«Мультимедийная презентация на уроках истории как средство повышения уровня восприятия информации учащихся»
учебно-методический материал по истории на тему
Психологами установлено, что человек запоминает и усваивает:
• 10% того, что читает
• 20% того, что слышит
• 30% того, что видит
• 50% того, что видит и слышит
• 80% того, что говорит
• 90% того, что говорит и делает.
В связи с этим использование мультимедийных ИКТ на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память, а также позволяет в интересной форме работать с терминами, понятиями, анимированными картами, видеть исторический материал в видеороликах и на фотографиях и закреплять его, что способствует систематизации знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_multimedia_v_obrazovanii.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТОЛЬЯТТИНСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Управление дополнительного профессионального образования
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
курсов повышения квалификации по Именному образовательному чеку
по программе «Инновационные технологии применения мультимедиа в образовании»
Тема: «Мультимедийная презентация на уроках истории как средство повышения уровня восприятия информации учащихся»
Выполнила: Левшенкова Лилия Владимировна,
МБУ средняя школа № 31 ____________
(подпись)
Проверила: Гущина О.М.,
Тольяттинский государственный
университет ___________
(подпись)
Тольятти, 2015 г.
с 23.03.15 по 27.03.15
Содержание
1. Введение. Актуальность выбранной темы. Цель и задачи работы.
2. Основная часть.
2.1 Введение в обозначенную проблему, пути ее решения.
2.2 Разработка мультимедийной презентации к уроку истории в 6 классе
(изучение новой темы «Монгольское нашествие на Русь»)
2.3 Результаты внедрения мультимедийного продукта.
3. Заключение. Роль мультимедийных презентаций в повышении уровня восприятия информации учащихся на уроках истории.
4. Список используемой литературы.
Введение
В наш информационный 21 век большое влияние на обучение и воспитание ребенка, его восприятие окружающего мира оказывает мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров. Поэтому перед системой образования стоит актуальная задача научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в познавательной и практической деятельности огромные массивы информации.
Психологами установлено, что человек запоминает и усваивает:
- 10% того, что читает
- 20% того, что слышит
- 30% того, что видит
- 50% того, что видит и слышит
- 80% того, что говорит
- 90% того, что говорит и делает.
В связи с этим использование мультимедийных ИКТ на уроках истории способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память, а также позволяет в интересной форме работать с терминами, понятиями, анимированными картами, видеть исторический материал в видеороликах и на фотографиях и закреплять его, что способствует систематизации знаний.
Внедрение интерактивных технологий имеет ряд преимуществ:
- Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий
- Широко использовать показ репродукций картин художников
- Демонстрировать графический материал (таблицы, схемы)
4. «Оживлять карты»
5. Активизировать учебный процесс и т.д.
Интерактивные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения:
- как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного;
- как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков;
- как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы
На этапе изучения нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно подать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, использовать влияние на все виды памяти. На этапе закрепления и контроля возможно использование электронных тестовых заданий, которые позволяют оценить знания ученика не только учителем, но и им самим. Кроме того, у учащихся появляется возможность стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах.
Цель работы: Определить роль мультимедийных презентаций на уроках истории в повышении уровня восприятия информации учащихся. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме, а также литературу по вопросам внедрения мультимедийных технологий в систему образования
- Разработать мультимедийный продукт (презентацию) к уроку истории.
- Определить особенности и возможности использования мультимедийных презентаций на уроках истории для повышения уровня восприятия информации учащихся.
Мультимедийная презентация на уроках истории как средство повышения уровня восприятия информации учащихся
Проблема использования наглядности на уроках истории является "вечной", ибо дети при изучении далекого прошлого имеют дело с объектами, которые в большинстве своем можно только представить или вообразить в своем первозданном виде. Всплеск интереса к этой теме в методической литературе и создание комплектов наглядных пособий для школы пришлись на вторую половину XX века (Г.И. Годер, П.В. Гора, Г.М. Донской, Ф.П. Коровкин, B. C. Мурзаев, Д.Н. Никифоров и др.). С течением времени школы утратили старые пособия, и сегодня не имеют возможности приобрести новые, ввиду их отсутствия, старые методические разработки по наглядности уже потеряли свою актуальность.
Учитель истории сегодня должен руководствоваться "подручными" средствами (иллюстрациями в учебниках, картами в атласах, меловыми схемами на доске) и самостоятельно изготавливать объемные наглядные пособия. В современное время отличным инструментом для решения проблемы наглядности и повышения восприятия учащимися изучаемой информации становится мультимедийная презентация. При изучении истории она становится важным средством визуализации, и собственно представления информации. Современные учебные презентации это уже не просто набор слайдов с картинками и текстом. Наибольшего эффекта можно добиться, создавая интерактивные презентации, с использование многочисленных технических средств (триггеры, гиперссылки, анимированные указки и т.п.).
Все презентации, используемые на уроках можно свести к трем основным типам. Во-первых, это компьютерный диафильм с использованием анимации, во-вторых, презентации для уроков обобщения и повторения, в-третьих, простые презентации с показом информации в виде текста, рисунков, фотографий и видеофрагментов. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 2-2,5 часов. Зато готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.
К преимуществам использования презентаций можно отнести следующее:
1. Преподаватель сам конструирует урок;
2. Появляется возможность использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.);
3. Позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране;
4. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.
5. Урок становится более ярким и «живым».
В своей работе я использую презентации на уроках изучения нового материала. За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые системы уроков, то есть, начиная с первого урока и до последнего, так и отдельные мультимедийные презентации. Например, по разделу «Россия в первой половине XIX века», «Древняя Греция», «Экономическая сфера жизни общества», «Духовная сфера жизни общества», «Административное право» и т.д. Опыт работы показывает, что целесообразно использовать данную модель информатизации на уроке не более 10-15 мин., что связано с утомляемостью обучающихся. Если презентация используется на всем протяжении урока, т.е. является его основой, то ее необходимо сочетать с другими формами работы. На уроках повторительно-обобщающего типа я использую метод интерактивных игр, когда составляются презентации по типу «Своей игры». Такая форма организации урока позволяет охватить большой по объему изученный материал, включать различного рода иллюстрации, фрагменты карт, фото и виде материалы, элементы анимации и звукового сопровождения. Метод интерактивных игр применяется во всех классах, при изучении истории и обществознания. Мною разработано несколько таких игр: «Загадки Древнего Египта», «Путешествие в Древнюю Грецию», «По страницам истории Древнего Рима», «Средневековое путешествие», «Человек среди людей», «Культурное наследие XIX века», «Петровская Россия», «Все чудеса света», «Политика и власть», «Династия Романовых», «Россия на войне».
Представленная мною презентация «Монгольское нашествие на Русь» предназначена для проведения уроков истории в шестом классе. Использование данного мультимедийного ресурса поможет школьникам сделать вывод об итогах монгольского вторжения, изучить ход событий того периода, понять причины того, почему Русь не смогла отразить атаки врага и столько времени мучилась под его игом, расскажет о монголо-татарском нашествии на Русь, самом разрушительном и болезненном для нашей страны историческом событии. В презентации материалы урока логично и доступно изложены. Чередование текстового и иллюстративного наполнения способствует более эмоциональному восприятию темы и запоминанию исторических событий. Яркий цвет шрифта и анимационные эффекты выделяют из контекста ключевые даты и события, которые школьникам необходимо прочно запомнить. В качестве иллюстраций в показ были включены не только исторические карты и работы известных художников, но и фотографии архитектурных памятников. На уроке планируется демонстрация следующих разделов, расположенных на двадцати девяти слайдах:
- образование монгольской державы;
- организация войска (особенности конницы);
- империя при Чингисхане;
- битва на Калке;
- нашествие Батыя на Русь;
- Евпатий Коловрат (героическое сражение);
- последствия монгольского нашествия;
- задание на дом.
Эффективность использования подобных презентаций подтверждается в результатах анкетирования, которое проводилось среди учащихся с целью изучения роли данного образовательного ресурса в проведении уроков:
а) необходимость проведения уроков с использованием мультимедийных презентаций признают 100% опрошенных учащихся;
б) 87% опрошенных считают, что уроки с использованием мультимедийных презентаций заинтересовывают в теме урока, привлекают сменой видов деятельности и наглядностью;
в) 59% опрошенных признали, что именно уроки с использованием мультимедийных презентаций подтолкнули их к началу проектной деятельности и работе в научном обществе учащихся;
г) 86% опрошенных считают, что именно уроки с использованием мультимедийных презентаций помогли им овладеть навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта, созданного в результате (будь то презентация, доклад и т.д.).
Таким образом, использование мультимедийных презентаций на уроках истории помогает учителю повышать как уровень восприятия детьми новой информации, так и их мотивацию к обучению, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения:
- психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор детей;
- повышает успеваемость и улучшает дисциплину на уроке;
- способствует более полному усвоению теоретического материала;
- способствует формированию умения кратко и четко формулировать свою точку зрения;
- повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Использование мультимедийных технологий облегчает процесс усвоения и запоминания, позволяет сделать урок более динамичным и интересным, "погрузить" ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом. ИКТ позволяет стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельность учащегося.
Список использованной литературы
Аствацатуров Г. Технология конструирования мультимедийного урока / Г. Аствацатуров // Учитель истории. - 2002. - №2. - 2-6с.
Дуброва Т. А. Использование ИКТ на уроках профессионального цикла. - http://festival.1september.ru/articles/567591/
Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории/С.П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. - 2005. - №8. - 68с.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2007.
Интернет в гуманитарном образовании/ [Под ред. Полат Е. С.]. - М.: Владос, 2001. - 272с. - 169с.
Информационные технологии в образовании-2010 ("ИТО-Ростов-2010"): Сборник научных трудов участников X научно-практической конференции-выставки. - http://window.edu.ru/resource/076/72076/files/ito-rostov2010
Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания в школе/А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2005. - №7.
Калуцкая Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы / Е.К. Калуцкая // Преподавание истории в школе. - 2008. - №3. - с.3-6.
Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории/ М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - 3-8с.
Нафонова М.М. Использование современных технологий обучения на уроках истории. - http://podelise.ru/docs/14271/index-5766.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дифференцированное обучение как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся на уроках математики в условиях вечерней школы"
Презентация по теме: "Дифференцированное обучение в услових вечерней школы"...
Нестандартные формы проведения уроков математики в школе как средство повышения уровня познавательной активности учащихся
Еще с давних времен существует процесс обучения молодого поколения, т. е. передача опыта старшим поколением младшему. И всегда существовала проблема поддержания у учащихся интереса к изучаемому матери...
Моделирование тестовых заданий на уроках информатики как средство повышения уровня знаний, умений учащихся, интереса к предмету.
Моделирование тестовых заданий на уроках информатики как средство повышения уровня знаний, умений учащихся, интереса к предмету....
Дифференцированное обучение как средство повышения уровня учебной мотивации учащихся на уроках математики в условиях Лицея
Описание результатов работы над мтодической темой...
выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной направленности обучения"
выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной на...
«Развитие мотивации на уроках истории, как средство повышения качества знаний учащихся»
Обобщение опыта работы усителя истори и обществознания о используемых методах, приемах и технологиях на уроках истории и обществознания с целью повышения качества знаний учащихся....
Развитие мотивации на уроках информатики как средство повышения уровня обученности учащихся
В свете новых требований, которые выдвигает новый ФГОС к уровню обученности воспитанников, процесс обучения должен привести к формированию результатов:личностных, включающих в себя готовность и способ...