОРОГО БЫЛА ОБРАБОТКА ЗЕМЛИ.

6 тур

«Ты мне, я тебе»

Команды задают по 2 вопроса соперникам

(оценивание по 1 баллу)

7 тур

«Конкурс капитанов»

Исторические задачи

(кто ответит первым, тот получает балл)

Задача 1. «Обувь»

Характерный след в истории обуви оставила Бургундия в 14-15 веках, «родина» носатой обуви. Принцам разрешалось носить обувь с носами в две с половиной ступни (до 70 см), родовитым дворянам – в две ступни (60 см), рыцарям – полторы ступни (45 см), горожанам- одну ступню (до 30 см). простолюдины должны были ограничиваться половиной ступни – 15 см.

Длинные носы мешали ходить; иногда цепочками их пристегивали к браслету колена. А чтобы выглядеть импозантнее, носы обуви украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже миниатюрными зеркальцами.

Вопрос: Предположите, для чего еще в данном случае использовали зеркало?

Правильный ответ: Средневековые модники украшали длинные носы обуви миниатюрными зеркальцами для того, чтобы на ходу можно было любоваться собой.

Задача 2. «Как доказать?»

Средневековые писцы по заказу своих нередко изготовляли фальшивые документы – грамоты, которые должны были служить обоснованием прав монастыря или барона на ту или иную деревню. Чтобы избежать подобных подделок, в некоторых странах в средние века документ о передаче земли переписывали два раза в виде двух столбцов на одном листе пергамента.

Вопрос: Предположите, что нужно сделать, чтобы в случае спора доказать подлинность документа?

Правильный ответ: Лист разрезали посередине зигзаообразной линией, и одна половина шла покупателю, а другая оставалась у продавца. Если возникал спор, нужно было сложить обе половинки документа так, чтобы они точно совпали, только тогда документ признавался подлинным.

Подведение итогов. Награждение.

Учитель: Сегодня, ребята,  Вы состязались не в силе, ловкости, а в знаниях, находчивости, смекалке, эрудиции. И эти качества не менее важны, а порой даже и более, так как они помогают нам в решении сложных жизненных ситуаций, создают уверенность в себе и устойчивую жизненную позицию.

Использованная литература:

Учебник «История средних веков».  Авторы  Агибалова Е.В., Донской Г.М.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по истории Средних веков, 6 класс

Разработка внеклассного мероприятия по истории Средних веков по окончании изучения данного курса в 6 классе....

конспект внеклассного мероприятия по истории"Турнир знатоков истории Отечественной войны 1812 года"

"Турнир знатоков истории Отечественной войны 1812 года" проводится в форме "своей игры". В игре были затронуты самые разные темы войны, начиная от дат, имен, городов, сражений, народной мудрости...

Внеклассное мероприятие по истории "Героические страницы истории Воздушно-десантных войск"

Данное мероприятие рассчитано на учащихся 8-10 классов Цели: 1. Образовательные: познакомить учащихся с историей воздушно-десантных войск, о вкладе в развитие ВДВ Маргелова В.Ф., показать героизм...

Внеклассное мероприятие по истории Казахстана для средних классов, посвященное Дню Первого Президента «1 декабря – праздник патриотов»

Расширение знаний учащихся о современном развитии Казахстана, о лидере казахстанского народа, Первом Президенте Республики Казахстан Нурсултане Абишевиче Назарбаеве.- дать возможность каждому учащемус...

Внеклассное мероприятие по истории на тему: « История и время».

Цель для учителя: наглядно представить экономическое и историческое содержание человеческого общества от, первобытно - общинного до наших дней;   Цель для учеников: проанализировать полученн...

внеклассное мероприятие по истории средних веков игра "Кренолики"

Внеклассное мероприятие по истории средних веков игра "Кренолики", может быть использовано как итоговое занятие по истории средних веков в 6 классе...

внеклассное мероприятие по истории Средних веков "Рыцарский турнир"

интеллектуальная игра "Рыцарский турнир" для 6-х классов...