Труд и трудовые отношения (11 класс)
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели: 1. Повышение правовой культуры обучающихся, формирование гражданского общества.
2. Формирование у учащихся 9кл. понимания своих трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права.
3. Предупреждение правонарушений в сфере трудового законодательства, в частности, в отношении несовершеннолетних.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trud_i_trudovye_otnosheniya_11_kl.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ТРУД И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ,
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели: 1. Повышение правовой культуры обучающихся, формирование гражданского общества.
2. Формирование у учащихся 9кл. понимания своих трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права.
3. Предупреждение правонарушений в сфере трудового законодательства, в частности, в отношении несовершеннолетних.
Задачи:
формирование представления у обучающихся о роли труда в жизни человека и о трудовом законодательстве.
- Знакомство учащихся с правовыми нормами в области трудовых отношений.
- Содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащегося, его способностей
- содействовать развитию учебных умений учащихся (анализ документа, соотнесение ситуации с правовой нормой, работа в группе,
- способствовать проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащегося, его способностей, воспитанию законопослушного, умеющего отстаивать свои права гражданина,
Оборудование: раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы с документами.
Ход урока
- Введение учеников в тему урока
Здравствуйте ребята, сегодня наш урок мы начнём с ребуса. Перед вами столь необходимые и привычные школьные принадлежности:
Тетрадь + Ручка + Указка + Доска
Первые буквы этих слов образуют слово, которое показывает:
- существенное отличие человека от животных
- является причиной его развития
- помогает ему достичь материального благополучия
Назовите это слово и вспомните поговорки и пословицы, в которых человек выражает своё уважительное отношение к труду:
Терпение и труд все перетрут.
Двое пашут, а семеро руками машут.
Не умеешь шить, так не пори.
У плохого мастера такова и пила.
Кто ленив с сохой, у того год плохой. Делай свое дело за семерых, а слушайся одного. У него дело из рук валится. По работе и мастера знать.
У работящего в руках дело огнем горит.
Рядись — не стыдись, а работай — не ленись.
В этих пословицах слышится осуждение лени, поощряется умение работать
2. Объявление учащимся темы урока: Итак, целями проведения урока являются:
- расширение ваших правовых знаний в области трудовых отношений;
- ознакомление с выдержками из законов РФ, регулирующих отношения в области труда;
разъяснение понятий: труд и трудовые отношения.
- Пройдет время, вы выучитесь, получите определенную специальность и вам предстоит процесс трудоустройства. Кто из вас уже определился с выбором профессии?
– Что такое труд? Всякую ли деятельность можно назвать трудом?
3. изучение нового материала.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Итак, когда человек поступает на работу, он оказывается в сфере действия трудового права. Иначе говоря, он вступает в трудовые отношения.
Трудовые правоотношения - отношения, урегулированные трудовым правом и возникающие между работником и работодателем.
Сл.слова – работник и работодатель
Учитель: Когда можно сказать о человеке «он работает»? (учит детей, делает уроки, строит дом, трудится за станком, списывает у соседа, вытирает пыль, поливает цветы, стирает ит.д.)
– а вы сейчас работаете?
– Как вы относитесь к труду? Как к свободному праву или унизительной обязанности?
– Чем труд является для каждого из вас?
Трудовые права несовершеннолетних
Сегодняшняя экономическая ситуация в стране вынуждает многих старшеклассников совмещать обучение в школе и работу. Да и некоторые родители в воспитательных целях советуют подросткам найти для себя какую-нибудь подработку. Очень важно, чтобы молодые люди придя на работу в организацию любой формы собственности, знали и умели реализовать свои права.
Комментированное чтение памятки.
«Несовершеннолетние и законодательство о труде»
- Трудовая правоспособность, т.е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.
- Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но при соблюдении следующих условий: работа должна быть лёгкой и не причинять вреда здоровью, не должна мешать процессу обучения, не должна превышать 4 часов в день.
- При приёме на работу несовершеннолетним не устанавливается испытательный срок.
- Запрещается применение труда несовершеннолетних на вредном производстве, в ночное время.
- Несовершеннолетним запрещается торговля спиртными напитками табачными изделиями.
- Запрещается применение труда несовершеннолетних в игорном бизнесе, в ночных клубах.
- Запрещаются служебные командировки, сверхурочная работа в ночное время и выходные дни.
- Ежегодный отпуск равен 31 календарному дню и назначается в удобное для несовершеннолетнего время.
- Данные работники подлежат ежегодному медосмотру.
- Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах.
- Расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками допускается только с согласия соответствующей госинспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних.
- При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учётом сокращённой продолжительности работы, а при сдельной — по установленным расценкам.
возраст | Нормы права | |
Приём на работу (ст.63) | 16 лет | Допускается заключение трудового договора. |
15 лет | В случае получения основного общего образования или оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения. | |
14 лет | С согласия одного из родителей (опекуна или попечителя) и органа опеки-попечительства может заключаться трудовой договор с учащимся для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения. | |
До 14 лет | С согласия одного из родителей (опекуна или попечителя) и органа опеки-попечительства может заключаться трудовой договор с организациями кинематографии, театрах, концертных организациях для создания – исполнения произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. | |
Медицинское освидетельствование (ст.69, 265) | До 18 лет | Обязательное предварительное медицинское освидетельствование и ежегодный медицинский осмотр за счёт средств работодателя |
Место работы | До 18 лет | Запрещается работа с вредными – опасными условиями труда, подземные работы, работы наносящие вред здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, кабаре, клубы, производство – перевозка – продажа спиртных напитков, табачных изделий, наркотических и токсических препаратов), |
Испытательный срок (ст.70, раздел IX) | До 18 лет | Испытание при приёме на работу не устанавливается. Возможно заключение ученического договора |
Рабочее время (ст.92) | До 16 лет | 24 часа в неделю или 12 часов, если он учится в общеобразовательном учреждении и работает в свободное от учёбы время. |
От 16 до 18 лет | 36 часов в неделю или 18 часов, если он учится в общеобразовательном учреждении и работает в свободное от учёбы время | |
Продолжительность ежедневной работы – смены (ст.94) | От 14 до 16 лет | 2,5 часа для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учёбу с работой |
От 16 до 18 лет | 3,5 часа для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учёбу с работой | |
От 15 до 16 лет | 5 часов | |
От 16 до 18 лет | 7 часов | |
Норма выработки (ст.265) | До 18 лет | Предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учётом Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений |
Работа в ночное время (ст.96, 269) | До 18 лет | К работе в ночное время не допускаются |
Сверхурочная работа (ст.99, 269) | До 18 лет | Не допускаются привлечение к сверхурочным работам, командировкам, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Кроме творческих работников и профессиональных спортсменов |
Отпуск (ст.122, 125, 126, 176, 177, 267) | До 18 лет | Предоставляется до истечения шести месяцев непрерывной работы продолжительностью 31 календарный день и в удобное для них время Не допускается досрочный отзыв из отпуска или замена его на денежную компенсацию. Предоставление дополнительных отпусков с сохранением заработной платы для сдачи выпускных экзаменов: 9 дней (IXкл.) и 21 день (XIкл.) |
Материальная ответственность (ст.242) | До 18 лет | Несут в полном объёме лишь в случаях: умышленного причинения ущерба; ущерба, нанесённого в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; в результате совершённого преступления или административного проступка |
Оплата труда (ст.271) | До 18 лет | При повременной оплате – выплачивается с учётом сокращённой продолжительности работы. При сдельной оплате труда – с учётом сдельных расценок. Работодатель может устанавливать доплаты к заработной плате за счёт собственных средств |
Закрепление. Разбор ситуаций.
Ситуация 1.15-летняя Маша устроилась работать в поликлинику санитаркой. Старшая сестра потребовала выйти на работу в воскресный день по производственной необходимости. Маша обратилась за консультацией.
Ситуация 2. Константину 16 лет. Он хочет устроиться на работу в магазин ночным сторожем. Тогда днём он может учиться. Будет ли Константин принят на работу ночным сторожем?
Ситуация 3. 17-летняя Катя попросила предоставить ей отпуск в августе. Заведующий отделом отказал ей и пояснил, что в отделе составлен график отпусков. Все будут отдыхать по очереди. Катя может уйти в отпуск только в ноябре. Прав ли заведующий отделом?
Задание для малых групп. Найти нарушения трудовых прав Золушки, проанализировав предложенный текст:
«Пятнадцатилетнюю Золушку мачеха отправила на работу в Дом быта. Отец Золушки ничего не знал об этом, так как дочь не хотела его расстраивать.
При приёме на работу девочка устно обговорила условия своей работы с хозяйкой Дома быта и приступила к исполнению своих обязанностей с 6-00 до 21-00. В течение трёх месяцев она должна была проявить себя, после чего хозяйка примет окончательное решение: оставить на работе или уволить.
Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал! Нужно привести в порядок новогодние костюмы для придворных, поэтому придётся работать в выходные дни. Золушка проработала все выходные и даже оставалась ночью, чтобы выполнить задание хозяйки.
Золушка надеялась, что на повышенную зарплату за работу в выходные дни и ночные смены, она сможет купить себе вечернее платье и покорить принца. Но к её удивлению зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.
На балу Золушке так и не пришлось танцевать с принцем. Хозяйка по поручению короля Отправила её работать крупье в придворный игорный клуб.
Золушка столько много времени трудилась, не покладая рук, что заслужила настоящий отпуск. Пришло лето. Хозяйка сама уехала отдыхать в тридесятое царство, а у Золушки как всегда было много работы, и в отпуск она не пошла. Лишь осенью хозяйка сжалилась над девочкой и дала отдохнуть ей две недели.
Однажды, прогуливаясь в лесу, она пела свою детскую песню. Её прекрасный голос услышал принц, охотившийся неподалёку. Он влюбился в неё с первого взгляда и предложил руку и сердце.
Счастливая Золушка приняла предложение, но работу не оставила. Только теперь никто не смел нарушать её трудовые права.»
Каждая группа выполняет задание и сдаёт листок с найденными ошибками учителю. Учитель подводит итоги работы малых групп, оглашает победителя и зачитывает найденные ошибки. Учащиеся объясняют их.
- Вопросы уч-ся:
- Назовите возраст, с которого по общему правилу можно вступать в трудовые отношения? (16 лет.)
- Какова по продолжительности (в часах) рабочая неделя у несовершеннолетнего гражданина? (не более 35 ч.)
- Скажите, пожалуйста, можно ли при приеме на работу несовершеннолетнего устанавливать ему испытательный срок? (Нет, нельзя!)
- Что происходит, если совпадает выходной и нерабочий праздничный день? (Добавляется еще один выходной.)
– Поясните какую роль играет труд в жизни человека?
6. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на одну из тем (по выбору школьника)
-«Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока, нужды» (Вольтер),
-«Делу время, потехе – час» (русская пословица)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Труд и трудовые отношения
Урок по теме: Труд и трудовые отношения ( несовершеннолетних). урок обществознания в 9 классе кореекционной школы VIII вида....
Тест по обществознанию "Труд и трудовое право", 9 класс
Данный тест приближен по формату к ГИАДва варианта...
Урок обществознания в 9 классе "Труд и трудовые отношения"
Урок обществознания в 9 классе "Труд и трудовые отношения"...
Методическая разработка урока в 10 классе по теме "Правовое регулирование трудовых отношений"
Методическая разработка урока обществознания 10 класс по теме "Правовое регулирование трудовых отношений" с использованием заданий формата ЕГЭ и выдержек из трудового кодекса. Автор Учитель исто...
Дополнительная общеразвивающая программа Изучение учебных предметов в образовательных областях сверх часов и сверх программ по данным дисциплинам предусмотренным ФГОС «Трудовое право РФ и трудовые отношения»
Программа для 9 класса «Трудовое право РФ и трудовые отношения» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной программы ...
Конспект урока "Право на труд. Трудовые отношения"
Урок-практикум по обществознанию на тему "Право на труд. Трудовые отношения" в 9 классе...
Конспект урока обществознания с использование информационно-коммуникационных технологий. Тема. Трудовое право. Трудовые отношения.
Урок должен содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека. Ожидаемые результаты: учащиеся овладевают знаниями в области трудовых прав ...