Рабочая программа по истории. 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Прохоров Константин Игоревич

Рабочая программа по истории. 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_istoriya.doc295.5 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИЦЕЙ АРИСТОС»  КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА

«Согласовано»

Протокол заседания МО

№____ от _______

«Принята»

Протокол заседания педсовета
№ ____    от ______

 

«Утверждаю»

Директор
«Лицей Аристос»

_____        /______________/

Приказ № ______  от

«___» _________        201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по __истории__

предмет

___5___

класс

____________________________________

ступень обучения

____Прохорова Константина Игоревича ___

Ф.И.О. учителя

____учитель истории___

Должность

____соответствие занимаемой должности_____

категория

______ 10 лет_____

пед. стаж

2016-2017

Аннотация к рабочей программе ФГОС (1-6 классы)

по истории в 5 классе

Учитель: Прохоров К.И.

1.Рабочая программа по учебному предмету «истроия»

для обучающихся 5 класса НОУ «Лицей АРИСТОС» разработана на основе программы   «Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы./В.И. Уколова, В.А. Ведюшкин, Д.Ю. Бовыкин и др. – М.: Просвещение, 2012. В 5 классе изучается курс всеобщей истории – «История Древнего мира».

Реализация рабочей программы предполагается в условиях классно-урочной системы обучения, на ее освоение по учебному плану школы   на  2016-2017  учебный  год  отводится 68 час.  в год, 2 ч. в неделю. 

Рабочая программа реализует Федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897.

Структура рабочей программы соответствует Положению о рабочей программе НОУ «Лицей АРИСТОС»  на 2016-2017 учебный год.

Программой предусмотрено проведение следующих видов контроля: стартового (входного), текущего, промежуточного, тематического, итогового. Контрольные (или иные виды) работ предусмотрены по итогам каждого раздела.

2.Изучение истории в основной школе  направлено на достижение следующих целей:

Предметных:  

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.

Сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.).

Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

Знание и работа с хронологией. Знание и работа с историческими фактами. Работа с историческими источниками. Описание (реконструкция). Анализ, объяснение. Работа с версиями, оценками.

Метапредметных:    

Сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умения оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук.

Сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников.

•        коммуникативные УУД:

Сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности.

Готовность применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;  коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Содержание данной рабочей программы предполагает  установление содержательных межпредметных связей с другими курсами по предметам: литература, обществознание, иностранный язык, проведение интегрированных уроков.

3. УМК по предмету: 

Учебник: История. Древний мир. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. В.И. Уколова. – М.: Просвещение, 2013.

Номер учебника из федерального перечня на 2016-20167уч.г.:    1.2.2.2.5.1

Литература для обучающихся:

1. История. Древний мир. 5 класс. Электронное приложение к учебнику автора В.И. Уколовой.

2. История. Древний мир. 5 класс. Тетрадь-тренажер. Авт. В.И. Уколова. – М.: Просвещение, 2013.

3. История. Древний мир. 5 класс. Тетрадь-экзаменатор. Авт. В.И. Уколова. – М.: Просвещение, 2013.

4. История. Древний мир. Атлас. 5 класс.

Литература для дополнительного чтения по истории Древнего мира. 5 класс:

1.        Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира.5 класс

2.        Энциклопедия для детей. Аванта+, Всеобщая история, часть 1

Первобытное общество

1.        Рони Старший Ж. Борьба за огонь: Доисторический роман.

История Древнего Востока

1.        Замаровский В. Путешествие к семи чудесам света.

2.        Керрам К. Боги, гробницы, ученые.

3.        Крамер С. Н. История начинается в Шумере.

4.        Лившиц И.Г. Сказки и повести Древнего Египта.

5.        Лурье С. «Заговорившие таблички». Серия «Ученые России – детям»

6.        Матье М. Э. День египетского мальчика: Историческая повесть.

7.        Матье М. Э. Кари, ученик художника: Историческая повесть.

8.        Матье М.Э. Древнеегипетские мифы.

9.        Моисеева К. М. Дочь Эхнатона.

10.        Мора Ф. Золотой саркофаг.

11.        Нейхардт А. А. и Шишова И. А. Семь чудес света.

12.        Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока

13.        Петровский Н. С., Белов А. М. Страна Большого Хапи. Л.

14.        Рак «Мифы и легенды Древнего Египта»

15.        Рубинштейн Р. И. Глиняный конверт: Историческая повесть.

16.        Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии.

История Древней Греции

1.        Аристофан "Лягушки".

2.        Ботвинник, Рабинович, Стратановский "Жизнеописания знаменитых греков и римлян"

3.        Бутромеев «Детский Плутарх»

4.        Говоров А. А. Алкамен – театральный мальчик: Историческая повесть.

5.        Гомер "Илиада", "Одиссея".

6.        Грин П. Александр Македонский

7.        Замаровский В. Путешествие к семи чудесам света.

8.        Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции.

9.        Лурье С. «Письмо греческого мальчика». Серия «Ученые России – детям»

10.        Нейхардт А. А. и Шишова И. А. Семь чудес света.

11.        Немировский А.И. Мифы Древней Эллады.

12.        Озерецкая Е. Олимпийские игры. Знаменитые греки. Жизнеописания выдающихся деятелей древней Греции, составленные по Плутарху.

13.        Рубинштейн Р. И. За что Ксеркс высек море: Рассказы из истории Греко-персидских войн.

14.        Трухина Н.Н. «История древней Греции»

15.        Тудоровская Е. А. Троянская война и ее герои: Приключения Одиссея.

16.        Эсхил "Прикованный Прометей".

История Древнего Рима

1.        Ботвинник, Рабинович, Стратановский "Жизнеописания знаменитых греков и римлян"

2.        Кравчук А. Император Август.

3.        Линдсей Дж. Ганнибал.

4.        Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима.

5.        Немировский А.И. Слоны Ганнибала: Исторический роман.

6.        Немировский А.И. Три войны. Книга для чтения в 5 классе.

7.        Остроменцкая Н. Ф. Ветеран Цезаря.

8.        Трухина Н.Н. «История Древнего Рима»

9.        Ян В. Г. Финикийский корабль. Спартак: Исторические повести.

Образовательные сайты:

1.        Яndex-энциклопедии.-  http://encycl.yandex.ru

2.        Рубрикон. - http://www.rubricon.ru/

3.        Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU.-  http://www.megabook.ru/

4.        http://www.lib.ru  -  Библиотека Максима Мошкова

5.        Каталог археологических ресурсов -http://www.archaeology.ru/

6.        Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki

7.        Мифологическая энциклопедия - http://www.myfhology.narod.ru/

8.        Всемирная история - http://historic.ru/

9.        Древний мир - http://err.h18.ru/error500.shtml

10.        http://www.rusedu.ru – презентации по истории Древнего мира

11.        http://school-cjllection.edu.ru/ - презентации и материалы по истории Древнего мира

12.        http://maat.org.ru/ , http://www.kemet.ru - история Древнего Египта

13.        http://www.earth-history.com/ - электронная библиотека исторических источников «Древняя история мира»

14.        http://www.mhk.spb.ru/ - МХК: Древний мир от первобытности до Рима

15.        http://www.myfhology.sgu.ru/ - античная мифология

4.Рабочая программа включает следующие разделы (с  указанием количества часов):

Введение, 2 часа

Раздел 1. От первобытности к цивилизации, 7 часов

Раздел 2. Древний Восток 18 часов

Раздел 3. Античность 39 часов

Заключительное повторение, 2 часа.

5.Требования к  достижению обучающимися планируемых результатов:

Предметные результаты:

Знать/понимать

- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении

человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках  Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Метапредметные результаты:

Уметь:

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.

Сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества. Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.).

Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Готовность применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры.

Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Ученик получит возможность научиться:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

6.Система оценивания

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по истории (в соответствии с Положением о системе оценки в НОУ «Лицей АРИСТОС»):

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий .Допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

Для оценивания предметных результатов используются виды и формы контроля в соответствии с действующими в НОУ локальными актами  о текущем контроле, о Фонде оценочных средств:

- входной (стартовый) контроль в начале 1 четверти в форме теста или устного опроса;

- текущий – в форме тестов, устных и фронтальных опросов, устных выступлений;

-промежуточный (по четвертям, полугодиям) – в форме контрольной работы (теста) по трем уровням сложности: «А»-3, «В»-4, «С»-5.

итоговый

– в форме контрольной работы (теста). по трем уровням сложности: «А»-3, «В»-4, «С»-5.  

 А («Базовый») – узнавание (узнавание алгоритма, типовые задания по алгоритму).

В («Повышенный») – использование алгоритма при решении нетиповых задач.

С («Высокий») – самостоятельное составление алгоритма, творческий уровень.

Для оценивания предметных результатов используются виды и формы оценки в соответствии с действующими в НОУ локальным актом о единой системе оценивания образовательных результатов.

 Виды оценки: словесная, цифровая, знаковая, накопительная, оценка по теме, четвертная, полугодовая, годовая.

Формы оценки: самооценка, взаимооценка, комплексная оценка.


              Календарно-Тематическое планирование.

История Древнего мира  5 класс

№ п/п

Тема урока

 (кол-во часов)

№ урока,

Элементы содержания

Виды учебной деятельности

учащихся

Характеристика основных видов деятельности

 (на уровне учебных действий)

Контрольно-оценочная

деятельность

Дата

План/

факт

Требования к предметным результатам

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

Введение (2 урока).

1

Урок № 1. Что такое история.

Что изучает история.

Источники исторических знаний.

Вспомогательные исторические науки.

Санкт-Петербург – наш город.

Раскрывать значение терминов история, век,   исторический источник.

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении

человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в

древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного

устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис»,

«республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства

памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта,

произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

1,09

2

Урок № 2. Счет лет в истории.

Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Тест 1

6,09

Раздел 1. От первобытности к цивилизации (7 уроков).

3

Урок № 3. Древнейшие люди.

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей.

Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Устно описывать первые орудия труда.  Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

8,09

4

Урок № 4. Появление «человека разумного».

Знать: первобытные люди, каменный век. Уметь анализировать роль овладения огнем, изобретения орудий труда

Раскрывать смысл понятий: первобытность, человек умелый, каменный век,, человек разумный, род.

13,09

5

Урок № 5. Рождение религии и искусства.

Знать понятия:религия, искусство, колдовской обряд, душа. Уметь выссказывать суждение по вопросу о причинах появления религии и искусства

Объяснять смысл понятий: религия, искусство

15,09

6

Урок № 6. Древние земледельцы и скотоводы.

Знать определения:присваивающее х-во, соседская община, производящее, земледелие, скотоводство, ремесло. Уметь анализировать причины появления неравенства, сравнивать состав, социальное положение, понимать род. племя, неолитическоя революция

Объяснять понятия: земледелие, скотоводство, религия, неолитическая революция. Описывать жизнь и быт человека.  

20,09

7

Урок № 7. От неолита к медному веку.

Знать роль освоения человеком металла,,новых орудий труда. Уметь связывать повышение производительности труда с изменением социальных отношений, выделением знати

Проследить изменения, произошедшие в обществе, Раскрыть смысл  понятий: соседская община, имущественное , неравенство, присваи

вающее и производящее  хозяйство

22,09

8

Урок № 8. Первые очаги цивилизации.

Знать понятия:цивилизация. Уметь соотносить рождение государства с развитием экономики и возникновением социального неравенства.

Проследить изменения в жизни людей при переходе к бронзовым орудиям труда. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Делать выводы.

27,09

9

Урок № 9. Повторительно-обобщающий урок. Зачем изучать историю. Первобытный период.

Знать понятия и факты по теме. Уметь определять зничение первобытной эпохи, описывать условия перехода от первобытности к цивилизации, основные занятия, браз жизни, орудия труда

Обобщение знаний по теме «первобытный период». Учить сравнивать периоды первобытной эпохи.

Тест 2

29,06

Раздел 2. Древний Восток (18 уроков).

10

Урок № 10. Народы древнего Востока. Шумер: рождение цивилизации.

Знать понятие государство, чинивнки, казна, войско, границы. Уметь объяснить разницу понятий закон и обычаи.

Раскрывать смысл понятия государство. Показывать на карте  местоположение государств Месопотамии.

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении

человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в

древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного

устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис»,

«республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства

памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта,

произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

4,10

11

Урок № 11. Культура Шумера.

Знать понятия: пиктография, клинопись. Уметь проанализировать, что способствовало возникновению письменности

Раскрывать смысл понятия государство. Показывать на карте  местоположение государств Месопотамии.

6,10

12

Урок № 12. Древний Вавилон.

Знать понятия государство, монархия, деспотия. Уметь оценить значение появления законадательства и его классовую направленность

Описывать памятники культуры.

Характеризовать особенности шумерской культуры

11,10

13

Урок № 13. Страна на берегах Нила и ее жители.

Знать понятия госудорство. папирус, дельта, фараон. Уметь показывать по карте Древний Египет. Х-ть природные условия дельты Нила с позиции влияния природных условий ни развитие хозяйства, занятий людей, форм организации труда.

Вырабатывать умения

работать с картой с целью получения  информации. Использовать умения ориентироваться по карте, полученные  на уроках географии

13,10

14

Урок № 14. Мир пирамид. Общество Древнего Египта.

Знать смысл строительства пирамид для фараонов как символа власти и величия, что такое мумия. Уметь выделить общие черты управления Египтом и Вавилоном

Составлять описание

Пирамид, их назначения.

Раскрыть двойной смысл понятия «пирамида»

18,10

15

Урок № 15. Могущество Древнего Египта. Письменность египтян.

Знать понятия:колесницы, дротики, войско, рабы, завоевательные походы. Уметь раскрывать причины и последствия завоевательных походов фараонов Египта

Выявлять на основе текста причины могущества Древнего Егитпта.

20,10

16

Урок № 16. Верования древних египтян.

Знать понятия :миф. религия, боги, жрецы, язычество. Уметь х-ть особенности верований египтян, извлекать сведения из документа и мифов о жизни древних египтян

Сравнивать верования разных народов. Рассказывать о культуре Древнего Египта.

Тест 3

25,10

17

Урок № 17. Финикия – страна мореплавателей.

Знать понятия:колонии, алфавит, Карфаген. Уметь х-ть основные достижения финикийцев

Раскрывать сущность понятия «колония»,обозначать на карте морские пути финикийцев.

27,10

18

Урок № 18. Древняя Палестина.

Знать понятия библейский миф. Уметь ответить на вопрос как евреи оказались в Палестине, что способствовало процветанию Израиля во время правления Соломона.

Сопоставлять события, произошедшие в странах, религию.

29,10

19

Урок № 19. Библейские пророки. Религия древних евреев.

Знать понятия Библия, Ветхий Завет, предания, заповеди. Уметь объяснять монотеизм, единобожие, религия

Определять нравственную ценность

древнейших заповедей

10,11

20

Урок № 20. Ассирийская империя.

Знать о месте Ассирийской державы в истории Древнего мира и значении культуры Ассирии для развития цивилизации

Характеризовать особенности жизни  народов Ассирии, показывать на карте направления  ассирийских завоеваний

15,11

21

Урок № 21. Нововавилонское царство.

Знать о следе нововавилонских царей в истории как центре миррвой торговли, висячии сады-седьмое чудо света

Прослеживать изменении, произошедшие в Междуречье  в VII в. До н.э.

17,11

22

Урок № 22. Древняя Персия.

Знать основные понятия: держава,»Царь царей» Уметь х-ть особенности гос. устройства Персии, сравнивать Египет и Персию

Раскрывать смысл  понятий: зороастризм, сатрапии, «гвардия бессмертных»

22,11

23

Урок № 23. Ранние цивилизации Древней Индии.

Знать понятия:джунгли, каста, брахманы, Будда. Уметь х-ть природно-климатические условия, занятия, религию жителей Индии. Уметь анализировать исторические фрагменты из законов Ману и составлять описание представителей индийских каст

Обучать элементам исторического исследования

24,11

24

Урок № 24. Как было устроено общество в древней Индии.

Знать группы насаления и их роль в индийском обществе. Уметь объяснить, что такое касты и как они появились

Анализировать текст учебника, составлять схемы и читать их.

29,11

25

Урок № 25. Первые китайские государства

Знать понятия:  Великий шелковый путь, Великая Китайская стена, конфуцианство, компас

Характеризовать особенности жизни жителей Китая.

1,12

26

Урок № 26. Древняя мудрость. Изобретения китайцев.

Знать понятия:  Великий шелковый путь, Великая Китайская стена, конфуцианство, компас

Определение общечеловеческих ценностей, их значение в жизни общества.

6,12

27

Урок № 27. Повторительно-обобщающий урок. Древний Восток.

Знать значение культурного наследия Древнего Востока. Уметь описывать исторические объекты и культурные памятники, выявлять сходство и различаи в культуре стран Древнего Востока

Обобщать и систематизировать материал

Тест 4

8,12

Раздел 3. Античность (39 уроков).

28

Урок № 28. Что такое Античность. Территория, природа, население Древней Греции.

Знать понятия:ихейцы, дарийцы. Уметь х-ть природно-климатические условия, основные занятия греков, сравнивать их с жителями Древнего Востока

Объяснять смысл понятий: античность, эллины, дорийцы, ионийцы, оливки.

Умения составлять рассказ о жизни древних греков.

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении

человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в

древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного

устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис»,

«республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства

памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта,

произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

13,12

29

Урок № 29. Боги и герои древних греков.

Знать понятия религия, мифология. Уметь показывать зависимость верований от природы, называть имена главных богов

Знать основных мифологических героев Греции

Характеризовать особенности верований древних греков.

15,12

30

Урок № 30. Первые государства на Крите. Минойская цивилизация.

Уметь составить рассказ об образе жизни жителей Ахейской Греции, знать систему управления

Составлять рассказ о жизни населения Крита, занятиях жителей.

20,12

31

Урок № 31. Ахейская Греция.

Уметь составить рассказ об образе жизни жителей Ахейской Греции, знать систему управления

Описывать памятники истории и культуры минойского периода

22,12

32

Урок № 32. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Знать понятия эллины, миф. Уметь рассказать содержание поэм, х-ть героев, их поступки, выссказывать свою точку зрения о значимости поэм

Объяснять смысл  понятий: сказитель-аэд, эпос, гекзаметр.

Тест 5

27,12

33

Урок № 33. Возникновение полиса.

Знать понятия:полис, колония, колонизацияУметь выявить причины возникновения полисов вне Греции, объяснить понятия деиос, аристократия

На основе отрывков из поэм объяснять  отношение греков  к богам и героям

12,01

34

Урок № 34. Великая греческая цивилизация.

Раскрывать смысл понятия цивилизация

17,01

35

Урок № 35. Рождение демократии в Афинах.

Знать понятия демос, граждане, народное собрание, демократия, аэропаг, архонтыУметь объяснять понятие демократия, демос, реформы

Понимать значение термина демократия. Рассказывать , почему возникли и в чем проявлялись демократические порядки. Приводить примеры гражданских поступков.

19,01

36

Урок № 36. Древняя Спарта.

Уметь сравнивать общественные и гос. устройства Афин и Спарты, описать образ жизни спартанцев, воспитание спартанцев

Давать сравнительную

Характеристику политического устройства Афин и Спарты. Рассказывать о спартанском воспитании, определять свое отношение к нему.

24,01

37

Урок № 37. Греко-персидские войны.

Знать понятия:стратег, фаланга, мармфон. Раскрыть причины победы греков при Марафоне, последствия победы Афин над персами

Показывать на карте основные сражения. Составлять схему военных действий битвы при Марафоне. Приводить примеры героизма греков.

Тест 6

26,01

38

Урок № 38. Афины при Перикле.

Составлять  характеристику Перикла как исторического деятеля.

Характеризовать афинскую демократию

31,01

39

Урок № 39. Греческая культура эпохи классики.

Отбирать информацию  из источников, предложенных  учителем

2,02

40

Урок № 40. Философия, наука, образование в Древней Греции.

Оценивать вклад греческих ученых в

  Мировую культуру. Сравнивать обучение в греческих школах с современной школой.

7,02

41

Урок № 41. Олимпийские игры.

Объяснять значение Олимпийских игр в жизни Эллады. Актуализировать знания учащихся об Олимпийских игр в древности  с ссовременностью.

9,02

42

Урок № 42. Жизнь в греческом городе.

Составлять описание жизни взрослого населения Греции.

14,02

43

Урок № 43 Греция подчиняется Македонии.

Объяснять причины могущества Македонии.

Показывать на карте расширение Македонского царства.

16,02

44

Урок № 44. А. Македонский и его завоевания.

Использовать информацию исторической карты для характеристики масштабов завоеваний Александра Македонского. Составлять характеристику исторического деятеля.

21,02

45

Урок № 45. Мир после завоеваний А. Македонского.

Объяснять смысл понятия эллинизм. Описывать памятники культуры эллинизма.

28,02

46

Урок № 46. Повторительно-обобщающий урок. Древняя Греция.

Обобщать и систематизировать истерический материал.

Тест 7

2,03

47

Урок № 47. Природа Италии, ее население.

Составлять описание условий жизни населения Апеннинского полуострова. Оценивать  достижения этруссков.

7,03

48

Урок № 48. Рим эпохи царей.

Характеризовать управление Римом в царскую эпоху. Раскрывать смысл понятий патриций, плебей.

9,03

49

Урок № 49. Римская республика.

Раскрыть значение понятий республика, консул, трибун, сенат. Объяснять сущность республиканского правление в Риме.

14,03

50

Урок № 50. Римская семья, нравы и религия.

Называть особенности римской семьи, приводить примеры семейных отношений. Сравнивать верования римлян и греков.

16,03

51

Урок № 51. Рим завоевывает Италию.

Объяснять значение понятий стратег, легион. Объяснять изменения в обществе, произошедшие  в результате экспансии римлян.

21,03

52

Урок № 52. Пунические войны.

Характеризовать причины и итоги войн Рима. Составлять хронологическую таблицу войн и главных сражений. Высказывать свою оценку завоеваний Рима.

23,03

53

Урок № 53. Рим превращается в мировую державу.

Объяснять изменения в обществе и государстве, происходящие в результате превращения Рима в мировую державу.

4,04

54

Урок № 54. Земельные реформы братьев Гракхов.

Объяснять смысл понятий реформа, Давать оценку деятельности братьев Гракхов.

6,04

55

Урок № 55. Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака.

Объяснять изменения  в положение римских рабов. Сравнивать положение рабов в Древнем Риме и  Древней Греции

11,04

56

Урок № 56. Гражданские войны. Гибель Республики.

Выделять факты, объяснять смысл понятий: популяр, военная реформа, террор, проскрипции, триумвират.

13,04

57

Урок № 57. Диктатура Юлия Цезаря.

Составлять характеристику исторического деятеля,Сравнивать политические изменения в Риме при Цезаре с предшествующим периодом

18,04

58

Урок № 58. Рим становится империей.

Раскрывать смысл  с понятия империя.

Составлять хронологическую таблицу.

20,04

59

Урок № 59. Преемники императора Августа.

Выявлять на основе текста учебника изменения, произошедшие в государстве при Октавиане  Августе

25,04

60

Урок № 60. Возникновение христианства.

Раскрывать значение понятий Новый Завет, Евангелие, святой, мученик.Составлять рассказ о судьбах первых христиан

27,04

61

Урок № 61. «Золотой век» Римской империи.

Составлять описание  архитектурных памятников, произведений искусства, используя тест и иллюстрации учебника.

Тест 8

4,05

62

Урок № 62. Римляне в повседневной жизни.

Описывать жизнь римлян, принадлежащих к различным слоям общества. Сравнивать жизнь, нравы  римлян и греков.

11,05

63

Урок № 63. Римская империя в III-IV вв.

Характеризовать изменения,  произошедшие в жизни рабов.

16,05

64

Урок № 64. Падение Западной Римской империи.

Объяснять причины распада Римской империи. Показывать на карте  направления переселений варварских племен.

18,05

65

Урок № 65. Повторительно-обобщающий урок. «Древний Рим».

Сравнивать положение человека и общественно-политическую жизнь в античном и современном мире. Приводить  примеры  влияния  древневосточного и античного наследия на современную жизнь. Высказывать аргументированные суждения о личностных качествах человека, которые высоко ценились в Древнем мире.

Тест 9

23,05

66

Урок № 66. Повторительно-обобщающий урок. «Античность».

Сравнивать положение человека и общественно-политическую жизнь в античном и современном мире. Приводить  примеры  влияния  древневосточного и античного наследия на современную жизнь. Высказывать аргументированные суждения о личностных качествах человека, которые высоко ценились в Древнем мире.

25,05

Заключительное повторение (2 урока).

67

Урок № 67. Повторительно-обобщающий урок. «История Древнего мира».

Сравнивать положение человека и общественно-политическую жизнь в античном и современном мире. Приводить  примеры  влияния  древневосточного и античного наследия на современную жизнь. Высказывать аргументированные суждения о личностных качествах человека, которые высоко ценились в Древнем мире.

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в

древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Самостоятельное изучение

68

Урок № 68. Повторительно-обобщающий урок. «История Древнего мира».

Сравнивать положение человека и общественно-политическую жизнь в античном и современном мире. Приводить  примеры  влияния  древневосточного и античного наследия на современную жизнь. Высказывать аргументированные суждения о личностных качествах человека, которые высоко ценились в Древнем мире.

Самостоятельное изучение

Итого: 68 уроков.



 

Содержание курса

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. 1 час.

Первобытность. 6 часа.

Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.1час

Древний Восток. 18 часов.

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Итоговое обобщение. 1 часа.

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Древняя Греция. 20 часов.

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Итоговое обобщение. 2 часа.

Древний Рим. 17 часов.

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

Итоговое обобщение. 2 часа.

Историческое и культурное наследие Древнего мира. Повторение и обобщение по курсу «История Древнего мира». 2 часа.

                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...