Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории :" Мы славяне"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Ельцова Наталья Викторовна

Владимир Путин отметил, что в стране есть национальная идея, это патриотизм, никакой другой идеи придумывать не надо. Основная цель методической разработки - это воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; изучению истории своего народа. Данная разработка предназначена для учащихся 6 – х классов и может быть проведена как соревнование команд нескольких классов 6-й параллели, либо адаптирована как повторительно – обобщающий урок после прохождения тем: «Древняя Русь» и «Русские земли и княжества в XII-XIII веках».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myi-slavyane.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Мы – славяне»

Данная разработка предназначена для учащихся 6 – х классов и может быть проведена как соревнование команд нескольких классов 6-й параллели, либо адаптирована как повторительно – обобщающий урок после прохождения тем: «Древняя Русь» и «Русские земли и княжества в XII-XIII веках». Исходя из специфики ученической аудитории, объема, учебного времени, выбранной формы проведения игры, учитель может сократить количество этапов игры и объем вопросов и заданий на каждом этапе. Начинается мероприятие с представления жюри, которое, как правило, состоит из учителей, родителей, библиотечных работников и старшеклассников. В конце игры выявляется команда – победитель либо наиболее подготовленные по теме ученики.

I этап игры

Историческое лото.

К заполненной второй колонке игрового поля игрокам предстоит подобрать карточки с датами.

В заполненном виде игровое поле выглядит следующим образом:

Дата

Событие

1097

Съезд князей в Любече

1237-1238

Поход Батыя на Северо- Восточную Русь

862

Призвание варягов

1019-1054

Правления Ярослава Мудрого

1147

Первое упоминание о Москве в летописи

988

Крещение Руси

980

Языческая реформа

1223

Битва на реке Калке

1242

«Ледовое побоище»

1240

Невская битва

945

Восстание древлян

1239-1241

Поход хана Батыя на Южную и Юго- Западную Русь

II этап игры

Узнай исторического деятеля

Предлагаем ученикам определить о ком идет речь

  1. По легенде начало русской княжеской династии на Руси положил призванный на Русь новгородцами в 862г. князь:

       А) Аскольд        Б) Дир         В) Олег         Г) Рюрик

2) «…И легко ходил в походах, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса. Не имел он шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах…И посылал в иные земли гонцов со словами: «Иду на вы». О каком князе идет речь:

А) Олег                                                             В) Игорь

Б) Святослав                                                   Г) Владимир

3. Еще в начале X века на Руси начала распространяться славянская письменность, созданная:

А) Ярославом Мудрым                                 В) Борисом и Глебом

Б) Кириллом и Мефодием                           Г) Нестором

4. «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь. Леность ведь мать всему дурному»,- поучал своих сыновей

А) Святополк                                                   В) Игорь Старый

Б) Ярослав Мудрый                                       Г) Владимир Мономах

5.Этот князь» заслужил в летописях имя Мудрого; не приобретая оружием новых земель, но возвратил утраченное Россией в бедствиях междоусобиц. Сему князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских уставов…» Эти слова Н.М. Карамзина относятся к князю:

А) Владимиру                                                   В) Ярославу

Б) Олегу                                                              Г) Мстиславу

6.Русский князь, опытный военачальник, вдохновитель и руководитель военных походов против половцев в XII веке. Ему удалось прекратить княжеские междоусобицы и усилить Киевскую Русь. По имени матери (дочери византийского императора) получил прозвище, под которым и вошел в историю. Это князь:

А) Владимир Всеволодович                          В) Изяслав Ярославич

Б) Мстислав Владимирович                           Г) Владимир Святославич

7.С его именем связано суздальское княжение, постоянные вмешательства в дела соседей, а также приглашение князя Святослава Ольговича в 1147 году в Москву:

А) Юрий Долгорукий                                       В) Андрей Боголюбский

Б) Владимир Мономах                                    Г) Всеволод Большое Гнездо

8. Сочинение книг, составление летописей, возведение новых храмов и крепостей, расцвет торговли и ремесел- все это характерно для периода наивысшего расцвета Галицкого, княжества который пришелся на правление:

А) Владимира Володаровича                          В) Василько Ростиславича        

Б) Ярослава Осмомысла                                   Г) Владимира Ярославича

III этап игры

При каком князе впервые:

Учитель в зависимости от возможности ученической аудитории и объема учебного времени, отведенного на игру, сам определяет количество вопросов на указанном этапе.

  1. Киев стал стольным градом?  (при князе Олеге)
  2. Древняя Русь изменила веру?  (при Владимире IКрасное солнышко)
  3. Появился первый письменный свод законов?  (при Ярославе Мудром)
  4. Был заложен Московский Кремль?  (при Юрии Долгоруком)
  5. Отражен набег хазар? (при князе Олеге)
  6. Было положено начало организованной системе налогообложения? (при Ольге)
  7. Началось строительство оборонительных крепостей на юге страны?

(при Владимире I Святом)

  1. Были созданы библиотеки при монастырях? (при Ярославе Мудром)
  2. Утвердились династические браки? (при Ярославе Мудром)
  3. На Руси стали отмечать праздник Спаса? (при Андрее Боголюбском, в августе)

     

IV этап игры

Что означают слова?

На данном этапе командам следует дать определения понятиям. Приводим перечень понятий применительно к 2 играющим командам.

Карточка №1

Карточка№2

1. «из варяг в греки»

1.князь

2.дань

2.язычество

3.летопись

3. «Русская правда»

4.полюдье

4.дружина

5.вече

5.вира

6.баскаки

6.Золотая орда

7.курултай

7.гости

8.вотчина

8.полюдье

9.жито

9. закупы

10.волхвы

10 тризна

Команды получают карточки с 6-7 понятиями (разными у каждой команды) и после недолгой подготовки зачитывают формулировки и дают свои варианты ответов.

 

V этап игры

«Рукописи, разлетевшиеся под ветром»

Участники знакомятся с фрагментами текстов и определяют из каких источников эти фрагменты заимствованы.

Текст 1.

«Из того ли – то из города из Мурома,

Из того села Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме,

Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев- город.

Да подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным –черно,

А черным- черно, как черна ворона…

Он как стал – то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть,

Ай побил он эту силу всю великую…»

(из былины» Илья Муромец и Соловей Разбойник»)

Текст 2.

«Поляне жили в те времена отдельно и управлялись своими родами и каждый управлял самостоятельно. И было три брата: один по имени Кий, другой- Щек и третий – Хорив, а сестра их была Лыбедь. И построили городок во имя старшего брата и назвали его Киев. И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей- свое, а у славян в Новгороде- свое. Все эти племена имели свои обычаи, законы своих отцов, и предания, и каждый- свой нрав.»

(из «Повести временных лет)

Текст 3.

«1.Если убьет свободны человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого; если убитый будет русин, или гридин, или купчина, или ябедник, или мечник, если он изгой будет, или словенин, то уплатить за него 40 гривен.

  6. Если палец отрубит какой- то, то заплатить потерпевшему 3 гривны за обиду».

(из «Русской Правды»)

 

Текст 4.

«Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из Северной земли, собрал силу великую и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород, князю Александру говоря:» Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою»

(из «Сказания о житии Александра Невского» )

Ира заканчивается подведением итогов, награждением победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории. Интерактивная экскурсия «Повседневная жизнь русского народа во времена Кузьмы Минина»

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов. Интерактивная экскурсия "Повседневная жизнь россиян во времена Кузьмы Минина"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории Смоленщины на тему: «Сторона моя родная»

В современных условиях значительно возросла роль ис­тории краев, областей, районов, городов, сельских населен­ных пунктов в воспитании чувства патриотизма, националь­ной гордости, интернационализма у ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории «Клип-конкурс «Песни Великой войны» »

Цель: воспитание   чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах  песен военных лет.Задачи:• расширение  представления  обучающихся   об...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории "Путешествие по Древней Руси"

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса. Форма - урок-игра; урок-путешествие...

методическая разработка внеклассного мероприятия по истории

в файле присутствует презентация и методические рекомендации по работе с ней...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории , приуроченного к 350-летию со дня рождения Петра Великого. Исторический квиз.

Разработка внеклассного занятия с использованием цифровых технологий.Внеклассное мероприятие, посвященное 350-летию со дня рождения Петра Великого.«Россия эпохи Петра 1»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории в 8 классе по теме "И вечной памятью двенадцатого года..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории в 8 классе по теме И вечной памятью двенадцатого года......